Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Соционика и популярная психология Сергей Есенин и его социотип


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск № 15, 6 ноября 2005 г.

Название имеет значение

На сайте www.socioniko.net появилась статья Дмитрия Павлова "Название имеет значение", посвящённая проблеме различных псевдонимов соционических типов. В рассылку мы её, к сожалению, не можем поместить из-за сложного форматирования. Однако если Вам интересна эта проблема, Вы можете скачать ZIP-архив со статьёй, щёлкнув по следующей ссылке:

http://www.socioniko.net/ru/articles/Name_Matters.zip

Статья М.Гута, помещённая в данном выпуске, тоже затрагивает тему наименований, так как её автор предлагает пересмотреть мнение о социотипе С.Есенина, чья фамилия уже стала псевдонимом одного из типов. Два года лежала статья в портфеле редакции, и вот, кажется, пришло время для дискуссии – по ТВ демонстрируется биографический сериал о поэте, который, может быть, иллюстрирует, а может, и опровергает (судите сами) мнение М.Гута.

Верификация
типа информационного метаболизма
поэта Сергея Есенина

Михаил Гут (Гомель),
Электронный адрес: gutm СОБАКА mail.ru *

* Адрес записывается в такой неудобной форме с единственной целью – для защиты от спамеров.

 

В настоящее время в соционической литературе считается чем-то само собой разумеющимся, что поэт Сергей Есенин был интуитивно-этическим интровертом (ИЭИ, INFP). Однако до сих пор автору неизвестны какие-либо исследования, которые достоверно могли бы подтвердить данную точку зрения. Проведенный автором анализ стихов С.Есенина, а также биографических воспоминаний людей, хорошо знавших С.Есенина, позволил сделать вывод, что утверждение о том, что ТИМ С.Есенина – ИЭИ (INFP), является ошибочным. Каков же истинный ТИМ С.Есенина? Чтобы узнать это, приступим к анализу его творчества и биографических материалов.

Информационный  анализ  стихов  С.Есенина.

Когда начинаешь читать стихи С.Есенина, то первое, что бросается в глаза, это перенасыщенность стихов мастерскими образными описаниями картин природы, крестьянского быта, деревни, людей. Описания очень красивые, внешне видимые, преимущественно статичные, можно сказать – пейзажные. Как  известно в соционике, внешне видимые статичные описания объектов информационно относятся к инфоаспекту чёрной сенсорики (внешняя статика тела). Приведем некоторое количество цитат из стихов С.Есенина, хорошо иллюстрирующих вышесказанное.

[1], с.21:

                                   Там, где капустные грядки
                                   Красной водой поливает восход,
                                   Олененочек маленький матке
                                   Зеленое вымя сосет.

            [1], с.24:

                                   За горами, за желтыми долами
                                   Протянулась тропа деревень.
                                   Вижу лес и вечернее полымя,
                                   И обвитый  крапивой плетень.

                                   Там с утра над церковными главами
                                   Голубеет небесный песок,
                                   И звенит придорожными травами
                                   От озер водяной ветерок.

            [1], с.25:

                                   Опять раскинулся узорно
                                   Над белым полем багрянец,
                                   И заливается задорно
                                   Нижегородский бубенец.

                                   Под затуманенною дымкой
                                   Ты кажешь девичью красу,
                                   И треплет ветер под косынкой
                                   Рыжеволосую косу.

            [1], с.26:

                                   Ты поила коня из горстей в поводу,
                                   Отражаясь, березы ломались в пруду.                             

                                   Я смотрел из окошка на синий платок,
                                   Кудри черные змейно трепал ветерок.

            [1], с.29:

                                   Сыплет черемуха снегом,
                                   Зелень в цвету и росе.
                                   В поле, склоняясь к побегам,
                                   Ходят грачи в полосе.

            [1], с.31:

                                   Задымился вечер, дремлет кот на брусе,
                                   Кто-то помолился: ”Господи Исусе”.

                                   Полыхают зори, курятся туманы,
                                   Над резным окошком занавес багряный.

                                   Вьются паутины с золотой повети,
                                   Где-то мышь скребется в затворенной клети...

                                   У лесной поляны – в свяслах копны хлеба,
                                   Ели, словно копья, уперлися в небо.

                                   Закадили дымом под росою рощи...
                                   В сердце почивают тишина и мощи.

            [1], с.34:

                                   Пахнет рыхлыми драченами,
                                   У порога в дежке квас,
                                   Над печурками точеными
                                   Тараканы лезут в паз.

                                   Вьется сажа над заслонкою,
                                   В печке нитки попелиц,
                                   А на лавке за солонкою –
                                   Шелуха сырых яиц.

[1], с.37:

                                   Сохнет стаявшая глина,
                                   На сугорьях гниль опенок.
                                   Пляшет ветер по равнинам,
                                   Рыжий ласковый осленок.

                                   Пахнет вербой и смолою.
                                   Синь то дремлет, то вздыхает.
                                   У лесного аналоя
                                   Воробей псалтырь читает.

                                   Прошлогодний лист в овраге
                                   Средь кустов – как ворох меди.
                                   Кто-то в солнечной сермяге
                                   На осленке рыжем едет.

            [1], с.39:

                                   Край ты мой заброшенный,
                                   Край ты мой, пустырь.
                                   Сенокос некошеный,
                                   Лес да монастырь.

                                   Избы забоченились,
                                   А и всех-то пять.
                                   Крыши их запенились
                                   В заревую гать.

                                   Под соломой-ризою
                                   Выструги стропил,
                                   Ветер плесень сизую
                                   Солнцем окропил.

            [1], с.51:

                                   Под красным вязом крыльцо и двор,
                                   Луна над крышей, как злат бугор.
                                   На синих окнах накапан  лик:
                                   Бредет по туче седой старик.

Подобных цитат, демонстрирующих  доминирование в стихах С.Есенина инфоаспекта черной сенсорики, при желании можно было бы привести в десятки раз больше. Но это не имеет особого смысла, поскольку любой желающий может взять в руки томик стихов С.Есенина и убедиться самостоятельно, что его стихи насквозь пропитаны внешне-описательными картинами природы, быта и людей. В приведенных цитатах как редкие вкрапления встречаются строки, информационно относящиеся к инфоаспекту белой сенсорики (внешняя динамика поля). Это следующие выражения: пахнет рыхлыми драченами; пляшет ветер по равнинам; пахнет вербой и смолою; кудри трепал ветерок.

Второе, что бросается в глаза при чтении стихов С.Есенина, это очень часто встречающееся выражение субъективного отношения автора (преимущественно любви и восхищения) к описываемым красотам природы, деревни, Родины, людей. Информационно это относится к инфоаспекту белой этики (внутренняя статика поля). Проиллюстрируем это с помощью характерных цитат, где очевидным образом видна неразрывная связь информации сразу по двум инфоаспектам – черной сенсорике и белой этике.

            [1], с.31:

                                   Край любимый! Сердцу снятся
                                   Скирды солнца в водах лонных.
                                   Я хотел бы затеряться
                                   В зеленях твоих стозвонных.

            [1], с.35:

                                   Гой ты, Русь, моя родная,
                                   Хаты – в ризах образа...
                                   Не видать конца и края –
                                   Только синь сосет глаза.

            [1], с.40:

                                   Черная, потом пропахшая выть!
                                   Как мне тебя не ласкать, не любить?
                                   Выйду на озеро в синюю гать,
                                   К сердцу вечерняя льнет благодать.

            [1], с.42:

                                   О сторона ковыльной пущи,
                                   Ты сердцу ровностью близка,
                                   Но и в твоей таится гуще
                                   Солончаковая тоска.

                                   И ты, как я, в печальной требе,
                                   Забыв, кто друг тебе и враг,
                                   О  розовом тоскуешь небе
                                   И голубиных облаках.

            [1], с.43:

                                   Я снова здесь, в семье родной,
                                   Мой край, задумчивый и нежный!
                                   Кудрявый сумрак за горой
                                   Рукою машет белоснежной.

            [1], с.49:

                                   О Русь – малиновое поле
                                   И синь, упавшая в реку, –
                                   Люблю до радости и боли
                                   Твою озерную тоску.

            [1], с.54:

                                   Весна  на радость не похожа,
                                   И не от солнца желт песок.
                                   Твоя обветренная кожа
                                   Лучила гречневый пушок.

                                   У голубого водопоя
                                   На шишкоперой лебеде
                                   Мы поклялись, что будем двое
                                   И не расстанемся нигде.

                                   Кадила темь, и ветер тощий
                                   Свивался в огненной резьбе,
                                   Я проводил тебя до рощи,
                                   К твоей родительской избе.

                                   И долго-долго в дреме зыбкой
                                   Я оторвать не мог лица,
                                   Когда ты с ласковой улыбкой
                                   Махал мне шапкою с крыльца.

Таким образом, информационный анализ стихов С.Есенина показывает подавляющее преобладание в них информации, соответствующей инфоаспектам черной сенсорики и белой этики, с доминированием информации по черной сенсорике. Это позволяет предположить, что ТИМ  С.Есенина – сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ, ESFP).

Анализ  биографических  воспоминаний современников
о  Сергее  Есенине.

Все современники в один голос описывают С.Есенина как очень общительного, весёлого, задиристого, а порой и драчливого человека, что в целом говорит о его ярко выраженной экстраверсии.

Из воспоминаний Е.А.Есениной, [2], с.89:

Он был человеком очень общительным, любил людей. Любил поделиться с близкими своими мыслями, новыми стихами.

Вокруг Сергея всегда царило оживление. Все жили с ним одними интересами. Если это поход в театр или кино, то идут все, кто в этот момент присутствует, если это вечеринка, то все веселятся, если это деловой разговор, то в нем принимают участие все, кто есть

Из воспоминаний Н.П.Калинкина, [2], с.97:

Есенин уже тогда выделялся среди нас. И учителя и мы, ученики, любили его за прямоту и веселый нрав. Был он первый заводила, бедовый и драчливый, как петух. Это он, верно, писал о себе позднее в стихах:

                                               Худощавый и низкорослый,
                                               Средь мальчишек всегда герой,
                                               Часто, часто с разбитым носом
                                               Приходил я к себе домой”.

Из воспоминаний Д.Н.Семеновского, [2], с.139:

Обаяние Есенина привлекало к нему самых различных людей. Где бы ни появлялся этот симпатичный, одаренный юноша, всюду он вызывал у окружающих внимание и интерес к себе. За его отрочески нежной наружностью чувствовался пылкий, волевой характер, угадывалось большое душевное богатство”.

Из воспоминаний Е.М.Хитрова, [2], с.100:

В школе всегда был весел и жизнерадостен, и этим был приятен. Правда, этим же и досаждал: в классе во время уроков не посидит смирно, постоянно пересмеивается, переглядывается, и чуть что – фыркнет на весь класс и разразится самым неудержимым смехом. Приятен был и тем, что ходил всегда чистый, опрятный. Не любил только стричься. В целях гигиены мы требовали от своих учеников стрижки наголо. Есенин с большим неудовольствием подчинялся необходимости расстаться со своими кудрями. Играл с товарищами чрезвычайно бурно, не щадя ни себя, ни своей одежды”.

Целый ряд современников отмечают, что С.Есенин любил чистоту и опрятность в одежде, был внимателен к своему внешнему виду и к порядку вокруг себя, что в общем говорит в пользу сильной черной сенсорики. Приведем несколько характерных воспоминаний.

Из воспоминаний Е.А.Есениной, [2], с.91:

“Сергей был опрятным человеком. По утрам подолгу полоскался в ванной и очень часто мыл голову. Любил хорошо одеваться, и его нельзя было застать неряшливо одетым в любое время дня. Эту же черту он любил и в других людях, особенно в окружающих его.

На столе он не любил беспорядка и лишних вещей, и если это был обеденный, то на чистой скатерти лежали только лишь бумаги, его рукопись, карандаши и пепельница”.

Умел С.Есенин по отношению к близким людям проявить вполне конкретную помощь и заботу, что тоже свидетельствует в пользу сильной сенсорики.

Из воспоминаний Е.А.Есениной, [2], с.41:

Однажды Сергей пришел в неурочное время и застал меня за игрой в куклы. Я быстро сгребла куклы со стола, но было поздно. Сергей улыбнулся:

– Ты все еще играешь в куклы?

– Да, – ответила я, – не говори, пожалуйста, отцу.

– А что ты читаешь?

– У меня нет книг, и я ничего не читаю, – ответила я.

Через день Сергей принес мне целый узел лоскутов для кукол. Лоскутья были всех цветов; и шелк, и кружево, и бархат – все было там. И еще он принес чудесную книгу – “Сказки братьев Гримм”.

Ещё из воспоминаний Е.А.Есениной, [2], с.30:

Он плел сестре Шуре костюмы из цветов (он умел из цветов с длинными стеблями делать платья и разных фасонов шляпы) и приносил ее домой всю в цветах”.

Из воспоминаний А.Р.Изрядновой, [2], с.118:

В конце декабря у меня родился сын. Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоем). Нужно было меня отправить в больницу, заботиться о квартире. Когда я вернулась домой, у него был образцовый порядок: везде вымыто, печи истоплены и даже обед готов и куплено пирожное, ждал”.

В пользу того, что у С.Есенина доминирующим инфоаспектом была черная сенсорика, говорит и то, что он был способен очень точно и уверенно оценить свой поэтический труд в деньгах. И.В.Евдокимов в своих воспоминаниях приводит текст следующего заявления С.Есенина, условия которого были почти полностью приняты, [2], с.424:

“В Литературный отдел Госиздата от Сергея Есенина.

Предлагаю литературному отделу издать собрание моих стихотворений в количестве 10000 строк, по рублю за строку, с единовременной выдачей в 2000 рублей и остальные с ежемесячной выдачей по 1000 руб., начиная с 1 августа 1925 г. по 1 апреля 1926 г., сроком издания на 2 года, тиражом не более10000. Мое собрание стихотворений и поэм никогда не издавалось. Сергей Есенин. 17/6.25”.

По признаку Рейнина “аристократичность – демократичность” ТИМ  ИЭИ (INFP) является  “аристократичным”, а ТИМ  СЭЭ (ESFP) – “демократичным”. “Демократичность” в творчестве и жизни С.Есенина совершенно очевидна, настолько неразрывна у него связь с деревенским бытом и крестьянской жизнью. Это ярко иллюстрируют воспоминания И.В.Грузинова, [2], с.274:

Сначала теоретизирую я. Затем Есенин. Он развивает следующие мысли.

В поэзии нужно поступать так же, как поступает наш  народ, создавая пословицы и поговорки.

Образ для него, как и для народа, конкретен.

Образ для него, как и для народа, утилитарен; утилитарен в особом, лучшем смысле этого слова”.

О ярко выраженном “демократизме” стихов С.Есенина говорит и то, что они с пониманием и теплотой воспринимались простыми людьми. Об этом вспоминает Б.А.Сорокин, [2], с.130-131:

Я читал слышанные мною в Москве стихи, но здесь, в туманном Полесье, в землянке, похожей на волчью  нору, среди простых людей, оторванных от родных семей и любимых с детства деревень, эти стихи как-то по-новому входили в душу и вносили теплоту и радость в однообразие туманных дней...

Как будто просто и буднично стихотворение “В хате”, но когда я начал читать:

                                               Пахнет рыхлыми драченами,
                                               У порога в дежке квас,
                                               Над печурками точеными
                                               Тараканы лезут в паз, –

радостно оживились и потеплели солдатские лица”.

В виде своеобразного манифеста демонстрирует свой “демократизм” С.Есенин в стихотворении “Я иду долиной. На затылке кепи...”:

                                               К черту я снимаю свой костюм английский.
                                               Что же, дайте косу, я вам покажу –
                                               Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
                                               Памятью деревни я ль не дорожу.

Для многих сенсорно-этических экстравертов стремление к славе, известности, желание быть в центре внимания является характерным типологическим признаком. Для достижения этой цели СЭЭ (ESFP) может и умеет мастерски строить свои отношения с нужными ему людьми. Именно эти качества очень ярко проявил С.Есенин, откровенно рассказав А.Б.Мариенгофу о своем умении манипулировать отношениями, [2], с.247:

Знаешь, как я на Парнас восходил?..

И Есенин весело, по-мальчишески, захохотал.

– Тут, брат, дело надо было вести хитро. Пусть, думаю, каждый считает: я его в русскую литературу ввел. Им приятно, а мне наплевать. Городецкий ввел? Ввел. Клюев ввел? Ввел. Сологуб с Чеботаревской ввели? Ввели. Одним словом: и Мережковский с Гиппиусихой, и Блок, и Рюрик Ивнев... К нему я, правда, первому из поэтов подошел – скосил он на меня, помню, лорнет, и не успел я еще стишка в двенадцать строчек прочесть, а уж он тоненьким таким голосочком: ”Ах, как замечательно! Ах, как гениально! Ах...” и, ухватив меня под ручку, поволок меня от знаменитости к знаменитости, свои “ахи” расточая тоненьким голоском. Сам же я – скромного, можно сказать, скромнее. От каждой похвалы краснею, как девушка, и в глаза никому от робости не гляжу. Потеха!

Есенин улыбнулся. Посмотрел на свой шнурованный американский ботинок (к тому времени успел он навсегда расстаться с поддевкой, с рубашкой вышитой, как полотенце, с голенищами в гармошку) и по-хорошему, чистосердечно (а не с деланной чистосердечностью, на которую тоже был мастер) сказал:

– Знаешь, и сапог-то я никогда в жизни таких рыжих не носил и поддевки такой задрипанной, в какой перед ними предстал. Говорил им, что еду в Ригу бочки катать. Жрать, мол, нечего. А в Петербург на денёк, на два, пока партия моя грузчиков подберется. А какие там бочки – за мировой славой в Санкт-Петербург приехал, за бронзовым монументом...

Великолепный пример проявления сильной творческой белой этики!

На этом автор заканчивает свой анализ творчества и биографии С.Есенина и надеется, что приведенных материалов вполне достаточно, чтобы сделать вполне определенный вывод.

Выводы.

Как творческие особенности поэзии С.Есенина, так и многочисленные биографические данные свидетельствуют в пользу того, что тип информационного метаболизма С.Есенина – СЭЭ (ESFP). Более того, можно утверждать, что С.Есенин являлся очень ярко выраженным сенсорно-этическим экстравертом.

Автор надеется, что данная работа избавит социоников от удивительно стойкого мифа о том, что ТИМ  С.Есенина – ИЭИ (INFP), а также послужит дополнительным аргументом в пользу отказа от использования в названиях ТИМов чьих бы то ни было имен или псевдонимов.

Автор будет признателен за отзывы, замечания и пожелания, которые можно направлять по адресу:

246038, Гомель-38, а/я 7, Гут  Михаил  Михайлович, тел. 8-0232-72-66-16

Или по указанному выше электронному адресу.

Список  использованной  литературы

1.      С.А.Есенин, Избранные сочинения, М., “Художественная литература”, 1983.

2.      Воспоминания о Сергее Есенине, М., “Московский рабочий”, 1975.

Автор рассылки: Дмитрий Лытов (психолог и переводчик, Санкт-Петербург) 

Сайт рассылки: www.socioniko.net

Связь с автором: socion _СОБАКА_ rambler.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.socioniko
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное