На днях в песочнице меня порадовало заявление одной мамочки
о том, почему она свою старшую дочку забрала из детского садика. Сказала она
примерно следующее: «больше не позволю НЕУСПЕШНЫМ тетенькам из детсада
воспитывать своего ребенка. Переймет ребенок их неуспешность, а я потом всю
жизнь мучайся.» то есть человек полностью взял ответственность за воспитание
собственных детей на себя.
Психологи, особенно детские, часто употребляют термин«ранняя социализация». Сегодня мне хочется
поговорить именно о ней.
Что же это такое?
Говоря по-простому, социализация – это процесс
приспособления человека к требованиям общества (нормам, правилам и т.д.), есть
еще одно определение – адаптация к обществу других людей. Но мне больше нравится
первое, так как, на мой взгляд, оно точнее отражает суть.
Психологи часто
говорят о «хорошей» и «плохой» социализации. Если ребенок или взрослый
«вписывается» в группу, значит «хорошая». Если он чувствует дискомфорт, у него
начинаются конфликты с окружающими, то социализация «плохая». Есть правда
третий вариант – когда ребенок в себе уверен(не путайте с самоуверенностью), то
у него не будет проблем в любой группе и если ему будет надоJ
он найдет себе друзей и единомышленников везде, и при этом он не будет
«подстраиваться под группу», а останется самим собой. Вот только почему-то
большинство психологов (не говоря о педагогах) не только не говорят о третьем
варианте «социализации», но, я бы даже сказала, старательно его игнорируют. Возможно,
потому, что такие детки к ним просто не обращаются – ведь никакая помощь им не
нужнаJ.
Некоторые из психологовсчитают, что чем раньше начинается процесс социализации, тем успешнее
будет человек в дальнейшей жизни. В соответствии с этим, ребенка надо раньше отдавать
в детсадик, чтобы там он привыкал к «обществу»(скажу честно, что учась в
институте и до первой беременности считала аналогично, но потом мой взгляд на
этот вопрос кардинально изменился).
Что же на самом деле
дает такое раннее приспособление к обществу (или социуму)? На мой взгляд, дает
очень много проблем, потому что многиелюди совершенно не учитывают личность ребенка в этом процессе. Одни дети
сдержанны и не любят большое количество народа вокруг себя, другим надо
постоянно находиться «на публике», третьим без разницы сколько народа вокруг
лишь бы их не трогали и еще много вариантов. А в детском саду и школе всех
«стригут под одну гребенку». Исключений к сожалению очень мало, поскольку существующая система образования стандартна
(особенно дошкольная и школьная) и рассчитана «на середнячков».
По своей сути, процесс социализации в детсаду и школе это
попытка «затолкать» ребенка в усередненный и ограниченный стандарт. А стандарт
он и есть стандарт, все что выбивается за его рамки отсекается и пресекается
(зачастую достаточно жестко).
Поэтому, ребенок
после детского сада и особенно школы, где его усердно заставляли «быть как все»
не только учителя, но и родители, в подавляющем большинстве случаев ничего
выдающегося не совершит и будет «как все» влачить «средненькое» существование,
а не жить полной жизнью и делать то, что хочешь.
Так что, по-моему, есть только один беспроигрышный вариант
«социализации» – чтобы Ваш ребенок был уверен в себе. Просто уверен в себе. Без
всяких «понтов», без стараний доказать окружающим, что он «самый лучший». Если
у него эта уверенность есть, то ему будет совершенно без разницы в каком
коллективе ему доведется учится, работать или развлекаться. В любом случае он
сможет остаться самим собой, а при необходимости и постоять за себя. И ему не
придется прилагать сверхусилия, подстраиваясь «под коллектив», чтобы «быть
принятым».
Как же этого добиться? С одной стороны очень просто, с
другой - тяжело. Настоящая уверенность в себе происходит от того, что
человек(неважно – маленький или большой) САМ решает все возникающие перед ним
вопросы и проблемы; ЗНАЕТ что сам он многое умеет, а если не умеет, то
ОБЯЗАТЕЛЬНО этому научится.
В нашей жизни, к сожалению, происходит все наоборот.
Родители решают за ребенка не только, что он будет есть и пить, но во сколько
ему вставать, что одевать, чем заниматься, с кем дружить, куда идти учиться и
даже работатьL.
Причем не только решают, но и активно действуют – одевают, обувают, делают
вместе уроки, устраивают в институты, разводят с супругами...
А результат плачевен – ребенок не умеет принимать
самостоятельные решения и вообще не знает чего же хочет он сам, а не родители и
окружающие его люди. И если вначале он еще пытается делать хоть что-то
по-своему, то через несколько лет устает от постоянного противостояния и
привыкает, что все за него решают и делают, а еще начинает извлекать из этого
пользу.
А родители потом в претензии –
«мы столько для тебя делаем, а ты такой неблагодарный…»(или другие варианты). И
почему-то большинство не задумывается, что делают они не «для ребенка», а «за него», подрывая его уверенность в
своих силах на корню и превращая человека, стремящегося к самостоятельности и
действиям, в безвольного иждивенца, оседлавшего их шею.
А «ранняя социализация» подрывает
уверенность в себе еще больше. Поскольку в детском саду принимать
самостоятельные решения и действовать не дают, там ребенка приучают к
режиму(якобы для него лучшему) и самостоятельность у него может проявляться
только в одевании одежды. И делать все он должен так как надо воспитательнице,
а не ему самому. А почему нужно делать именно так, никто не объясняет.
То есть, в детском саду ребенок
действительно привыкает жить «так как требует общество», а в школе это еще
больше укрепляется. Только не стоит ждать после этого, что Ваш ребенок в
чем-нибудь будет гениален или даже просто успешнее «среднего» большинства.
Так что, если Вам в школе
говорят, что Ваш ребенок «выделяется», «много умничает», «ни во что не ставит
учителей», «выбивается из класса» - приглядитесь – может стоит дать своему
ребенку шанс быть более успешным и счастливым, чем серое «большинство»?..