Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Русская и славянская мифология" - Русалки.


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 РУССКАЯ И СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Русалки

Выпуск No:15    2006-02-07

 
Русалки

Русалки относятся к существам низшего мифологического уровня. По одному из описаний
XIX века, это молодые женщины и девушки, они "ходят голые, без обуви и без покрова
на голове. Тело у них белое как снег; лицо светлое, как восходящая луна; волосы
красновато-светлые и длинными локонами расстилаются по плечам. Они легки, как
пух, быстро перебегают от дерева к дереву, перескакивают с ветви на ветвь и,
качаясь на ветвях, чистым и нежным голосом зовут подруг: "Кума, кума! Приходи!""
По другим описаниям, они "необыкновенные
красавицы и вечно юные". Но их иногда изображают также безобразными старухами,
немолодыми косматы-ми женщинами, черными, обросшими, кудлатыми, подобными ведьмам.
Вот еще описание: "Русалки прелестны собой, они бледны, но черты лица восхитительны,
стан волшебный, косы ниже колен."

На Троицын день они выходят в лес, там целую неделю качаются по ветвям дерев,
поют, играют, бегают по берегам рек и озер, катаются по росистой траве... бегают
во ржи, хлопают в ладоши, хохочут", вьют венки и украшают себя ими. По ночам
они сидят на прибрежных камнях, расчесывая гребнем свои тяжелые от воды волосы.
Рассказывают в народе о зеленых волосах, подобных густым водорослям. Русалки
могут быть одеты в белые рубахи без пояса. У них холодные руки и синие лица.
В некоторых описаниях русалок усиливаются
их фантастические черты: они изображаются с рыбьими хвостами или с перепонками
между пальцами, иногда имеют облик почти прозрачных девочек, иногда выступают
в виде белок, крыс, лягушек, которые появляются перед женщинами, моющими белье;
своим пением они способны заманивать слушающих их; там, где русалки ведут свои
хороводы, вырастает густая и сочная трава.

В народной среде преобладало мнение, что русалки обитают в воде, они - речные
женские духи. Всю зиму и часть весны - до Троицы - они живут в воде, затем на
несколько дней выходят на сушу и в последний день так называемой Русальной недели
опять возвращаются в воду. Во время выхода они собираются на ржаном или конопляном
поле, на межах, в лесу, на берегах, у колодцев. В Полесье верили, что русалки
приурочивают выход на землю ко времени цветения и созревания ржи: "Покуль жито
цветет, русалки в жите ходят" (это
сближало русалок с полудницами). Они стерегут поле, "чтоб никто Колосов не сломал,
росы не стряс". Могут и наслать бурю, ливень, град. В некоторых местах их называют
также купалками и водяницами (то есть женами водяных).

Местом постоянного обитания русалок считались наряду с водой также лес и поле.
Можно даже говорить о двух видах русалок - водяных и лесных. Кое-где их называли
лешихами или лешачихами - то есть женами леших. В некоторых местностях России
считалось, что царство русалок находилось в коноплях.

Множество толков ходило в народе по поводу русалок и их взаимоотношений с людьми.
Преобладала убежденность во вредоносной, злой природе русалок - кое-где их даже
звали чертовками или шутовками, то есть женами чертей. Они преследуют всех, кто
нарушает правила бытового и ритуального поведения во время Русальной недели:
кто рисковал купаться до начала Русальной недели или же в полдень любого дня,
того могли затащить на глубину реки. У тех, кто в праздник работал, могли передавить
всю скотину.

Русалки разжигали на берегах костры, привлекая путников, чтобы сбросить их в
воду. Любимое занятие русалок - качаться на ветвях и зазывать прохожих ("Человек,
человек! Приходи колыхаться!"): того, кто соблазнится их красотой и подойдет,
они начинают щекотать и способны защекотать до смерти. По данным первой половины
XIX века, русалки "девок и молодых женщин не любят и, когда увидят какую в лесу,
нападают на нее, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса. Но мужчин с хохотом
окружают, рвут одежды, потом хватают
под мышки, щекотанием приводят их в хохот и щекотят до тех пор, пока они не падают
в обморок". После таких проявлений любви пострадавшего, едва живого, приносили
домой и укладывали в постель. Русалки обычно набрасывались на свою жертву со
спины, потому что спереди человека защищал крест. Известны песни о своеобразном
способе преследования русалками своих жертв. В них русалки загадывают девушкам
три загадки:

"Как угадаешь - до отца пущу. Не угадаешь - до себя возьму ". Если девушка не
могла отгадать, русалка щекотала ее (еще одно из названий русалок - лоскотухи,
то есть щекочущие). Русалки забавлялись тем, что спутывали у рыбаков сети, портили
у мельников жернова и плотины. У заснувших без молитвы женщин русалки похищали
холсты и полотна, пряжу. Исследователи обращают внимание на то, что в разных
регионах характеристики русалок не совпадали и даже различались довольно существенным
образом: украинские мавки, или
навки, отличались мягкостью нрава, веселостью и красотой, в то время как севернорусские
были малопривлекательны, злы и мстительны. Русалкам посвящалась так называемая
Русальная неделя (ее называли еще русалкиным заговеньем), явно языческий праздник.
Он шел сразу за Троицей. В конце Русальной недели совершался обряд проводов или
изгнания русалок. Лучше всего он сохранился у белорусов.

Русалку изображала девушка: ей распускали волосы, надевали на голову венок, оставляли
в одной рубашке и с песнями вели в поле, здесь сталкивали в рожь и убегали с
криком: "Бежим от русалки". Девушка-русалка делала вид, что гонится за ними.
Иногда вместо девушки фигурировало чучело из соломы, его тащили по селу, потом
бросали в жито. Венок сжигали. После всего говорили: "Мы русалку проводили, можно
всюду смело ходить".

На юге России русалок изображали молодые мужчины. Они одевались в дерюгу, прятались
во ржи и пугали женщин, хлопая кнутом. Те с криком: "Русалочки! Русалочки!" убегали,
а мужчины-"русалки" догоняли их и норовили ударить кнутом. Во время праздника
девушки тайком ходили в лес, бросали русалкам венки, чтобы те добыли им суженых.
Может показаться странным, но в ряде мест России в роли русалки выступал конь:
его изготовляли из дерева с глиняной головой или из соломы. Коня вели с плясками
и песнями, затем валили
на землю и растаскивали по частям. Соломенного коня топили в воде.

Почему же конь участвовал в обряде? По древним поверьям, конь издавна был связан
с культом воды, этой главной обители русалок. В то же время устойчивый мотив
- проводы в жито - заставляет видеть связь русалок с аграрным культом, с обеспечением
плодородия полей.

Многочисленные наблюдения этнографов в XVIII-XX веках показывают, что само название
"русалка" не было универсальным у всех восточных славян, во многих местах его
не знали или употребляли наряду с другими именами. Возможно даже, что оно появилось
сравнительно поздно. Поиски его истоков заставляют вспомнить о русалиях - древнем
языческом празднике, известном не одним лишь восточным славянам, но и другим
народам Европы. Само слово восходит к латинскому rosalia. Праздник посвящался
женским существам - духам, добрым
и злым. На Русь он пришел с Запада, уже в христианскую эпоху, под обобщенным
именем. По времени праздник этот совпал с языческим славянским обрядом в честь
женских водяных и полевых духов. Их-то со временем и стали звать русалками -
по названию заимствованного праздника. В памятниках XIII-XIV веков о древнеславянских
русалиях говорится как о "сборище идольских игр", во время которых творились
"злые и скверные дела: ...плясание, бубны, сопели, гусли... игранья неподобные".

Есть основание думать, что и по внешнему облику, и по своим свойствам, и по отношению
к людям, и, наконец, по происхождению древнеславянские женские водяные духи были
подобны тем русалкам, которых сохранило народное предание в поздние времена.
Согласно прочному общенародному поверью, русалками становились так называемые
"заложные" женщины, девушки, девочки - то есть те, кто умерли скоропостижной
("прежде своего срока") или насильственной смертью: убитые и умершие от ран,
утонувшие, замерзшие, погибшие от ударов
молнии, самоубийцы, а также пропавшие без вести или проклятые родителями. В старину
верили, что все, кого настигла "необычная" смерть, - это люди, так или иначе
оказавшиеся во власти "нечистой силы" или связавшиеся с нею. Именно этим объяснялось
превращение людей в демониц-русалок, переход их из мира "простых умерших" в мир
"нечистых" духов, становившихся носителями вредоносной демонической силы.

Родственная рассылка:
Закрытая история РУСИ - информационная война против России! - http://subscribe.ru/catalog/country.ru.vedy
Все вопросы и пожелания на e-mail: vega_05@list.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.666
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное