— Шел человек из Иерусалима
в Иерихон и попал в руки разбойников. Они его ограбили,
избили и ушли, бросив полумертвым. 31 И случилось
так, что шел той же дорогой священник, но, увидев его, перешел
на другую сторону. 32 Так же
поступил и левит: дойдя до того места и увидев раненого,
он перешел на другую сторону. 33 А самарянин,
который тоже путешествовал той же дорогой, натолкнулся на него
и, увидев, пожалел, 34 подошел
к нему и, омыв вином и смазав оливковым маслом его раны,
перевязал их, посадил его на собственного мула, привез в гостиницу
и там за ним ухаживал. 35 А на следующий
день, уезжая, он дал хозяину гостиницы две серебряных монеты
и сказал: "Позаботься о нём, а если истратишь сверх
того, на обратном пути я тебе отдам".
36 Кто
из троих, по-твоему, оказался ближним пострадавшему от разбойников?
37 —
Тот, кто проявил к нему милосердие, — ответил тот.
— Иди и поступай так же, —
сказал Иисус.
38 Продолжая
путь, Иисус с учениками зашел в деревню. Там Его приняла
у себя женщина по имени Марфа. 39 У нее
была сестра, которую звали Мариам. Она, сев у ног Господа, слушала
Его речи. 40 Марфа же была
вся в хлопотах о большом угощении. Она подошла и сказала:
— Господин мой, Тебе дела нет
до того, что сестра бросила на меня всю работу?
Скажи ей, чтобы она мне помогла!
41 —
Марфа, Марфа, — сказал ей в ответ Господь, —
ты заботишься и хлопочешь, чтобы всего было много, 42 а нужно
только одно. Вот Мариам выбрала себе лучшее, этого у нее не отнимут.
10.25что я должен делать...? — это был излюбленный
вопрос, который задавался уважаемым учителям.
10.29желая оправдаться — учитель Закона
чувствует себя сконфуженным, потому что он понял, что Иисус
хотел сказать ему: "Зачем ты спрашиваешь меня о вечной
жизни? Ведь ты учитель и знаешь ответ. От тебя требуется
лишь исполнять то, чему ты сам учишь". Теперь он хочет
снова взять инициативу в свои руки.
10.31-32Священник, вероятно, возвращается в Иерихон, город, в котором
жило много священников, после того, как закончилась его время
служения в иерусалимском Храме (см. прим.
к слову "смена" в 1.5. [Священники
делились на 24 смены, каждая из которых состояла из 49 семейств.
Каждая смена служила два раза в году по одной неделе.]).
Левит значит "человек из племени Левия". Люди
из этого племени были служителями при Храме, помогавшими
священникам. Священник и левит, вероятно, сочли человека
мертвым и побоялись ритуального осквернения, так как прикосновение
к трупу сделало бы их нечистыми (Числ 19.11-13).
10.33Самарянин — см. прим.
к 9.53. [Между евреями и самарянами
существовала давняя историческая вражда.] Отношения между евреями
и самарянами к этому времени окончательно испортились.
10.34
В древности вино и оливковое масло использовались
как лекарства: вином дезинфицировали раны, а масло служило
для их смягчения.
10.35две серебряные монеты — дословно: "два денария".
День проживания в гостинице стоил около 1/12 денария, это означало,
что самарянин оплатил несколько дней проживания раненого, включая
пищу и уход.
10.36
Иисус сознательно изменяет вопрос учителя Закона ("А кто
мне ближний?") и сам задает ему вопрос, на который
предполагается ответ: "Нельзя дать определение, кто человеку
ближний, можно лишь самому быть ближним" (H. Greeven).
10.38Его приняла — в некоторых рукописях: "приняла
Его в свой дом".
10.25-28 Мф 22.35-40; Мк 12.28-34
10.27 Втор 6.5; Лев 19.18
10.28 Лев 18.5 10.33-34
2Пар 28.15 10.38-39 Ин 11.1
Проект "Христианское просвещение"
нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.