Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
ХВАЛЕБНАЯ ОДА ЗНАНИЮ ИЛИ 5 УРОВНЕЙ ЗНАНИЯ
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"Внешнее, материальное, физическое знание не обладает большой ценностью. Скорее, это - ложное устремление ума, которое является очень сильным. Этому физическому знанию не следует оказывать большее уважение, нежели чем интуитивным практикам чистых преданных; скорее, интуиции чистого преданного следует отдавать предпочтение перед основывающемся на вычислениях знании, полученном обыкновенными людьми".
Шрила
Б.Р. Шридхар Махарадж
Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь
бхакти-йоги)
N 92
Тема: Хвалебная ода Знанию или 5 уровней знания
Какое бы понятие или концепцию люди не вкладывали в слово "знание", бесспорным остаётся тот факт, что оно вызывает уважение и является притягательной силой для всего и всех, что обладает сознанием. Именно знание открывает доступ к контролю и управлению чем-то или кем-то. И это опять-таки очень привлекательно для живого существа и само по себе не является ни хорошим, ни плохим. Вопрос лишь в том, что и кого вы хотите контролировать с помощью знаний и каким образом.
"Знание имеет пять уровней. Самым низшим является пратйакша - знание, обретенное через чувственное восприятие. Это первый уровень. Следующий, более высокий уровень - это знание не воспринятое чувствами, но накопленное из опыта других: парокша. Например, ученые имеют некоторый опыт, а мы получили некоторое знание, основываясь на опыте их изобретений и исследований".
(Шридхар Махарадж, "Золотой Вулкан Любви к Богу")
Итак, первые два уровня знаний хорошо знакомы всем без исключения. Это, прежде всего, наше обычное материальное знание, накопленное из собственного опыта и опыта других людей. С помощью материального знания люди хотят контролировать окружающий мир и других людей.
Тяга к познанию - это неотъемлемое качество души ("чит"). Те люди, которые живут в полном невежестве, и совершенно не испытывают никакого влечения к знанию любого уровня, фактически ведут животную жизнь и их душа "спит мёртвым сном". Жизнь даётся нам для того, чтобы "проснуться", и поэтому большинство людей всё же имеют стремление к знаниям.
Любой разумный человек, желающий добра своим детям, - чтобы они могли успешно жить и развиваться в современном мире, - будет заинтересован в том, чтобы они получили соответствующие знания, хорошее образование. Скажем, для того, чтобы мы с вами сейчас могли общаться в интернете, каждый из нас тем или иным способом получил определённые компьютерные знания. Для овладения любой профессией, которая даёт нам необходимые средства для поддержания жизни материального тела, нам также необходимы специальные знания. Мы получаем их с помощью учителей и самостоятельных занятий, используя наши органы чувств: слух, зрение, осязание и т.п. Знания позволяют нам действовать в выбранном направлении решительно и уверенно, с минимальными ошибками.
Знания этих двух уровней имеют преходящую ценность. Однако полностью пренебрегать и игнорировать получение материальных знаний возможно лишь тому, кто изначально пришёл в этот мир в качестве святой личности. Всем остальным обычным людям просто необходимо какое-то количество знаний такого рода для выживания в этом мире в отсутствии знаний более высокого порядка.
Необходимо понимать, что переход от одного уровня знания к другому не есть лишь вопрос нашего желания. Шридхар Махарадж говорит нам:
"Человек может приобрести лишь то, что позволяют его средства (све све 'дхикаре йа ништха са гунах парикиртитах). На рынке есть много ценных вещей, но приобрести их можно лишь если у тебя есть достаточно денег. Риши, торговцы знанием, говорят: "Это знание наивысшее. Не иди дальше." Подобно этому Кришна говорит в Бхагавад-гите (3.35) сва-дхарме нидханам шрейах пара-дхармо бхайавахах: "Не иди вперед, ибо погибнешь. Укрепись в этом положении; не иди дальше."
Для тех, кто полностью погружён во тьму невежества, великим благом будет тот день, когда в человеке пробудится тяга знанию, пусть даже и материальному для начала. Дальше, по мере "накопления капитала" неизбежно наступит день, когда человек станет настолько "богат", что захочет нечто большее, чем обычное, преходящее мирское знание. И тогда он естественно перейдёт к следующей ступени. Но на каждом уровне знания учителя просят нас сначала укрепиться в достигнутом положении, чтобы легко и гармонично можно было бы двинуться дальше. "Укрепиться" - это значит практически реализовать полученное знание.
"Учёные открывают так много удивительных вещей. Но разве всё это не существовало ранее? Или учёные создают эти реалии? Все эти удивительные реалии уже существуют здесь, но положение дел таково, что некоторые из этих реалий открываются учёными. Это не является делом рук учёных, и посему учёные не занимают по отношению к этим реалиям более высокое положение. Но в любом случае, они могут видеть только часть истины, и даже это им удаётся с огромными усилиями. Но обладающая сознанием сторона реальности, высшая божественная причина, остаётся неизвестной для них даже несмотря на то, что они могут без конца продолжать свои исследования". (Шридхар Махарадж, "Любовный поиск потерянного слуги")
Для людей, всецело удовлетворённых материальной жизнью, не существует никаких иных уровней знания, кроме двух вышеназванных. Попытки рассказать им о существовании чего-то большего бесперспективны до тех пор, пока в их сердцах не пробудится неудовлетворённость достигнутым, пока они не захотят отправиться на поиск того, что лежит за пределами материального бытия.
"Следующая стадия, апарокша, находится вне досягаемости человеческого восприятия. Это нечто вроде глубокого сна. Проснувшись, мы говорим: "Я спал очень хорошо и крепко". Однако в глубоком сне без сновидений мы не сознаем свое существование. Пробудившись от такого сна, мы можем сказать что-то о пережитом опыте, однако очень туманно. Апарокша - это разновидность неопределенного, смутного восприятия, в котором субъект соединяется с материальным объектом, а затем материальный объект исчезает в субъекте. Шанкарачарйа, величайший сторонник имперсонализма, объяснял градацию сознания вплоть до этого положения".
(Шридхар Махарадж, "Золотой Вулкан Любви к Богу")
Но направляясь к знаниям более высоких уровней мы должны быть готовы к следующему:
"Мы должны быть готовы к тому, что всё знание этого мира, весь наш опыт окажется ошибочным. И посему говорится следующее: Гьяне прайасам упадасйа наманта эва - Освободись от своего прошлого опыта, от того, что ты получил в мире чувств. В мире эмпирического знания (пратйакша-гьяна). Ты будешь постоянно стремиться проложить себе путь в трансцендентный мир, опираясь на мирское знание. Но этот стих говорит: "О вы, падшие люди, вашим богатством является опыт этого мира, опыт ваших чувств. Но это не сработает, это не будет обладать никакой ценностью на более высоком плане существования. То, что существует там, является чем-то новым, и посему приближайтесь к этому миру с открытым умом; поймите, что для безграничного всё возможно. Все ваши ожидания, ваш прошлый опыт, не имеет никакой ценности. Почему вы не хотите понять это положение?"
(Шридхар Махарадж, "Любовный поиск потерянного слуги")
Знания третьего уровня нельзя постигнуть с помощью материального разума и материальных чувств. Необходима духовная трансформация или то, что называется очищением разума, наших чувств, нашего сердца. Однако, здесь ещё возможен успех благодаря собственным усилиям живого существа, дживы.
"Но великий преданный, ученый Рамануджачарйа, также как и другие Ваишнавские ачарйи, придерживался мнения, что помимо апарокши, существует четвертый, более высокий уровень. Этот план бытия зовется адхокшаджа, надмирный, или находящийся вне досягаемости чувств, будь то грубых или тонких. Этот план мы можем воспринимать лишь когда, по своей сладостной воле, он нисходит к грубому миру нашего понимания. Стоит ему исчезнуть, - и мы беспомощны: нам никак его не найти. Мы не можем сказать, что Абсолютная Истина контролируется нашим знанием. Мы никогда не постигнем её собственными усилиями. Она независима. Она нисходит лишь по своей сладостной воле, и лишь тогда мы сможем воспринимать тот высочайший мир, однако, если она уходит, - мы совершенно беспомощны, не в наших силах что-либо изменить. Мы можем рыдать, или можем молить, но войти туда благодаря собственным силам мы не сможем. Таков четвертый план сознания - великий, всемогущественный и животворящий. Лишь если он снисходит к нам, мы получаем некоторое восприятие того мира, мира Ваикунтхи - безграничной духовной области благоговения и могущественности.
Таков уровень адхокшаджа…
Адхокшаджа значит высшее знание, способное подчинить знание наше, основанное на опыте этого мира. Это трансцендентное и превосходящее ум знание составляет четвертый уровень знания. Этот уровень кардинально отличается от всех предыдущих и превосходит всё известное в этом мире".
"Однако, благодаря
Шри Чаитанйе Махапрабху и Шримад-Бхагаватам, мы узнали, что существует
пятый уровень знания, который внешне очень сходен с этим материальным
миром, но не является материальным, мирским: апракрита. Такова Голока,
полноразвитая совершенная теистическая концепция, которую можно обнаружить
лишь в обители Кришны. Центральное знание Абсолюта должно иметь связь даже
с самым низшим уровнем материального творения, оно должно быть способным
привести в гармонию всё наихудшее из этого иллюзорного мира. Поэтому этот
уровень известен как апракрита, надмирской. Получить доступ в это высочайшее
царство возможно лишь благодаря чистой любви к Богу.
Любовь может компенсировать всё. Существует пословица, что любящая мать
видит свое слепое дитя лотосооким. Нежность ослепляет её. Поэтому, всё никчемное
и низкое может быть восполнено только любовью, которая озаряет всё своей
красотой. И такова према, божественная любовь к Богу. Из милости, движимый
жалостью и великодушием, царь может прийти и играть с мальчиком на улице.
Нежность делает возможным это. Апракрита - здесь различия между высшим и
низшим исчезают".
ЭКАДАШИ В ДЕКАБРЕ:
15 декабря (понедельник), прерывается пост на след. день
08:53 - 11:14 (г. Москва)
30 декабря (вторник), прерывается пост на след. день 08:59 - 11:21
(г.Москва)
Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.
Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru , где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.
Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 4 декабря 2003 г.
Тема: "Знание, что превыше смерти".
Архив рассылки "Абсолютная
Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите
Туласи Прии даси
"Материальное научное знание это не знание. Мы должны познакомится с жизнетворным пониманием чистого и подлинного знания. Мы должны посвятить себя и других в это знание, удалить тьму и принести свет, удалить страдания и установить вечный мир".
Шрила
Б.Р. Шридхар Махарадж
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||