Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Коучинг: технологии достижения целей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
14
|
15
|
16
|
17
|
|||
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Автор
Статистика
2 подписчиков
0 за неделю
0 за неделю
Трансперсональная психология
Информационный Канал Subscribe.Ru |
В настоящем выпуске мы
предлагаем нашим читателям рассказ о мифодраме, которая ставится
Мариной Белокуровой, учредителем АТПП, психологом единого европейского реестра,
«бабушкой» трансперсональной психологии в России.
Предлагаемая работа является обработкой части интервью, взятого П.Ушаковым у Марины Белокуровой 28 ноября сего года.
Предлагаемая работа является обработкой части интервью, взятого П.Ушаковым у Марины Белокуровой 28 ноября сего года.
Современный человек и кризис самоидентичности
Одна из главных проблем, стоящих в наше время
перед человеком - это кризис самоидентичности. Современное
человечество немного наелось, оделось и встал вопрос: «Что дальше и куда я хочу
развиваться?». Как мне зачерпнуть из того, не знаю чего,
чтобы понять, какое богатство таится во мне самом и что же это такое,
что все называют потенциалом. Или по-простому,
обыденным языком: «Да кто Я есть на самом деле? В конце концов, о чем Я?»
Искать в своей обыденной реальности ответ на вопрос «кто Я и что Я" абсолютно бесполезно. Еще десять лет назад на международной междисциплинарной конференции по человекознанию лейтмотивом звучала мысль о том, что человечество исчерпало возможности «неокортекса», тоненькой оболочки мозга, отвечающей за абстрактное мышление. И совершенно невозможно дать ответ на вопрос «Кто Я?» рационализируя, или логически размышляя о том, «что я мог бы сделать ТАКОГО в жизни...».
Единственный способ осознать себя - это спуститься в свою собственную Глубину.
А в Глубине нас ждет наше бессознательное, наше инстинктивное начало, наша архаическая, чувственная, телесная память, сказочное предание и МИФЫ.
Мифы бывают разные. О пути становления (взросления) мужчины или женщины... Мифы об отношениях, мифы о потере человеком своей сущности. Мифы об общечеловеческих ценностях, предательстве, одиночестве и так далее.
Объединяет мифы то, что происходящие в них события на самом глубинном, чувственном, интимном уровне, близки большинству людей.
Потому, что их темы вечны. Отец, которого убивают... Мать, которая покинула... Герой, который сражается...
Мифы невероятно связаны с нашим бессознательным, нашей Глубиной, хотя с точки зрения рационального ума это может показаться абсурдным.
И совсем необязательно, чтобы в личной истории человека присутствовали в точности факты, описываемые мифами. Например, для детской психики уход из семьи отца часто воспринимается как смерть родителя. А герой, который сражается - по большому счету олицетворяет САМОГО человека, которому приходится на протяжении своей жизни биться с тысячами гидр и драконов, чтобы стать Героем, тем кто ОН ЕСТЬ НА САМОМ деле, а не тем, кем его привыкли считать окружающие и он сам.
В книге Мирча Элиаде «Аспекты мифа» приводится описание того, как в примитивных племенах и в древности тот, кто отвечал за здоровье племени, работал с человеком, который чувствовал себя в кризисе. Он садился у изголовья и рассказывал миф, начиная от сотворения мира. И в конце он добавлял, что вот в этот момент, когда все уже появилось, и Звезды, и Луна, и Солнце, и Небо, и пошла расти трава, появились животные и пошли люди - вот тут то и появился ТЫ. И человек восстанавливал связь со своим первоисточником, который побуждает жить и развиваться.
При этом человек проникался тем, что он не просто часть отдельно взятой деревни, города, племени, он получал переживание себя как ЧАСТИ ПОТОКА, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ ЗВЕЗДЫ, а это переживание - НЕБЫВАЛОЙ СИЛЫ.
И первое, что возвращает мифодрама человеку - это вкус жизни, переживание уникальности САМОГО человека как гармоничной и удивительной части всего сущего, этой вселенной, этого мира. Дает пережить человеку, что он не просто винтик во Вселенной, а ЧАСТЬ мира, без которой этот мир был бы скучен и пуст. Мифодрама позволяет человеку пережить самого себя, как тонкую и невероятно сложную мелодию, без которой симфония мира стала бы гораздо беднее.
И в мифодраму «ходят» за новым состоянием, потому что знание, которое можно почерпнуть из глубины бессознательного, переживая определенную мифологему, проигрывая ее в современной жизни - это не знание в виде мыслей. Это знание в виде нового состояния - состояния спокойствия, состояния силы, состояния ясности сознания, состояния прозрачности. Этих состояний нет числа и только в них у человека рождаются адекватные мысли, адекватные поступки.
То есть в этих состояниях человек чувствует каждой клеточкой тела, каждой маленькой частичкой самого себя, что то, что он делает для себя и других, он делает ПРАВИЛЬНО. Например, проиграв миф об Одиссее, человек получает ясное и четкое переживание того, как можно быть ГЕРОЕМ, не травмируя окружающих. То есть речь идет о гармоничном нахождении СВОЕГО МЕСТА в Живой Вселенной.
Второе, что человек получает от участия в мифодраме - это осознание своих личных стратегий поведения, своих бессознательных моделей жизни. Например, девушка, оказавшаяся в главной роли в мифодраме «Золушка», получает четкое переживание своей жизненной стратегии «сидения в коробке с золой». И дальше у нее есть выбор: либо изменить свою жизнь, либо продолжить «сидеть в золе». То есть, участвуя в мифодраме, человек получает возможность увидеть себя и свои модели поведения со стороны.
При этом каждый из участников мифодрамы, а не только главный герой, открывает что-то новое для себя. В мифодраме не бывает второстепенных ролей, и интенсивность переживаний участника, а также глубина и сила открываемых им смыслов, зависит лишь от намерения самого человека получить новый опыт.
Клиентами компании Olivier Mythodrama является топ-менеджмент таких фирм, как Nokia, British Airways и других. Эта компания ставит драмы Шекспира и позволяет проявить участникам лидерский потенциал и ресурсные состояния, о которых они ранее и не подозревали.
24 декабря, в Москве, в Доме ветеранов кино, состоится мифодрама «Галатея». Ведет мифодраму Марина Белокурова, психолог единого европейского реестра, учредитель АТПП. Эта мифодрама еще ни разу не ставилась в России. И смысл проявляемого мифа пока не известен :-) Так что спешите. Подробности можно узнать здесь.
30 декабря, в Москве, в Музее чая на Красных воротах состоится арт-акция «Холотропное дыхание под живую музыку». Холонавты будут дышать под игру музыкантов-импровизаторов. При этом не только музыка влияет на интенсивность переживаний участников, но и динамика группы влияет на игру музыкантов. Поэтому холонавты получают крайне интересные и интенсивные переживания. Акция обычно проводится не чаще раза в год. Подробности можно узнать здесь.
А всех тех, кто интересуется трансперсональной психологией, мы приглашаем обучаться в Международном Институте Интегративной Психологии. Обучение дистанционное. Информация об условиях обучения размещена здесь.
Искать в своей обыденной реальности ответ на вопрос «кто Я и что Я" абсолютно бесполезно. Еще десять лет назад на международной междисциплинарной конференции по человекознанию лейтмотивом звучала мысль о том, что человечество исчерпало возможности «неокортекса», тоненькой оболочки мозга, отвечающей за абстрактное мышление. И совершенно невозможно дать ответ на вопрос «Кто Я?» рационализируя, или логически размышляя о том, «что я мог бы сделать ТАКОГО в жизни...».
Единственный способ осознать себя - это спуститься в свою собственную Глубину.
А в Глубине нас ждет наше бессознательное, наше инстинктивное начало, наша архаическая, чувственная, телесная память, сказочное предание и МИФЫ.
Что такое миф?
Можно сказать, что миф - это форма коллективного бессознательного, которое выплеснулось на поверхность осознавания в виде сказок, легенд, преданий и т.д.Мифы бывают разные. О пути становления (взросления) мужчины или женщины... Мифы об отношениях, мифы о потере человеком своей сущности. Мифы об общечеловеческих ценностях, предательстве, одиночестве и так далее.
Объединяет мифы то, что происходящие в них события на самом глубинном, чувственном, интимном уровне, близки большинству людей.
Потому, что их темы вечны. Отец, которого убивают... Мать, которая покинула... Герой, который сражается...
Мифы невероятно связаны с нашим бессознательным, нашей Глубиной, хотя с точки зрения рационального ума это может показаться абсурдным.
И совсем необязательно, чтобы в личной истории человека присутствовали в точности факты, описываемые мифами. Например, для детской психики уход из семьи отца часто воспринимается как смерть родителя. А герой, который сражается - по большому счету олицетворяет САМОГО человека, которому приходится на протяжении своей жизни биться с тысячами гидр и драконов, чтобы стать Героем, тем кто ОН ЕСТЬ НА САМОМ деле, а не тем, кем его привыкли считать окружающие и он сам.
Что дает переживание мифа и участие в мифодраме?
В своей суетности человек потерял живое общение, переживание себя, переживание корней, переживание своей цели. Ну, хорошо, заработал человек 100000 долларов… Но ЦЕЛЬ-то, ЦЕЛЬ? Осознать к концу дня, что ты не понял, зачем сегодня жил?В книге Мирча Элиаде «Аспекты мифа» приводится описание того, как в примитивных племенах и в древности тот, кто отвечал за здоровье племени, работал с человеком, который чувствовал себя в кризисе. Он садился у изголовья и рассказывал миф, начиная от сотворения мира. И в конце он добавлял, что вот в этот момент, когда все уже появилось, и Звезды, и Луна, и Солнце, и Небо, и пошла расти трава, появились животные и пошли люди - вот тут то и появился ТЫ. И человек восстанавливал связь со своим первоисточником, который побуждает жить и развиваться.
При этом человек проникался тем, что он не просто часть отдельно взятой деревни, города, племени, он получал переживание себя как ЧАСТИ ПОТОКА, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ ЗВЕЗДЫ, а это переживание - НЕБЫВАЛОЙ СИЛЫ.
И первое, что возвращает мифодрама человеку - это вкус жизни, переживание уникальности САМОГО человека как гармоничной и удивительной части всего сущего, этой вселенной, этого мира. Дает пережить человеку, что он не просто винтик во Вселенной, а ЧАСТЬ мира, без которой этот мир был бы скучен и пуст. Мифодрама позволяет человеку пережить самого себя, как тонкую и невероятно сложную мелодию, без которой симфония мира стала бы гораздо беднее.
И в мифодраму «ходят» за новым состоянием, потому что знание, которое можно почерпнуть из глубины бессознательного, переживая определенную мифологему, проигрывая ее в современной жизни - это не знание в виде мыслей. Это знание в виде нового состояния - состояния спокойствия, состояния силы, состояния ясности сознания, состояния прозрачности. Этих состояний нет числа и только в них у человека рождаются адекватные мысли, адекватные поступки.
То есть в этих состояниях человек чувствует каждой клеточкой тела, каждой маленькой частичкой самого себя, что то, что он делает для себя и других, он делает ПРАВИЛЬНО. Например, проиграв миф об Одиссее, человек получает ясное и четкое переживание того, как можно быть ГЕРОЕМ, не травмируя окружающих. То есть речь идет о гармоничном нахождении СВОЕГО МЕСТА в Живой Вселенной.
Второе, что человек получает от участия в мифодраме - это осознание своих личных стратегий поведения, своих бессознательных моделей жизни. Например, девушка, оказавшаяся в главной роли в мифодраме «Золушка», получает четкое переживание своей жизненной стратегии «сидения в коробке с золой». И дальше у нее есть выбор: либо изменить свою жизнь, либо продолжить «сидеть в золе». То есть, участвуя в мифодраме, человек получает возможность увидеть себя и свои модели поведения со стороны.
При этом каждый из участников мифодрамы, а не только главный герой, открывает что-то новое для себя. В мифодраме не бывает второстепенных ролей, и интенсивность переживаний участника, а также глубина и сила открываемых им смыслов, зависит лишь от намерения самого человека получить новый опыт.
Как устроена мифодрама?
- Предварительная подготовка (до начала мифодрамы)
Прежде всего, ведущий мифодрамы и его команда до начала постановки проводят структурный анализ мифа и содержащейся в нем основной идеи, мифологемы.
После этого сюжет мифа разделяется ведущим на ключевые моменты, «реперные точки».
Рассмотрим пример мифодрамы «Золушка». В ней можно назвать следующие ключевые моменты:
- сидение Золушки в коробке с золой;
- объявление Принцем бала;
- помощь доброй феи;
- бегство Золушки с бала;
- поиск Принцем обладательницы туфельки.
Затем ведущий и его команда определяют основных героев мифодрамы и связи между ними.
Рассмотрим пример той же мифодрамы «Золушка». Есть два главных героя: Золушка и Принц. Они впоследствие выбираются независимо. Затем есть родители Золушки: умершая мать и отец. (Умершие, но значимые для мифа герои так же ставятся.) У отца Золушки есть новая жена (мачеха) и их дети (сводные сестры Золушки). Кроме того, у Золушки есть добрая Фея. У Принца есть родители, слуги и т.д. Таким образом, мы приходим к организации ролей в виде нескольких «деревьев», например:Золушка Принц | | | || | | мать_Золушки | отец_Золушки Король(отец_Принца)| | Королева(мать_Принца) | | | | | | | добрая_Фея | слуга слуга | | фрейлина_Королевы | Короля_1 Короля_2 | | мачеха | | | | Друг_Принца | сводная сводная | сестра_1 сестра_2 Слуга_Принца
Каждая роль имеет свой номер, то есть затем в процессе постановки мифодрамы выбор участников на роли производится в определенном заранее порядке.
- сидение Золушки в коробке с золой;
- Начало мифодрамы (выбор участников на роли)
Выбор участников на роли производится по методу социометрии. Для этого сначала вся группа выбирает главного героя (героев). Для этого каждый из участников группы молча кладет руку на того, кого он считает главным героем. При этом голоса передаются по цепочке. То есть, если при выборе Золушки Вася кладет руку на Аню, а Аня кладет руку на Валю, то считается, что и Вася, и Аня выбрали Валю. Если человек считает себя главным героем, то он кладет руки крестом на самого себя. В результате такой процедуры образуются несколько претендентов на роль главного героя. Главным героем в результате считается тот, на кого положило руки наибольшее количество участников.
После того, как главный герой (герои) были выбраны, главный герои выбирает тех, кто находится ниже него в структуре ролей. Например, Золушка выбирает отца, мать, добрую Фею. Затем отец Золушки выбирает мачеху, мачеха выбирает своих детей и т.д. В результате все главные роли оказыватся занятыми. Тот, кто не был выбран на главную роль, оказывается в «хоре».
Хор - чрезвычайно важная часть участников мифодрамы. Дело в том, что процессе проживания мифодрамы возникают новые, не описанные в сюжете роли. Это происходит потому, что каждый участник постановки обладает своей личной, уникальной историей, и в процессе проигрывания мифа начинают проявляться субличности и фигуры, которых нет в сценарии. Например, Золушка может почувствовать, что у нее есть подруга. Или Принц может ощутить, что Золушка для него лишь отражение некоторой бывшей девушки, которая умерла. В этом случае группа вводит в происходящее действо новых героев из хора.
Кроме того, участники хора могут сами войти в действие, почувствовав в себе некую фигуру или невостребованную энергию проявляющегося мифа. Нужно отметить, что участники мифодрамы ПРОЖИВАЮТ сюжет, а не играют его (как в театре). Поэтому если человек ДУМАЕТ, что он является такой-то и такой фигурой, и что он ДОЛЖЕН действовать так-то и так-то, то он выпадет из сюжета. То есть он окажется в действии, но очень его роль будет блеклой и малозначимой. В мифодраме весь смысл состоит в получении иррационального, глубинного переживания самого себя, своей истинной сущности, а не рациональных измышлений о своей роли. - Прояснение ситуации
После того, как роли распределены, участники мифодрамы определяют свое местоположение в зале.
Рассмотрим, как это происходит, на примере той же «Золушки». В этой мифодраме есть семья Принца, которая располагается в одном месте зала, есть семья Золушки, которая располагается в другом месте зала, фея, которая витает где-то рядом с Золушкой, и т.д.
Затем начинается прояснение ощущений участников мифодрамы. Дело в том, что каждый человек, участвующий в постановке, одновременно живет в мифе и накладывает на роль свою личную историю. Например, Король начинает проецировать на сюжет мифа свои личные отношения в своей собственной семье и т.д. Кроме того, между участниками мифодрамы сразу возникает симпатия и антипатия. Поэтому кому-то оказывается очень комфортно, кто-то пересел бы в другое место, кто-то испытывает негативные чувства к другому участнику, кого-то кто-то раздражает и т.д. И участники последовательно рассказывают о своих чувствах. При этом важно не то, что человек ДУМАЕТ, а как он ОЩУЩАЕТ себя. Испытывает ли он комфорт/дискомфорт, симпатию/антипатию, куда бы он хотел переместиться и т.д. Логические рассуждения типа: «Я - король, поэтому я должен быть тем-то и тем-то, думать по сюжету так-то и так-то, делать то-то и то-то» здесь абсолютно бессмысленны и бесполезны.
В каждой постановке чувства участников абсолютно уникальны. Пришедшие на мифодраму люди не знают, в какой роли они окажутся. И то, что они начинают переживать, совершенно не зависит от их ментальной установки до начала действия.
Как правило, роли, в которых оказываются участники, тесно связаны с их настоящей жизненной ситуацией. И начиная с некоторого момента мифодрамы люди сливаются со своими ролями. И им взаправду хорошо или плохо, хочется убежать или послать эту мифодраму куда-подальше. Потому что здесь НЕТ ИГРЫ. Начинается маленькая (или очень большая) жизнь.
- Проживание сюжета
После того, как произошло вхождение участников в мифодраму, начинается проигрывание реперных точек, или ключевых моментов мифа. По сюжету герои должны совершить определенные действия. Однако далеко не всегда героям это хочется сделать. Например, Белоснежка вполне может отказаться заснуть, а злой герой умереть. А Золушке совершенно неугоден будет Принц.
Поскольку чувства, которые испытывают участники, самые взаправдашние (и часто довольно бурные), прохождение ключевых точек для группы может оказаться очень тяжелым испытанием. И только профессионализм ведущего, команды и опыт старожилов мифодрам может вывести ситуацию из тупика. Очень часто в эти моменты у участников начинает болеть голова, что свидетельствует о том, что личный миф того или иного человека вступает в противоречием с мифологемой.
По ходу прохождения реперных точек участники получают осознание того, почему та или иная вещь по сюжету происходит и почему какие-то события в жизни случаются именно с ними. Это знание внелогическое и лучше всего характеризуется словом «инсайт». Эти инсайты, внезапные озарения, подобные вспышке молнии в яркий солнечный день, еще долго потом влияют на реальную жизнь людей, пришедших на мифодраму. Для некоторых из участников они переворачивают всю их жизнь.
Прообразом мифодрам можно считать греческие мистерии, древнегреческий театр. А греческая драма, по выражению М.Ошуркова, это «ребенком в яркий солнечный полдень осознать, что смерть близко».
- Снятие ролей
По окончании мифодрамы начинается «sharing», проговор участниками того, что они пережили в мифодраме и личных осознаний о самих себе. После этого происходит «сбрасывание» ролей: девушка, игравшая роль Золушки, осознает, что она более не золушка, Принц, что он не Принц и т.д.
- Интеграция в жизнь
И завершается мифодрама тем, что участники начинают интегрировать в жизнь полученный опыт, полученные переживания. Потому, что если не проводить его в жизнь, то можно всю жизнь оставаться Золушкой, сидящей в золе, или Принцем, который никогда не станет Королем.
Какие техники наиболее близки мифодраме?
Мифодраму можно охарактеризовать словами «интегративная терапия искусством». Наиболее близки к ней техника софия-анализа (Габриэла Сорджес, Италия) и мифодрама сэра Оливера (http://www.oliviermythodrama.com).Клиентами компании Olivier Mythodrama является топ-менеджмент таких фирм, как Nokia, British Airways и других. Эта компания ставит драмы Шекспира и позволяет проявить участникам лидерский потенциал и ресурсные состояния, о которых они ранее и не подозревали.
24 декабря, в Москве, в Доме ветеранов кино, состоится мифодрама «Галатея». Ведет мифодраму Марина Белокурова, психолог единого европейского реестра, учредитель АТПП. Эта мифодрама еще ни разу не ставилась в России. И смысл проявляемого мифа пока не известен :-) Так что спешите. Подробности можно узнать здесь.
30 декабря, в Москве, в Музее чая на Красных воротах состоится арт-акция «Холотропное дыхание под живую музыку». Холонавты будут дышать под игру музыкантов-импровизаторов. При этом не только музыка влияет на интенсивность переживаний участников, но и динамика группы влияет на игру музыкантов. Поэтому холонавты получают крайне интересные и интенсивные переживания. Акция обычно проводится не чаще раза в год. Подробности можно узнать здесь.
А всех тех, кто интересуется трансперсональной психологией, мы приглашаем обучаться в Международном Институте Интегративной Психологии. Обучение дистанционное. Информация об условиях обучения размещена здесь.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.trans Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||