Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия #158


 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 158 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

 http://www.drevnerus.narod.ru

 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

 Мы будем рады любой информации

 Редакция бюллетеня может быть не согласна с мнением авторов публикуемых материалов.

 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  

 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

  ******************************

 1 мая  2006 г.

  ******************************

 КОНФЕРЕНЦИИ

 

 18 мая 2006 года Миссионерская конференция на тему "Церковные суеверия" Санкт-Петербург

18 мая в Санкт-Петербурге состоится миссионерская конференция на тему "Церковные суеверия". Тематика конференции будет включать в богословскую и церковно-практическую критику магизма, обрядоверия, а также псевдонаучных гипотез, граничащих с оккультизмом. На конференции выступят священнослужители Санкт-Петербургской епархии и организуются круглые столы по теме конференции. Конференция состоится в Свято-Духовском корпусе Александро-Невской Лавры. Начало в 15 часов. Вход свободный. Телефон миссионерского отдела: 710-36-27

http://www.religare.ru/

 ============================

 РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

VI Свято-Троицкие ежегодные

академические чтения

12 - 16 июня 2006 г., Санкт-Петербург

 

Информационное письмо

 

Сейчас, в первое десятилетие XXI в., когда обострившиеся религиозные, межнациональные, геополитические, экономические противоречия свидетельствуют о кризисе современной глобальной цивилизации, поиск ответов на социальные вызовы усиливает интерес к истокам и ценностям современной духовной культуры, среди которых важную роль играет христианство.

 

В рамках темы "Духовные ценности в современном мире"

 

предполагается проведение следующих семинаров, секций и круглых столов:

 

"       Традиции христианского умозрения: исторический и социокультурный контексты

"       Противостояние и диалог религий в истории Европы и современная религиозная ситуация в мире

"       Религиозно философские искания в России: Санкт-Петербургское религиозно-философское общество (1907 1917 гг.)

"       Православная церковь и общество в современной России

"       Идеалы христианства и воспитание современной личности: проблемы психологии и религиозной педагогики.

Статьи (объемом до 0,7 авт. листа) участников, включенных в программу и принявших личное участие в работе Чтений, будут опубликованы в журнале "Вестник РХГА" или в томе ученых записок РХГА "Acta eruditorum 2006".

Организационный взнос за участие в Чтениях составляет 200 руб.

Оргвзнос за участие и публикацию не взимается с участников, чьи доклады включены в программу, и тексты статей поданы ими до 1 июня 2006 г.

Оргкомитет Чтений: Д.К. Бурлака (председатель), И.И. Авксентьевский, Г.В. Вдовина (Москва), К.Е. Нетужилов, о. Фьоренцо Реати OFM, Ю.А. Ромашев, М.В. Руднева, Р.В. Светлов, прот. Владимир Федоров, А.А. Хлевов, Д.В. Шмонин (зам. председателя).

 

Секретарь оргкомитета Фадеева Татьяна Федоровна.

Тел./факс (812) 571 30 75. электронная почта: tesfadeeva@mail.ru

Почтовый адрес: наб. Фонтанки, 15, Санкт-Петербург, 191023.

 ============================

 ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 

Философский и филологический факультеты МГУ им. М.В.Ломоносова проводят 16 - 17 июня 2006 г. научную конференцию "Проблема текста в гуманитарных исследованиях"

На конференции будут рассмотрены следующие проблемы: понятие текста в истории русской и зарубежной культуры, структура, семантика и стилистика текста, проблема понимания и интерпретации текста, сакральные тексты и сакральная коммуникация, философские аспекты коммуникации, методы анализа текста (грамматический, логический, психологический, герменевтический, семиотико-структуралистский, феноменологический).

Предполагается работа следующих секций:

Текст в истории культуры;

Филологические проблемы анализа текста;

Сакральные тексты и сакральная коммуникация;

Философские аспекты коммуникации;

Понимание и герменевтика текста;

Логико-семантический анализ текста.

 

Для участия в конференции просим направлять тезисы докладов объемом не более 6000 знаков (с пробелами) до 1 мая 2006 г. электронной почтой: conf@philos.msu.ru; или обычной почтой (с дискетой) по адресу: 119992 ГСП-2, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, философский факультет. Телефон для справок: 939-57-03.

По итогам рассмотрения заявки будут разосланы приглашения.

Информация о конференции (форма заявки и анкета участника) доступна на сайте философского факультета МГУ:

http://www.philos.msu.ru/fac/dep/scient/confdpt/2006_confdpt/2006_text.html

 Председатель Организационного комитета конференции,

 профессор                                                         В.Г. КУЗНЕЦОВ

 ===========================

 Началась аккредитация журналистов для работы на торжествах в Саровской пустыни

Пресс-служба Фонда преподобного Серафима Саровского объявляет о начале аккредитации

журналистов в г. Саров Нижегородской области для работы на торжествах, посвященных

300-летию Саровской пустыни 30 июля - 1 августа 2006 года.

Пресс-служба Фонда преподобного Серафима Саровского объявляет о начале аккредитации журналистов в г. Саров Нижегородской области для работы на торжествах, посвященных 300-летию Саровской пустыни 30 июля – 1 августа 2006 года.

В рамках торжеств будет праздноваться 15-летие возрождения монашеской жизни в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре.

В заявке необходимо указать ФИО, место и адрес работы, должность, паспортные данные, прописку, дату и место рождения, контактный телефон.

Заявки на аккредитацию принимаются до 14 мая 2006 года.

Для аккредитации, пожалуйста, обращайтесь:

+7(495) 783-90-40

info@bfss.ru

Горбачева Татьяна Борисовна

 

http://pravoslavie.ru/

 ===========================

 Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

и Фонд "Москва-Крым"

объявляют о проведении

 Вторых Таврических чтений "Анахарсис"

с 13 по 17 сентября 2006 года на Донузлаве

(с. Медведево, западное побережье Крыма)

 

Планируемая тематика  секций:

"       Человек в условиях техногенной цивилизации.

"       Геокультура как феномен. Крым в контексте геокультуры.

"       Политические трансформации.

 

Предполагается проведение круглых столов по актуальным проблемам социологии и практической философии.

 

В рамках чтений состоится теоретический семинар "История логики XX века".

Цель семинара. Обсуждение общей концепции истории логики XX века.

Задачи семинара. Составить:

"       список выдающихся логиков XX века, собрать их биографические справки;

"       хронику логических достижений XX века с краткой характеристикой каждого из них;

"       библиографию 20 - 40 фундаментальных статей, монографий, учебников, сборников, вышедших в XX веке;

"       электронную библиографию выделенных выше работ.

Участников семинара по "Истории логики XX века" просим представить тексты докладов вместе с заявкой до 10 июня 2006 года.

 

Организаторы обеспечивают проезд участников от Евпатории до места проведения конференции. Оплата питания и проживания - льготная.

Организационный взнос - 100 грн. (20 у.е.) оплачивается по приезду.

 

Заявки принимаются до 10 июня 2006 года.

 

Материалы Таврических чтений будут опубликованы.

 Правила оформления заявки на участие:

Заявка

 

Фамилия_________________________________Имя_________________________________

Отчество______________________________________________________________________Домашний адрес_______________________________________________________________

             (улица, номер дома, квартиры, населенный пункт, государство, индекс)

Домашний телефон, факс, e-mail__________________________________________________

Ученая степень, звание__________________________________________________________

(полностью)

Место работы, должность _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(полное название учреждения, организации, предприятия, название отдела, факультета, кафедры, адрес)

Служебный телефон, факс, e-mail_________________________________________________

Название доклада, выступления, сообщения________________________________________

Секция, круглый стол, семинар___________________________________________________

 

 Требования к текстам докладов:

Объем - до 12 тыс. знаков с пробелами, межстрочный интервал 1, шрифт Times New Roman, размер 12, поля - 2 см. В правом верхнем углу страницы  под заголовком указать Ф.И.О. автора, название города, страну. К тексту прилагается (на русском, украинском и английском языках) его аннотация объемом до 400 знаков с пробелами с указанием Ф.И.О. автора и названия статьи, а также ключевые слова (не более 5). Кроме того, текст должен быть зашифрован по УДК, шифр поставлен перед заголовком.

Тексты докладов сдаются в распечатанном и электронном виде (Word) при регистрации участников.

Организационный комитет оставляет за собой право на отбор текстов для публикации.

 Заявки высылать до 10 июня 2006 года по адресу:

e-mail: anacharsis@rambler.ru

или по почте (в распечатанном виде и на дискете) 95043, г. Симферополь, ул. Киевская, 116-А, философский факультет.

 От оргкомитета

декан философского факультета ТНУ                               Шоркин Алексей Давыдович

  ******************************

 КОНКУРС

 Конкурс по программе "Иммануил Кант" на 2007/2008 годы

Германская служба академических обменов (DAAD) и Министерство образования и науки РФ открывают первый конкурс на научные гранты по совместно финансируемой программе "Иммануил Кант".

Целевая группа:
"А": Аспиранты и молодые преподаватели гуманитарных, социальных, правовых и экономических дисциплин, которым на 01.10.2007 еще не исполнится 35 лет, имеющие диплом специалиста или магистра.
"В": Преподаватели гуманитарных, социальных, правовых и
экономических дисциплин, которым на 15.09.2007 еще не исполнится 35 лет, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук.

 Соискатели должны быть сотрудниками одного из государственных вузов, подведомственных Рособразованию.

 Заявки от лиц, местом работы которых являются исследовательские учреждения Российской Академии Наук, не принимаются.
Совместная стипендиальная программа DAAD и Министерства образования и науки РФ предоставляет российским аспирантам и преподавателям гуманитарных, социальных, правовых и экономических дисциплин возможность работы над диссертацией и научных исследований в университетах и внеуниверситетских научных центрах Германии и расширения контактов с немецкими коллегами.

 Если соискатели уже находятся в Германии, то на момент открытия стипендии DAAD, т.е. 1 октября 2007 года, срок их пребывания в Германии не должен превышать двух лет.
 Сроки пребывания в Германии:
"А" - 01.10.2007 - 31.03.2008
"В" - 15.09.2007 - 15.12.2007
 Языковые знания и их оценка: Соискатели должны хорошо владеть немецким или английским языком в объеме, достаточном для общения с немецкими коллегами по научной тематике. Для соискателей группы "А" требуется подтверждение языковых знаний немецкого или английского языка справкой DAAD - Sprachzeugnis fur auslandische Bewerber. Бланк этой справки входит в комплект заявки. Справки заполняют преподаватели немецкого или английского языка вузов. В тех вузах, где работают преподаватели DAAD (DAAD-Lektoren), справки о знании немецкого языка должны заполняться только ими. Список преподавателей DAAD опубликован в Интернете:
www.daad.ru. Признаются также дипломы Института им. Гете, сертификаты о стандартизированном экзамене по немецкому языку для иностранных абитуриентов (TestDaF), свидетельства об экзамене по немецкому языку для иностранных абитуриентов (DSH), для английского языка - Toefl.

 Порядок подачи заявлений:
Документы на эту программу включают в себя обязательные формуляры Министерства образования и науки РФ и бланки заявок DAAD.

 Формуляры А, В и С Минобразования и науки РФ можно распечатать из Интернета: (www.daad.ru/FormABC.doc)

 Заявки для DAAD необходимо заполнять на бланках DAAD или их копиях, которые можно распечатать из Интернета (www.daad.ru/forms.html):· для научно-исследовательских стипендий, "А" - Antrag auf ein Forschungs-/ Studienstipendium;· для научных стажировок, "В" - Forschungs- und Arbeitsaufenthalte auslandischer Hochschullehrer und Wissenschaftler
Соискатели должны указать на титульном листе бланка DAAD название программы: Kant - Forschungsstipendien (A) или Kant - Forschungsaufenthalte (B).
Необходимо представить полный комплект документов в 3-х экземплярах (все последующие экземпляры заявки можно скопировать с 1-го экземпляра);
Все документы, кроме формуляров А, В и С Минобразования и науки РФ, а также адресного листка, подаются на немецком или английском языке!
Каждый из этих комплектов должен включать нижеуказанные документы, разложенные в следующем порядке (если один и тот же документ представлен на немецком/ английском и русском языке, то текст на русском языке идет вторым):
Научно-исследовательские стипендии - "А":
1. Формуляры А, В и С Министерства образования и науки Российской Федерации
2. Заявка на участие в конкурсе на универсальном бланке DAAD (Antrag auf ein Forschungs-/ Studienstipendium) с приклеенной фотографией
3. Автобиография
4. Список публикаций
5. Развернутый план научно-исследовательской работы (2-3 страницы)
6. Приглашение немецкого ученого, подтверждающее его согласие на научное руководство в сроки, указанные в объявлении
7. Копии аттестата зрелости, диплома специалиста или магистра, а также их перевод на немецкий или английский язык, заверенные администрацией вуза
8. Справка о знаниях немецкого или английского языка (см. 3 - Языковые знания и их оценка) 9. Адресный листок (1 экземпляр) следует положить между первым и вторым экземплярами заявки, необходимо обязательно указать почтовый индекс, номер дома и квартиры, телефоны (с кодом города) и адрес электронной почты.
 Научные стажировки - "В":
1. Формуляры А, В и С Министерства образования и науки Российской Федерации
2. Заявка на участие в конкурсе на бланке DAAD (Forschungs- und Arbeitsaufenthalte auslandischer Hochschullehrer und Wissenschaftler) с приклеенной фотографией
3. Автобиография
4. Список публикаций
5. Развернутый план научно-исследовательской работы (3-4 страницы)
6. Подтверждение немецкого коллеги на кураторство в сроки, указанные в объявлении
7. Копии диплома кандидата или доктора наук, а также их перевод на немецкий или английский язык, заверенные администрацией вуза
8. Адресный листок (1 экземпляр) следует положить между первым и вторым экземплярами заявки, необходимо обязательно указать почтовый индекс, номер дома и квартиры, телефоны (с кодом города) и адрес электронной почты.

 Комплект документов, включая формуляры А, В, С для Министерства РФ, в трех экземплярах с пометкой на почтовом конверте "Программа Иммануил Кант" должен быть отослан в Московское представительство DAAD до 15 июля 2006 года (15 июля - последний день подачи заявок по почтовому штемпелю).
 Возможно объявление дополнительного конкурса осенью 2006 года!
 Адрес представительства DAAD в Москве: 119313 Москва, Ленинский проспект, д. 95а, Германская служба академических обменов (DAAD)
 Об итогах рассмотрения документов будет сообщено в письменном виде.
 Просьба дождаться письменного уведомления.
 Куратор программы: д-р Праль Наталия А. (
natalia.prahl@daad.ru)
 Источник:
Московское представительство Германской службы академических обменов DAAD

  ******************************

 НОВЫЕ КНИГИ

 5 МАЯ: Презентация книги Владимира Солодовникова "Лютеранство: возможная панацея от опричнины?". Москва

 Известно, что опричнина как система мер, направленная на укрепление царского самодержавия последовала после очевидной пробуксовки, в основном, либеральных реформ, с которых начал свое правление Иван Грозный.

Опричнина с ее безудержным государственным террором - по сути - была спровоцирована недостаточными темпами и качеством преобразований, что, в свою очередь, объяснялось отсутствием их адекватного духовно-идеологического обоснования.

Казалось бы, такого обоснования следовало ожидать от Русской Церкви, обладавшей серьезным этно-, культуро- и государствообразующим потенциалом. Но, увы, ее ослабили смутные годы "боярского правления", предшествовавшие царствованию Ивана Грозного.

Тем не менее российские реформаторы, включая венценосную персону, все же имели возможность позитивного переустройства страны на действительно прочном духовно-идеологическом фундаменте. Этот шанс давало им... лютеранство, в XVI веке ставшее знаменем духовного, социально-политического, экономического и общекультурного прогресса. Оно могло дать развитию России, несомненно, положительный импульс, поставив ее вровень с другими европейскими странами, а затем - вывести нашу державу на подлинно лидерские международные позиции. Но в истории не бывает сослагательного наклонения. Царь и его сподвижники проявили колебания - почти по-чеховски - "Как бы чего Не вышло". И действительно, не вышло! Не вышло у цари Ивана Грозного созидания благоустроенной России, о которой он, кстати, искренне мечтал. Вышла лишь вакханалия державного насилия с тысячами безвинных жертв и духовным опустошением нации. Может быть, отсюда растет извечное русское недоверие к доморощенным реформам, реформаторству и реформаторам. И на самом деле, какое может быть доверие к бездуховным преобразованиям, изменениям не в Духе Божием! Права, ох, как права наша пословица "Без Бога - не до порога".

Приглашаем Вас на презентацию книги!

Она состоится 5 мая в 18 часов по адресу: Николоямская д.1, в помещении Большого зала Всероссийской Государственной библиотеки иностранной литературы. (Правое крыло здания, 3-й этаж).

Проезд до станций метро "Китай-город" или "Таганская".

 http://portal-credo.ru/

  ******************************

 ИНТЕРНЕТ

 Новости РВБ

В серии "Philologica russica et speculativa"

<http://www.rvb.ru/philologica/series_rus/series_rus.htm>

вышла книга:

Б. И. Ярхо

Методология точного литературоведения:

Избранные труды по теории литературы

Издание подготовили М. В. Акимова, И. А. Пильщиков и М. И. Шапир

Под общей редакцией М. И. Шапира

Москва: Языки славянских культур, 2006

XXXII, 927 с.

<http://www.rvb.ru/philologica/series_rus/series05rus.htm>

RVB: http://www.rvb.ru/

 ============================

 http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=34>

http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=34

 &lt;http://www.artrussian.ru/criticism/phenomenon.html>

http://www.artrussian.ru/criticism/phenomenon.html

 Ульянов О. Г.

Правое и левое, или эпистемология «царского пути» в исихастской традиции

        В развитие темы фундаментальных аспектов пространственности, чему был посвящен ранее прозвучавший доклад «”Окно в ноуменальное пространство”: обратная перспектива в иконописи и в эстетике о. Павла Флоренского», предлагается рассмотреть основную

пространственную оппозицию «правое — левое», которая лежит в основе всей системы ориентации человека. Данная проблематика глубоко разработана в русле философской концепции исихазма, исходным пунктом которой является полярность ноуменального и феноменального миров. При этом в исихазме дифференциацию «правого» и «левого» определяет не столько место (&#964;&oacute;&#960;&#959;&#962;) в аксиологическом пространстве с установленной перспективой (точкой отсчета), сколько образ жизни(&#964;&#961;&oacute;&#960;&#959;&#962;) в синергии (греч. &#963;&#965;&#957;&#949;&#961;&#947;&#949;&#953;&#945; — взаимодействие). Общая положительная оценка «правого» и негативная «левого» в святоотеческой традиции обусловлена познанием Премудрости Божией, например, согласно поучению митрополита Илариона: «Прежде пребывали мы в подобии зверином и скотском, не различали правой и левой руки» («Слово о Законе и Благодати», ок. 1051 г.).  

        Характер оппозиции «правое — левое» во многом связан с неравноценностью правой и левой руки. Биологические предпосылки для праворукости заложены в функциональной асимметрии человеческого мозга, которую впервые выявил в 1981 г. американский ученый,

впоследствии лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри. Несмотря на сложность вопроса о внутримозговой локализации тех или иных функций, в современной науке принято считать, что левое мозговое полушарие является чисто логической, вербальной и в большинстве случаев доминирующей половиной мозга, в то время как правому полушарию свойственна образная сторона, эмоциональная, способствующая пространственной ориентации и целостному восприятию предметов и явлений, но в большинстве случаев не доминирующая. Более того, рассматривая веру в Бога в качестве эмоциональной функции, ряд ученых (Andrew Newberg) допускает ее локализацию в правом полушарии головного мозга. Современная культура и научно-технический прогресс ориентированы в большей степени на развитие логико-знаковых, левополушарных компонентов мышления, что приводит к их доминированию в процессе формирования человеческой личности и угнетению правополушарного образного, творческого мышления.

         Влекомые жаждой обрести единство с Богом, сказавшего: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36), уже первые христианские отшельники в совершенном безмолвии (греч. &#951;&#963;&#965;&#967;&#943;&#945;, hesychia), очищая от страстей свое сердце (в монашеском делании это называлось «хранением сердца»), полностью погружались во внутреннюю молитву («умное делание»), дарующую причастность Богу («об&#972;жение»). При этом христианская исихастская молитва принципиально отличается от техники индусской йоги и мусульманской дхикр, несмотря на внешнюю схожесть практики соединения дыхания с молитвой божественного Имени. В тантрической медитации ключом к управлению полушариями головного мозга является «ноздревой цикл», при котором дыхание и энергия соединяются посредством концентрации на одностороннем и поочередном дыхании через ноздри.

        Ничего общего не имел с подобной «ноздревой» дыхательной техникой психосоматический метод молитвы византийских исихастов,которому посвящен трактат «О трех способах молитвы», авторство которого связывают с именем прп. Симеона Нового Богослова.

        Против такого искажения исихастской практики резко выступал Св. Григорий Палама: «Они уверяют еще, что у нас учат вселять в себя Божию благодать через ноздри. Впрочем, зная точно, что здесь-то они клевещут, потому что я такого от наших никогда не слыхал,

догадываюсь, что во всем остальном у них тоже коварство...» (Triads I, 2). При этом Палама ссылался на авторитет патриарха Афанасия I (1289–1293, 1303–1310) и Феолипта, митрополита Филадельфийского (1250–1321/26). Стремление к личному «об&#972;жению» в исихазме не ограничивалось автоматическим погружением в мистическое состояние, как в индуизме и мусульманстве, но выступало надежным основанием к началу преображения других людей и всего мира.  

        Достаточно рано исихастский трактат «О трех способах молитвы» становится известен в древнерусской монашеской традиции, связанной с именем прп. Сергия Радонежского. Об этом свидетельствует автограф прп. Афанасия Высоцкого, одного из ближайших учеников «игумена земли Русской», в Синаксаре 1381 г. (ГИМ, Син. 218/193), в котором на лл. 215–218 помещено указанное сочинение «Святаго Симеона Новаго Богослова о молитве» (Слово 68 “О трех образах внимания и молитвы” // Слова преп. Симеона Нового Богослова. В

переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана. Изд. 2. Вып. 2. М., 1890 (и репринт 1993 г.). Сс. 179–191.), переписанное в августе 1382 г. Помимо этого, в Псалтири в восследованием, которая восходит по преданию к Псалтири митрополита Киприана (РГБ. МДА фунд., № 144), подробно перечислены ступени «духовной лествицы», на которые способен подняться подвизающийся в исихии: «Аще ли сию молитву кто требуя ея глаголет, яко из ноздри дыханиа испущаа по первом лете вселится в онь Христос Сын Божий и по другом лете внидет в него Дух Святый и по третиемь лете придет к нему Отец и вшед в него и обитель в нем себе сотворит Свята Троица».  

        Прогрессирующий характер эволюции видения Бога соответствует динамизму, присущему человеку. Этот динамизм отражается и в области мысли: Отцы Церкви видят в ее богословской деятельности осуществление общения с Богом в плане мыслящего духа. Св. Григорий Богослов называет «средний и царский путь» путем совершенства (Слово 42, последнее на Соборе 150 отцов в Константинополе в 381 году), поскольку это есть путь цельности, на котором сердце человека, его моральные силы и познавательные способности объединяются воедино. Именно в этом состоит сотрудничество человека с Богом, направленное на постижение внутренних образов (logoi), сопричастных«Первообразам» (&#960;&#945;&#961;&#940;&#948;&#949;&#953;&#947;&#956;&#945;&#964;&#945;, по сщмч. Дионисию Ареопагиту), которые

следует отличать от платоновских «идей». В частности, такое различие проводится у блаж. Августина в трактате «О 83 различных вопросах» (De diversis quaestionibus LXXXIII), где «идеям» Платона посвящен 46-й Вопрос (PL 40).  

        «Средний и царский путь» в исихастской традиции является путем «внутреннего безмолвия», когда все «внимание» (греч. &#960;&#961;&#959;&#963;&#959;&#967;&#8053;, prosoch&#275;) сконцентрировано на погружении ума молящегося «в сердце», к «внутреннему человеку», являющегося тем самым внутренним зеркалом, которое позволяет нам постигать Бога через его творения. Этот образ (logoi) Бога в человеке рассматривается св. Григорием Паламой вслед за сщмч. Дионисием Ареопагитом и св. Максимом Исповедником как экзистенциальная и динамичная реальность, синергийно связанная с Божией благодатью. Важно, что Отцы Церкви (сперва Каппадокийцы,позже главным образом св. Максим Исповедник) видят в человеке как бы некоторую программу, которую ему надлежит выполнить и поэтому

всегда представляют его в пути. Путь же этот сам уже есть переход, так как, сохраняя равновесие между двумя полюсами, «правым» и «левым», он ведет к совершенной простоте Святой Троицы. Поэтому путь этот не имеет ничего общего с системой: это жизненный путь, в котором благочестие, аскетизм и богословское сознание сочетаются в едином ритме, едином движении. Как и каким ритмом идти нам вперед по этому пути — учит нас Сама Премудрость посредством постепенных откровений.

        Вместе с тем выбор пути — достояние, принадлежащее свободе воли, поэтому исихастская практика направлена на восстановление в человеке гармонии между его природой и его личной свободной волей. Учение же об отношении между природой, личностью и волей или энергией особенно развил cв. Максим Исповедник. Так, он делает различие между двумя видами изволения, которые, в принципе, не противоречат друг другу: «Совсем не одно и то же — хотение, и хотение особое. Хотение же принадлежит природе и присуще всем, кто одной природы и одного рода. Хотение же особое (...) есть такое употребление воли, которое присуще только тому лицу, которое его употребляет, отличая его от других (лиц) различием внутри общего рода» (PG 91, 292Д–293А). Кроме того, согласно св. Максиму Исповеднику, в силу того семени добра, которое человеческая природа получила при своем сотворении, она тяготеет к Богу. И это естественное тяготение св. Максим Исповедник отказывается считать необходимостью, навязанной человеку. Поскольку личность и природа неразделимы («невозможно себе представить ипостась без природы»), то всякий личный способ употребления воли который противоречит хотению, собственной природе, какой Бог ее создал, разрушает единство и целость человека. Вот почему св. Максим Исповедник придает большое значение исцелению от разрыва между волей природы и личной свободной волей. И речь здесь не идет о некоем соглашении между природой и личной волей, но о великой тайне человека, существа сотворенного и свободно действующего само по себе.

        Согласно св. Иоанну Дамаскину, «молитва есть восхождение ума к Богу» (Точное изложение Православной веры. М., 1998. С. 191.), поэтому вершиной «умной молитвы» в исихазме является «исступление (греч.  #7956;&#954;&#963;&#964;&#1233;&#963;&#953;&#962;) ума». При этом объект синергии сам выступает не менее активным началом, чем субъект, ведь, по свт. Григорию Паламе, «человеческий разум — это животворная сила, пронизывающая тело, как божественные энергии, которыми Бог пронизывает всё» (Capita physica, theologica, etc., 38–39 // PG 150, 1145–1148). Представляется ошибочным популярное мнение, что «православные мистики, включая Григория Синаита и Григория Паламу, следовали Плотину в его описании мистического экстаза». В русле синергийной концепции выход Бога к человеку, его пребывание «по избытку благости вне себя (греч. &#7956;&#954;&#963;&#964;&#1233;&#963;&#953;&#962;)», впервые изложенное в Corpus Areopagiticum (De div. nom. IV, 13), делает возможным благодаря внутренним образам (logoi) у каждой личности аналогичный выход человека к Богу (De myst. theol. I, 2).

        Как трактует свт. Григорий Палама, энергии — излияние природы Самого Бога, присущий Ему модус бытия, по которому Он существует не только в Своей сущности, но и вне ее (Capita physica, theologica, etc., 92, 94 // PG 150, 1185, 1188). Согласно сщмч. Дионисию Ареопагиту, «схождение» (или «снисхождение») Бога предполагает «выход» из Его собственной сущности, равно как и «восхождение» человека к Богу невозможно без «экстаза», то есть выхода за пределы разума и всех телесных ощущений. Такое понимание

отражает христианскую тайну личной встречи с Богом. Так же и душа, вдохновленная любовью к Богу, «выходит из себя» и устремляется к недостижимому объекту своего желания — движение, представляемое сщмч. Дионисием Ареопагитом как постоянное и бесконечное приближение к Богу, бытие Которого неисчерпаемо.

        Сходные воззрения изложены в сочинениях Николая Кавасилы, у которого картина второго Пришествия исполнена светом, в котором Спаситель «молниеподобно сходит с неба на землю, а земля воссылает иные солнца к Солнцу правды, и все исполняется света» (PG 150, 649D). Наименование Христа «праведным солнцем», восходящее к Библии (Мал. 4:2), часто употребляется в литургических текстах (4-я и 5-я песни пасхального канона, тропари Рождества Христова и Сретения и др.). В данном контексте правомерно показать взаимосвязь исихастской практики с некоторыми особенностями литургического чина, в частности, проследить противопоставление «правого» и «левого» в связи с круговым движением солнца. Дифференциация «правого» и «левого» обусловлена ориентацией по странам света сообразно движению солнца, восходящему на востоке, справа, откуда начинается движение. Поскольку восточная сторона находится справа, то движение с запада на восток, слева направо, оказывается движением навстречу солнцу.  

        Именно пространственные концепции византийского исихазма предопределили феномен движения «противосолонь» во время совершения богослужебного чина (при крещении, венчании, освящении храма, крестного хода). Примером тому служит история споров, возникших на Руси при митрополите Геронтии и вел. кн. Иване III в 1479 г., в ходе которых были выявлены истоки движения «противосолонь» в традиции Святой горы Афон («Сказание о порядке освящения храмов», 1481 г.). Движению по кругу в сторону солнца при совершении храмовых действий соответствует крестное знамение, которым осеняется молящийся в знак пребывания с Богом. Распятие вданной семантике выступает как незыблемая точка перспективы, с чем связана внутренняя ориентация в храмовом пространстве и в иконописи. Крестное знамение, связанное с Иисусовой молитвой, является выражением синергии с Богом, непосредственной личной причастности к Божественной благодати, исполнением заповеди: «Собирайте себе сокровище на небе.., ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:20–21).

 

  ******************************

 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется


В избранное