В прошлом выпуске мы говорили о том, что в описаниях исторических событий, Библия раскрывает глубокие духовные истины о внутреннем мире человека.
В этом выпуске мы постараемся понять, что же такое человек.
С любовью в Иисусе Христе,
Геннадий
Что такое «Я»
В прошлых выпусках мы говорили о том, что Бог сотворил абсолютно все: вселенную, пространство, время. Он сотворил землю и все, что находится на ней. Он всемогущий творец. Мы так же говорили о том, что Бог есть любовь, и чтобы она могла проявиться в полной мере, Бог сотворил людей. Он создал людей с их нуждами и потребностями. Он же является источником удовлетворения. Но если все это так, зачем Бог допускает страдания людей? Почему Бог сделал так, что
«человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх»
(Иов 5:7).
Мы уже рассуждали над этими вопросами в пятом выпуске. Для того, чтобы глубже понять Божий замысел, попробуем понять, что представляет собой человек, что такое «Я».
Для ответа на этот вопрос, нам необходимо найти нечто такое в человеке, что составляет его неотъемлемую часть, то, что не вызывает никаких внутренних противоречий, исходит их самого человека, а не из внешнего мира. Очень трудно определить, выявить то, что мы хотим обнаружить. Даже фраза: «то, что находится под полным контролем человека» включает в себя два элемента: того, кто контролирует, и то, что находится под контролем.
Первым претендентом на мое «Я» является то, что мы видим, когда смотрим в зеркало. Но сколько раз в жизни мое тело подводило меня, отказывалось мне служить. Как часто мы говорим: «Я не ощущаю своего тела»; «Мое тело требует отдыха». В них говорится, как бы о двух разных, но связанных между собою вещах. Говорится так, как будто мое тело не есть «Я», но нечто, данное в пользование моему «Я». И это на самом деле так. Мы родились в теле, данном нам родителями, природой или Богом, но никак не выбранном или сотворенном нами самими. Тело не есть «Я», но некая форма, в которой оно живет. В этом контексте удивительно высказывание Павла:
«Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»
(Рим. 7:24) .
Он говорит о теле, как об одежде, которую хочет, но не может сменить.
Вторым претендентом на «Я» могут стать мои чувства и эмоции. Мне приятно, мне больно – звучит вполне по-хозяйски. Но к чему относятся слова: «Учитесь властвовать собой», как не к эмоциям. Мы часто говорим или слышим: «Эмоции захлестнули меня», «Я эмоционально не готов к этому», «Я нахожусь в состоянии эмоционального спада или подъема». Такое ощущение, как будто эмоции – это самостоятельная субстанция, которая руководит нами, и только истинно сильный человек может ее подчинить себе, одержать верх. И опять, кто не хотел бы изменить свой характер или подкорректировать свою эмоциональность, не поддаться чувствам…
«Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился».
(Ин. 11:33-35).
Здесь мы видим чувства и эмоции Иисуса Христа, возникшие от встречи с людьми, горевавшими о смерти Лазаря. Эти чувства и эмоции возникли у него, в ответ на внешние события. Чувства и эмоции. Не мы их формировали, мы только учимся управлять ими, они возникают в зависимости от внешней среды и поэтому не могут быть нашим «Я»
Третья кандидатура на этот пост – ум. И опять вспомним, что мы говорим: «Извините, я задумался», т. е. сделал то, чего не хотел, мой ум сам, помимо моей воли размышлял о чем-то своем. Можем ли мы ответить на вопрос: «Откуда берутся наши мысли?». Сколько раз мы ловим себя на том, что мы думаем не о том, о чем мы хотели бы думать. Ни один гений не знает причины своей гениальности и тем более не знает, как ее достичь.
«Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода».
(1 Кор. 14:14).
Если ум – это мое «Я», то как я могу что-то делать, оставив себя без плода? Нет, ум человека еще не сам человек.
Кто следующий? Память. Наша память удерживает множество сладостных минут, можно жить воспоминаниями. Но очень часто она нас и подводит. Страшно потерять память, но люди, страдающие амнезией, продолжают жить.
«И взял Иаков камень и поставил его памятником».
(Быт. 31:45).
Иаков поставил памятник для того, чтобы иметь внешнее материальное подтверждение его встречи с Богом, он не надеется на свою память. И этот кандидат не годится на должность нашего «Я»
Если внимательно просмотреть предыдущие параграфы – можно увидеть, что все рассуждения строятся на противоречии между тем, что человек делает и тем, что он хочет делать. Может быть «Я» и есть мои цели и желания? Мы знаем, насколько человек обуреваем различными, самыми противоречивыми желаниями, стремлениями и страстями. Некоторые из них мы принимаем с удовольствием, от других мы с легкостью отказываемся, с третьими мы воюем, а от четвертых мы не можем отделаться. Нет, наши цели и желания не совсем то, что мы можем принять за свое «Я». Апостол Павел подтверждает эту мысль в своем послании к Римлянам:
«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех»
(Рим. 7:19-20).
Здесь необходимо быть очень внимательным. Павел не пишет, что он есть доброе, которое хочет делать, он отрекается от греха, который живет в нем помимо его воли. Говоря о добром, Павел пишет:
«И уже не я живу, но живет во мне Христос…».
(Гал 2:20).
Павел пишет о двух главных целях и желаниях, живущих в нем: желание делать доброе и желание делать злое. Желание делать доброе Павел объясняет живущим в нем Иисусом Христом. Желание делать злое – живущим в членах его грехом. Павел делает выбор между Иисусом Христом и грехом в пользу Иисуса Христа. Вот оно, неуловимое «Я». Не мое тело, мои мысли или эмоции придумывают себе различные цели, составляя некий конгломерат взаимоисключающих желаний, но наше «Я» делает выбор между целями и желаниями, наш выбор, точнее свобода выбора и есть наше «Я».
Бог сотворил человеческое «Я», свободную личность, когда посадил дерево познание добра и зла и сказал Адаму: «не ешь»
(Быт. 2:17).
Сегодня Он обращается к человеку:
«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло».
(Втор. 30:15).