Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Коучинг: технологии достижения целей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Ноябрь 2006 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Автор
Статистика
2 подписчиков
0 за неделю
0 за неделю
Трансперсональная психология
В сегодняшнем выпуске
мы публикуем статью Ирины Зингерман
«Нейрофизиологический аспект при развитии рефлексии»,
ведущего специалиста по сновидениям и процессуально-ориентированной терапии, ученицы Стенли Крмпнера
и Стивена Лабержа. Другие статьи Ирины Зингерман можно
прочитать здесь.
А 17-19 ноября в Москве пройдет семинар Ирины Зингерман по работе со сновидениями Подробнее - здесь. 22 - 24 ноября в Москве пройдет семинар Германа Карельского по холотропному дыханию Подробнее - здесь. Изучением развития рефлексии наука занимается давно и этой теме освещено много интересных трудов в области философии и психологии. Что бы лучше понять исследуемую тему, сделаем краткий исторический обзор. Изначально тема изучения рефлексии интересовала философов - Декарта, Локка, Р.Канта, Р.Гегеля, Ницше, Хайдегера и др. Именно начиная с Декарта, рефлексия становится основным методологическим принципом для философии. История основных направлений исследования рефлексии в философии связанна с тремя известными именами: Локк - он выделил понятие эмпирической рефлексии, Лейбниц определил логическую рефлексию, Кант изучал трансцендентальную рефлексию. В современной философии рефлексия понимается как принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок. В психологии проблема рефлексии так же является одной из важных и исследуемых тем. Являясь одной из основных исходных категорий при анализе самосознания, рефлексия рассматривается как возможность мысленного выхода человека из ограничений возникающих в каких-либо жизненных ситуациях. Проблемой изучения рефлексии в отечественной психологии занимались С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, В.А.Лекторский, В.И. Слободчиков др. В психологической науке, так же как и в философии, единого определения понятия рефлексии не существует. В концепции С.Л.Рубинштейна, рефлексия вследствие взаимодействия с сознанием понимается как определенный уровень развития сознания, на котором осуществляется выход за его пределы, то есть за пределы жизненных ограничений, всякое высвобождение сознания из любой поглощенности. Интересную точку зрения на развитие рефлексии представляет позиция В.А.Лекторского рассматривающего рефлексию в качестве развития самосознания. Самосознание понимается им как неявное знание индивида о самом себе. Целью индивида, согласно В.А.Лекторскому, является получение явного знания о себе самом - что и является рефлексией. Согласно данной теории, рефлексия и самосознание тесно взаимосвязаны и в отдельных случаях могут взаимозаменять друг друга. Если каждый акт познания личности в какой-либо сфере предполагает самосознание (неявное знание субъекта о себе самом), то можно превратить это неявное знание в явное, методом перевода самосознание в рефлексию. Важным здесь становится то, что из неосознанного, «спящего» существования, индивид начинает осознанное развитие. В этом случае происходит анализ собственных переживаний, наблюдение за своими психическими процессами, которое помогает выяснить характер своего собственного «Я», понять истинную причину своего поведения, отношения к людям и т.д. Таким образом, каждый акт рефлексии становится осмысленным, осознанным, направленным на саморазвитие, самопознание, саморегуляцию, развитие самосознания. Динамикой развития рефлексии является прохождение индивида от нулевых к более развитым уровням рефлексии. За основу структуры уровней рефлексии принимается предложенная В.И. Слободчиковым пяти уровневая шкала: - 0) - нулевой уровень, 1) - полагающий уровень, 2) - сравнивающий уровень, 3) - определяющий уровень, 4) - синтезирующий уровень, 5) - трансцендирующий уровень. В процессе развития рефлексии индивид проходит через эти уровни как в позиции наблюдателя - исследователя по отношению к своему телу, своим действиям, своим мыслям, так и через развитие способности встать в позицию исследователя по отношению к другому, его действиям и мыслям. Полагающий, сравнивающий и определяющий уровни рефлексии аналогичны уровням рефлексии в концепции Гегеля. Нулевой уровень или форма рефлексии понимается как низшая, это «нерефлекторное единство человека с его бытием», когда сознание полностью поглощено бытием. На следующих уровнях происходит постепенное высвобождение сознания от жизненных бытийных ограничений. Так, полагающая рефлексия, производит самое первое разделение личности от его повседневной деятельности широком спектре ее возможных содержаний. Полагающая рефлексия производит самое первое высвобождение сознания из поглощенности его бытием. На первом уровне рефлексии освобождение сознания от бытия происходит бессознательно. Отделяет себя (Я-образа) от бытия, однако на этом уровне он остается со своими привычками, пристрастиями, представлениями, образами и т.д. Обнаружение этого является переходом на следующий уровень. Выход на уровень сравнивающей рефлексии позволяет индивиду объективно осознать себя в реальном мире и свое отождествление с ним. Здесь сознание впервые поднимается над каждым конкретным психологическим образованием (ощущением, образом, состоянием и др.). В данном случае, рефлексия позволяет освободиться не только по отношению отождествления с бытием, но и стать свободным от своих негативных привычек (курение), пристрастий (алкоголь, наркомания), не конструктивных моделей поведения (агрессия, обиды, манипуляции...) и т.д. Определяющая рефлексия позволяет выявить несовпадения и противоположность Я (субъект) и не-Я (объект). Неприятие себя таким, какой ты есть, неприятие социума, обнаружение несовпадения «Я» индивида с окружающим его бытием, постоянное высвобождение из всякой поглощенности (из поглощенности всяким) - это синтезирующая рефлексия. Усиливая проблему различных состояний (уровней) сознания и самосознания, синтезирующая рефлексия впервые обеспечивает выход «Я» индивида за любые актуальные пределы самого себя. В случае этого перехода становится возможен следующий уровень рефлексии - трансцендирующей. Из выше приведенного обзора видно, что проблема изучения рефлексии и ее развития достаточно хорошо изучена с философской и психологической точки зрения. Однако современной науке известно, что любые психические изменения влекут за собой изменения физиологические. Экспериментально это доказано исследованиями в телесно-ориентированной психотерапии и кинезиологии. Из этого несложно сделать вывод, что развитие механизма рефлексии должно влиять на изменение не только психического, но и физиологического состояния человека. Рефлексия относится к одной из основных функций развития самосознания, т.е. означает, что физиологически механизм рефлексии происходит в мозге. Следовательно, развитие рефлексии можно отследить нейрофизиологическими исследованиями изменений биологической активности головного мозга, то есть электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Спектру ЭЭГ соответствуют хорошо слышимые на низких частотах так называемые бинауральные биения или бинауральные ритмы. Исследователями в этой области (признанным лидером и пионером является Институт Монро, США), было установлено, что при накладывании бинауральных ритмов друг на друга, можно формировать определенную ритмичность головного мозга и тем самым вызывать нужную картину ЭЭГ формируя необходимое состояние сознания. На этом автор строит гипотезу, что как развитие определенных уровней рефлексии влияет на бинауральные ритмы мозга, так и бинауральные биения могут влиять на различные уровни рефлексии. Результатом изучения электроэнцефалограммы головного мозга было выделение четырех основных бинауральных ритмов. Бета-волны - самые быстрые. Их частота варьирует от 14 до 100 колебаний в секунду (или герц). Эти волны свойственны человеку в обычном бодрствующем состоянии и обычно связаны с сосредоточенностью, познанием, а в случае их избытка - с беспокойством. Предположительно ритмы бетта-волн можно отнести к полагающему и сравнивающему уровням рефлексии. Альфа-волны возникают при постепенном замедлении и последующей остановке мысленного диалога и релаксации. Частота альфа-волн находится в диапазоне от 8 до 13 герц. Под влиянием этих волн человеку свойственна умиротворенность, спокойствие, уравновешенность. Недостаток альфа ритмов может быть признаком беспокойства, стресса, нарушения в деятельности мозга или болезни. Этот уровнь возможно отнести к определяющей рефлексии. Тета-волны появляются в состоянии близком к сонливости. Колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в диапазоне от 4 до 8 герц. Это состояние близкое к промежуточному между сном и бодрствованием. При прослушивании программ с тета-волнами можно увидеть яркие спонтанные образы, которые часто связанны с воспоминаниями детства. В этом состоянии наиболее легко осуществить доступ к бессознательной части сознания человека, к свободным ассоциациям, к раскрытию творческого потенциала и развитию рефлексии синтезирующего уровня. Дельта-волны свойственны состоянию погружения в сон. Это самые медленные волны с частотой менее 4 колебаний в секунду. Как правило, это ассоциируется с глубокими трансовыми или «нефизическими» состояниями и развитию рефлексии трансцендирующего уровня, который, по сути является «расширенным сознанием». Примечательно, что именно в этом состоянии наш мозг выделяет наибольшие количества гормона роста. Подобные исследования, безусловно требуют более детального исследования. Однако остается безусловным, что развитие рефлексии должно влиять не только на психическое состояние человека, но и на нейрофизиологическое. И возможно, отследить подобные изменения в развитии рефлексии можно, измеряя активность головного мозга при определенных изменениях бинауральных ритмов. В завершение важно отметить, что только при развитие рефлексии до синтезирующего и трансцендентного уровней возможно глубинное разрешение внутренних противоречий, проблемной ситуации и т.п. Развитие рефлексии методами трансперсональной психологии и в частности, при помощи бинауральных ритмов, как одного из методов, можно способствовать более быстрому самосовершенствованию, высвобождению сознания из любой поглощенности - будь то жизненная проблемная ситуация, низкий уровень сознания, фобии, депрессия, и т.д. Развитие рефлексии - это путь освобождения, расширяющегося самосознания, нового способа осознанного существования и на данный момент времени в трансперсональной психологии возможно наиболее быстрое, гармоничное и целостное ее развитие. 17 ноября (с 16-00 по 23-00), 18 ноября (с 10-00 до 18-00) и 19 ноября (с 10-00 до 18-00) в Москве пройдет первый семинар трехчастного сертификационного курса МИИПа по сновидениям. В программе семинаров будут рассмотрены следующие вопросы:
Темы первого семинара (модуля) «Я и Сны»:
|
В избранное | ||