Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Социальный психоанализ от Сергея Выгонского


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО:

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

(МОДЕЛЬ Д.В.ОЛЬШАНСКОГО)


Выпуск 11. Ноябрь, 2005


Copyright (с)2005, С.И.Выгонский


ВВЕДЕНИЕ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ

2. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИКИ

3. МЕТОДОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

4. ПРИМЕЧАНИЯ

 

НОВЫЕ АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ

ВНИМАНИЕ: АНКЕТА!

 

АРХИВ ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКОВ РАССЫЛКИ

 

АВТОРСКАЯ СТРАНИЦА

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ


ВВЕДЕНИЕ

Настоящий выпуск продолжает тему природы и структуры массового сознания. Ранее был дан обзор марксистских представлений о социальной психике (выпуск 7), а также концепции сексэкономической социологии, разработанной основоположником фрейдомарксизма В.Райха (выпуск 8). Примером современного подхода к изучению массового сознания может служить модель современного российского исследователя Д.В.Ольшанского, исчерпывающе изложенная в его книге «Психология масс» (2001). Ниже будет сделан обзор ряда основных положений из этой публикации.

В начало

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ

 

Определение массового сознания в рамках концепции Д.В.Ольшанского звучит так: «Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных "классических" групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним. Это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам "классических" групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое сознание в основном носит обыденный характер» (1, с.20).

 

Как мы видим, в этом определении на первый план выступают два важнейших формообразующих качества массового сознания. Во-первых, оно является суммой индивидуальных психических содержаний. Во-вторых, оно наделено новыми качествами, не сводимым к таким содержаниям. Отсюда главный практический вывод – изучать и описывать массовое сознание необходимо как единое целое. Другими словами, мы можем открывать в общественной психике новые психологические комплексы, вольны констатировать наличие тех или иных массовых психических состояний, однако аргументировать существование тех и других следует лишь на основе анализа материала, относящегося ко всему массиву коллективных переживаний.

 

Интересна общая характеристика, которую дал массовому сознанию автор концепции: «Оно эмоционально, заразительно, мозаично, подвижно и изменчиво. Оно всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто» (1, с.21). Перечисленные качества во многом пересекаются с описанием массы, принадлежащим Фрейду, который акцентировал в нем иррационализм (подверженность скрытым влияниям) и эмоциональные аспекты: «Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное» (4, с.138).

 

Здесь чрезвычайно важно понять то, что подчеркиваемая в приведенных выше текстах эмоциональность массовой личности:

1) объединяет ее с коллективной психической целостностью;

2) является внешним выражением влечений массы (ее либидо);

3) является механизмом, посредничающим между массовым сознанием и лидерами общественных настроений (политики, администраторы, артисты и т.д.). Хотя в последнем случае массовое сознание имеет дело не с самими выдающимися людьми, а с их имиджами, которые фактически относятся к содержаниям самого массового сознания.

 

В начало

 

2. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИКИ

 

В рассматриваемой модели широко используются так называемые пространственные или «геологические» метафоры, которые впервые были применены по отношению к метапсихологии Фрейда. Подобные метафоры позволяют представить массовое сознание в виде вертикали, между элементами которой есть причинно-следственные связи. Такая схема отражает эволюционное развитие человеческого сознания: «По структуре, массовое сознание включает основной (первичный), эмоционально-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность» (1, с.20).

 

Некоторые определения Д.В.Ольшанского ориентированы на практику общественно-политической деятельности и непосредственно вытекают из наблюдений, полученных в ходе такой деятельности: «Внутри рационального уровня различаются три основных блока. Во-первых, это блок социальных ожиданий людей и оценок ими своих возможностей влиять на общественную систему в целях реализации имеющихся ожиданий. Во-вторых, различается блок быстро меняющихся мнений и, особенно, настроений людей — прежде всего, связанных с оценками ими текущего положения, правительства, лидеров, конкретных  социально-политических акций и т.д. В-третьих, выделяется блок социально- политических ценностей, лежащих уже в основе достаточно осознанного политико-идеологического выбора (например, ценности справедливости, демократии, равенства, стабильности, порядка и т. д., или противоположные им). Эти ценности о пределяют итоговое отношение массового сознания к происходящему». (1, с.21)

 

В начало

 

3. МЕТОДОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

Поскольку обращение к теме массового сознания так или иначе подразумевает знакомство с методологией его исследования и использования полученных данных для организации рекламных или иных акций, я приведу здесь схему, которая может быть использована при разработки структуры такого исследовательского описания.

 

Российский исследователь предлагает рассматривать содержание массового сознания на основе трех критериев: « Во-первых, наличный (средний) уровень развития  сознания масс в обществе. Он включает не только когнитивные элементы (объем знаний и суждений, способности суждения масс о тех или иных социально-политических явлениях и процессах), но и направленность чувств и фантазий… Во-вторых, диапазон и направленность потребностей, интересов, а также запросов, отличающих условия жизни масс в обществе. В-третьих, диапазон информации, в массовом масштабе циркулирующей в обществе,  в том числе специально направляемый на массовое сознание через многочисленные каналы воспитательных и образовательных институтов и средства массовой информации» (1, с.23-24).

 

Предметом особого интереса исследователя-практика являются некоторые макроформы массового сознания, выделяемые Д.В.Ольшанским, в качестве которых: «в определенные периоды развития выступают общественное мнение и массовые настроения. Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение той или иной общности, или совокупности общностей, к происходящим событиям и бытующим явлениям» (1,с.24).

 

Далее в своей монографии российский исследователь рассматривает историю развития массового сознания, анализирует «русскую душу» как особое состояние массовой психологии, обсуждает массовые настроения, в том числе проявляющие себя в революциях и контрреволюциях, описывает психологические проблемы религии и моды, сплетен и слухов, массовых коммуникаций, а также рассуждает о психологии рекламы, политических партий и движений.

 

В начало

 

4. ПРИМЕЧАНИЯ

 

Все цитаты Д.В.Ольшанского  в этом выпуске даны по книге

1. Ольшанский Д.В. Психология масс. Спб.: Питер, 2001.

Из других монографий этого автора могут быть рекомендованы:

2. Ольшанский Д.В. Политическая психология. Спб.: Питер, 2002.

3. Ольшанский Д.В. Политический PR. Спб.: Питер, 2003.

Цитаты из работы З.Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого «Я» даны по изданию:

4. Психология масс. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1998.

 

В начало

 


НОВЫЕ АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ

 

Опубликована авторская статья "Виртуальная реальность как массовая галлюцинация", в которой были использованы материалы выпуска 4 «Введение в киберпсихологию» (апрель 2005г.). Статья, разделенная на две части, была вначале размещена в on -line издании Internet.ru, а затем еще на 17 ресурсах.

 

Неожиданное внимание к этой публикации позволяют прийти к выводу о том, что описанные в ней закономерности согласуются с наблюдениями профессиональной части Интернет-аудитории, вызывают у нее определенное беспокойство.

 

Подписчики могут познакомиться с полным вариантом статьи на сайте

http://www.inauka.ru/blogs/article59423.html


Опубликована в Internet.ru еще одна авторская статья «О чем рассказывает оформление десктопов?»

http://internet.ru/index.php?itemid=12938&catid=2


В начало


ВНИМАНИЕ: АНКЕТА!

 

Уважаемые читатели! Автор продолжает анкетирование «Ваше отношение к коллективному бессознательному» и будет благодарен всем, кто заполнит небольшую анкету (всего 7 пунктов):

http://sv-psycho.narod.ru/anketa.html

 

В начало

 


АРХИВ ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКОВ РАССЫЛКИ

 

Выпуск 1: ПРИБЛИЖЕНИЕ К БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ (январь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200501/23015215.html

Социальный психоанализ - это изучение общества и его составляющих психоаналитическими методами. Это – аналитический поиск в каждодневных событиях присутствия нашей бессознательной сферы. Это использование такой информации в своих познавательных и практических целях.


Выпуск 2: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУТУРОЛОГИЯ (февраль 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200502/23120827.html

Настоящий выпуск рассылки знакомит подписчиков с футурологическими техниками применительно к  авторской версии социального психоанализа. Тема статьи, выбранной в качестве примера, – долгосрочное прогнозирование ситуации, которая может возникнуть в мире при условии распространения некоторых биотехнологий. Речь в данном случае идет о клонировании человеческих существ


Выпуск 3:  КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (март 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200503/28002050.html

Одним из центральных для социального психоанализа является понятие «коллективное бессознательное», принадлежащее создателю глубинной психологии  К.Юнгу. Именно этой теме и посвящен настоящий выпуск рассылки.


Выпуск 4: ВВЕДЕНИЕ В КИБЕРПСИХОЛОГИЮ (апрель 2005г.)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200504/28215217.html

Существует целый ряд терминов с приставкой «кибер» - «киберпространство, «киберкоммерция», «киберкультура»… Создается впечатление о том, что процесс глобальной смены речевых штампов стихиен и отражает вполне специфическую тенденцию. Мы имеем дело с глобальной виртуализацией массового и индивидуального сознания людей, при которой размывается чувство реальности, позволявшее отличать настоящее от воображаемого. Обусловлено же это  распространением компьютерных технологий.


Выпуск 5: ЛИЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (май 2005г.)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200505/29221321.html

В этом выпуске речь идет не о массовых психологических феноменах, а о проблемах, имеющих личностное звучание. Автор дает подписчикам советы о том, как лучше использовать собственные возможности для карьерного, профессионального и творческого роста.


Выпуск 6:  ЛИЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (июнь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200506/30005711.html

Личный менеджмент, описанный в предыдущем выпуске, будет неполным без глубинного самоанализа. В последнем случае человеку нужно определиться с вопросами, которые принято называть экзистенциальными. В числе таких тем – отношение к смерти, осознание комплекса вины, переживаний одиночества и заброшенности в мир.


Выпуск 7:  МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС) (июль 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200507/30095400.html

Ключевым понятием для социального психоанализа являются «массовое сознание». В этом выпуске будет представлен исторический ракурс этого понятия на примере наиболее близкой нам марксисткой концепцией общественного сознания.


Выпуск 8:  В.РАЙХ О СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИКЕ (август 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200508/30225325.html

Выпуск посвящен деятельности и творческому наследию основоположника фрейдомарксизма и телесно ориентированного психоанализа Вильгельма Райха. Однако нас интересует не теория и практика индивидуального райхианского характероанализа, а его представления о массовых психических процессах. Именно с его именем связывают инициацию таких модернизационных процессов современности как сексуальная революция и контркультура.


Выпуск 9:  ПСИХОАНАЛИЗ РОССИЙСКОГО КИНО (сентябрь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200509/29000601.html

В этом выпуске автор обращается к проблеме психоаналитической культурологии. Рассматривается глубинное значение некоторых особо типичных образцах, выпущенных российским кинематографом в последние годы. Здесь представлено как массовое, так и элитное кино (арт-хаус). Это – экранизации произведений Б.Акунина «Турецкий гамбит» и «Статский советник», а также фильмы «Ночной дозор», «Космос как предчувствие», «Богиня: Как я полюбила», «Мой сводный брат Франкенштейн».


Выпуск 10:  ПСИХОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ (октябрь 2005)

http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200510/29094806.html

В этом выпуске мы возвращаемся к теме личного менеджмента и персональной социальной эффективности. Речь здесь пойдет о психологической стороне карьерного продвижения.


В начало


АВТОРСКАЯ СТРАНИЦА

ОБЩЕСТВО ГЛАЗАМИ ПСИХОАНАЛИТИКА

 

Социальный психоанализ, психология массового сознания, политическая психология, психология рекламы, психоанализ современной культуры, киберпсихология, интернет-психология, футурология - темы настоящей авторской страницы.

http://sv-psycho.narod.ru/index.html

 

В начало

 


ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

 

Информацию об авторе можно получить на авторской странице:

http://sv-psycho/sv-psycho.narod.ru/simple.html

 

а также в разделе «Персоналии» ресурса «Псипортал»:

http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=10&l=664


В начало



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.svpsychology
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное