Все выпуски  

Все о памяти и способах запоминания


№ 243. 10 марта 2020 г.
Теория мнемотехники. Единицы измерения памяти


Можно ли измерить память?

Сила в физике измеряется в Ньютонах, давление в Паскалях, ёмкость в Фарадах... Какие названия присвоить единицам памяти?

Единица памяти в зрительном анализаторе – одна связь. Зная скорость образования связи можно рассчитывать объем и время запоминания. Стандартная точная дата по истории кодируется в одну ассоциацию, состоящую из трех связей - три единицы памяти. Простая формула по физике (два элемента в ассоциации) – две единицы памяти. Если в ассоциации четыре единицы памяти (четыре связи), то такая ассоциация кодирует 12 формул.

Единица памяти в речевом анализаторе – синтагма. Это последовательность звуков речи, которые произносятся без паузы, как одно целое. Длина звукового «файла» ограничена временем инертности речевого анализатора и составляет не более четырех секунд. Синтагмы можно склеивать. Таким образом, объем речевой информации также можно подсчитывать в единицах речевой памяти. Например, звуковой файл может состоять из одной синтагмы, или из 16-ти синтагм (стихотворение).

Единица памяти в словесно-образной памяти – тоже связь. Но связь между образом и словом, образом и фразой. Связь между образом и синтагмой. При специальном запоминании фраз мы можем подсчитывать и сами фразы (как единицы речевой памяти), и их связь с образами (единицы словесно-образной памяти).

В разных видах памяти связи создаются разное время. Зная это время, мы можем рассчитать время для эффективного запоминания учебного материала. Например, в памяти речевого анализатора на первичное запоминание десяти фраз может потребоваться 10 минут времени, плюс время для создания связей в зрительном анализатора – ещё минута. Итого 11 минут. Однако, наша способность повторять фразы сразу после запоминания ещё ни о чём не говорит. Фразы должны быть автоматизированы в речевом анализаторе. Для этого требуется примерно четыре дня (поэтому техника запоминания фраз не очевидная). Автоматизация фраз определяется по возникновению эффектов антиципации и реминисценции. Из этого (из теории) следует, что между уроками иностранного языка, следует делать перерыв 3-4 дня для автоматизации новых слов и фраз. Оптимальный график занятий иностранным языком – два раза в неделю.

Имея в своем распоряжении единицы памяти, мы можем рассчитывать примерный объем работы для запоминания. Так, таблица Менделеева (названия элементов, их номера, относительная атомная масса) – это примерно 600 связей. Зная нормативное время запоминания (100 связей за 10 минут), можно сказать, что для запоминания таблицы потребуется 60 минут времени. К этому времени можно смело прибавить ещё один час – время на кодирование названий и чисел в образы и на проверку, устранение ошибок и пропусков.

Время, которое мы затрачиваем на повторение по памяти, на тренировку устного воспроизведения – это не время запоминания, информация уже в нашей памяти.

Единицы измерения памяти (в разных анализатора) и время образования связей в разных видах памяти позволяют адекватно рассчитывать время для тестовых заданий. Часто можно читать или видеть на видео, как психологи дают невыполнимые задания мнемонистам, сильно занижают время на запоминание задания. Например, для запоминания 20 двузначных чисел требуется в среднем 2 минуты, а тест предлагает нам запомнить этот объем за 40 секунд. Очевидно, что составитель теста понятия не имеет о свойствах памяти и взял это время «с потолка».

Единицы быстрой и медленной памяти

  1. Зрительная память – одна связь (6 секунд).
  2. Словесно-образная память – одна связь (1 минута первичный захват, 4 дня автоматизация).
  3. Речевая память – синтагма (1 минута первичный захват, 4 дня автоматизация).

Видно, что память зрительного анализатора резко выделяется временем. Это связано с тем, что этот вид памяти работает на физических принципах, и для фиксации связи в голове ничего прорастать не должно. Другие два вида памяти требуют каких-то перестроек в нервной системе, прорастания нервных клеток, образования синаптических соединений.

Речь идет о качественном долговременном запоминании, а не о показухе – быстро запомнил и через час все забыл. Если нет цели долговременного запоминания, то запоминать можно быстрее (тренировочные упражнения, соревнования, шоу).

В.Козаренко

Суперпамять. Обучение в группах он-лайн и заочно.
Открыт набор в группу с 16 марта 2020 г.

Заходите в гости

   

(c) 2002-2020, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemonikon.ru/
Обратная связь(support@mnemonikon.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.


В избранное