Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Памяти товарища и друга


Информационный Канал Subscribe.Ru

Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали"
:: Опрос :: Новости :: Сообщество :: Вопросы :: Гостевая :: Почта ::


От автора

Детское увлечение историей родного края с годами крепло и крепло. Постепенно увлечение переросло в настоящее хобби - я начал собирать любой материал, любые сообщения, касающиеся южноуральского края.

За сорок с лишним лет скопилось у меня так много материала, что захотелось его как-то систематизировать, проанализировать и собрать воедино. Приношу свои извинения авторам использованных мною публикаций, но думаю, что приведенные в определенной последовательности, снабженные легендами и личными впечатлениями, они дадут значительно большую пользу, чем в разрозненном виде.

От всей души благодарен им всем и привожу всех поименно: Н. М. Карамзин, 3. 0. Ключевский, С. А. Попов, З. Борисов, З. Ф. Антонов, Н. Коняев, Д. С. Лихачев, Г. Н. Матюшин, И. В. Дегтярев, 3. С. Боже.

Работу посвящаю молодежи, интересующейся историей родного края, и, надеюсь, кто-то из них увлечется краеведением по-настоящему, продолжит мои поиски, догадки, домыслы.

Да не оскудеет земля русская любознательными!

Полный текст книги расположен на сайте по адресу: http://utoli.narod.ru/zhournal/sloboda.htm

Александровская слобода

Когда началось великое Движение русского народа к Уралу и за него, к необъятным просторам Сибири, Дальнего Востока и Аляски? Откуда и кто первым пошел "на встречу солнцу"? Хотя ученые накопили немало сведений об этом движении, точных ответов на поставленные вопросы наука дать не может.

Примерно к концу XI в. новгородские ушкуйники , плававшие в поисках богатств по северным рекам, оказались вблизи Урала, а затем и перевалили через него, обложив данью Югру, расположенную по обе стороны Северных Уральских гор.

В XII в. новгородцы устремились на Каму, далее шли по Вятке и при впадении в нее реки Хлыновцы основали город Хлынов. Кстати заметим, что новгородцам Урал был известен под именем Камень, Югорский камень. Не знали они тогда и слова "Сибирь". Впервые "Синьбирская земля" упоминается в документах лишь в начале XV в. как название территории Урала и прилегавших к нему земель. С образованием к концу XV в. единого Российского государства Москва стала наследницей новгородских владений на Урале, и теперь сама начала проявлять все более усиливающийся интерес к землям Зауралья. Один из первых московских походов за Урал был совершен в мае - октябре 1483 г. Землепроходцы достигли Иртыша, а затем Оби.

В 1499-1500 гг. состоялся второй поход за Урал. Результатом этой экспедиции было то, что большинство югорских племен (манси и ханты) становятся данниками Москвы. Присоединение к Москве зауральских территорий началось в XVI в. Бурные внутренние и внешние события потрясали тогда страну: боярские раздоры в малолетство Ивана IV, затем кровавая и разорительная опричнина; частые неурожаи, голод и эпидемии; войны; нашествия крымцев. Все это сковывало московские военные силы на западе и юге. Правда, в 50-х гг. были присоединены к Руси Казанское и Астраханское ханства и, тем самым, русским открылся прямой путь к Среднему и Южному Уралу и за его пределы. Создались благоприятные условия для продвижения в Сибирь, но воспользоваться ими Русь по указанным причинам смогла не сразу.

В закреплении в Приуралье и за Уралом в этот век видная роль принадлежала знаменитому дому Строгановых. Строгановы вышли из крестьян. В XVI в. они уже купцы, промышленники и землевладельцы. В начале XVII в. им было присвоено звание именитых людей, при Петре I они стали баронами, а позже - графами. Строгановы на протяжении ряда веков играли видную роль в экономической, политической и культурной жизни страны.

Обосновавшись в Соли Вычегодской, Строгановы в начале XVI в. владели здесь соляными промыслами и в годы правления Ивана IV были уже крупными солепромышленниками. В 1558 г. царь пожаловал им земли по бассейнам рек Камы и Чусовой и одновременно повелел возвести укрепления от набегов "ногайских людей и иных орд". Строгановы-то и столкнулись с Сибирским ханством, которое образовалось на обширных просторах Зауралья вследствие распада Золотой Орды.

Чем же объясняется такая милость грозного царя? Где и как замышлялись великие царские дела?

Встретив упорное сопротивление замыслам бояр и царедворцев своим делам и замыслам, малолетний Иван IV возненавидел их за междоусобную борьбу, хвастовство родством своим и богатством. В начале декабря 1564 года Иван IV, погрузив на сани иконы и кресты, золотую и серебряную посуду, деньги и казну, со всей семьей и любимцами, в сопровождении целого полка вооруженных всадников неожиданно уехал сначала на богомолье в село Коломенское, а оттуда в Александровскую слободу (примерно в 100 км севернее Москвы). Страх охватил москвичей. Виданное ли дело, чтобы царь исчезал неведомо почему и неведомо зачем! Целый месяц по городу ходили самые невероятные слухи, и вот наконец от царя пришли грамоты. Одна была вручена митрополиту Афанасию, другую читали купцам и православному крестьянству града Москвы. В грамотах излагались "измены боярские и воеводские и всяких приказных людей". Царь указывал также, что когда он кого-либо из виновных хотел наказывать, то высшие церковники вступались за них. Вот почему он, "царь и государь, и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государство". Столица пришла в ужас: безначалие казалось всем еще страшнее тиранства. Духовенство, бояре, сановники, приказные люди требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна, говоря ему: "пусть царь казнит своих лиходеев: в животе и смерти воля его; но царство да не останется без главы. Он наш владыка, Богом данный". Митрополит возглавил делегацию духовенства и вельмож и 5 января царь принял их в Александровском дворце. Кое-как дал уговорить себя и сказал напоследок: "соглашаюсь паки взять свои государства, а на каких условиях, вы узнаете". Москва с нетерпением ждала царя, и долго, а он, в теплых палатах Александровского дворца, занимался тайным делом с людьми ближними, определяя жестокое будущее страны, за что будет прозван Грозным. Здесь, в Александровской слободе родилась идея Опричнины и Земства.

Наконец, лишь 2 февраля, Иоанн торжественно въехал в столицу и на другой день созвал духовенство, бояр, знатнейших чиновников и изумил все. Он огласил устав опричнины: имя до толе неизвестное? Объявил своей собственностью более двадцати городов и волостей со всеми их доходами, ряд улиц и слобод в Москве и, наконец, указал строить ему новый дворец в Москве, который подобно крепости оградить высокой стеною. А так же потребовал себе: из казны земской за издержки его шествия от Москвы до слободы Александровской 100000 рублей. И никто не противоречил: воля царская была законом.

С 4 февраля начались казни, началась опричнина, и Москва увидела исполнение условий задуманных царем в Александровской слободе. Кровавые расправы не прекращались ни днем, ни ночью. Отсюда же, из Александровской слободы, отправился Иван Грозный с опричниками в самый страшный из своих походов-погромов - поход на Новгород. Столицу опричнины Александровскую слободу в народе прозвали "неволей".

Как же выглядела она пока строился московский дворец-крепость? Центр слободы занимал царский дворец, отгороженный от остальных построек глубоким рвом и валом. За рвом были помещения для опричников, церкви, а между ними стояли виселицы, плахи с воткнутыми в них топорами. Имелись тюрьма с пыточными подвалами.

С окончанием строительства дворца в Москве все эти страсти переехали в московский дворец. Дворец в Александровской слободе стал для царя местом отдыха, молитв, тяжких раздумий, и принятия основных государственных решений.

Но вернемся к Строгановым. В письмах к царю Строгановы именовали себя сиротами. К 1580 году "сиротки" владели семью с половиной миллионами десятин земли, а торговый дом их процветал. По словам крупнейшего знатока этого дома А. А. Введенского, "в русской истории Строгановы являли собою более непокоряющийся тип русских Фуггеров, и русских Пизарро, и Кортеса одновременно".

Это действительно были смелые, энергичные и предприимчивые люди. Не чужды им были искусства и науки - прославлена строгановская иконописная школа, а после смерти Аники Федоровича, всю жизнь донашивавшего отцовскую одежду, осталось огромное по тем временам собрание рукописных и печатных книг. Смело вкладывали Строгановы деньги и в политику. Это они финансировали в 1445 году выкуп из татарского плена Василия Темного. Деньги, вложенные в политику, оборачивались новыми привилегиями, приносящими новые деньги. Правда, щедрость московского правительства простиралась лишь на те территории, где власть его была чисто символической, и прежде, чем пользоваться дарованными привилегиями, нужно было утвердить эту власть, но Строгановы не смущались такими накладками - смело продвигали они к Уральскому хребту границу Русского государства.

В 1570 году умер постригшийся в монахи глава дома Аника Федорович Строганов, и дела дома вели трое Строгановых: Семен Аникеевич и его племянники - девятнадцатилетний Никита Григорьевич и двадцатичетырехлетний Максим Яковлевич. Перебравшись из Соли Вычегодской на Каму, Максим Яковлевич и дядя энергично осваивали земли Приуралья, ставили городки по Чусовой и Сылве, заселяли их беглыми людьми. Благо беглых было множество, а прошлое людей, которых Строгановы брали на службу и в работы, мало интересовало их. Удивляли и поражали рассказы беглецов о том, что творилось на Руси. Кровь стыла в жилах от кровавых дел царских, когда гибли знатнейшие, хорошо знакомые Строгановым вельможи. Страх сковывал души, и лишь в трудах и заботах забывались они. Успокаивало то, что все это творилось далеко и Строгановых не коснется.

Полный текст книги расположен на сайте по адресу: http://utoli.narod.ru/zhournal/sloboda.htm



Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали" Copyright 2003 GIV. Все права защищены.



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное