Все выпуски  

Все о памяти и способах запоминания


Информационный Канал Subscribe.Ru

Четверг, 10.03.2005. Выпуск 79

СОХРАНЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

Часто приходят вопросы по запоминанию последовательности информации и сохранению этой последовательности в памяти.

Запоминание - это ещё не сохранение. Если школьник запомнил что-то на переменке и ответил на пятерку у доски, это не значит, что он запомнил сведения навсегда. Если не предпринимать специальных действий по закреплению информации в голове, то информация будет забыта полностью.

Кто использует мнемотехнику, тот знает об этой особенности памяти. Однократного запоминания (без мысленного повторения) хватит лишь для того, чтобы вы помнили информацию примерно в течение часа.

А как же воспоминания детства? А как же воспоминания о приятных событиях своей жизни? Казалось бы, они переживались всего один раз, но мы помним их всю жизнь!

Если вы помните события своего прошлого, значит, вы неосознанно повторяли эти воспоминания. Вы вспоминали о событиях неоднократно, вы просматривали фотоальбом, вам часто напоминали о них ваши родители, вы сами рассказывали о прошлых событиях другим людям. В результате таких повторений часть информации из вашего прошлого сохраняется в памяти. Люди, которые занимаются фотографией и имеют в своем распоряжении тысячи снимков, помнят свою жизнь очень подробно. И это кажется вполне естественным.

В мнемотехнике любые сведения обязательно запоминаются последовательно. Для фиксации в памяти последовательности информации используются вспомогательные опорные образы. Поэтому может показаться, что для запоминания нужно очень большое количество вспомогательных образов. На самом деле это не так.

На одном опорном образе может быть зафиксировано разное количество информации. Можно запомнить на опорный образ всего одно число. А можно запомнить целую хронологическую таблицу из 50-ти дат. Даты из таблицы запоминаются как бы сами на себя, и лишь название таблицы фиксируется на опорном образе. Запоминание информации в виде небольших информационных блоков существенно сокращает количество вспомогательных опорных образов.

Любые запоминаемые сведения первоначально должны фиксироваться на опорных образах, чтобы вы имели возможность мысленно просмотреть (активизировать) новую информацию и, таким образом, закрепить её в мозге. Без мысленного просмотра информация забудется.

Но может быть можно заменить мысленное повторение многократным восприятием, считыванием с учебника? К сожалению, нельзя. При считывании точных сведений запоминания не происходит. Чтобы начать повторять, сначала нужно запомнить.

В качестве примера можно привести последовательность нулей и единичек. Напишите на бумаге сотню нулей и единичек в случайном порядке. Сколько не читайте эту информацию, не сможете запомнить, пока не примените специальные методы запоминания. И только запомнив данные специально, с помощью мнемотехники, вы получите возможность их повторения, мысленного просмотра, закрепления в памяти. (Повторение в мнемотехнике - это мысленное многократное припоминание.)

Но обязательно ли сохранение последовательности информации после того, как сама информация уже закрепилась в памяти? А это зависит от запоминаемой информации и от целей запоминания.

Посмотрим, что происходит с информацией в голове после запоминания.

Информация - это связь нескольких простейших элементов, которые фиксируются в мозге в виде искусственной ассоциации. Когда ассоциация создана, она работает и без вспомогательных опорных образов. Так как напоминание о любом элементе ассоциации вызывает в памяти всю ассоциацию целиком.

Пример

В мнемотехнике слово "ассоциация" равняется слову "информация". Допустим, есть фамилия, имя, отчество и телефонный номер: Петров Василий Андреевич, 197-48-64. Если в норме человек запоминает такие сведения на основе речевой памяти (воспроизводится как фрагмент стихотворения), то мнемонист переводит элементы информации в образы и связывает образы между собой. Элементы-образы одной информации оказываются в голове в одной кучке.

Преимущество мнемонического запоминания заключается не только в том, что путем образования ассоциации можно контролировать процесс запоминания и можно запомнить быстро десятки телефонных номеров. Преимущество заключается также и в том, что ПО ЛЮБОМУ элементу ассоциации мгновенно вспоминается вся ассоциация, вся информация. Достаточно увидеть одно число телефонного номера (197), и мозг достраивает этот элемент до полной ассоциации (197 = Петров Василий Андреевич, 197-48-64). При обычном зазубривании, на основе речевой памяти, такое невозможно.

Допустим, я специально запомнил и хорошо закрепил в памяти дату "863 год - создание славянской письменности Кириллом и Мефодием". Первоначально это дата запоминалась вместе с другими датами хронологической таблицы. И первое время я мог легко вспомнить хронологическую таблицу в прямом и обратном порядке, благодаря фиксации последовательности нескольких десятков дат.

Но прошло 8 лет с момента запоминания. Информация (хронологическая таблица) не использовалась, не вспоминалась. Что стало с этой информацией? Интересно понаблюдать за работой памяти. А произошло с ней вот что.

Последовательность разрушилась. Я сейчас не могу вспомнить все даты таблицы в том порядке, в каком они давались в учебнике. Но забылись ли сами даты, стерлись ли ассоциации? Оказывается, нет! И так и должно быть. Ведь каждая ассоциация живет в мозге изолированно, отдельно от других ассоциаций. Это клубок связей, которые вы сплели в своем мозге и хорошо закрепили.

Сижу на какой-то интеллектуальной вечеринке. Выступающий спрашивает, а помнит ли кто-нибудь, в каком году Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность? В голове сразу вспыхивает картинка - ассоциация, которую я когда-то создал И ЗАКРЕПИЛ. Появляется образ компакт диска (энциклопедия Кирилла и Мефодия), пронзенный вилкой (образный код числа 863). Я первым отвечаю: "В 863 году". А разве больше никто не помнит? Никто больше не помнит. Оказывается, ведущий хотел продемонстрировать присутствующим, что мы все ничего не помним из школьной истории. Не получилось...

--------------------

Итак, несмотря на то, что последовательность ассоциаций была разрушена с течением времени, сами ассоциации сохранены в мозге и срабатывают, когда вы воспринимаете один из элементов ассоциации. Вопрос аналогичен кнопке, включающей картинки в воображении. Мне очень нравится сравнение с всплывающими подсказками. Навели курсор на иконку, мгновенно получили дополнительную информацию.

На вопрос "Нужно ли сохранять последовательность информации (именно сохранять, запоминание последовательности обязательно)?" можно ответить так.

Сохранение последовательности информации (мысленное повторение вспомогательных образов) нужно тогда, когда сама информация немыслима без воспроизведения последовательности. В каких случаях это нужно?

Например, если вы работаете преподавателем, то вам нужно помнить не только материал урока, но и последовательность его изложения.

Если вы запомнили свою телефонную книжку, то вам лучше сохранить не только телефонные номера, но и их последовательность. Чтобы иметь возможность просматривать в памяти все свои контакты, изменять данные (номера сотовых телефонов меняются очень часто).

Если ученик отвечает урок у доски, то ему нужно помнить последовательность изложения материала в параграфе учебника.

Если вы готовите речь, то вы должны помнить последовательность основных положений своей речи.

Если вы запоминаете ряд чисел или игральные карты, то здесь запоминание последовательности подразумевается. Так как числа и карты вы и так хорошо помните, и смысл запоминания заключается в запоминании последовательности.

Во многих других случаях сохранение последовательности не нужно.

Новые иностранные слова вы первоначально запоминаете на вспомогательные опорные образы, чтобы мысленно повторять слова. После того как связь образа с новым произношением закрепится в голове, последовательность слов может быть разрушена, забыта. На эти же опорные образы можно запоминать другие слова. Закрепленная связь "образ-произношение" работает так. Слышите слово - в голове вспыхивает образ, вы понимаете это слово. И ничего не нужно искать в памяти, связь работает автоматически.

После запоминания списка названий лекарств последовательность может быть разрушена, но вы будете помнить названия лекарств. Но если вам нужно воспроизводить названия (штатов США, например) последовательно, значит, кроме самих названий, в памяти должна быть сохранена и их последовательность.

На примере запоминания списка названий хорошо видно, что если последовательность названий не сохранена в голове, нам очень трудно вспоминать эти названия. Они есть в голове. Но нам приходится вспоминать, мы может не найти в памяти несколько названий или может сказать одно название два раза. Если имеется необходимость быстро и точно воспроизвести весь список, тогда сохранение последовательности обязательно.

Следует различать припоминание без подсказок - выписывание всей информации на чистый лист - и припоминание по вопросу. В первом случае сохранение последовательности обязательно, во втором - нет.

Если на контрольной работе по английскому дают список слов, которые нужно перевести, зачем вам сохранять в голове их последовательность, ведь она есть на бумаге! Вот если бы вам дали на зачете чистый лист бумаги и попросили написать все новые слова (с переводом), которые вы изучали на прошлом уроке (штук 150), тогда без сохранения последовательности это сделать трудно. Но к счастью школьников, не обученных мнемотехнике, система образования устроена так, что подсказки есть всегда. Хорошая успеваемость гарантируется!

Кто открыл Америку? (Менделеев, Ломоносов, Колумб)
На чем полетел в космос Юрий Гагарин? (на ядре, на ракете, на метле)

Кстати, имея список таких вопросов-ответов, можно очень быстро подготовиться к экзамену, вообще не открывая учебник! Достаточно образовать в голове связи между вопросами и правильными вариантами ответов! (Америка + Колумб, Гагарин + ракета).

Мыслящий читатель сразу увидит в этом основу техники запоминания экзаменационных билетов по правилам дорожного движения.

Итак, опасения по поводу того, что придется формировать в голове очень много опорных образов - совершенно не обоснованы. Если объем запоминаемых сведений очень маленький (фамилия, имя, отчество, телефон, адрес), то такой объем можно вообще не фиксировать на опорном образе. Такую информацию можно привязать прямо к тому объекту, к которому она относится. Нет необходимости запоминать на опорном образе свой паспорт, данные которого вы зафиксировали на самом паспорте.

Но если вы собираетесь участвовать в соревновании, если вы хотите демонстрировать мнемотехнику на сцене, запоминая сотни чисел или карт, то в этом случае в вашей памяти обязательно должны быть сформированы сотни опорных образов, которые, к тому же, должны быть свободными.

Для тренировок вполне хватит одной - двух сотен опорных образов. Для практического запоминания опорные образы вообще заранее не формируются, они создаются по ходу запоминания из любых произвольных образов.

--------------------

Повторим и обобщим

Любые сведения (ассоциации) первоначально запоминаются последовательно (на вспомогательные опорные образы или соединяются несколько ассоциаций) с целью закрепления информации (связей внутри ассоциации) в мозге путем мысленного просмотра (повторения).

Сохранение последовательности обязательно, если информация должна воспроизводиться последовательно (конспект речи, список названий, числовой ряд и т.п.).

Сохранение последовательности не нужно, если запоминаемые сведения не подразумевают воспроизведение последовательности (исторические даты, телефонные номера, иностранные слова, фразы).

После закрепления каждая ассоциация (информация) "живет" в мозге отдельно и воспроизводится автоматически при восприятии стимула (одного из элементов информации, вопроса).

--------------------

Ещё один пример

В каком году произошло разделение христианской церкви на Западную и Восточную?

Если связь есть в голове, она воспроизводится мгновенно, БЕЗ ПЕРЕБОРА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ всех дат. Вопрос вызывает в моем воображении образ церкви, разделенной на две части, и в разлом вставлена "Новая ПеЧь - 054).

Правильный ответ появляется в воображении как всплывающая подсказка. При этом совершенно не нужно думать, что-то вспоминать. Память работает автоматически. Нужно только прочитать возникшую в воображении картинку, перевести её в речь: в 1054 году произошло разделение христианской церкви на Западную и Восточную.

Сейчас я даже не сверяю эту информацию с учебником истории. Ошибиться не возможно, так как мнемоническая система кодирования информации в образы очень надежная.

Обратите внимание, что мнемоническое запоминание/припоминание совершенно аналогично естественной памяти. Когда нам задают вопрос "На какой машине ты сейчас приехал?", что происходит в голове? Мы вспоминаем картинку и затем формулируем речевое высказывание: "Я приехал на синей девятке, водитель был лысый, с бородой; на зеркале висел брелок-скелет". Мы читаем картинку из воображения точно так, как мнемонист читает картинку "разделенная церковь с новой печью в разломе".

--------------------

В следующем выпуске рассылки "Всё о памяти и способах запоминания"

Можно ли фиксировать в памяти иерархические структуры? Например, организацию отделов местной Управы или классификацию растений в ботанике? Да, можно. Легко, быстро и очень точно.

Следующий выпуск познакомит вас с основными принципами запоминания структур.

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Обратная связь(mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.supermemory
Отписаться

В избранное