Медитацию Випассана можно воспринимать как процесс развития определенных качеств ума до тех пор, пока они не наберут достаточную силу для того, чтобы постоянно господствовать в уме. Эти качества называются управляющие способности, всего их пять: вера, усилия, внимательность, концентрация и мудрость. Особенно во время интенсивного ритрита правильная практика развивает сильную и надежную веру, мощные усилия, глубокую концентрацию, острую внимательность.
Такая практика открывает все больше проблесков озарения, иначе говоря мудрости. Этот конечный результат, то есть мудрость(панья) представляет собой силу ума, которая пробивается к сокровенной истине о реальности и таким образом освобождает нас от невежества и его результатов: страдания, иллюзии, и всех форм несчастья.
Однако для таких процессовнеобходимо найти подходящие причины. Девять причин вызывает рост управляющих способностей. Чуть позже я приведу эти причины, и мы подробно обсудим их. Первая причина это внимание, направленное на непостоянство всех объектов сознания. Вторая причина это заботливое и уважительное отношение к практике медитации. Третья причина это поддержание непрерывного потока осознанности. Четвертая причина это окружение, способствующее
медитации. Пятая причина это воспоминание обстоятельств или поведения, которое оказалось полезным в вашей прошлой практике медитации, чтобы можно было поддержать или воссоздать эти условия, особенно при возникновении трудностей. Шестая причина это культивировать качества ума, которые ведут к просветлению. Седьмая причина это решимость активно работать в практике медитации. Восьмая причина это терпение и постоянство невзирая на боль и другие препятствия. Последняя, девятая причина это развитие управляющих способностей
для того, чтобы продолжить практику до тех пор, пока вы не достигнете цели, освобождения.
Можно продвигаться в своей практике, если создать даже первые три причины для возникновения управляющих способностей. Такое состояние ума можно характеризовать верой, энергией, вниманием, концентрацией и мудростью, если происходит осознавание исчезновения ментальных и физических явлений с ясностью и почтением, а так же с постоянством. В таких обстоятельствах внутренние препятствия для медитации скоро исчезнут. Управляющие способности успокоят ваш ум и
очистят его от беспокойства. Достигнув этой стадии, вы будете переживать безмятежность, которую могли и не ощущать прежде. Вы можете наполниться восторгом. «Фантастика! Все так и есть! – воскликнете вы. – Все учителя говорят о мире и покое, и вот у меня возникли именно такие переживания!» Итак, в результате вашей практике возникает первая управляющая способность, а именно вера.
Эта вера особого качества называется предварительно подтвержденной верой. Ваши переживания заставляют вас думать, что будущие обещания Дхаммы могут и в самом деле сбыться.
Вместе с верой возникает естественное вдохновение, активизируется энергия. Когда присутствует энергия, за ней следует усилие. Вы скажете себе: «Это только начало. Если я стану работать чуть-чуть активнее, то приобрету более глубокие переживания». Новые усилия направляют ум, и он каждый миг достигает цели. Таким образом, укрепляется и углубляется внимание.
Внимание обладает сверхъестественной способностью вызывать концентрацию. сосредоточенность ума. Когда внимание проникает в исследуемый объект, ум мало-помалу обретает способность оставаться уравновешенным. Он уже не отвлекается, а удерживается на объекте. В такой естественной манере сосредоточенность становится сильной и основательной. На самом деле, чем сильнее внимание человека, тем сильнее его сосредоточенность.
С верой, усилием, внимательностью и концентрацией связаны четыре или пять управляющих способностей. Мудрость, пятая управляющая способность, не нуждается в особом представлении. Если присутствуют первые четыре фактора, тогда мудрость, иначе говоря озарение, раскрывается сама собой. Человек начинает видеть вещи очень ясно и интуитивно, что ум и материя это разные явления, и начинает также понимать все глубже и глубже, как ум и материя связаны посредством
причины и следствия. После каждого озарения углубляется крепкая вера человека.
Познавший возникновение и исчезновение любых объектов, чувствует большое удовлетворение. «Это невероятно, - говорит он. – Явления сменяют друг друга от мгновения к мгновению, но то, что я называю «я» тоже лишь появляется и исчезает, каждое мгновение. Никого нет дома.» Это открытие вызывает чувство глубокого облегчения и спокойствия ума. Последующие озарения, когда человек осознает непостоянство, страдание и отсутствие постоянного «я», обладают особенно
мощной способностью укреплять веру. Они наполняют нас убежденностью в том, что Дхамма, о которой нам рассказывали, и в самом деле существует.
Практику Випассаны можно сравнить с заточкой ножа на точильном камне. Необходимо держать лезвие под правильным углом, не высоко и не низко, давить сверху с нужной силой. Человек постоянно водит лезвие по камню до тех пор, пока не заточит одну сторону. Затем человек переворачивает нож для того, чтобы заточить другую сторону, применяя то же давление и тот же угол. Этот пример служит иллюстрацией священных писаний. Точность угла подобна тщательности
в практике, а давление и движение – постоянству внимания. Если тщательность и постоянство действительно наличествуют в вашей практике, тогда можно быть уверенными в том, что спустя недолгое время ваш ум станет достаточно острым для того, чтобы пробиться к истине существования.
Мне хотелось бы, чтобы вы извлекли пользу из этих наставлений, чтобы учитель однажды научил вас помогать самому себе.