Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о памяти и способах запоминания


Понедельник, 02.07.2013. Выпуск 157

Автоматизация образных кодов (2)

Вы не можете запоминать игральные карты (или числа) быстро, если их образные коды не автоматизированы.

Что значит «автоматизированы»? Рассмотрим аналогию со всплывающей подсказкой. В программе Word, в ленте «Главная» я навожу курсор на букву «Ж». Через некоторое время, примерно через секунду, под курсором появляется вплывающая подсказка «Полужирный ( Ctrl + B)». Наведение курсора – это стимул для компьютера. Появление подсказки – это реакция компьютера на наше действие. Время от стимула до реакции – это время реакции.

Аналогично работают образные коды в голове. Мы наводим глаза на число или на уголок игральной карты и через какое-то время в воображении всплывает подсказка в виде зрительного образа. Смотрим на число 13, в воображении появляется образ гайки. Смотрим на уголок карты «Пики 2», мозг подставляет в воображение образ птицы.

Первоначально связь символа (число, уголок карты) со зрительным образом устанавливается через буквенные и словесные подсказки.

13 – гж кх – Гж Кх – ГК – ГайКа – образ гайки
Пики 2 – П ДТ – П дТ – ПТ – ПТица – образ птицы

В процессе тренировки буквенные и словесные подсказки становятся не нужными. Цепочка мыслительных операций сжимается до первого и последнего элемента: 13 – образ гайки; Пики 2 – образ птицы.

Автоматизацию образных кодов можно уловить по отсутствию буквенных или словесных подсказок в сознании – сразу появляется нужный зрительный образ, карта УЗНАЕТСЯ. Автоматизацию образных кодов можно контролировать по времени реакции. Время узнавания игральной карты должно быть менее одной секунды, чтобы запоминать последовательность карт в пределах ученического норматива (менее 5-ти минут на колоду). Чтобы запоминать быстрее, время реакции должно быть менее 0,5 секунды на карту. Чтобы не измерять время кодирования каждой отдельной карты, можно измерить время кодирования 52-х карт, и вычислить среднее на карту.

Когда вы переводите взгляд с одного числа на другое (20 06 13 76), в воображении очень быстро появляются зрительные образы, соответствующие числам: образ дома, образ юлы, образ гайки, образ солонки), без помощи речевого анализатора (вы не проговариваете ни буквы БЦК, ни слова). Число – сразу образ. Аналогично и для уголков игральных карт.

Какие дополнительные упражнения можно выполнять для автоматизации образных кодов?

1. Кодирование под метроном (без запоминания)

Можно называть образ словом, можно просто отмечать для себя появление нужного образа в воображении.

Для контроля скорости кодирования под метроном, вы можете использовать следующую табличку.

Ударов в минуту

Сек. на карту

Сек. на 13 карт

Сек. на 52 карты

67

0,9

11,7

46,8

75

0,8

10,4

41,6

86

0,7

9,1

36,4

100

0,6

7,8

31,2

120

0,5

6,5

26

150

0,4

5,2

20,8

200

0,3

3,9

15,6

300

0,2

2,6

10,4

2. Подавление проговаривания названий образов

Перебирайте колоду карт и вслух читайте ранее заученное наизусть стихотворение. Когда глаза видят уголок карты, в воображении появится нужный образ. Но озвучить его не получится, так как ваш речевой аппарат занят воспроизведением стихотворения.

3. Тренировка декодирования

Запомните колоду карт, например, методом мест. На один локи один образный код карты. Вспоминайте зрительные образы (образные коды карт), на их фоне представляйте уголок карты, произносите название карты.

Пример

На локи «зеркало» образный код «утка». Удерживаем объемный образ утки, одновременно вспоминаем вид уголка карты (внизу знак трефа, вверху К), проговариваем «трефа, король».

4. Различение мастей

Образные коды игральных карт заучиваются сложнее, чем образные коды чисел. Одна и та же карта (значение карты) имеет четыре масти. И мозгу совсем не просто в быстром темпе различать и значение карты, и масть.

Упражнение

Перебирайте колоду, обращайте внимание только на масти. Называйте в максимально быстром темпе первые буквы, соответствующие масти очередной карты: пики – П, трефы – Т, червы – Ч, бубны – Б.

Упражнение

Соберите стопку из карт разных мастей: двойки, тройки, четверки (12 карт). Перебирайте карты, вспоминайте образ, называйте его словом, выбрасывайте карту на стол картинкой вверх для самоконтроля. Контролируйте время кодирования 12-ти карт разных мастей – не более 12-ти секунд.

Тренируйтесь на стопках:

2, 3, 4;
5, 6, 7;
8, 9, 10;
J, Q, K, A.

При достижении стабильного времени кодирования 52 секунды на 52 карты, можно приступать к упражнениям на запоминание последовательности карт разными способами.

Вы так же можете использовать для тренировки запоминания программу

http://www.memoriad.com/memoriadsoftware.asp

 

В.Козаренко

(c) 2002-2012, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemonikon.ru/
Обратная связь(support@mnemonikon.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.



В избранное