Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2006 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
0 за неделю
Акты Патриарха Тихона и Трагедия Русской Церкви XX века
Акты Патриарха Тихона и Трагедия Русской Церкви XX века В сборнике "Актов Патриарха Тихона" помимо официальных документов и записей речей самого п.Тихона, приводятся и некоторые другие статьи, брошюры и "памятки", непосредственно относящиеся к непростому периоду в жизни нашей Церкви. Сегодня мы познакомимся с одним из подобных документов. Автор его неизвестен, но документ интересен тем, что доносит до нас живой голос того времени, когда борьба с обновленческим расколом носила наиболее острый характер. Возможно, в чем-то эта проблема не потеряла своей актуальности и сегодня? Давайте почитаем.
1924(7). Мемориальная записка об отношении к обновленчеству "Для памяти православному христианину". Автор неизвестен 1) Живоцерковники, именующие себя обновленцами, отпали от Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви, составили из себя самочинное общество, назвав его Церковью; произвели церковный раскол, своими лжеучениями исказили и извратили основные истины Христианской веры и Православной Христовой Церкви, чем и внесли смуту в сознание верующих. Поэтому они по справедливости должны быть причтены к еретикам. Спаситель повелевает не сообщаться с такими людьми: "Если (брат твой) и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18, 17). Апостол Павел учит: "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" (Тит.З, 10). 2) Они захватили в свои руки самочинно церковную власть, перехватив ее от митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского], которому временно передал эту власть Патриарх Тихон. Точные сведения о захвате живоцерковниками церковной власти содержатся в послании митрополита Ярославского Агафангела от 5(17) июня 1922 г. за N 214 и в послании самого Патриарха Тихона, в котором он со всей силой утверждает, что он от Патриаршества не отказывался и власти не передавал ни епископу Антонину [Грановскому], ни тем протоиереям и К, которые стали во главе т. н. "церковной революции". Как насилием вставшие во главе церковного управления, они подлежат извержению из клира церковного, а миряне - отлучению. Апостольское 31-е правило говорит: "Аще который пресвитер... отдельно собрания творити будет, да будет извержен, яко любоначальный, ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного". 3) Они извращают основные истины веры и Церкви. На первом своем учредительном собрании в 1922 г. живоцерковники сняли отлучение от Церкви с еретика Льва Толстого, который в своих писаниях отвергал Божество Спасителя, за что и был отлучен от Церкви Св. Синодом. Снятием с него отлучения они показали свое согласие с его учением и признание его ереси и, таким образом, сами подпали тому же отлучению от Церкви. Вскоре потом они поспешили обнародовать свою собственную программу церковных реформ в своем журнале "Живая Церковь" (N 10). Программа эта носит явно еретический характер. Они не признают или сомневаются в Божестве Иисуса Христа, обещая дать в своей догматике нарочитое развитое учение о человеческой природе Христа Спасителя (см. программу реформ догматических). Отрицают богодухновенность Священного Писания Ветхого и Нового Завета, считая его плодом "древнееврейского понятия о Боге" (п. 2). Отрицают библейское сказание о сотворении мира и человека, считая их продуктом естественных сил природы (пп. 3, 4). Скрывают истинное учение о крестной смерти Спасителя, как искупительной жертвы за грехи людей (п. 5). Отрицают существенное значение Церкви, как сокровищницы благодатных даров Святого Духа, в таинствах своих очищающей человека от грехов, освящающей его и спасающей, оставляя Ей служение только земным интересам, водворению на земле среди людей правды Божией (п. б). Отрицают будущую загробную жизнь, считая страшный суд, рай и ад созданием воображения человека, понятиями нравственными. Отрицают личное спасение подвигами целомудрия, удалением от греховного мира и т. д., считая учение о личном спасении "монашеским учением". На богослужение и каноны церковные программа смотрит самым легкомысленным взглядом. Здесь, по их мнению, можно кое-что оставить, многое изменить и многое совсем выбросить. Когда появилась эта возмутительная программа, верующие отшатнулись в испуге от живоцерковников, ибо сделан был адский подкоп на самое святое, самое дорогое верующему сердцу. Поняв свою ошибку, что так поспешно они открыли все свои карты, живоцерковники забили отбой, уверяя в своих воззваниях и проповедях в своем правоверии и отказываясь от своей программы. Для доказательства своего правоверия они стараются совершать богослужение по уставному чину и стремятся войти в сношение с пастырями и членами истинной Православной Церкви. Будьте осторожны! Не давайте себя в обман их лукавству и лицемерию. Смотрите на их дела, на позорные их деяния, на захват храмов Божиих, по изгнании из них достойных пастырей и проч. 4) Захватив в свои руки церковную власть, они устанавливают пресвитерское церковное управление, ибо епископ является у них только председателем коллегии по управлению епархией при многих других членах из пресвитеров, диаконов и мирян и пользуется одним голосом, наравне с прочими членами, каковой голос теряет свою силу в большинстве голосов пресвитеров и других членов. Такой строй церковного управления есть протестантский, а не православно-канонический, ведущий свое начало от Христа и апостолов. Христос власть в Церкви передал апостолам, апостолы передали преемникам-епископам, которым дали свои права управления Церковью, рукоположения, священнослужителей и проч. (Тит. 1, 5; 1 Тим. 5, 17-23). Апостольское правило 39 повелевает: "Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их". Так управлялась Православная Церковь епископами, как преемниками апостолов, в течение двух тысяч лет, и никто не имеет права отнять у них той власти, которую они получили от Христа и апостолов. 5) Они составляют из своих единомышленников епархиальные съезды и Поместные Соборы, на которых выносят постановления, противные духу Христианской православной веры и канонам церковным. Таков именно был их Собор 1923 г. Что постановил важного для блага Церкви Божией этот Собор? Ничего. Напротив, он своими постановлениями разнуздал плотские вожделения священнослужителей и дал полную свободу их похотям, узаконив брачный епископат и разрешив священникам и диаконам вступать во второй брак. Собор этот забыл слова Спасителя о целомудрии для Царства Небесного (Мф. 19, 12). Он не захотел припомнить и слов апостола Павла, что неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Он не придал значения словам того же апостола, что он желал бы, чтобы все были целомудренны, как и он. Но кому же прежде всех заботиться об угождении Господу? Кому, главным образом, думать о Царствии Небесном, подражать примеру апостолов, как не тем, кто призван быть образом воздержания и покорности велениям Слова Божия и Святой Церкви? Собор Вселенский VI узаконил безбрачный епископат, Апостольские правила и тот же VI Вселенский Собор запретили двоебрачие священникам и диаконам (см. апостольские правила 17 и 26; правила VI Вселенского Собора 3,6, 12, 13), а собор 1923 г., собор поместный, собор партийный (а потому вообще не имеющий значения и достоинства Собора), дерзает отменить постановления Вселенского Собора и выносит свои постановления, как раз противоположные постановлениям Вселенского Собора. 6) Отделившись от Единого Тела Церкви Христовой, впавши в среду по духу чуждую, живоцерковный епископат и вообще все священство утратили правильное преемство благодати и стали безблагодатными, а потому рукополагаемые их епископами епископы, священники и диаконы не получают благодати священства и остаются безблагодатными, а совершаемые ими таинства не имеют благодатной силы (см. 68-е Апостольское правило). 7) Не имея внутренней силы для борьбы с православными пастырями и преданными Православной Церкви верующими, они пускают в ход клевету, доносы и обвинения православных в контрреволюции, чем ставят в ложное и тяжелое положение пред Советской властью честных и покорных граждан республики. С такими людьми не может быть примирения, ибо какое общение может быть правды с ложью, мира со враждой, любви с ненавистью? 8) Не признаваемые за пастырей со стороны православных христиан, которые не допускают их к совершению богослужения в своих храмах, живоцерковники насильно врываются в православные храмы, захватывают их в свое распоряжение, изгоняют из них достойных пастырей, а на место их ставят своих единомышленников, изменников веры и Церкви Православной и разное церковное отребье... Таковые их деяния осуждены в истории Собором Гангрским (6-е правило), Антиохийским (5-е правило), строго запрещаются и постановлениями Советской власти (см.: "Еженедельник советской юстиции". 6 июля 1923 г.). 9) Захватив в свои руки центральное и епархиальное управление, живоцерковники дали полную свободу своим вожделениям, диктаторски властвуют над клиром, услаждают свою плоть яствами и питиями, женятся незаконным браком и хватают себе награды, кто сколько хочет. А между тем невежество среди них все растет и растет. Какие у них ставятся непросвещенные епископы, невежественные священники и диаконы, - и говорить нечего... Достаточно заявить кому-нибудь, что он признает живоцерковников, и он немедленно будет поставлен у церковного дела. При таком составе пастырей и еще легче распространяется неверие, к чему, в сущности, и стремятся обновленцы, прикрываясь церковными видами. Нравственный долг каждого православного христианина сторониться во всем обновленчества - при всяком случае всегда разоблачать их ложь и обман. Архив составителя.
1924(7) Письмо обновленческого "Синода" Председателю ЦИК СССР М.И.Калинину Председателю Центрального Исполнительного Комитета СССР Михаилу Ивановичу Калинину Копия Предсовнаркому СССР А. И. Рыкову. В 1922 году в Русской Православной Церкви произошло знаменательное событие. Идейная часть Церкви, руководимая авторитетными епископами и священниками, прервала общение с патриархом ТИХОНОМ. Основанием этого разрыва была антисоветская политика ТИХОНА, одинаково вредная и с точки зрения государственного спокойствия и с точки зрения блага Церкви. ТИХОН принужден был уйти. Всероссийский Собор 1923 года и Собор восточных епископов в Константинополе 3 мая 1924 года удаление ТИХОНА санкционировали. Отныне он не патриарх, а лишенный священства и монашества мирянин ВАСИЛИЙ БЕЛАВИН. ТИХОН не подчинился решению Собора русской и греческой Церкви. Явочным порядком он возглавляет идущие за ним церковные массы. С точки зрения церковной, он является тяжким преступником, нарушающим мир церковный, но и с точки зрения государственной, ТИХОН является социально вредным. Ибо тихоновщина есть зло церковное, поскольку она несет разделение Церкви, она и зло государственное, так как около ТИХОНА объединяются все контрреволюционные силы страны от монархистов до меньшевиков. Священный Синод, стоящий на страже Церкви, а равно исполненный искренней гражданской лояльности в отношении Советской Власти, предоставившей декретом своим об отделении Церкви от Государства действительную свободу совести, ведет неустанную борьбу с тихоновщиной, как злом церковным и государственным. Тихоновщина ставит нам три преграды: наше неправославие, нашу экономическую слабость, нашу лояльность к Советской Власти. Две первые причины мы более или менее успешно, можем отстранить. Обновленцы в течение этих месяцев установили связь с православным Востоком, трудами ряда своих научных работников выяснили каноничность обновленчества - все это имеет громадное значение в глазах подлинно-верующих, которых тихоновщина запугивала нашим мнимым неправославием, что сейчас нами разоблачено достаточно авторитетно. Тихоновщина бьет нас экономически. Сила их в этом отношении громадна. Тихоновцы капитально отремонтировали свои храмы, заваливают червонцами своих архиереев и священников. Между тем обновленцы терпят страшную нужду, влача буквально нищенское состояние (епархии Псковская, Екатеринославская, Полтавская и ряд других), но все же не сдают своих позиций. Тихоновцы пытались неоднократно (Митрополиту Александру Введенскому и др.) давать взятки, соблазняя и др. материальными благами, лишь бы переманить к себе. Понемногу мы справимся, как во многих епархиях и справились, и с этой стороны дела без чьей бы то ни было поддержки. Но тихоновщина бьет нас политически - и здесь мы бессильны, так как тихоновцы действуют нецерковными методами. Связь тихоновщины с монархизмом ими не скрывается. Не говоря уже о том, что большинство тихоновских епископов и священников (начиная с самого ТИХОНА) бывшие члены Союза русского народа, следовательно - прирожденные монархисты, и теперь они объявились теми же. В Полтаве - прот. Балабанов, в Иркутске - прот. Вер[но]мудров и ряд других на публичных диспутах Митрополита Александра Введенского и в церковных беседах проповедовали преимущества царизма пред советской властью. Народ жадно слушает эти речи. Тульский архиепископ ЮВЕНАЛИЙ (тихоновец) рассылает по епархии грамоты народу о связи ТИХОНА и Антанты. В народе зреет надежда, что уйдет Советская Власть, а "святейший" ТИХОН сохранит Россию новым, лучшим хозяевам, при которых, в первую голову, лучше будет жить церковникам. Сеется политическая зараза. Работа переносится в рабочие массы. В Баку (в Биби-Эйби и других промыслах) духовенство распропагандировало рабочих в явнотихоновскую сторону. Тихоновские агитаторы проникают в Ленинград, Иваново-Вознесенск, Шую, Егорьевск и другие рабочие центры. Да и в Московском районе значительная часть верующих рабочих - тихоновцы. С политической пропагандой тихоновцев нам бороться трудно, ибо наши религиозные мотивы для контр-революционеров ничего не стоят. Здесь одна лишь государственная власть может с корнем вырвать политическую заразу. Мы уверены, что при ликвидации тихоновской головки постепенно места успокоятся. И легче Синоду будет выравнять свою работу во всероссийском масштабе. Ибо Синод, не смотря на все трудности, установил нормальную церковную жизнь во многих епархиях: Тульская, Владимирская, Кубанская, Ленинградская, Ташкентская, Воронежская, почти вся Сибирь, Одесская и некоторые другие. При существовании же тихоновского центра работа Синода не может быть так плодотворна, как это ему бы хотелось во имя церковных и чисто-государственных интересов. Священный Синод со своей стороны полагал бы, что бывший патриарх ТИХОН, как виновник церковной разрухи и зачинатель государственной смуты, должен был бы оставить пределы Москвы, имея своим местожительством один из отдаленных монастырей страны. Так практиковалось всегда в истории Церкви с низложенными патриархами (и в Греческой, и в Русской Церкви). Лишение ТИХОНА возможности управлять базирующейся на нем контр-революцией внесло бы мир в Церковь и предотвратило бы возможность целого ряда сейчас не исключенных, эксцессов государственного порядка против власти рабочих и крестьян. За председателя Священного Синода ВЕНИАМИН, Митрополит Ленинградский; СЕРАФИМ, Митрополит Московский; Митрополит АЛЕКСАНДР Введенский Члены Священного Синода Епископ Георгий [...] Секретарь Св. Синода проф. В. Белолизов [Печать: Священный Синод Российской Православной Церкви] Журнал Московской Патриархии. 1993. N 1.
28.12.1924 (10.01.1925). Письмо Святейшего Патриарха Тихона в редакцию газеты "Известия" с опровержением обвинения его в издании приказа о сокрытии церковных ценностей в Киево-Печерской лавре В связи с обнаружением в Киево-Печерской Лавре скрытых ценностей в "Известиях" от б января за N 4 (2337) помещена заметка, нас компрометирующая. Автор заметки утверждает, что 1) ценности, вероятно, скрыты по нашему распоряжению, так как лавра подчинена непосредственно нам, что 2) кроме ценностей, найдена обширная контрреволюционная переписка, заключающаяся в донесениях монашеской агентуры, существовавшей при лавре; таковые агентурные сведения ∙якобы отправлялись Нам для передачи за границу. В интересах истины считаю необходимым заявить о нижеследующем. Киево-Печерская лавра искони была оплотом Православия и одной из главных святынь Православной Русской Церкви. Она всегда находилась в непосредственном ведении Киевских митрополитов. В последние годы до своей ссылки управлял ею Наш Экзарх Украины митрополит Михаил [Ермаков]. После него управляли лаврой замещавшие его архипастыри, и лишь после того, как все они были лишены фактической возможности управления, Мы в целях сохранения Лавры, как очага Православия, от покушений на нее со стороны "обновленцев", приняли [ее] в свое непосредственное ведение. Но это имело место лишь в начале 1924 г., и потому, естественно, Нам не может приписываться распоряжение о сокрытии ценностей в Лавре. С другой стороны, ни в каких сношениях ни с заграничной контрреволюцией, ни с контрреволюционными группами внутри СССР Мы не состояли и не состоим, и Нам ничего неизвестно о "контрреволюционной" политической работе монахов Лавры. Патриарх Тихон. 10 января 1925г. Москва, Донской монастырь. 1. Известия ЦИК. 1925. 18 янв. 2. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1949. т.1. С. 107.
14(27)(?).02.1925. N 972. Указ Святейшего Патриарха Тихона священнику с. Бытеня, Слонимского уезда. Гродненской и Брестской епархии (Польша), о. Луке Голоду о награждении его саном протоиерея с возложением наперсного креста N972. Священнику с. Бытеня, Слонимского уезда, Гродненской и Брестской епархии, отцу Луке Голоду. Определением Его Святейшества, Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, Вы, согласно ходатайству управляющего Гродненской епархией Высокопреосвященнейшего Владимира [Тихоницкого], Архиепископа Белостокского, во внимание к Вашей полезной и ревностной службе Церкви Божией, награждены саном протоиерея с возложением наперсного Креста, о чем и дается Вам знать. Петр [Полянский], митрополит Крутицкий. 14 февраля 1925г., г. Москва. Донской монастырь. Документы о польской автокефалии. 1919-1926: Рукопись.
15(28).02.1925. Обращение Святейшего Патриарха Тихона в Народный Комиссариат Внутренних Дел о регистрации Патриаршего Священного Синода В Народный Комиссариат Внутренних Дел. В целях благоустроения церковной жизни и для управления Русской Православной Церковью я неоднократно входил с ходатайствами в подлежащие гражданские учреждения о регистрации при мне Священного Синода. И ныне, в тех же целях, я намерен организовать как исполнительный при мне орган Священный Синод, в состав которого временно, впредь до созыва, на что будет испрошено разрешение Советской власти. Всероссийского Собора и до избрания последним как исполнительного органа, так и членов оного, имеют войти следующие лица: Я, как Патриарх и Председатель; 2) Нижегородский митрополит Сергий [Страгородский]; 3) Уральский митрополит Тихон [Оболенский]; 4) Тверской митрополит Серафим [Александров]; 5) Крутицкий митрополит Петр [Полянский]; 6) Херсонский епископ Прокопий [Титов]; 7) временно управляющий Самарской епархией епископ Мелитопольский Сергий [Зверев]. Прилагая по установленной форме в 3-х экземплярах список указанных членов имеющего быть Священного Синода на основании инструкции ВЦИК от 28 июля (10 августа) 1922 г. (С. У. 1922 г., N 4, с. 623) и согласно N 9 инструкции НКЮ и НКВД от 14(27) апреля 1923 г., прошу зарегистрировать Священный при мне Синод, в качестве исполнительного органа, и членов оного, выдав должную о сем бумагу. Гербовый сбор при сем прилагаю. Патриарх Тихон (Белавин). 15 (28) февраля 1925 г. Архив составителя. Архив выпусков (с 1-го по 20-й) можно скачать по адресу: http://holdfast.narod.ru/akt/archive/akt1-20.zip Ведущий рассылки: Геннадий из Рассказово ( holdfast@yandex.ru ) |
В избранное | ||