Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Акты Патриарха Тихона и Трагедия Русской Церкви XX века


Акты Патриарха Тихона и Трагедия Русской Церкви XX века
Выпуск 22


Сегодня мы рассмотрим ряд кратких, но очень важных документов из "Актов п.Тихона".

Сначала в угоду гражданской власти Тихон вводит в богослужебную практику григорианский календарный стиль, считая эту уступку малозначительной, не затрагивающей священных канонов (при этом важно отметить, что Пасхалия при этом остается прежней). Но буквально через месяц он "откладывает" (а точнее - отменяет) это вынужденное постановление.

Сегодня время от времени раздаются недоуменные вопросы, почему мы до сих пор не переходим на новый стиль богослужения. Патриарх Тихон ответил на эти вопросы в 1923 году, когда, несмотря на самые, казалось бы, благоприятные условия такого перехода, не счел возможным вносить в устав Церкви подобные сомнительные нововведения. (Хотя при этом и не отвергнув принципиальной допустимости такого перехода за исключением Пасхалии). Кроме того, заслуживают внимания слова Патриарха, сказанные им несколькими днями позже о том, что "Примирения с Ватиканом нет и быть не может".

В следующих документах Патриарх снова затрагивает тему обновленчества, предпринимая все возможные попытки к уврачеванию этого смертельно опасного раскола. С одной стороны жестко и однозначно запрещая всякое общение с раскольниками, а с другой - принимая заблудших и ошибавшихся через покаяние.

Далее Патриарх Тихон вновь и вновь указывает на неканоничность зарубежного Синода.

Итак, читаем документы.


24.09 (07.10).1923.

Постановление Святейшего Патриарха Тихона и "Малого Собора епископов" о переходе на "новый" (григорианский) календарный стиль в богослужебной практике

По почину Вселенского Патриарха и в согласии с другими Православными Автокефальными Церквами, пропустить в времяисчислении 13 дней так, чтобы после 1 октября старого стиля следовало 14 [в журнале ошибочно: 15. - Сост.].

Вопрос о времени празднования Пасхи решить в согласии с Православными Церквами по постановлениям бывшего в Константинополе, в сем году Православного Собора.

Призвать особым посланием всех архипастырей, пастырей и верующих мирян без смущения принять исправление церковного времяисчисления, так как это исправление нисколько не затрагивает ни догматов, ни священных канонов Православной Церкви, необходимо по требованиям астрономической науки и потребно для согласования церковной жизни с установленным уже во всех христианских странах времяисчислением...

Безбожник. 1923, N41. 30 сект.

 

26.10 (08.11). 1923.

Распоряжение ("Резолюция") Святейшего Патриарха Тихона об отмене в богослужебной практике "нового" (григорианского) календарного стиля

Повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить...

1. Заявление Святейшего Патриарха Тихона во ВЦИК от 17(30) сентября 1924.

2. Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись.

3. Письмо митрополита Кирилла [Смирнова] к митрополиту Сергию [Страгородскому] от 10-12 ноября 1929 г.

 

08(21).10-10(23).11.1923.

N 106. Указ Святейшего Патриарха Тихона и состоящего при нем Высшего Церковного Управления об упразднении Карловацкого Синода (вторичный)

...Запросить митрополита Евлогия. [Георгиевского], назначенного... управлять заграничными церквами, какое и на основании чего существует в настоящее время церковное управление за границей под именем Архиерейского Синода...

Подписали: Патриарх Тихон; архиепископ Петр Полянский; архиепископ Тихон Оболенский; архиепископ Серафим Александров; архиепископ Иларион [Троицкий. - Сост.]

1. Журнал Московской Патриархии. 1945. N 9; 1948. N 2.

2. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя от 09(22) мая 1928.

3. Проф. Троицкий С. В. Размежевание или раскол. Париж, 1932.

 

1923.

Наставление Святейшего Патриарха Тихона священнику о. Георгию Н. о признаках обновленчества

От Его Святейшества в 1923 г. я получал таковое инструктирование: "О. Георгий, при объезде причтов церквей, если только встретите священнослужащих: 1) стригущих свои волосы на голове, 2) бреющих бороды, 3) ходящих в штатских одеждах, 4) небрежно относящихся к святыне, 5) допускающих своеволие при богослужении, 6) курящих, 7) посещающих увеселительные места: клуб, кино и т. д., - хотя и поминают Патриарха как Главу Российской Святой, Соборной, Апостольской Церкви, - не верьте им, ибо они явные обновленцы, скрывая себя только в поминовении Патриарха". Твердо помня и храня это патриаршее для меня как бы духовное завещание... и т. д.

Письмо священника о. Георгия Н. к архиепископу Самарскому Петру [Рудневу]. 1934.

 

02(15).01.1924.

N 3. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и патриаршего Священного Синода о непризнании каноничности обновленческой иерархии

Святейший Патриарх и Священный при нем Синод всех уклонившихся в "обновленчество" и состоящих вне общения с Патриархом [постановляют? - Сост.) считать отколовшимися от Православной Церкви - состоящими в расколе;

иерархию, как и управление у обновленцев, - незаконными. ...

Священник от себя лично и от своих пасомых должен принести покаяние в допущенных ими прегрешениях [в оригинале: "погрешностях". - Ред.] выразившихся в общении с Синодом. Должны засвидетельствовать свое непризнание каноничности Собора 1923 года, уклонение обновленческой Церкви в раскол и свое отрицательное отношение к обновленческому движению...

7. ЗатворникА. Обновленцы... Уфа, 1927.

2. Новшества тихоновцев, или так называемых староталковников. Краснодар, 1926.

 

03(16).01.1923.

Указ (постановление) Святейшего Патриарха Тихона по делу митрополита Североамериканского Платона [Рождественского]

Ввиду имеющихся данных о контрреволюционных выступлениях Североамериканского митрополита Платона [Рождественского], направленных против Советской власти и пагубно отражающихся на Православной Церкви, постановляем:

1. Уволить митрополита Платона от управления Североамериканской епархией со дня объявления настоящего Нашего распоряжения.

2. Иметь особое суждение .о кандидате на Севере американскую кафедру - коему и предписать объявить настоящее мое распоряжение митрополиту Платону и принять от него все церковное имущество, управляя Североамериканской епархией по особо данной мною ему инструкции.

3. Предложить митрополиту Платону (Рождественскому) прибыть в Москву, в Наше распоряжение.

16 января 1924 г.

Патриарх Тихон.

Известия ЦИК. 1924. 22 янв.

 

11(24).01.1924.

Обращение Святейшего Патриарха Тихона и членов Патриаршего Священного Синода в советскую прессу в связи со смертью Председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянова (Ленина)

Прошу через Вашу газету выразить Мое соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося Председателя Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянова (Ленина).

Патриарх Тихон Митрополит Тихон (Оболенский] Митрополит Серафим [Александров] Митрополит Петр [Полянский]

11(24) января 1924г.

Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись.

 

08(21).03.1924.

Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР о прекращении дела гр. Белавина и др.

Во вчерашнем заседании Президиума ЦИК Союза ССР под председательством тов. Нариманова внесено следующее постановление:

Принимая во внимание, что гр. Белавин В. И., бывший патриарх Тихон, публично раскаялся в своих контрреволюционных выступлениях против власти рабочих и крестьян, что среди широких масс рабочих и крестьян проявляется усиленная тяга от религиозных суеверий в сторону науки и просвещения, что тем самым влияние так называемой Православной Церкви на широкие массы рабочих и крестьян решительно ослаблено и что вследствие этого гр. Белавин, бывший Патриарх Тихон, и привлеченные с ним граждане не могут быть социально опасными для советской власти, Президиум ЦИК Союза ССР постановил: дело по обвинению граждан Белавина В. И. (бывшего патриарха Тихона), Феноменова Н. Г., Стадницкого А. Г. и Гурьева П. В. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 62 и 119 Уголовного Кодекса РСФСР, производством прекратить.

1. Известия ЦИК. 1924. 22 марта. N 67.

2. Гидульянов П. В. Отделение Церкви от государства. М., 1924.

 

09(22).03.1924.

Беседа Святейшего Патриарха Тихона с корреспондентом РОСТА в связи с состоявшимся постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР о прекращении производством "Дела гр. Белавина и др."

Сотрудник РОСТА посетил в Донском монастыре бывшего Патриарха Тихона.

Вчера утром Тихон еще не знал о решении Президиума ЦИК СССР. Прочтя постановление, он встал, перекрестился и сказал:

"Передайте Советскому правительству и Президиуму ЦИК СССР глубокую благодарность как от меня, так и от моей паствы за такое милосердное отношение к моей прошлой деятельности. Правительство может быть вполне уверено, что оно найдет во мне лояльнейшего гражданина Советского Союза, добросовестно выполняющего все декреты и постановления гражданской власти".

В дальнейшей беседе Тихон опроверг сообщение газеты "Накануне" о том, что с ним был удар. Врачи, лечившие его, нашли у него нефрит (болезнь почек) и предписали избегать переутомления. Касаясь планов своей дальнейшей деятельности, Тихон сказал, что он займется теперь организационной стороной своей Церкви, считая, что рамки советского законодательства дают для этого широкий простор.

Что касается замешанного в контрреволюционной деятельности американского митрополита Платона [Рождественского], то Тихон заявил, что уже наметил ему заместителя, который в скором времени и будет послан в Америку для вручения Платону указа о вызове в Москву и для принятия от Платона дел.

Тихон отрицает газетные сообщения, исходящие из кругов Синода, о своих сношениях с католическою церковью.

- Ни у меня, ни у моих епископов, - говорит Тихон, - не только не было разговора о каком бы то ни было примирении с католичеством, но и не возникало этого в мыслях. Примирения с Ватиканом нет и быть не может. Этот план противоречил бы всему мировоззрению Православной Церкви.

Относительно примирения с Синодом и той частью духовенства, которая стоит за ним, Тихон говорит, что его точка зрения на этот вопрос не изменилась: он по-прежнему ждет покаяния от Синода и молится о том, чтобы Бог вразумил и смягчил сердца его членов.

Известия ЦИК. 1924. 23 марта.

 

24.03(06.04)1924.

N 146. Послание Святейшего Патриарха Тихона Автономной Украинской Церкви

...Автономная Украинская Церковь, вступившая в 1922 году на путь автокефалии, продолжает находиться в состоянии нестроения и раздоров. В то время, когда правда Святого Православия целиком озаряет большинство епархий Нашей Церкви, на Украине бушуют волны расколов. Священный долг настойчиво призывает Нас принять на Себя попечение о епархиях, входящих в состав Украинской Церкви, для умиротворения Ее, о чем и сообщаем Православной Нашей Украине настоящей грамотой... Положение Украинской Церкви, отношение Ее к Церкви Великорусской и управление Ее будут решены на законном и правомочном Всеукраинском Православном Соборе...

Второй... съезд ВВЦС. М., 1927.

 

26.03(08.04)1924.

Постановление Святейшего Патриарха Тихона и вновь организовавшегося при нем Патриаршего Священного Синода, по вопросу о деятельности зарубежного русского Высшего Церковного Управления

Высшее Церковное Управление считает необходимым:

1) Заявить, что со всей политической деятельностью заграничных иерархов, имеющей целью дискредитировать нашу государственную власть, ни Святейший Патриарх, ни существующее при нем Церковное Управление не имеют ничего общего и таковую деятельность осуждают. ...

3) Запросить митрополита Евлогия [Георгиевского], назначенного после закрытия в апреле 1922 г. заграничного Церковного Управления управлять заграничными церквами, какое и на основании чего существует и в настоящее время Церковное Управление за границей под именем Архиерейского Синода.

4) Заявить, что митрополит Антоний [Храповицкий], находящийся за границей, не имеет никакого права говорить от имени Русской Православной Церкви и всего русского народа, так как не имеет на это полномочий.

[Подписали]

Патриарх Тихон,

архиепископ Тихон [Оболенский],

архиепископ Серафим [Александров],

архиепископ Петр [Полянский, будущий Местоблюститель],

архиепископ Иларион [Троицкий].

С подлинным верно.

Управляющий делами Патриаршего Священного Синода, епископ Питирим [Крылов].

Троицкий С. В. О неправде Карловацкого раскола: Разбор книги прот. М. Польского "Каноническое положение Высшей Церковной Власти в СССР и за границей". Париж, 1960.

 

02(15).04.1924.

N 180. Послание Святейшего Патриарха Тихона о каноническом осуждении, запрещении в священнослужении и предании церковному суду главных деятелей обновленческого раскола

Божией милостию

Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России.

Объявляем всем православным архипастырям, пастырям и пасомым Церкви Российской, возглавляемой Нами, что бывший Нижегородский архиепископ Евдоким [Мещерский], уклонившийся в так называемый обновленческий раскол, отступивший от общения со Мною, как законным Главою Русской Православной Церкви, прекративший возношение имени Моего по определенному и установленному чину в Божественном тайнодействии, захвативший незаконно власть по управлению вверенной Мне паствы, - за раскол, смуту и мятеж подлежит, на основании 13-15-го правил Двукратного Константинопольского и 13-го правила Антиохийского Соборов, извержению из сана.

Болея сердцем о заблудших и ушедших от Православной Церкви на страну далече, Мы долго ждали, не проснется ли совесть у этих несчастных, не пойдут ли они по пути покаяния и пред Церковью, нешвенную ризу которой они произведенной смутой раздрали, и пред Нами, и не предпринимали решительных мер к осуждению главарей раскола. Но ни архиепископ Евдоким [Мещерский], ни епископ Антонин [Грановский], вступивший, уже по уклонении в так называемый обновленческий раскол, не только на путь незаконных церковных реформ, но и на путь церковной реформации, с печатным призывом к последней, - не только не выражают соболезнования о грехе раскола, отступлений от Православной Церкви и общения со Мною, не только не приносят покаяния, но и с большим озлоблением и устно и письменно выступают против Меня, как Главы Поместной Русской Церкви, и против архипастырей и пастырей, обвиняя всех в небывалых преступлениях, и против Советской власти, и против Церкви.

Бывший Нижегородский архиепископ Евдоким клевещет, якобы Я, изменяя Православию, веду переговоры с Римским папой об унии, обманывает верующих, сообщая, якобы Восточная Церковь, в лице Константинопольского Патриарха Григория VII, а равно и представителей других Восточных Патриархов, находящихся в Москве, давно порвала со Мною всякое общение ("Известия" N 76 от 2 апреля 1924 г.) и тем еще более поддерживает смуту и раскол; поносит Меня, как Первосвятителя Русской Церкви, забыв и 55-е правило свв. Апостолов и благословенных Богом Сима и Иафета, уподобляясь осужденному Господом Хаму.

К сведению верующих и в обличение неправды архиепископа Евдокима сообщаем, что послание Вселенского Патриарха Григория VII о введении на Востоке нового стиля доставлено Нам и адресовано на Наше имя представителем Вселенского Патриарха сакеллионом Василием.

Ныне по власти, данной Нам от Верховного Пастыреначальника - Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, руководствуясь правилами Священных Соборов (13-15-е правила Двукратного; 13, 21 и 22-е Антиохийского Соборов), объявляем: бывшего Нижегородского архиепископа Евдокима [Мещерского!, епископа Антонина [Грановского] и других запрещенными в священнослужении и находящимися вне общения со всею Православною Русскою Церковью, - передаем их, как и других главарей обновленческого раскола, каноническому суду Православного Собора.

С болезнью сердца объявляем о сем, заповедуем всем Православным архипастырям, пастырям и пасомым, руководствуясь 10-м Апостольским правилом, не иметь со всеми отступниками молитвенного общения, как преступного пред Богом и Церковью.

"Умоляю вас, братие, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них" (Рим. 16, 17). "Стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь" (1 Кор. 16, 13).

Тихон, Патриарх Московский и веся России.

Апреля 2(15) дня 1924 г. Донской монастырь.

1. Архив составителя.

2. Чиноприем обновленческой иерархии:

Рукопись.

 

04(17).04.1924.

Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о пересмотре дела бывшего архиепископа Владимира [Путяты]

Так как дело бывшего архиепископа Владимира в свое время рассматривалось Собором православных архиереев, причем последний вынес решение о лишении бывшего архиепископа Владимира архиерейского сана, то Святейший Патриарх и Священный при нем Синод не могут взять на себя ответственность не только по восстановлению бывшего архиепископа Владимира в прежнем сане, но и по пересмотру его дела, а потому все ходатайства и суждения по оному отложить до Собора православных епископов, который один только правомочен вынести по оному делу свое суждение...

Цело бывшего архиепископа Владимира [Путяты]: Рукопись.

 


Архив выпусков (с 1-го по 20-й) можно скачать по адресу: http://holdfast.narod.ru/akt/archive/akt1-20.zip

Ведущий рассылки: Геннадий из Рассказово ( holdfast@yandex.ru )


В избранное