Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стратегия вашего успеха. Осознание истины Что и когда мы празднуем?


Информационный Канал Subscribe.Ru

Стратегия вашего успеха. Осознание истины
  Юрий Логачев © www.logachev.info

Рассылка N 1(96), 6 января 2006 года

 

www.sviyash.ru
www.virtus.ru
www.mkp-club.ru
www.mtometeo.ru/practic

 

 
Что и когда мы празднуем?

 

И Слово стало плотию, и обитало с нами,
 полное благодати и истины; и мы видели славу Его,
  славу, как Единородного от Отца.

(Иоан.1:14)

 

Вот уже второй год подряд у нас такие длинные каникулы! Есть время для того, чтобы перестать суетиться и чуть-чуть отдохнуть от земных забот, и немного подумать... В частности о том, что и когда мы празднуем в эти первые дни Нового года...

Было бы наивно считать, что наше правительство просто так, исходя из доброй воли или экономического расчета, предоставило нам эти 10 дней отдыха. Но для меня показательно то, что эти каникулы заканчиваются 9 января, а не начинаются 24 декабря. :)

Для тех, кто еще не в курсе, :) хочу напомнить, что все православные христиане в ночь с 6-го на 7-ое января празднуют Рождество Христово.

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних, -
Вот пропели петухи -
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.

1842 г.         Афанасий Фет

 

Не знаю как у вас, но у меня, некоторое время назад, возникал закономерный вопрос: почему  Православная Церковь так настойчиво придерживается старого стиля летоисчисления?

На первый взгляд ответ очевиден: Юлианский календарь (старый стиль) точнее Григорианского (новый стиль)!

Но пытливый ум тут же задает другие вопросы: Почему старый стиль точнее нового? И действительно ли точнее? Ведь у нас, в России, в школе доныне учат детей, что в Церкви отсталые люди живут по отсталому календарю. Журналисты кричат на весь мир, что старый календарь (иулианский, как говорят православные) отстаёт от современного (григорианского, введённого римским папой Григорием). А кто поначитаннее, те даже утверждают, что старый календарь каждые 128 лет отстаёт на сутки от современного. Давайте проверим, и мы убедимся, что всё наоборот: неточным является современный календарь, так называемый новый стиль.

В книге, которая является руководством по современной астрономии, ибо в ней собраны все основные астрономические и физические сведения, "Астрофизические величины" (автор К. У. Аллен, издана в 1977 году, издательство "Мир", перевод с английского, страница 35) дана продолжительность года в различных точнейших измерениях.

Тропический год от (равноденствия до равноденствия) 365,242199 средних солнечных суток.
Сидерический год (относительно неподвижных звёзд) 365,25636556 суток.
Время изменения прямого восхождения среднего Солнца на 360, измеренного относительно неподвижной эклиптики 365,2551897 суток.
Аномалистический год (время между последовательными прохождениями через перигелий) 365,25964134 суток.
Затменный (драконический) год 346,620031 суток.
Юлианский год 365,25 суток.
Григорианский календарный год 365,2425 суток.

Итого: СЕМЬ РАЗЛИЧНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ГОДА, а не одно, о котором говорится в календарях и о котором пишут неграмотные журналисты. К этому нужно добавить ещё и ПЯТЬ РАЗЛИЧНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ МЕСЯЦА, а не одно измерение, известное из настольного календаря (см. в той же книге, страницы 35 и 213).

Сидерический месяц (относительно неподвижных звёзд) 27,32166140 эфемеридных суток.
Синодический месяц (от новолуния до новолуния) 29,5305882 суток
Тропический месяц (от равноденствия до равноденствия) 27,32158214 суток.
Аномалистический месяц (промежуток времени между последовательными прохождениями Луны через перигелий) 27,5545505 суток.
Драконический месяц (между двумя последовательными прохождениями через узел орбиты) 27,212220 суток.

Не имея здесь возможности объяснить, что такое тропический год, эклиптика, перигелий и прочие тонкости, нужно сказать, что все календари разделяются на (1) солнечные, (2) лунные и (3) солнечно-лунные, то есть сообразные с годовым движением Солнца и фазами Луны (3). В современных же гражданских календарях продолжительность года соизмеряема только с продолжительностью тропического года, т. е. года, измеряемого от одного (весеннего) равноденствия до другого.

Но астрономически самым точным является не тропический год, а год сидерический, то есть звёздный год, измеряемый по звёздам, а не по Солнцу. Так в астрономии. А практически в повседневной жизни наиболее удобен по своей простоте год иулианский (три года простых и четвёртый високосный). И хотя в основу и иулианского, и григорианского календарей положена продолжительность тропического года, по промыслу Божию, иулианский год оказался ближе к точнейшему звёздному году, нежели григорианский. То есть старый стиль оказывается точнее нового.

А по причине различия счислений через несколько столетий старый стиль сравняется с астрономическим календарём, а новый стиль не сравняется даже и через две тысячи лет. Итак, астрономически самым точным является не тропический год, по которому размерены календари, а год сидерический, звёздный. Но звёздный год не очень удобен в обиходе, например, так же, как неудобно считать, что курица ежедневно несёт 0,7 яйца, ибо она несёт целые яйца. И мы привыкли к целым числам и к измерению времени по Солнцу, а не по звёздам, хотя последнее точнее.

Итак, между неточным тропическим годом и точным сидерическим годом и находится иулианский год, который ближе к сидерическому году, нежели григорианский календарный год. Потому и оказывается старый стиль точнее нового. Эта удивительная закономерность не была замечаема по причине желания привязать равноденствие к 21 марта, ибо новый стиль был ложно догматизирован в римском католицизме: "непогрешимый" папа римский объявил непогрешимым нововведённый календарь, в котором равноденствие всегда должно быть 21 марта.

Кроме иулианских дней и иулианских годов, о которых говорилось выше, в астрономии есть и с 2000 года опять закономерно вводится иулианское столетие, то есть грядущий век будет иулианским, а не григорианским. Об этом можно прочесть в приложении к книге "Астрофизические величины" (стр. 434-435) и в "Астрономическом ежегоднике" на 1990 год (стр. 605), где сказано следующее: "Единицей времени, используемой в фундаментальных формулах учёта процессии, считать юлианское столетие в 365,25 суток, чтобы эпохи (моменты) начала года отличались от стандартной эпохи на величины, кратные юлианскому году, равному 365,25 суток.

Итак, предстоящее столетие будет иулианским, а не григорианским, то есть счёт годов будет вестись по старому стилю, в котором каждые три года имеют по 365 суток, а четвёртый год – 366 суток. Это использование иулианского столетия (то есть счёта по старому стилю) вовсе не случайное, а совершенно закономерное явление в астрономии.

Старый стиль удобен, прост и не испорчен ложной наукой под влиянием политики. Старый стиль употребляют в Церкви и в астрономии, там, где требуются точные вычисления. Иулианский период, или иулианские дни, поныне используют астрономы (а вовсе не григорианские), ибо когда "непогрешимый" папа римский Григорий (в 1582 году), введя новый календарь, запретил старый календарь (иулианский), то на следующий год этот старый стиль возродился в астрономии под названием юлианского периода, или юлианских дней.

Итак, с научной точки зрения старый стиль точнее нового стиля. Но в Православной Церкви не канонизируются данные астрономии или математические точности. Церковь всегда канонизировала только нравственные правила.

Начиная с IV века по Рождестве Христовом, вся литургическая жизнь Церкви неразрывно связана с Юлианским церковным календарём. Этого календаря, по которому более тысячелетия жил средневековый христианский мир, твёрдо держится Русская Православная Церковь, а также монастыри Святой Горы Афон, Православные Церкви Иерусалима, Грузии, Сербии, отказывающиеся принять новый стиль – григорианскую реформу календаря.

Григорианский календарь и его модификации нарушают один из основных канонов – правило о праздновании Святой Пасхи Христовой. Сторонники нового стиля, совершая Пасху прежде иудейской или вместе с ней, изменяют последовательность священных Евангельских событий и таким образом их искажают. Отход от святоотеческой традиции ведёт к нестроениям в богослужебной жизни, разделению и разладу между Православными Церквами, нарушению их молитвенного единства. Истинность Православия подтверждается верностью апостольскому Преданию, и хранители веры Вселенских Соборов и святых отцов свидетельствуют о своей любви ко Господу нашему Иисусу Христу.

Итак, наука и религия единогласны: старый стиль точнее нового. Астрономия подтверждает истинность церковного учения. Только по старому стилю, церковному месяцеслову, можно правильно праздновать Святую Пасху и все христианские праздники.

"Вот мы снова стоим у преддверья Рождества Христова, - пишет наш современник митрополит Антоний Сурожский, -  с трепетным сердцем, с глубокой и тихой радостью, и в глубоком изумлении: Бог, непостижимый в Своей святости, в Своем Божестве, стал человеком; Бесконечный вошел в конечный, ограниченный наш мир, Вечный - влился в наше время, - и все с этого мгновения изменилось. Бог, Которого весь мир искал мыслью, сердцем, тоской души, теперь среди нас; по слову Евангелия - "с нами Бог". Нам нечего Его искать - Он нас нашел; и найдя нас, Он перед нами раскрыл все величие Божией любви и все величие человека.

Бог так возлюбил мир, что отдал Своего Единородного Сына на жизнь и на смерть, чтобы этот мир был спасен от своей обезбоженности тем, что Бог желанный, Бог, по Которому тоскует всякая человеческая душа как по своей полноте, теперь с нами. И открылось и величие человека: если Бог, во Христе, мог воплотиться, значит, человек так глубок, так велик, так дивен, что может вместить в себе тайну Божества, стать Богом по приобщению.

И с этого дня, с этой торжественной ночи начинается новое время, когда человек может верить не только в свои тварные творческие силы, но и в то, что он приобщен Божию творчеству и силой Божией может создать мир, в котором и Бог, и человек могут быть друг другу своими, родными.

С тех пор, как мир стоит, человечество старается создать общество, государства, семьи, племена, которые были бы местом покоя, местом радости, местом счастья; и это не удается из тысячелетия в тысячелетие, потому что всякий мир, всякое общество, созданное по меркам человеческим, слишком мало, слишком ничтожно, слишком узко для человеческих глубин. "Слава в вышних Богу" пели ангелы, как условие тому, чтобы на земле настал мир и в человечестве раскрылось такое благоволение, такая любовь, которая всех держала бы, всем дала полноту.

И нам дано это знать: нам, верующим, нам, христианам.

Но знать мало! Надо приложить творческие силы - не свои, а Божии - чтобы это осуществилось. Положим же начало вновь тому, чтобы в малом и в великом создавать такую жизнь среди людей, такую жизнь на земле, чтобы в ней было просторно Богу и божественно просторно и человеку."

 

В этот день я хотел бы обратить ваше внимание на очень важную мысль, которую я нашел в трудах протоиерея Родиона Путятина. Если бы завтра у тебя был день рождения какого-нибудь важного или любимого для тебя человека, или твоего отца и матери, то ты бы, без сомнения, заранее придумал бы, позаботился, как бы этого человека завтра лучше поздравить, как бы что-нибудь сказать ему и сделать для него приятное...

Так всегда бывает у всех разумных сколько-нибудь людей, благородных и благодарных. Завтра день рождения Господа нашего, Иисуса Христа, Который и для меня, и для тебя, читатель благочестивый, всех людей выше, важнее, дороже - и отца и матери дороже.

Думал ли ты, заботился ли ты о том, как тебе завтра поздравить Иисуса Христа со днем Его Рождения?

Думал ли, заботился ли, чтобы тебе завтра сказать или сделать приятное для Него, угодное Ему?

Если ты об этом не думал, не заботился, если в шесть недель приготовления к празднику тебе на ум это вовсе не приходило, то по крайней мере ныне позаботься, подумай побольше...

И одна эта дума твоя, одна забота сделать что-нибудь завтра угодное Спасителю будет Ему приятна, потому что она будет выражением твоей любви к Нему и доказательством твоей заботы о своем спасении. А для Спасителя твоего нет ничего дороже в тебе твоего спасения...

 

И еще... Евангелие говорит о других двух событиях Рождества: о поклонении пастухов и волхвов. Пастухи восприняли весть о Рождестве Христа от ангелов; волхвов привела в Вифлеем звезда. Здесь два вида богопознания: первый - детская непосредственная вера. Это вера простых людей. Вера волхвов - это вера ученых и философов. Через видимый мир, через священные книги они познают Бога...

Есть древняя икона рождества Христова, где Спаситель не лежит в яслях, а на жертвеннике, потому что Он родился для того, чтобы умереть за нас, чтобы Свою жизнь нам дать, чтобы мы приобщились вечной жизни и, поистине, Божественной жизни через Его смерть и Воскресение.

Праздник Рождества - это праздник мира. По преданию в год Рождества не было войн на земле. Господь принес мир, мир человека с Богом. Он несет мир мятущейся душе и больной совести. В рождественских песнопениях церковь повторяет, как победоносный гимн: “С нами Бог”. Бог с нами на земле, чтобы мы были с Ним в вечной радости.

Аминь!

Юрий Логачев ylogachev@gmail.com

 

P.S. Не забывайте в письмах, которые вы мне направляете, указывать свой адрес e-mail и город (мне это важно :). Если нет однозначного запрета на публикацию письма или его фрагмента, публикую по своему усмотрению.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.strategy
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное