Пресс-релизы. Транспорт и грузоперевозки Российский рынок железнодорожных грузоперевозок: итоги 2009 года
Заголовок: Российский рынок железнодорожных грузоперевозок: итоги 2009 года
Компания: DISCOVERY Research Group
В марте 2010 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка железнодорожных грузоперевозок в России.
В 2009 году грузооборот на железнодорожном транспорте снизился до 1865,9 млрд. тонно-километров (-11,8% к 2008 г.). Всего по железной дороге было перевезено 1108 млн. тонн грузов (-15%). Таким образом, объём перевозок упал ниже уровня 2003 года, а грузооборот - до уровня 2005 года.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом была уменьшена погрузка всех основных видов грузов на железнодорожном транспорте. В наибольшей степени уменьшился объём погрузки строительных грузов, составляя в 2009 году 65% от уровня 2008 года, сильное уменьшение также наблюдалось в погрузке лома чёрных металлов - 67,4% в 2009 году по отношению к 2008. Наименьшее падение произошло в погрузке нефти и нефтепродуктов (98,2% к 2008 году), цветной руды и серного сырья (94,2%), зерна и продуктов перемола (93,9%), руды железной
и марганцевой (93,3%).
В структуре грузоперевозок железнодорожным транспортом лидирует ОАО "РЖД". Тем не менее, доля перевозок, выполняемых РЖД, сокращается - с 52% в 2008 г. до 32% в 2009 г. Основной причиной этому является создание "Первой грузовой компании", дочерней структуры РЖД. В 2010 году планируется завершение создания "Второй грузовой компании", что должно привести к дальнейшему сокращению доли грузоперевозок, осуществляемых РЖД, и к увеличению грузоперевозок её дочерними структурами.
Частные операторы по итогам 2009 года владеют более 37% российского вагонного парка, их доля в общем объёме перевозок грузов -- около 44%. Сейчас на рынке железнодорожных грузоперевозок свои услуги предлагают более 2200 собственников вагонов, а парк подвижного состава оценивается более чем в миллион единиц.
В настоящее время частные операторы сталкиваются с существенным усилением конкуренции, обусловленным выходом на рынок грузовых железнодорожных перевозок новых компаний операторов грузовых перевозок, входящих в состав холдинга ОАО "РЖД".
Среди частных операторов лидерами являются "Объединенная транспортно-экспедиторская компания" (ОТЭКО), ООО "БалтТрансСервис", ООО "Фирма "Трансгарант", "Н-Транс", ОАО "Новая перевозочная компания", ООО "Газпромтранс", "Евросиб СПб", Дальневосточная транспортная группа (ДВТГ), "Русагротранс".
По итогам 2008 года цены на грузоперевозки железнодорожным транспортом выросли на 22,1%, а по итогам 2009 - на 10,6%.
В настоящее время одним из наиболее перспективных в плане дальнейшего развития сегментов рынка железнодорожных грузовых перевозок считаются железнодорожные контейнерные перевозки грузов. С 1 июля 2006 года ОАО "РЖД" выделило бизнес по организации контейнерных перевозок в самостоятельное направление, и один из его филиалов - "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" - превратился в дочернее общество.
В связи с кризисом и ростом курса доллара возникли проблемы с лизингом подвижного состава. Лизинговые компании и банки испытывают трудности с получением лизинговых платежей от частных операторов подвижного состава. Из-за резкого снижения погрузки транспортники фиксируют почти троекратное снижение дохода с каждого вагона, значительная часть которых простаивает и приносит убытки.
Контактная информация:
------------------------------
Сайт компании: http://drgroup.ru
Адрес организации: 125284, Москва, ул. Беговая, д. 15, офис. 38
Контактное лицо: Ломакин Илья
Исполнительный директор
E-mail: research@drgroup.ru
Телефон: +7 495 968-13-14