Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Медитация Випассана

  Все выпуски  

Медитация Випассана


 


Достижение высшей реальности.

Саяджи У Ба Кхин.


 

Медитацию Випассана можно воспринимать как процесс развития определенных качеств ума до тех пор, пока они не наберут достаточную силу для того, чтобы постоянно господствовать в уме. Эти качества называются управляющие способности, всего их пять: вера, усилия, внимательность, концентрация и мудрость. Особенно во время интенсивного ритрита правильная практика развивает сильную и надежную веру, мощные усилия, глубокую концентрацию, острую внимательность. Такая практика открывает все больше проблесков озарения, иначе говоря мудрости. Этот конечный результат, то есть мудрость(панья) представляет собой силу ума, которая пробивается к сокровенной истине о реальности и таким образом освобождает нас от невежества и его результатов: страдания, иллюзии, и всех форм несчастья.

Однако для таких процессов необходимо найти подходящие причины. Девять причин вызывает рост управляющих способностей. Чуть позже я приведу эти причины, и мы подробно обсудим их. Первая причина это внимание, направленное на непостоянство всех объектов сознания. Вторая причина это заботливое и уважительное отношение к практике медитации. Третья причина это поддержание непрерывного потока осознанности. Четвертая причина это окружение, способствующее медитации. Пятая причина это воспоминание обстоятельств или поведения, которое оказалось полезным в вашей прошлой практике медитации, чтобы можно было поддержать или воссоздать эти условия, особенно при возникновении трудностей. Шестая причина это культивировать качества ума, которые ведут к просветлению. Седьмая причина это решимость активно работать в практике медитации. Восьмая причина это терпение и постоянство невзирая на боль и другие препятствия. Последняя, девятая причина это развитие управляющих способностей для того, чтобы продолжить практику до тех пор, пока вы не достигнете цели, освобождения.

Можно продвигаться в своей практике, если создать даже первые три причины для возникновения управляющих способностей. Такое состояние ума можно характеризовать верой, энергией, вниманием, концентрацией и мудростью, если происходит осознавание исчезновения ментальных и физических явлений с ясностью и почтением, а так же с постоянством. В таких обстоятельствах внутренние препятствия для медитации скоро исчезнут. Управляющие способности успокоят ваш ум и очистят его от беспокойства. Достигнув этой стадии, вы будете переживать безмятежность, которую могли и не ощущать прежде. Вы можете наполниться восторгом. «Фантастика! Все так и есть! – воскликнете вы. – Все учителя говорят о мире и покое, и вот у меня возникли именно такие переживания!» Итак, в результате вашей практике возникает первая управляющая способность, а именно вера.

Эта вера особого качества называется предварительно подтвержденной верой. Ваши переживания заставляют вас думать, что будущие обещания Дхаммы могут и в самом деле сбыться.

Вместе с верой возникает естественное вдохновение, активизируется энергия. Когда присутствует энергия, за ней следует усилие. Вы скажете себе: «Это только начало. Если я стану работать чуть-чуть активнее, то приобрету более глубокие переживания». Новые усилия направляют ум, и он каждый миг достигает цели. Таким образом, укрепляется и углубляется внимание.

Внимание обладает сверхъестественной способностью вызывать концентрацию. сосредоточенность ума. Когда внимание проникает в исследуемый объект, ум мало-помалу обретает способность оставаться уравновешенным. Он уже не отвлекается, а удерживается на объекте. В такой естественной манере сосредоточенность становится сильной и основательной. На самом деле, чем сильнее внимание человека, тем сильнее его сосредоточенность.

С верой, усилием, внимательностью и концентрацией связаны четыре или пять управляющих способностей. Мудрость, пятая управляющая способность, не нуждается в особом представлении. Если присутствуют первые четыре фактора, тогда мудрость, иначе говоря озарение, раскрывается сама собой. Человек начинает видеть вещи очень ясно и интуитивно, что ум и материя это разные явления, и начинает также понимать все глубже и глубже, как ум и материя связаны посредством причины и следствия. После каждого озарения углубляется крепкая вера человека.

Познавший возникновение и исчезновение любых объектов, чувствует большое удовлетворение. «Это невероятно, - говорит он. – Явления сменяют друг друга от мгновения к мгновению, но то, что я называю «я» тоже лишь появляется и исчезает, каждое мгновение. Никого нет дома.» Это открытие вызывает чувство глубокого облегчения и спокойствия ума. Последующие озарения, когда человек осознает непостоянство, страдание и отсутствие постоянного «я», обладают особенно мощной способностью укреплять веру. Они наполняют нас убежденностью в том, что Дхамма, о которой нам рассказывали, и в самом деле существует.

Практику Випассаны можно сравнить с заточкой ножа на точильном камне. Необходимо держать лезвие под правильным углом, не высоко и не низко, давить сверху с нужной силой. Человек постоянно водит лезвие по камню до тех пор, пока не заточит одну сторону. Затем человек переворачивает нож для того, чтобы заточить другую сторону, применяя то же давление и тот же угол. Этот пример служит иллюстрацией священных писаний. Точность угла подобна тщательности в практике, а давление и движение – постоянству внимания. Если тщательность и постоянство действительно наличествуют в вашей практике, тогда можно быть уверенными в том, что спустя недолгое время ваш ум станет достаточно острым для того, чтобы пробиться к истине существования.

Мне хотелось бы, чтобы вы извлекли пользу из этих наставлений, чтобы учитель однажды научил вас помогать самому себе.

 

www.vipassana.ru

 

 

 

 


Расписание курсов

Россия

Украина

India
Asia
North America
Latin America
Europe
Australia/New Zealand
Far East
Non-Center Courses

 

 

 

 

 



В избранное