Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стратегия вашего успеха. Осознание истины Что есть истина? Часть IV


Информационный Канал Subscribe.Ru

Стратегия вашего успеха. Осознание истины
  Юрий Логачев www.logachev.info

Рассылка N 18(92), 14 ноября 2005 года

 

www.sviyash.ru
www.virtus.ru
www.mkp-club.ru
www.mtometeo.ru/practic

 

 
Что есть истина? Часть IV

 

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь;
 никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Иоан.14:6

 

Из прошлых выпусков мы осознали, что никакие философские, научные и мистические парадигмы не могут ответить на вопрос "Что есть истина?".  Однако пытливый разум человека не может успокоиться и пытается найти ответ в религии, той сфере человеческой жизни, которая в бывшем СССР считалась "опиумом для народа". Что греха таить, некоторое время назад и я так считал...

Как я уже отмечал, в отличие от философии и науки, методы которых поддаются полностью рациональному контролю, мистика иррациональна, религия же, как охватывающая всю полноту познавательных способностей человека, на разных этапах его духовного развития предлагает разные методы познания Истины, как рационального (научное богословие), так и иррационального (духовная жизнь) порядка.

Среди новых религий, множества сект и оккультных систем, широко распространившихся в последние годы по России и принесших с собой пестрый набор всевозможных путей спасения, мы проанализируем христианство. Во-первых, с этой верой связана тысячелетняя история нашего народа, его духовность, культура, мысль, идеалы.

Во-вторых, христианское учение это мировоззрение, отвечающее на жизненно важные вопросы человека не только и не просто в теоретическом плане, но и подтверждаемое историческим опытом жизни Церкви (особенно ее святых). Давая конкретный и исчерпывающий ответ на вопрос о смысле и цели его жизни (вечное бытие личности в единении со всеблагим Богом), оно удовлетворяет важнейшей потребности человека. При этом достижение указанной цели не игнорирует никаких реальных потребностей человека в земной жизни...

В своих рассуждениях я буду опираться на тексты книги А.И. Осипова "Путь разума в поисках истины". Постарайтесь прочитать данный выпуск не спеша и со вниманием, т.к. он потребует от вас определенных душевных усилий и умственного напряжения. Желательно прочитать также тексты Библии, на которые есть ссылки в данном выпуске. Если жизненная суета не позволяет вам это сделать сейчас, то лучше отложить чтение до лучших времен... :)

 

4. Христианство

Каково понимание истины в христианстве? Уже исповедание Единого Личного Бога существенно меняет, по сравнению с научным и философским подходами, христианское осмысление проблемы истины. Бог есть не просто источник всякого бытия и сознания (смысла), но само Бытие ("Я есмь Сущий", Исх. 3, 14) и Сознание, то есть сама Истина. Этот логически естественный вывод является бесспорным для всех монотеистических религий. Однако в христианстве он принципиально углубляется и приобретает иной, уникальный в истории человеческой мысли, характер.

Это отличие обусловлено христианским учением, во-первых, о Боге как Триипостасном (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый) и Единосущном, во-вторых, о человеке как существе духовно-телесном и богоподобном. Из первого следует догмат воплощения Второй Ипостаси (Бога Сына) через совершенно особый, не имевший прецедентов в истории религиозного и философского сознания, т.н. "халкидонский" способ восприятия Ею человеческой природы и таким образом установление теснейшего единения человека с Богом. Из второго - что полноценное знание истины человеку возможно (1 Ин. 2, 13; 1 Кор. 13, 12), но осуществляется при участии в познавательном процессе всей его природы, а не одной души, тем более не одного разума.

Христианство исповедует истину как совершенное Богочеловечество, осуществленное в неслитном, неизменном, нераздельном и неразлучном (по определению четвертого Вселенского Халкидонского Собора 451 года) соединении Божественного Логоса с человеческой природой в Богочеловеке Иисусе Христе. Христос, в Котором "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2, 9), есть высшее, доступное человеческому постижению, самооткровение Бога миру, Самой Истины человеку. Об этом говорят Его совершенно поразительные, единственные в истории слова: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его, и видели Его... Видевший Меня видел Отца", ибо "Я в Отце и Отец во Мне" (Ин. 14, 6-7; 9; 11). Истина, оказывается, есть не что, а КТО.

Таким образом, христианство утверждает, что Истина - это не изменчивый тварный мир (включая и человека), не тождество отображения т.н. объективной реальности в сознании человека, не высшая умосозерцаемая идея, не совершенная рациональная модель, не универсальная волновая функция, и не состояние экстатического растворения в Божестве, или особое переживание своей экзистенции. Она даже не моноличностный Бог-Дух, ибо тогда она оставалась бы, в силу Божественной трансцендентности, принципиально недоступной человеческому познанию.

Христианство утверждает, что Истина есть Он, Который есть и всегда есть, и в Котором заключается конечный смысл и конечная цель всякого бытия, всего существующего, всей человеческой жизни. Постижение истины совершается только через богоуподобление. Поэтому она не может быть познана на путях философского, научного, эстетического, мистического (оккультного) созерцания.

Что проистекает из такого видения Истины? Понимание того, что:

     1) истина есть духовное, разумное, благое, личностное Существо, а не человеческое состояние или мысль, логический вывод, теоретическая абстракция, материальный объект... Она - Бытие, а не процесс или результат "умной" человеческой деятельности;

     2) познание истины осуществляется не одной какой-либо способностью человека (например, рассудком) или суммой их совокупного восприятия, но целостной человеческой личностью, "целостным разумом";

     3) не может быть познания Истины без соответствующего духовно-нравственного развития человека; и таковое познание осуществляется через приобщение ко Христу на пути правильной (праведной) христианской жизни, постепенно преображающей человека из состояния страстного, болезненного в новое, святое, богоподобное. "Истина, - как сказал св. Исаак Сирин, - познается по силе жития" (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1858. Слово 30. С. 195);

     4) только через духовное единение со Христом человеку открывается правильное видение существа тварного мира как единого с человеком организма, а не чуждого ему объекта исследований, эксперимента и потребления, и потому таковое познание превращает человека из алчного и слепого эксплуататора природы в ее любящего и зрячего возделывателя и хранителя;

     5) настоящая жизнь (земная) является не самодовлеющей ценностью, но преходящей формой бытия личности, необходимым условием самопознания, реализации ею своей свободы перед лицом совести в этом изменчивом мире, познания своей несамобытности, "ничтойности" без Бога, и через это - признание необходимости Христа и Его познания;

     6) это познание Христа-Истины есть совершенное, вечное блаженство.

Христианское понимание истины можно выразить и другими, важнейшими для христианина словами: "Христос Воскрес!" - поскольку в них заключена бесконечная перспектива жизни и одновременно конкретный и полный ее смысл. Этот смысл - в богоподобии и единении со Христом, иначе - в обожении (теозисе).

Что это означает?

- Пребывание в совершенной любви, являющейся как бы синонимом Самого Бога, ибо "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4, 16). Апостол Павел перечисляет некоторые плоды обитания Бога в истинном христианине: "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание..." (Гал. 5, 22-23),

- и свидетельствует о невыразимой силе блаженства их переживания: "Не видел того глаз и не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9).

Но богоподобная любовь - это не только нравственное и эмоциональное благо человека. Она является совершенным "инструментом" и познания самой Истины. Не случайно те, которых Церковь в силу особой духовной чистоты именует преподобными, называли духовную жизнь истинной философией, искусством из искусств, наукой из наук. Они так ее именовали потому, что правильная аскеза, приводя душу к совершенной любви, открывает христианину и ведение Истины, и созерцание ее нетленной красоты, и познание существа всех творений.

Этот совершенно особый метод познания в богоподобной любви - практически, бесконечное число раз подтвержденный в историческом опыте Церкви, является достоверным свидетельством и бытия, и познаваемости той Истины, которую возвещает христианство и которую столь безуспешно ищет человеческая мысль на путях иных.

 

Итак в Христианстве: истина есть Сам Бог, непостижимый по существу, но бесконечный в Своей познаваемости и постоянно открывающийся в Своих действиях. Истина есть Бог воплотившийся - Господь Иисус Христос, познание Которого обусловлено строгими законами духовной жизни.

 

Умудри вас Господи и жду писем с вопросами,

Юрий Логачев ylogachev@gmail.com

 

P.S. Не забывайте в письмах, которые вы мне направляете, указывать свой адрес e-mail и город (мне это важно :). Если нет однозначного запрета на публикацию письма или его фрагмента, публикую по своему усмотрению.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.strategy
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное