Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Актуальная психология" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2007 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
28
|
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
-1 за неделю
Социальный психоанализ от Сергея Выгонского
Выпуск 6 (28). Сентябрь-октябрь, 2007 Copyright (с) С.И.Выгонский, 2007 Ключевые слова: психология, социальная психология, политическая психология, психоанализ, экзистенциализм, реклама, пиар, PR, культурология, постмодерн 1. ПОЧЕМУ ИЗБИРАТЕЛИ УЧАСТВУЮТ В ВЫБОРАХ? 2. ВЫБОРЫ И КУЛЬТУРА: «ТЕКСТ» В
«ТЕКСТЕ». 3. КАКОГО ЦВЕТА ПИАР:
«ГОЛУБОГО» ИЛИ «ЧЕРНОГО»? АВТОРСКИЙ БЛОГ НА
LIVEINTERNET.RU АВТОРСКАЯ СТРАНИЦА: ОБЩЕСТВО ГЛАЗАМИ ПСИХОАНАЛИТИКА ВВЕДЕНИЕ
Приближаются выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Определяются партии, которые будут допущены к участию в этом процессе. Все протекает достаточно спокойно. Но, вспомним, около десяти лет назад сопровождались выбросом разнообразного компромата и напористой политической рекламой. По своему действию на людей такие события были вполне сопоставимы с тяжелым психологическим стрессом. Нужно ли говорить о том, что столь напряженная обстановка предъявляла ко всем непосредственным участникам политического процесса повышенные требования. Сейчас, конечно, все по-другому. Однако любой публичный политик, желающий оказаться среди победителей, по-прежнему стремился угадать то, о чем думают его избиратели. Попробуем реконструировать состояние массового электорального индивида. Небольшое отступление. Думаю, читатели согласятся с тем, что вполне логичным является выбор тематики двух последних выпусков рассылки. После психологии рекламы (выпуск 5[27]) следует политическая психология (настоящий выпуск), отрасль прикладного знания, по сути являющегося частным случаем науки убеждать - PR. Причем рассматриваются здесь такие душевные особенности наших соотечественников с позиций экзистенциальной теории (раздел 1 «Почему избиратели участвуют в выборах?»), культурологи (раздел 2 «Выборы и культура: текст в тексте»), фрейдистского психоанализа (раздел 3 «Какого цвета пиар: «голубого» или «черного»?). В основу выпуска положен материал, подготовленный мною несколько лет назад/ накануне крупных выборов, но не опубликованный по чисто техническим причинам. 1.
ПОЧЕМУ ИЗБИРАТЕЛИ УЧАСТВУЮТ В ВЫБОРАХ?
Попробуем вначале ответить на вопрос - почему вообще избиратели участвуют в выборах? Иными словами, какие внутренние причины заставляют наших соотечественников идти на выборы? Дело в том, что всем без исключения живым существам свойственен некий базовый инстинкт "быть". Это означает, что они стремятся всячески развивать собственные задатки, чтобы затем с помощью полученных способностей самоутвердиться в окружающей среде. Но как этот закон борьбы за выживание связан с выборами? Ответ прост. Доказано, что у человека такому инстинкту соответствует не только порыв к физическому существованию, но и желание ощущать всю полноту своего психического бытия. И участие в голосовании усиливает именно такое чувство своей достоверности. При этом избиратели как бы получают дополнительные психологические "доказательства" того, что они действительно существуют, а не являются, к примеру, своеобразной галлюцинацией. Механизм, позволяющий разграничивать явь и воображение, психологи называют "проверкой" или "тестированием реальности", а личностей, которые в достаточной степени переживают свою реалистичность, - "подлинными" или "аутентичными". Вероятно, многим читателям приходилось слышать вполне заурядный диалог, в котором конфликтующие стороны обращались к друг другу с вопросами типа "А ты кто такой?" и "Что ты из себя представляешь?". На мой взгляд, подобные разговоры ослабляют уверенность противника в своих силах прежде всего потому, что обращены именно к такому уровню умственной деятельности. Что же формирует это переживание? В его основе лежат два фактора. Во-первых, избиратель должен осознавать, что он свободен в своих решениях. Во-вторых, такому участнику выборов открываются истинные размеры своего психологического "долга", а именно - выясняется, что он в ответе не только за самого себя, но и за все происходящее вокруг него. У такого человека возникает ощущение своей причастности к глобальным социальным процессам. Вполне очевидно, что даже такая чисто условная возможность увидеть собственное место в необозримом историческом целом способна добавить яркости впечатлениям, полученным от окружающего мира. И потому отказ от посещения избирательного участка будет свидетельствовать о внутренней опустошенности и отсутствии смысла жизни. Нежелание быть "реальным" в психологическом смысле означает уход от реальности объективной, психологическую защиту от жизненных проблем. А чем в этом смысле отличается нынешнее массовое сознание? Следует признать, что за последние десять лет оно не только в значительной степени перестало ощущать собственную реалистичность, но и оказалось в расщепленном состоянии. Именно к таким итогам привели постперестроечная идеализация "застойного" прошлого и беспокойство, обусловленное экономически неопределенным будущим. Сожаление и страх - вот как проявляется такая расколотость на бытовом уровне. 2. ВЫБОРЫ И КУЛЬТУРА: «ТЕКСТ» В «ТЕКСТЕ».
Кроме душевного кризиса, есть еще одно обстоятельство, которое размывает подсознательное чувство собственной реалистичности. Этим обстоятельством стала культуральная "добавка", привнесенная в избирательные технологии самим духом времени. Раньше избирателей просто агитировали и такая информация считалась единственно верной. Сейчас же помимо обычной агитации, перед массовой аудиторией раскрываются и методы такого манипулирования общественным мнением. Обозреватели, не скрывая имен противоборствующих сторон, рассказывают телезрителям о всевозможных хитроумных уловках, заложенных в тех или иных пиаровских приемах (производное от PR или public relations - связь с общественностью). Нередко прямо на наших глазах развертываются целые телевизионные дискуссии, в которых обсуждается вероятность фальсификации видеозаписей с сомнительными сценами, банковскими документами и свидетельствами очевидцев - главных аргументов, используемых в информационных войнах. У потребителей такой политической продукции создается впечатление иллюзорности всего происходящего в информационном пространстве. Что это означает? А только то, что от одномерных массовых коммуникаций, характерных для индустриального общества, мы перешли к многомерным или многозначным информационным взаимодействиям, при которых используется феномен "текст в тексте". По определению В.Руднева, в этом феномене наблюдается "конфликт между двумя текстами за обладание большей подлинностью", который обусловлен "глобальной установкой культуры ХХ в. на поиски утраченных границ между иллюзией и реальностью" (Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997, с.308). Согласитесь, в сказанном очень много такого, что заставляет нас вспомнить о романе Булгакова "Мастер и Маргарита". Уточню, что речь идет о рукописи Мастера, включенную в роман наравне с основным повествованием. Эту особенность нашей эпохи ученые назвали "постмодернизмом". В глубинной психологии таким закономерностям соответствует другой феномен - "сновидение в сновидении". О его существовании известно от людей, которые сообщали специалистам о том, что во сне они видели самих себя спящими. Впрочем, никто из них не мог сказать ничего определенного относительно того, что грезилось им в тот момент. Таким образом, в своих самых современных формах массовая политическая культура повторяет строение нашего душевного фундамента - подсознания. 3.
КАКОГО ЦВЕТА ПИАР: «ГОЛУБОГО» ИЛИ «ЧЕРНОГО»?
То, как предвыборные стратегии взаимодействуют с чувством реальности, хорошо видно на примере так называемых "грязных" технологий. Не секрет, что успех политического деятеля прежде всего определяется близостью его имиджа представлениям населения о том, каким должен быть образцовый правитель. Другими словами, в таком образе избиратели видят качества, которыми бы хотели обладать сами. Именно поэтому оппоненты порой добиваются ощутимых результатов, дискредитируя такой идеализированный "портрет". Особенно показательны в этом плане приемы, которые по аналогии с названием "черных" пиаровских наработок вполне можно обозначить как "голубой" пиар (PR). Главным здесь является косвенное "утверждение", что кандидат пользуется популярностью у определенных групп населения, имеющих весьма специфические наклонности. А раз такой лидер им нравится, рассуждает иной обыватель, следовательно, он сам принадлежит к подобному сексуальному меньшинству. Таким способом осенью 1998 года был провален на довыборах в Госдуму известный медиа-магнат Сергей Лисовский. Победить ему помешала листовка, подписанная Московской ассоциацией геев и лесбиянок. Этот "документ" распространялся непосредственно перед выборами и призывал всех, кому близка однополая любовь, отдать свои голоса за Лисовского ("АиФ" № 49 от 1998г. С.6). В марте 2000 года центральное телевидение показало материал, в котором группа мужчин-гомосексуалистов заявила о своей готовности поддержать кандидата, причисляющего себя к демократической оппозиции. Правда, при этом ведущий выразил сомнение в "чистоте" данной PR-акции. Вспоминается еще один телесюжет, где мы могли наблюдать немногочисленную процессию молодых женщин, которых комментатор назвал московскими проститутками. Разумеется, демонстрантки не преминули воспользоваться представившейся им возможностью и озвучили перед микрофоном свое желание видеть победителем другого участника президентской гонки. Я далек от мысли ставить в один ряд дам с богатым опытом интимных отношений и молодых людей, испытывающих жгучий интерес к себе подобным, однако уверен в том, что такая сексуально окрашенная поддержка едва ли способна без проблем вписаться в "формат", приемлемый для большинства избирателей. Безусловно, разбираться с тем, что творится в душе у избирателя - задача не из простых. Но всем хорошо известно, что поставить диагноз - это лишь половина дела. Гораздо сложнее избавиться от самого страдания. Нам предстоит пройти долгий путь, прежде чем мы сможем обрести новые духовные ценности, возродить веру в себя и свое будущее, сделать свою жизнь более реальной, чем она была до настоящего времени. АВТОРСКИЙ БЛОГ НА LIVEINTERNET.RUПродолжает активно обновляться авторский психоаналитический блог на Liveinternet.ru . Блог приобрел культурологический характер за счет комментирования фильмов и книг. Наиболее интересные посты, сделанные за последнее время: Кладбище как
профилактическое средство против нездорового образа жизни Авторская оценка действий некой общественной организации, предложившей сводить молодежь в морг, для того чтобы отучить ее от вредных привычек, таких как курение. Всему приходит конец (альбом Мумий Тролля "Амба") Последний альбом Ильи Лагутенко
убеждает в том, что его автор намерен сделать вираж в своей жизни. Маркетинговые
войны: религия против Дарвина? Обеспокоенность должна вызывать ситуация, в которой представители религиозных кругов подвергают публичной критике рекомендации ПАСЕ (парламентской ассоциации европейских государств) по преподаванию в школах теории эволюции. Конец
альтернативной истории (суд над внуком космонавта N)? Скандал вокруг фильма, в котором фигурирует
темнокожий внук первого космонавта страны. Бог как
PR-технология (читая Пелевина) Авторский комментарий к рассказу В.Пелевина о том, что некое божественное существо проводило фокус-группу, респондентами в которой выступали покойники. Автор рассылки полагает, что некоторые читатели оставят свои комментарии к постам психоаналитического блога. НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
Можно ли изучать эротическое
в фантастической литератере и на этом основываться в
своих футурологических штудиях? Оказывается, можно. С
некоторым опозданием сообщаю, что в августовском выпуске культурологического интернет-издания Relga.ru
опубликована моя статья "Метаморфозы Эроса в зеркале футурологии (читая С.
Лема)". Полный текст статьи
можно найти на моей авторской странице по ЭТОЙ ССЫЛКЕ: АВТОРСКАЯ СТРАНИЦА: ОБЩЕСТВО ГЛАЗАМИ ПСИХОАНАЛИТИКАСоциальный психоанализ, психология массового сознания, политическая психология, психология рекламы, психоанализ современной культуры, киберпсихология, интернет-психология, футурология - темы настоящей авторской страницы. Архив публикаций. FAQ по социальному психоанализу. http://sv-psycho.narod.ru/index.html ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕИнформацию об авторе можно получить на авторской странице: http://sv-psycho/sv-psycho.narod.ru/simple.html |
В избранное | ||