Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Танатотерапия

  Все выпуски  

Танатотерапия Рассылка от 14 января 2013 года


Уважаемый подписчик, С Новым 2013 годом! В настоящей рассылке – информация о ежегодном летнем иньтенсиве Института танатотерапии «Танатотерапия: от Афеи до Афины (архаика и современность)», который состоится 2 июня (заезд_ - 13 июня (отьезд) 2013 г. в Подмосковье (санаторий «Березки» (www.berezky.ru). Узнать о всех деталях иньтенсива и записаться можно на нашем сайте www.tanatoterra.com На нашем же сайте www.tanatoterra.com Вы также сможете познакомиться и бесплатно скачать себе «Танатотерапевтический календарь» на этот год. Наконец, ниже приводится статья об этимологии слова «Смерть». Такого тонкого и тщательного анализа нет ни в одном из существующих словарей! Успехов! Владимир Баскаков О происхождении некоторых русских географических названий Из книги "Загадки Российской цивилизации. Сакральная история, география, этнография". Демин В., Зеленцов С. Издательство "Вече". http://slovnik.narod.ru/etim_gidronim.htm Имя Ильмень довольно сложно для интерпретации. Среди этимологов…предпочтение отдается самым сложным и неправдоподобным вариантам с обязательным поиском каких-нибудь иноземных корней. Самое простое объяснение, например, происхождение названия озера от обыкновенного русского слова "ил" (в смысле "придонный осадок") начисто и дружно отметается. Курьезным или случайным совпадением объявляются и повсеместно распространенные сходные топонимические и гидронимические имена: скажем, Ильменские горы на Южном Урале и находящееся там же озеро, точную кальку новгородского "собрата" - Ильмень.В Европе, в бассейне Эльбы (славянской Лабы) есть речка под названием Ильм и точно такое же название у одного из притоков верхнего Дуная. Вопреки приведенным фактам современные этимологи отдают предпочтение финской версии происхождения названия озера Ильмень. Действительно, финское слово ilm означает "воздух" (отсюда праматерь Ильматар, из бессмертной "Калевалы", являющаяся божеством воздуха и одновременно воды; и один из главных героев карело-финского эпоса - Ильмаринен). …В старорусском произношении озера - Ильмерь (в такой вокализации оно представлено, к примеру, в Лаврентьевской летописи) явственно проступают две архаичных корневых основы - "илм" + "мер". …По большому счету лексема "илм" уходит в такие стародавние времена, что невольно начинает кружиться голова. В редуцированном виде корневая основа"ил" (il) и доныне сохранилась в словарном запасе обособившихся друг от друга языков. Мы находим ее в составе многих теонимов(божественных имен). И не только в "Калевале". Из Библии хорошо известно имя пророка Илии, означающее "мой Бог" и восходящее к другим именам древних семитских богов: угаритский Илу (так звали и древнейеменского верховного бога), финикийский Крон - Эл и др. По-аккадски, например, в "Эпосе о Гильгамеше" ilu также означает "бог". Данный корень фигурирует и в индоевропейской мифологии: Ила - ведийская богиня жертвенного возлияния и молитвы, Иллуянка - хеттский дракон, победивший бога грозы, и др. Наконец, нельзя не заметить, что и исконном названии легендарной Трои - Илион -присутствует все тот же корень "ил". В это же мифологическое гнездо древних богов и героев входит и русский Илья Муромец. Однако, вопреки сложившемуся и укоренившемуся мнению, имя его вовсе не представляет собой заимствования из Ветхого Завета. Макс Фасмер совершенно прав: поддерживая мнение других этимологов, он выводит русского Илью не из древнееврейского Илии (что переводится как "мой Бог"), а из имени эллинского солнцебога Гелиоса, имеющего общеязыковые корни и восходящего к архаичной протооснове "ил - эл". Вполне вероятно, что первоначально русский герой (или бог), имя которого впоследствии стало звучать как Илья, имел прямое отношение к солнечно-небесному культу. Исходя из всего вышесказанного, новгородское озеро Ильмень вполне могло первоначально означать "Небесное (Солнечное) море". Нельзя пройти и мимо второй составной части этого имени. Вне всяких сомнений, она связана с одним из архаичных лексических элементов древнейшего праязыка - mr, образующих сакральное название вселенской горы Меру - космологического и этносоциального символа индоевропейских и других народов Земли. Корневая протооснова mr дает настоящую цепную реакцию взаимосвязанных между собой лексем и значений в различных языках мира. От него образовано и однозвучное русское слово "мир", означающее одновременно и вселенную, и род людской, и согласие, и справедливость - "меру", и конец жизни"[с]мерть", "мор". От той же корневой основы в конечном счете образованы и такие русские слова, как "море" (о чем далее), "меркнуть", "мерцать" и др. (сумерки! – В.Баскаков) Символ полярной отчизны - золотая гора Меру, по древнеарийским и доарийским представлениям возвышалась на Северном полюсе, окруженная семью небесами, где пребывали небожители и царил Золотой век (отсюда, кстати, русская поговорка:"На седьмом небе" - синоним высшего блаженства). Гора Меру считалась центральной точкой бесконечного космоса, вокруг нее как мировой оси вращались созвездия обеих Медведиц, Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. Согласно буддийской философской и космологической концепции, существует бесчисленное множество миров, похожих на землю и окружающие ее планеты. Каждый такой мир напоминает плоский диск с размещенными на нем материками и наполненный водой. В центре каждого такого плоскостного океана находится своя гора (Су)-Меру. В классическом санскрите и предшествовавшем ему древнеиндийском языке название горы также произносится двояко - и Меру, и Сумеру (sumeru означает "наилучший", "высочайший", "красивый"). Это древнеарийское слово легко сопрягается с этнонимом сумеру - так первоначально звучало название древнего народа, более известного в русской вокализации как шумеры, которые основали в Месопотамии одно из первых на земле государств - Шумер. (Поразительно, но факт: в шумерском языке слово "любимая" звучит так же, как и в русском - "люба"). http://otvet.mail.ru/question/9802720/ Кому известно происхождение слова и понятия "смерть"? …Смысловое и лексическое гнездо, связанное с архаичной корневой основой mr, воистину неисчерпаемо. Сюда входит, к примеру, понятие "смерть", в первобытном мировоззрении неотделимое от представления о мраке (ночи). Это отразилось в древнерусских однокоренных словах: "мор"("смерть") и "морок" ("мрак", "ночь"). Слово "морока", имеющее в наше время лишь один смысл - "затяжное, хлопотное дело, канитель", еще в XIX веке сохраняло первозданное значение "мрак" (см.: Словарь Владимира Даля). В подобном же обличие соответствующая лексическая основа предстает и в других языках индоевропейской группы: от санскритского m-ara - "смерть", а также "убивающий", "уничтожающий" - до французского "кошмар". В славянской мифологии смерть была воплощена в образах богини Морены (Марены, Мараны) и множестве злокозненных духов, порожденных ночью под общим именем "мары" (или "моры" - один из них всем известная русская кикимора). Интересно, что в мундодравидской мифологии, то есть у автохтонного населения Индостана, еще до вторжения туда индоарийских племен существовал культ кровожадной богини с похожим именем - Мараи, которой приносились человеческие жертвы (в основном дети). Культ этот дожил до XX века. В буддийской мифологии чрезвычайно популярен Мара - божество, персонифицирующее зло и все, что приводит к смерти живые существа. У Мары древнейшая (добудистская) родословная, восходящая к общечеловеческой пракультуре. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в тибетском языке (древнем и современном) слово morana означает тоже самое, что и в русском языке: Морана (Морена) = "смерть". (И в санскрите есть точно такое же слово - marana- "смерть".) Разумеется, ни о каком прямом заимствовании (русского слова из тибетского языка или наоборот) не может быть и речи. Здесь "заимствование" иного рода - заимствование слова с одним и тем же звучанием и одним и тем же смыслом из общего языкового источника - праязыка. В современных языках древние протолексемы продолжают жить полнокровной, вполне самостоятельной жизнью. На протяжении многих тысячелетий, нередко в фонетически и морфологически измененном виде они медленно дрейфовали внутри языков, отпочковывавшихся от первичного праязыка, обретая все новые и новые смыслы. Неисчерпаемое многообразие смысловых значений и их оттенков, заключенных в древнейшей корневой основе mr, в данном плане особенно показательно. В русском языке, помимо многозначных названий "мир" и "мера", восходящих к своей смысловой праматери - горе Меру, - есть немало и других слов, содержащих корень mr. Прежде всего, это лексическое гнездо, связанное со словом "море". В различных языках корневая основа mr соединена с разными гласными звуками. Так, латинская вокабула mare ("море") несомненно взаимосвязана с многозначной лексемой mar в санскрите. А немецкое meer - "море" по своей вокализации практически совпадает с названием самой горы Меру. В русском фольклоре "морской аспект "общеиндоевропейского и доарийского мировоззрения закодирован заговорах про Море-Окиян. Так что незачем обращаться к финскому языку за тем, чтобы отыскать в нем русский корень "мер", входящий в состав названия Илмерь (Ильмень). Вечный сон...так как и смерть, и сон можно характеризовать состоянием покоя. Смерть – это переход от одного мира к другому, Царству Небесному... Пример из Библии:"Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его"(Ин. 11: 11), приведенную фразу произносит Иисус Христос, говоря о Лазаре, который скончался... Смерть это сон. В храмах поминают усопшего, т.е. уснувшего. В.А. Чудинов* Русские Руны, Москва 2006, Избранные главы http://hrist-commun.narod.ru/Chudinov_rus_runy.htm *Об авторе Профессор ГУУ Валерий Алексеевич Чудинов, академик, председатель Комиссии РАН по культуре древней и средневековой Руси, занимается археоло¬гическим поиском, изучением и дешифровкой древ¬них рунических и руничных (термин В. А. Чудинова) надписей более 12 лет. Руны Мары. Мара - это не просто богиня смерти. Мара связана с под¬земным миром и со всеми существами, которые его населяют. Согласно славянской мифологии, существуют три мира - горний, или мир Прави (закона, порядка); наземный, или мир Яви (повседневной жизни) и подземный, или мир Нави (мир усопших, навий). Законы, в том числе судьбы людей — это область владений бога Рода; явью правит Макошь, а миром тьмы управляет Мара. Когда с неба падала звезда (современная астрономия назы¬вает это метеором), славяне полагали, что в данный момент родился новый человек. И наоборот, когда человек умирал, в небе появлялась новая звезда. Поэтому бог, Род отвечал не только за судьбы людей, но и за перемещение пла¬нет, так что астрономия и астрология тоже находились в его ведении. Макошь отвечала за земную часть появления людей - за любовь, брак, деторождение, счастливую жизнь. Ее храмы считались храмами любви. Наконец, Мара от¬вечала за «рождение наоборот»; некоторые ее камни напоминают женский родовой орган, куда человек должен войти в свой смертный час снаружи; смерть как «обратное рождение» как раз и означает вхождение в материнское лоно и новое соединение с матерью. А поскольку то же самое проделывали и предки, то приобщение к Маре есть приобщение к своим предкам. Мы уже говорили, что в тонком мире существуют и эфирные, и астраль¬ные тела. Астральное тело человека, судя по его названию (аsterг по-латыни означает «звезда»), предназначено к путешествию на звезды. Это — косми¬ческая составляющая души, и тут за нее ответственность несет Род. Физи¬ческое тело принадлежит земле, как части Яви; после смерти оно может разлагаться или оставаться нетленным, но это уже забота Макоши. Нако¬нец, эфирное тело - это гость Нави, им повелевает Мара. Смутный облик человека на фотографиях привидений - это максимальная концентрация эфирной энергии человека, которая до некоторой степени способна рассеи¬вать световые лучи. Когда я овладел методом объективации наличия эфирного тела посред¬ством рамочки, то первое, что меня поразило, так это то, что ауру имеют (стр. 216) не только живые существа, но и абсолютно все неживые предметы. Прав¬да, расстояния между аурами (то есть между первым объемным контуром предмета и самим предметом, между вторым и третьим контурами, меж¬ду третьим и вторым и т.д.) у неживых предметов небольшие, порядка 10-15 см, тогда как у человека они в 7-20 раз больше. Иными словами, жи¬вое существо обладает повышенной энергетикой. А второй факт, который вызвал у меня большое удивление - это наличие очень плотно примыкаю¬щих друг другу аур в подземном пространстве (например, в подземном пе¬шеходном переходе); там от одной до другой ауры порядка 1-2 см. Это и по¬нятно: если в воздушной среде расстояния между предметами составляют от метров до сотен метров, то под землей от одной воздушной полости до другой дистанции исчисляются сантиметрами. Иными словами, подземный мир необычайно плотный не только в плане физическом, но и в отношении эфирных тел. Если эфирные тела людей остаются в царстве Нави, то их там чрезвы¬чайно много; и если полагать, что в нашем веке население Земли составляет несколько миллиардов человек, то умерших, разумеется, триллионы. Так что Мать сыра Земля может своей концентрированной совокупной энерги¬ей подпитать своего богатыря. Эта же энергия направлена и на соблюдение традиций, на поддержание того образа жизни, который был у умерших. И какой бы ни был конкретный способ захоронения покойников - трупопо-ложение, трупосожжение, привязывание тел к ветвям деревьям, чтобы их расклевали птицы, или утопление тел в воде, всё это относится к физиче¬скому миру. В конце концов, тело либо оказывается в могиле целиком, либо туда помещают прах покойного, либо там же, в земле, оказываются умер¬шие птицы, расклевавшие тела; либо, наконец, утопленник окажется на дне водоема - в любом случае тело человека принимает земля, а эфирную со¬ставляющую - Навь. Поэтому славяне полагали, что в Нави концентрируются необычайно мощные силы, способные управлять обществом и поддерживать его куль¬туру. Следовательно, руны Мары — это не просто надписи руницей, рунами Макоши, но и тот древний, а потому сакральный, хранящийся только в Нави смысл рун, знать который было дано только жрецам Мары. Так что чтение рун Мары - это проникновение в древнюю суть слов. В связи с этим возникает вопрос, насколько читатель окажется в состо¬янии самостоятельно прочитать руны Мары? Иными словами, он, скорее всего, способен это сделать на несакральном, профанном уровне. Для про¬никновения же в глубинный смысл нужны иные навыки и умения, чем про¬сто воспроизводить голосом те звуки, которые обозначены рунами. (стр. 217) Поэтому в данном случае я читателю никаких заданий не даю, а предлагаю просто прочитать те тексты, которые я могу создать, опираясь на свои (или чужие) исследования затронутых проблем. Текст № 55. СЛОВО МАРА Оно тоже пишется кириллицей. Это — еще одна богиня славянского пан¬теона. На профанном уровне она исполняет функции богини болезней и смерти. Корень этого слова: МОР, СМЕРТЬ. Варианты имени - Мора, Ма¬рена. Возможно происхождение женского имени Марина от имени Мары. Ближайший родственник - дед Мороз, который ведь тоже представляет со¬бой разновидность мора, но только конкретно от холода. На сакральном уровне МАРА — это божество с очень широкими социаль¬ными функциями, которое могло обеспечить (или не обеспечить) успех охо¬ты (для успешной охоты необходимо было приобрести «жезл Мары», свое¬образную лицензию на убийство животного. Она же могла применить свои меры для защиты человека от напастей, или поделиться запасами храмовой пищи (охотники отдавали в храм Мары после успешной охоты какую-то часть своей добычи). В ее храме находилась и больница для заболевших. Особых камней в языческом "иконостасе" Мара не имела, зато она пред¬полагала наличие каменного храма. Наиболее ранние изображения Мары, как божества смерти, очень странны — они в стилизованном виде передают женский родовой орган в весьма открытом виде, как если бы женщина ро¬жала. Камень лежит горизонтально, и имеет круглое отверстие типа очень глубокой чаши, а ниже — щель или желоб, так что дождевая вода там не за¬держивается, а стекает вниз. Краеведы называют такой камень "чашечником со стоком". Похоже, что Мара как богиня смерти, действительно рожает, но "рожает обратно", забирая покойника внутрь себя, так что отсюда можно вы¬вести интереснейшее мировоззренческое положение: из материнского лона человек вышел, в него он и уйдет. Первоначально отверстие смотрело на север, и это можно понять так, что функции Мары еще не слишком отделились от функций Макоши. Иными словами, если Макошь была божеством введения повзрослевших юношей и девушек в родовую общину взрослых людей, магиней, то Мара, видимо, совмещала в себе функции и рождения человека и, "обратного рождения", ухода в материнское лоно. Позже, однако, роль Мары усиливается, о чем можно судить по вздыбливанию лона; оно теперь смотрит не вниз, а вверх, и, вероятно, уже не связано с деторождением, но только с приемом усопших. (стр. 229). Вероятно, к этому моменту, возможно, в неолите, от нее отделяется новая ипостась — Дева (Жива). Будучи поднятым, лоно смотрит уже на юг, туда, куда направлен и вход храма Рода. Еще позже происходит разворот камня Мары в промежуточное положение, и превращается в каменный ящик, а за¬тем отверстие начинает смотреть на запад. Следовательно, входить в него можно, лишь обратив лицо к востоку. Храм Мары разрастается в размерах и превращается в дольмен. Дольмены известны на Кавказе, в Крыму, в одной из книг я показывал один из них, совершенно замшелый, и в Твери. Много их и за пределами России, например, во Франции. В Западной Европе их тоже достаточно много, есть они и в Португалии, например, в Педро де Арка. Позже храм Мары оказывается внутри кургана, затем опять выходит на дневную поверхность, на сей раз в виде жальника. Все подробности транс¬формации храма Мары в деталях в данной работе проследить не удалось, однако, вероятно, на каком-то этапе, когда храм уходит под землю, а вход в него находится с востока, над ним появляется камень Волоса, лежащий в храме Макоши на востоке. Теперь камень Волоса охраняет вход в храм Мары, и чтобы войти душе на тот свет, Волос должен его отодвинуть. Еще позже, храм Мары включается в качестве подземного склепа в закрытый храм Макоши как его тайная часть; это — усыпальница в церкви, над ко¬торой возводится надгробье в виде небольшого каменного храма Макоши и, возможно, водружается балдахин. С этого момента комплекс из храма Рода как наружного и храма Макоши как внутреннего дополняется третьим храмом, Мары — тайным, подземным, и наивысшей степени сакральности. В него закрыт вход даже жрецам; тут обитают души покойных, как святых предков верующих. Подземный храм Мары имелся и в пещерном комплек¬се Кольского полуострова, и в катакомбах Рима, и в христианских церквях. Эта сторона храма Мары тоже нуждается в исследовании. Было найдено также несколько плит храма Мары с местом для размеще¬ния всех 8 персонажей славянского языческого "иконостаса" в виде круглых углублений, причем вокруг одного подобного гнезда из 9 углублений (девя¬тое — под столп) существовало несколько аналогичных гнезд. Причина и точное назначение подобного умножения мест для божеств пока не ясны. МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. Храмы Мары, начиная от малого каменного ящи¬ка и кончая дольменом или курганом, строились и проектировались в ма¬стерской Мары. Она в чем-то дублировала деятельность мастерской Рода, однако специализировалась на сооружениях иного назначения, на усыпаль¬ницах. Очевидно, что к ее обязанностям относились помимо камнерезных и транспортных работ еще и большой объем земляных работ, а также сооруже¬ние разного рода подземных деревянных подпорок и срубов. И об этом пока тоже мы имеем весьма малую информацию. Камни, плиты, храмы, земляные (стр. 230) постройки, выполненные мастерами такой мастерской, подписывались: МА¬СТЕРСКАЯ ХРАМА МАРЫ. Ни одна из этих плит не была использована христианами ни в качестве крещеных камней, ни в качестве просто крестов. Можно лишь предположить, что эти камни могли пойти на строительство подземных усыпальниц в церквях. В моих полевых исследованиях я видел камни Мары в основаниях христианских церквей. Полагаю, однако, что христиане побаивались богиню Мару и не хотели иметь дела с ее камнями, если те должны были лежать открыто или входить в состав каких-либо изделий. Сами камни имеют обычно темный цвет и об¬ладают высокой плотностью.

В избранное