Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская и славянская мифология - голубиная (глубинная) книга. Всего наилучшего.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Приветствую!

Тема сегодняшнего выпуска - голубиная (глубинная) книга. 

Одним из самых замечательных и в то же время загадочных произведений русской
народной поэзии остается Стих о Голубиной книге. Наиболее ранние его рукописные
списки относятся к XVII веку, однако происхождение стиха по ряду косвенных признаков
относят ориентировочно к концу XV - началу XVI века и связывают с псковско-новгородским
краем. В XIX веке Стих о Голубиной книге бытовал преимущественно на севере России,
отчасти в средней полосе, а также в Белоруссии; в южнорусских областях и на Украине
он неизвестен.
      Стих о Голубиной книге во многом опирается на письменную традицию, и все
же как целостное произведение он таит в себе некую тайну. И его происхождение,
и смысл самого выражения "Голубиная книга" в значительной степени остаются неясными
и до сих пор вызывают разные толкования.
Согласно традиционному объяснению, название "Голубиная книга" образовано от более
древнего "Глубинная книга" по ассоциации с голубем как символом Святого духа.
"Глубиной" (в смысле "глубина премудрости") издавна именовали Псалтырь, а возможно,
и "Беседу трех святителей" - переводной апокрифический памятник. В Житии Авраамия
Смоленского (XIII век) говорится о том, что некоторые считали Авраамия еретиком
и обвиняли его в чтении "глубинных книг". Впрочем, современные исследователи
предлагают и иные объяснения.
В. Н. Топоров сопоставил выражение "Глубинная книга" с названием произведения
иранской литературы "Бундахишн" (буквально - "сотворение основы, глуби"). А.
А. Архипов предположил, что изначальной все же является форма "Голубиная" (а
не "глубинная") книга и что под этим названием подразумевалось Пятикнижие. По
мнению Архипова, оно было поименовано так в результате того, что древнееврейское
название Пятикнижия - sefer tora ("книга закона", "книга Торы") было осмыслено
как sefer tor, то есть "книга горлицы", "книга
голубя".
      Обратимся непосредственно к содержанию Стиха о Голубиной книге. В начале
Стиха с небес падает на землю гигантская книга, в которой изложены все тайны
мироздания:

Из-под той страны из-под восточныя
выставала туча темная, грозная;
да из той из тучи грозной, темныя,
выпадала книга Голубиная.
На славную она выпала на Фавор-гору,
ко чудну кресту животворящему,
ко тому ко камню ко белатырю,
ко честной главы ко Адамовой. 

      Хотя гора, на которую упала Голубиная книга, названа Фавором, она совмещает
в себе черты Фавора, где произошло Преображение Господне, с чертами Голгофы (здесь
находятся крест Господень и череп Адама). А то, что Голубиная книга выпадает
из грозовой тучи, заставляет вспомнить и еще об одной священной горе - Синае,
на котором Бог вручил Моисею каменные скрижали Завета ("На третий день, при наступлении
утра, были громы, и молнии, и густое облако над горою…" - Исход 19, 16).
      Голубиная книга так велика, что ее не обозреть очами, не осмыслить умом,
да и на руках никак не удержать.

Писал эту книгу свят Исай-пророк,
читал эту книгу Иван Богослов.
Он читал эту книгу ровно три года,
прочитал во книге только три листа. 

      Образ небесной книги непосредственно восходит к апокрифическим "Вопросам
Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской" (греческий оригинал датируется временем
не ранее V века, русские списки известны с XV века, а в самих "Вопросах" восходит
к Апокалипсису (5, 1-9)). Согласно апокрифу, после вознесения Иисуса Христа на
небо Иоанн пришел на гору Фавор и стал молиться о том, чтобы Господь рассказал
ему, когда совершится второе пришествие и что будет тогда с землей и небесными
светилами. После семидневной молитвы
Иоанна Богослова светлое облако "восхитило" его на небо. Иоанн увидел книги,
запечатанные семью печатями, толщина их семь гор, "долгота же ум человечь не
может разумети". В этих книгах написано обо всем, что создано "от века", о том,
что есть на небе, и на земле, и в преисподней, и о всяком дыхании небесном и
земном, правда и кривда, добро и зло. Господь рассказывает Иоанну Богослову о
последних временах, втором пришествии и Страшном суде, когда с книг будут сорваны
печати5. Весьма вероятно также, что образ
небесной книги связан и с ветхозаветными апокрифами "Книга Еноха", "Видение пророка
Исайи", а также с другими текстами, описывающими путешествия пророков по небесным
сферам.
      К Голубиной книге съехались 40 царей и царевичей, князей и князевичей,
в том числе Волотоман Волотоманович и Давид Евсеевич. Имя Волотоман встречается
в легендах о царе Соломоне; вероятно, оно переделано из имени Птоломей (Птоломей
- Втоломей - Вотоломан - Волотоман); впрочем, не исключена также ассоциация с
древнерусским "волотом" - великаном. Ну а Давид Евсеевич - это, как легко догадаться,
пророк Давид, сын Иессея, легендарный автор Псалтыри.


Есть несколько вариантов книги. Я приведу один из вариантов.

1. Как на Матушке - на Святой Руси,
На Святой Руси - на подсветною,
Восходила туча сильна, грозная,
Выпадала книга Глубинная,
2. Со небес та книга повыпадала
И не малая, не великая:
В долину та книга сорока сажень,
Поперек та книга двадцати сажень,
3. В толщину та книга тридцати сажень.
Ко той книге ко божественной
Соходилися, соезжалися
Сорок волхвов со кудесником,

4. Сорок князей со болярином
И могучи-сильные богатыри.
Собиралися все огнищане-орочи,
Во единой круг становилися,
5. Никто ко книге не приступится,
Никто ко Божьей не пришатнется.
Приходил ко книге премудрый царь,
Ой да, мудрый Благомир-царь:

6. До Божьей до книги он доступается,
Перед ним книга разгибается,
Все божественное писание ему объявляется.
Еще приходил ко книге Волотомон-князь;

7. Волотомон-князь Волотомонович:
"Ой ты, гой еси, премудрый Благомир-царь!
Ты скажи, царь-батюшка, поведай нам,
Кто сию книгу написывал,

8. Глубинную кто прочитывал?"
Им ответ держал премудрый царь,
Мудрый царь Благомир:
"Писал книгу сию сам Даждьбог,
9. Солнце Даждьбог, Царь Небесный;
Читал сию книгу сам Орий-волхв,
Читал он книгу ровно три лета,
Прочитал из книги ровно три листа".

10. "Ой ты, гой еси, наш премудрый царь,
Подыми ты книгу Глубинную,
Ты прочти, царь-батюшка, книгу Божию,
Объяви, царь, Устои Древние,

11. Про наше житие, про свято-русское,
Про наше житие свету вольного:
От чего зачался наш Белой Свет?
От чего у нас Солнце Красное?

12. От чего у нас млад-светел Месяц?
От чего у нас звезды частые?
От чего у нас ночи темные?
От чего у нас утрення заря,

13. Утрення заря, заря вечерняя?
От чего у нас темны леса?
От чего у нас ветры буйные,
От чего у нас громы пошли?

14. От чего у нас дробен дождик?
От чего у нас ум-разум?
От чего наши помыслы?
От чего у нас мир-народ?

15. От чего у нас кости крепкие?
От чего телеса наши?
От чего кровь-руда наша?
От чего у нас в земле волхвы пошли?

16. От чего зачались князья-боляры?
От чего огнищане-орочи?"
Возговорит премудрый царь,
Мудрый царь Благомир:

17. Ой ты, гой еси, Волотомон-князь;
Волотомон-князь Волотомонович!
Не могу я прочесть книгу Божию.
Уж мне честь книгу - не прочесть Божью:

18. Эта книга - не малая, Эта книга великая;
На руках держать - не сдержать будет,
Умом нам сей книги не сосметити
И очам на книгу не обозрити:

19. Великая книга Глубинная!
Я по старой по своей по памяти
Расскажу вам, как по грамоте:
Да зачался наш Белой Свет -

20. От Великого Рода Вседержителя,
Солнце Красное - от лица Его,
Светел Месяц - из груди Его,
Звезды частые - от бровей Его,

21. Ночи Темные - да от дум Его,
Заря утреня и вечерняя - от очей Его,
А темны леса - да от влас Его.
Ветры буйные - от Стрибога Батюшки,

22. Стрибог же рожден дыханьем Родовым.
А громы у нас пошли от глагол Перуновых,
Зачался Перун из уст Рода Вседержителя.
Дробен дождик - от слез Даждьбоговых,

23. Солнца Даждьбога, Царя Небесного.
Наш ум-разум Всебогом дан,
Наши помыслы от облац небесныих,
У нас мир-народ да от Ория,

24. Кости крепкие от камени,
Телеса наши от Сырой Земли-Матушки,
Кровь-руда наша от Морю Белаго.
От того у нас в земле волхвы пошли:

25. Да от буйной главы Святогоровой;
От того зачались князья-боляры:
Да от крепких рук Святогоровых;
От того - огнищане-орочи:

26. От бедра зачались от Святогорова".
Возговорит Волотомон-князь,
Волотомон-князь Волотомонович:
"Ой ты, гой еси, премудрый Благомир-царь!

27. Ты скажи, пожалуй, своею памятью,
Своею памятью стародавную:
Который царь над царями царь?
Кая земля всем землям мати?

28. Кое море всем морям мати?
Который остров островам мати?
Который град всем градам мати?
Кая река всем рекам мати?

29. Кое озеро всем озерам мати?
Кая гора всем горам мати?
Который камень всем камням мати?
Кое древо всем древам мати?

30. Кая рыба всем рыбам мати?
Кая птица всем птицам мати?
Который зверь всем зверям мати?"
Возговорит премудрый царь,
31. Мудрый царь Благомир:
"Белый Царь - над царями царь,
Над царями царь, Велик Бог Даждьбог.
Свята Русь-земля всем землям мати:

32. На ней живут Славяне-родовичи;
Чтут они Поконы Сварожие,
Хранят они Мудрость Древнюю,
В Ведах Богами открытую, -

33. Потому Свята Русь-земля всем землям мати.
Окиян-море - всем морям мати.
Почему же он всем морям мати?
Обошел Окиян вкруг Земли-Матушки;

34. Посреди того моря Окиянского
Восставал Святой Буян-остров,
От которого Земля расти начала, -
Потому Окиян-море - всем морям мати.

35. Буян-остров - островам мати.
Почему Буян-остров островам мати?
Во море-океане на острове Буяне
Стоитъ Святый град Азъград.

36. Потому Буян-остров островам мати.
Азъград - всем градам мати.
Почему Азъград всем градам мати?
Потому Азъград всем градам мати,

37. Во том во граде во Азъграде
Тут у нас середа Земле.
Ирий-река всем рекам мати.
Почему Ирий-река всем рекам мати?

38. Несет Ирий-река свои воды
По Златому Пути - Пути Перунову,
С Явью Навь она разделяет, -
Потому Ирий-река всем рекам мати.

39. Ильмень-озеро озерам мати.
Почему ж Ильмень-озеро озерам мати?
Омывает оно Святу Мир-гору, -
Потому Ильмень-озеро всем озерам мати.

40. Мир-гора всем горам мати.
Почему Мир-гора всем горам мати?
На той Мир-горе ростет Дуб Велик,
А под Дубом тем лежит Белый Алатырь-камень,-

41. Потому Мир-гора всем горам мати.
Белый Алатырь-камень всем камням мати.
На Белом камени на Алатыре
Начертал во Начале Времен

42. Велик Бог Сварог руны огненны,
Распущал он книгу Глубинную
По всей земле, по Вселенныя,-
Потому Алатырь-камень всем камням мати.

43. Дуб Великой - всем древам мати.
Почему Дуб Великой всем древам мати?
На ветвях его сидят птицы дивные,
Поют они книгу Глубинную.

44. Из под корени его два ручья бегут, -
Един ручей со водой Живой,
А другой - со Мертвою, -
Потому Дуб Великой всем древам мати.

45. Кит-рыба всем рыбам мати.
Почему же Кит-рыба всем рыбам мати?
Стоит Кит-рыба - не сворохнется;
Когда ж Кит-рыба поворотится,

46. Тогда Мать-Земля восколыбнется,
Тогда Белый Свет наш покончится,-
Потому Кит-рыба всем рыбам мати.
Основана Земля Родом Батюшкой,

47. А содержана Правью Великой.
Стратим-птица всем птицам мати.
Почему она всем птицам мати?
Живет Стратим-птица на Окияне-море,

48. А вьет гнездо на Белом камени.
По Стрибожьему все повелению
Стратим-птица вострепенется,
Окиян-море восколыхнется;

49. Топит она корабли гостиные
Со товарами драгоценными, -
Потому Стратим-птица всем птицам мати.
У нас Индрик-зверь всем зверям мати.

50. Почему Индрик-зверь всем зверям мати?
Ходил он по всему Свету Белому,
А была на Белом Свете сушь великая,
Не было добрым людям воспоения, омовения;

51. Он копал рогом Сыру Мать-Землю,
Выкопал он ключи все глубокие
Доставал он воды все кипучие,
Он пускал их по быстрым рекам,

52. И по маленьким ручейкам,
По глубоким большим озерам,
Он давал людям воспоение, омовение, -
Потому ж Индрик-зверь всем зверям мати".

53. Возговорит Волотомон-князь,
Волотомон-князь Волотомонович:
"Ой ты, гой еси, премудрый царь,
Мудрый царь Благомир!

54. Мне ночесь, сударь, мало спалось,
Мне во сне много виделось:
Кабы с той страны со восточной,
Кабы с другой страны со полуденной,

55. Кабы два Зверя собиралися,
Кабы два лютые собегалися,
Промежду собой дрались-билися,
Один одного Зверь одолеть хочет".

56. Возговорил премудрый царь,
Мудрый царь Благомир:
"Это не два Зверя собиралися,
Не два лютые собегалися,

57. Это Кривда с Правдой соходилися,
Промежду собой бились-дрались,
Кривда Правду одолеть хочет.
Нонче Кривда Правду приобидела:

58. Правда пошла в Вырий Светлый
К самому Даждьбогу, Царю Небесному;
А Кривда пошла у нас вся по всей земле,
По всей земле по Свет-Русской,

59. По всему народу Славянскому.
От Кривды земля восколебалася,
От того народ весь возмущается;
От Кривды стал народ неправильный,

60. Неправильный стал, злопамятный:
Они друг друга обмануть хотят,
Друг друга поесть хотят.
Кто не будет Кривдой жить,

61. Будет Рода Небесного славить,
От того отойдут все несчастья -
Он наследник Небесного Вырия!".
А книга сия, Глубинная книга

62. Старым людям на послушание;
А младым людям для памяти.
Славу поем мы Родным Богам,
Во веки слава Их не минуется!

Всего наилучшего, DLV.
Все вопросы и предложения на e-mail: vega_05@list.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.666
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное