При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Коучинг: технологии достижения целей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
В сегодняшнем выпуске
мы публикуем статью трансперсонального психолога, специалиста по
танцевально-двигательной терапии Александра Гиршона
«Танец и терапия.» Эту и другие статьи Александра Гиршона можно
прочитать здесь.
А тех кто хочет увидеть Александра живьем и поучаствовать в его программах, приглашаем на фестиваль Психология будущего в Небуг и на конференцию Мужское и женское: Танец Вечности в Москву. Подробнее о чудесном мероприятии, которое пройдет на Черном море можно прочитать на на сайте. А краткая информация приводится ниже. Фестиваль на Черном море в поселке НебугФестиваль представляет собою выставку-презентацию техник, применяемых в интегративной и трансперсональной психологии для решения широкого спектра задач: от личностного роста до бизнес-тренингов. Выступающие специалисты работают в различных стилях и применяют различные техники:
Структура фестиваля следующая: в течении всех четырех-пяти дней фестиваля на двух потоках («ленточках») параллельно проводятся полноформатные тренинги, с раннего утра и до вечера. Любой участник фестиваля по своему желанию может прийти на любой тренинг. Вечером и ночью межрегиональное общение будет продолжаться, но уже в неформальной обстановке. Танец и терапия
Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на индивидуальное и групповое сознание известны с древних времен. Как часть ритуалов танец являлся одним из мостов между «хаосом и космосом», воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой. В ХХ веке танец получил новый и очень мощный импульс к развитию. Начиная с Айседоры Дункан, многие выдающие танцовщики танца модерн (Мэри Вигман, Рут Сен-Дени и Тедди Шоун, Дорис Хамфри) пришли к новому пониманию танца – они считали главным выражение неповторимой индивидуальности танцовщика, непосредственной эмоциональной жизни человеческой личности. Танцевальная терапия с одной стороны имеет корни в древних ритуалах и традициях, а с другой – является «совместным продуктом» развития в ХХ веке современного танца и психотерапии. Можно выделить три области применения танцтерапии:
Наше тело хранит в себе память всей нашей жизни, тех ограничений, которые мы приобрели и тех возможностей, которые мы можем использовать. У каждого тела есть свой язык. Чаще всего, это очень «тихий» язык – едва заметный наклон головы, редко осознаваемые движения пальцев, небольшие напряжения в плечах или бедрах, которые мы просто не замечаем. У каждого тела есть свои «любимые» (точнее, привычные) позы, жесты, особенности походки, которые присущи именно ему. К сожалению, мы не привыкли обращать внимания на этот язык, - на то послание, которое несет в мир наше тело, хотя именно это послание неосознанно «считывается» другими людьми и формирует впечатление о нас. Одна из основных задач танцтерапии – научить человека слышать неповторимый голос своего тела. У нас есть определенный образ своего «я», и даже если он не соответствует реальности, - поставить его под сомнение достаточно непросто. Образ «я» выражен в образе тела. «Душа и тело – не отдельные сущности, а одна и та же жизнь» – писал известный психолог и мыслитель Карл Густав Юнг. Стереотипы, которые порождены воспитанием и перенесенными стрессами, воплощаются и в нашей жизни и в нашем теле. У нас есть ограничения, страхи и нереализованные желания, и тело также выражает их. Но, к счастью, мы гораздо больше, чем наши ограничения. Человек – это не некая заранее заданная сущность, «живая статуя», человек – это процесс и субъект развития, у нас всегда есть возможность движения, танца. Ограничения, которые существуют в нашем сознании и выражаются нашим телом, не позволяют нам получить (или дать) того, чего мы по-настоящему хотим. Некоторые из этих ограничений являются не более чем привычкой. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей через танец и движение позволяет придти к новому пониманию своего «я», своих возможностей. На тренингах по танцтерапии мы часто работаем с иссследованием различных качеств движения. И оказывается, что некоторые качества нам неприятны. Мы не можем их принять. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают «мужские», резкие и сильные движения. «Я не такая, мне это не нравится» - говорят они. В тоже время они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний способно изменить ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти. Другим распространенным «слепым пятном» являются хаотические движения, что не удивительно для городского жителя, заключенного в рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем «отпускать» себя, и насколько это лишает нас непосредственности и спонтанности. Танец – это также взаимодействие, история человеческих взаимоотношений. У нас есть устойчивые и ограниченные представления о себе, и это естественно создает неосознанные предпочтения и стереотипы во взаимоотношениях с другими людьми. Через танец мы можем:
Пространство - как много места я позволяю себе занять в жизни, в присутствии других людей? Насколько я чувствую "свое" пространство? Как я вхожу в пространство других людей? Какие зоны пространства мною освоены и используются, а какие - нет? Время - какой ритм более органичен для меня? При каком ритме - быстром или медленном - я чувствую себя более уверенным, более осознанным, более испуганным? Могу ли я освоить разнообразие ритмов? и т. д. Вес - насколько я чувствую свой вес? А - следовательно - опору, поддержку, связь с землей? Могу ли я доверить свой вес, свое тело в его взаимодействии с гравитацией другим людям? Течение - насколько направлены мои движения? Насколько я могу «держать» цель, определенный ритм или стиль движения? Как часто и какие части тела «выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в моем теле? Другие темы, исследуемые в танцтерапии - контакт, доверие, лидер/ведомый, сопротивление, сотрудничество и т.д. Движение дает богатейший материал для метафор различных аспектов жизни. Танец может быть безопасным и творческим способом выражения и принятия сложных эмоций и чувств, раскрытием новых возможностей и качеств личности, увлекательным путешествием к самому себе. Танцтерапия позволяет лучше понять взаимосвязь внутренней жизни человека и ее воплощения в танце. Мы приглашаем всех желающих принять участие в тренинге Германа Карельского «Холотропное дыхание» 21-23 апреля в Москве. Подробности можно узнать здесь. |
В избранное | ||