Один из величайших византийских василевсов, святой император Юстиниан был
славянином, родом из современной Болгарии. Благодаря своему дяде, императору
Юстину, возвысившемуся из простолюдинов, он получил блестящее образование:
он владел несколькими языками и свободно ориентировался в серьезных
богословских и философских вопросах. Юношей он полюбил дочь бедного
циркача, занимавшуюся проституцией, но сумевшую победить этот порок после
поездки в Египет, и женился на ней вопреки воле могущественной родни. Брак
его был необыкновенно счастливым: Феодора оказалась волевой и очень
решительной женщиной - однажды, на заре царствования Юстиниана, во время
народного восстания Ника, когда император, напуганный размахом всеобщего
недовольства, уже был готов к бегству, она мужественными словами: "Тому,
кто однажды царствовал, скитаться изгнанником невыносимо. Мне нравится
старинное слово, что царская власть - прекрасный саван", - сумела переломить
ситуацию в пользу трона.
Восстание Ника было, пожалуй, единственным темным облаком, омрачившим
многолетние царствование Юстиниана. Он был настоящим энтузиастом
восстановления в прежнем блеске уже сильно обветшавшего, полуразрушенного
здания древней римской государственности. Но эту государственность он видел
преображенной светом Христовой веры. Император Юстиниан был первым, кто - в
знаменитой Шестой новелле - сформулировал и ввел в политическую практику
идею, буквально носившуюся в воздухе, о двух началах христианской
государственности и о взаимоотношениях этих двух начал.
"Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием - это
священство и царство, - писал он. - Первое служит делам Божеским, второе
заботится о делах человеческих. Оба происходят из одного источника и
украшают человеческую жизнь. Поэтому, если первое поистине беспорочно и
украшено верностью Богу, а второе украшено правильным и порядочным
государственным строем, между ними будет добрая симфония, с которыми она для
пользы человеческого рода предлагается".
Разумеется, это не было политической программой. Но высказанное
Юстинианом сокровенное чаяние о соработничестве власти духовной и власти
светской в деле спасения людей - тот идеал, к реализации которого отныне
стали стремиться все христианские государи. Он стал необыкновенно популярен.
Комментируя его, церковный историк Евсевий писал:
"Было время, когда мир был разделен по народам и областям на огромное
множество владений, тираний и княжений: отсюда постоянные войны с грабежами
и хищениями. Это разделение основывалось и на различии божеств, почитаемых в
разных странах. Ныне же, когда крест, орудие спасения и трофей победы,
явился на земле, дело демонов, т. е. ложные боги, распалось прахом и, вместе
с тем, окончилась пора тираний, княжений и республик. Один Бог владычествует
над всеми, одна империя для обладания всеми народами. В одно и то же время
по небесному изволению появились два ростка, которые поднялись над землей и
покрыли своей тенью весь мир - это Римская империя и христианская вера,
предназначенные соединить в своих недрах весь род человеческий в вечном
единении: Весь мир составит одну нацию, все люди соединятся в одну семью под
общим скипетром".
С Божией помощью Юстиниан успешно совершил дело своей жизни. Римская
империя - правда, на короткий срок - была восстановлена: варваров либо
изгнали, либо подчинили константинопольскому престолу; понемногу утихли бури
в Церкви, связанные с разрушительной деятельностью еретиков. Именно в
царствование Юстиниана и Феодоры (в 543 г.) состоялся поместный собор,
осудивший как ересь некоторые богословские заблуждения крупнейшего
христианского богослова Оригена, увы, злонамеренно реанимированные в наши
дни влиятельными оккультными кругами: это, например, учение о
предсуществовании душ, о конечном всеобщем восстановлении и многое другое,
никак не сочетающееся с библейской православной традицией. Тогда же
состоялся и V Вселенский собор, поставивший формальную точку в деле
еретиков-несториан.
Своеобразным апофеозом деятельности Юстиниана и настоящим символом его
царствования стало сооружение архитекторами Артемием Тральским и Исидором
Милетским храма Святой Софии - существующего и поныне, но тогда
производившего ошеломляющее впечатление на современников своим великолепием.
Память святых порфироносцев Юстиниана и Феодоры совершается Православной
Церковью 27 ноября.