Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психоанализ символизма обыденной жизни N83



Психоанализ символизма
обыденной жизни

No 84

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

1.     От автора.

2.     Информационный блок. Символы обыденной жизни: визуальные, вербальные и звуковые, числовые

 

 

ОТ АВТОРА

В предыдущий период рассылки мы закончили первый раздел книги «Психоанализ символизма обыденной жизни», в которой были приведены основы психоанализа и символизма. С этого выпуска мы перейдем ко второй части, в которой подобраны пример символов по различным группам. Некоторые из них мы уже рассматривали ранее в качестве «иллюстрации» - теперь они будут приведены полностью.

Для новых подписчиков, хочу указать, что рассылка осуществляется на основе книги «Психоанализа символизма обыденной жизни»

 

Информационный блок. Символы обыденной жизни: визуальные, вербальные и звуковые, числовые

Для облегчения рассмотрения различных символов, в данной главе они сгруппированы по различным признакам. Следует обязательно учитывать, что приведенные психоаналитические расшифровки являются базовыми значениями символов и их бессознательная проекция далеко не всегда только ими исчерпывается. Для определенной ситуации и в зависимости от особенностей индивида возможно изменение или добавление символических значений. В силу этого метод свободных ассоциаций является наиболее адекватным способом анализа символического значения предметов, событий и действий, а иногда и единственно возможным.

 

Визуальные

Геометрические фигуры, наряду с цветом обладают символическим  воздействием  на зоны инстинктивной активности  (и обратное – являются проекциями характера), например по типологии Толкачева:

Треугольник – уретральный, цвет алый, красный, пламенный.

Окружность – зрительный, цвет зелёный

Квадрат – анальный, цвет коричневый, пурпур.

Вогнутая парабола – звуковой, цвет голубой, синий.

Зигзаг – обонятельный, цвет фиолетовый.

Прямоугольник – мышечный, цвет черный, кумач.

Элипс – оральный, цвет желтый.

Крест – кожный, цвет оранжевый, хаки.

Кроме, того биологически зрение (как впрочем и другие способы и особенности восприятия породившие гештальтпсихологию) обладает определенными особенностями восприятия линий, перспектив, фона, соотношения с фигурой и т.д., вызывающих определенные эффекты восприятия, отдавая предпочтение знакомому, простому, являющегося символом. В том числе обрабатывает хаотическую информацию, пытаясь её структурировать и находя в ней то, что не представлено. Например.

Соотношение фигуры и фона

[Рисунок]

 

Зрительные искажения

[Рисунок]

 

Разные

[Рисунок]

 

Цвета и их сочетания обладают определенным физиологическим воздействием на психику человека. Причем сами они не полностью распределяются по инстинктам (так же как и другие символы, например базовые) их характеристика интенсивность, направленность, способ в зависимости о характерных для человека зон инстинктивной активности, проявления и удовлетворения инстинктов, например:

Красный – возбуждение.

Оранжевый – теплота.

Желтый – насыщенность.

Зеленый – гармоничность.

Голубой – спокойствие.

Синий – сила.

Фиолетовый – интеллект.

И не представленный в спектре «цветной» цвет коричневый - приземленность.

А также Белый – чистота.

Черный – поглощение. Особенно интересен для  властного инстинкта – черный цвет современного оружия – физически (связанно с мышечным характером) ограничить другого, вплоть до его уничтожения.

Более подробно можно почитать литературу по особенностям восприятия человека, по цветологии.

 

Вербальные и звуковые

Самый первые звуки, которые мы слышали, это звуки сердца – мы все слышали их в животе у мамы, они обладают сильным успокаивающим воздействием.

Типичными символическим звуками являются схожие по звучания с сексуальными действиями, поцелуями, коитусом. Например, как поцелуй звук возникает при резком, отрывистом поднесении сигареты ко рту и втягивании дыма, так курят в присутствии девушек парни, в сильном эмоциональном возбуждении. Такой звук как хлюпанье – имеет отдаленное символическое значение связи с увлажнением влагалища и звуками при коитусе.

Самыми распространенными звуковыми символами являются вербальные. Например игры слов, или их морфологический состав. Например НАЧАЛьник – НАЧАЛо – НА-ЧЕЛО – НА-ЧЕЛОВеке; РУКОВОДИТель – РУКи ВОДИТь; ГениАльная – ГениТАльная; АННАЛы истории –  хрАНИЛище, АНУС, АНАЛьность и связано со свойственному анальному характеру собирания, хранению и т.п., связанному удовольствием от дополнительной стимуляции сфинктера при накоплении и удержании каловых масс. Еще один важный вербальный знак – ИМЯ – ИМ Я, «Я» для других. Ну и многие другие.

Числовые

Цифровые символы достаточно просты, они в основном являются достаточно поздними культурными символами и вряд ли имеют прямую биологически ассоциативную связь с человеческим телом. Использование их специфично и часто не имеет смысла вне определенного контекста. Их образование были рассмотрено в первой главе. Итак, чуть подробнее.

1, один – в европейской культуре, начиная с греков являлась символом фаллоса, мужского начала, не тоже самое, что пенис, так имеет ценность сам половой член без мошонки, больше как символ властности, в настоящий момент самостоятельно используется не очень часто.

2, два – символ вагины, женских гениталий.

3, три - еще Фрейдом было определено, что цифра три связанна с пенисом. Символ пениса, мужских гениталий, семени, как зачинателя жизни. В подтверждение соответствия цифре три может выступить и такая детская, мальчишеская шутка/издевка над средним, когда идут втроем: «Здравствуй левое яйцо, здравствуй правое яйцо, что за палка между нами?»

4, четыре – символ женского начала, достаточно тяжело идентифицировать с чем связано, возможно с вагиной (цифра 2) и женской грудью (две), возможно живот и грудь, как бы то ни было, символ плодородия, возможности родить жизнь.

5, пять – соединение два и три, или один и четыре,  символ коитуса, полового акта без зачатия, непосредственного удовольствия.

6, шесть – соединение три и три, символ гомосексуальности. Подавление гомосексуальности христианской религией, образовало такое число как 666, объявленное дьявольским, подавляемым и преследуемым, усиленное утроением соединения двух мужских начал. В тоже время, арабское написание цифры 6, является перевернутым цифры 9, что для нашего мозга, построенного по принципу нейронных сетей, в некоторых случаях может быть тождественным. В таком случае и это цифра с ее важным негативным культурным значением может базировать на сочетании трех цифр «обратной беременности» – эдипова комплекса, желания обладать матерью.

7, семь – символ соединения мужского и женского, цифр трех и четырех – зачатие, плодородие, жизнь.

8, восемь  в математике цифра 8 расположенная горизонтально обозначает бесконечность. Возможно корреляция с ягодицами, женской грудью, а также с так называемой «лизбийской любовью», гомосексуальных отношений женщин.

9, девять – девять месяцев находится человек в животе у матери, зачастую это число символ рождения, плодородия и т.д. Занимательно и то, что а нашей десятичной системе счета, на самом деле только девять цифр от 1 до 9, и одно ничто, нуль.

0, ноль – отсутствие числа, отсутствие значения, начало, нуль, который в просторечье всегда называют ноль. Момент жизни после выхода из женских гениталий, символом которых он может являться. А математики всегда говорят нуль, ведь с нуля в математике придуманной мужчинами все начинается с пениса, а не с вагины.

13, тринадцать (три на дцать) – чертова дюжина. Значение цифры очень интересно в первую очередь 1, затем 3 – это мужские цифры. В бессознательном это может означать зачатие и появление (рождение) – пенис входит, мальчик выходит. Целиком цифра 13 – это ответственность за свои действия и поступки, а в наш век людей боящихся ответственности – страшная цифра. Интересное продолжение символизма это число нашло в русских сказках, где богатырь приехав по одной дороге, останавливается с копьем наперевес возле камня на земле (живот беременной, либо могила) и должен выбрать одну из трех дорог, на каждой из которой его ждут трудности и потери, а назад уже никогда пути нет – презервативов в то время не было. Показательна картина Васнецова «Витязь на распутье» на которой богатырь на лошади с опущенным копьем пред камнем с тремя путями. На картине 13 объектов – 9 валунов, два черепа человека и лошади и собственно сам богатырь с лошадью.

[рисунок]

Также число тринадцать при сложении дает 4 (1+3) – женский символ – соединяющий в себе это число. Характерно и то, что больше боятся этого числа молодые парни не имеющие семьи и детей. Ну и конечно 3+(1+0) – эдипов комплекс в математическо-символической форме.

 

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Автор

Андрей Куминов

Эл. почта

askuminov-symb@yahoo.com 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Автор оставляет за собой право использовать полученные письма для публикации, с указанием информации об отправителе, приведенной в конце письма (без эл. почты), если явно не указано иное.
2. Материалы подготовлены на основе книги автора рассылки, все права защищены (C): Куминов А.С. <<Психоанализ символизма обыденной жизни>> - СПб.: 100Аж, 2005 - 208 с. ISBN 5-9900513-1-X
Все права на материалы, опубликованные в рассылке, принадлежат А.С. Куминову, если не указан иной автор.
3. Цитаты (фрагменты и выдержки) из публикаций других авторов даются с информационно-научной целью и могут рассматриваться как безвозмездная реклама этих работ, при несогласии с этим авторов и правообладателей, публикация цитат из их работ будет прекращена.


В избранное