Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Откровение, 14:6-16:21: Видение последнего суда. Семь последних бедствий / 30.XII.20 ср


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 30 декабря 2020 года, среду.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/re14-16.htm.

Продолжаем читать книгу Откровение апостола и евангелиста Иоанна, или Апокалипсис (14:6–16:21).

Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть"). [АУДИО (ред. 2004 г.)]

Этот текст в др. переводах:
Ком-
мен-
та-
рии:
к книге (введение):
из 'Брюссельской' Библии
из "Толковой Библии" Лопухина
из "Женевской Библии"
из бесед о. А. Меня
М. Уилкок
(серия "Библия говорит сегодня")
 
Крейг Кинер
("Культурно-
исторический комментарий")
Д. Стерн
другие
 
 
к глл. 14–16  
 
           

Откровение Иоанна

14 И я увидел: вот стои́т Ягненок на горе́ Сион и с Ним сто сорок четыре тысячи  тех, у кого на лбу написаны Его имя и имя Отца Его. (2) И услышал я голос с неба, подобный грохоту водопада, подобный грохоту грома. Голос, который я слышал, был как звуки арфы, когда на ней играют арфисты. (3) Они поют новую песнь перед престолом и перед четырьмя существами и старейшинами; никто не мог выучить эту песнь, кроме ста сорока четырех тысяч, выкупленных из земного плена. (4) Это те, кто не осквернился с женщинами, но сохранил свою чистоту, это те, кто следует за Ягненком, куда бы Он ни пошел. Их выкупили из числа остальных людей; их предложили Богу и Ягненку как начаток; (5) язык их не знал обмана, они непорочны.

Потом я увидел другого ангела, летящего в поднебесье с вечной Радостной Вестью, чтобы возвестить ее обитателям земли, всякому роду, племени, наречию и народу. (7) Он восклицал громким голосом:

    – Бойтесь Бога и воздайте Ему славу! Ибо пришел час Его суда! Так поклонитесь Создавшему небо, землю, море и источники вод!

И еще один, второй ангел летел за ним следом и восклицал:

    – Пал, пал, пал  Вавилон, великая столица, ярым вином своего разврата упоившая все народы!

И еще один, третий ангел следовал за ними, восклицая громким голосом:

    – Если кто поклоняется зверю и его изображению и носит на лбу или на руке его клеймо, (10) тот будет пить из чаши Божьей ярости вино Его гнева, вино чистое, неразбавленное; и будут истязать его в огне и сере перед святыми ангелами и перед Ягненком. (11) Дым от их истязаний поднимается вверх во веки веков, и ни днем ни ночью нет покоя тем, кто поклоняется зверю и его изображению и заклеймен  его именем.

12 Этим святой народ Божий, те, кто исполняет заповеди Бога и верен Иисусу, призываются к стойкости.

13 Потом я услышал голос с неба, говоривший:

    – Запиши: “Как счастливы отныне мертвые – те, что умерли в верности Господу!"

    – Да, – говорит Дух, – они отдохнут от тяжких трудов своих, потому что дела их следуют за ними.

14 И я увидел: вот белое облако, а на облаке сидит Некто, подобный человеку. На голове у Него золотой венец и в руке у Него острый серп. (15) И еще один ангел вышел из Храма,  громким голосом крича Сидящему на облаке:

    – Пошли Свой серп и жни! Ведь время жатвы настало  – созрел урожай земли!

16 И Сидящий на облаке швырнул Свой серп на землю. И земля была сжата.

17 И другой ангел вышел из небесного Храма, у него тоже был острый серп. (18) Еще один ангел, который заведовал огнем,  вышел из жертвенника и громким голосом закричал ангелу с острым серпом:

    – Пошли свой острый серп и срежь виноградные грозди с земного виноградника, потому что грозди его созрели.

 19 Швырнул ангел свой серп на землю, срезал земной виноград и бросил его в великую давильню Божьего гнева. (20) И были растоптаны грозди в давильне вне города, и перелилась кровь через край давильни, и поднялась до высоты конской узды, и разлилась на целых триста вёрст.

15 Потом я увидел на небе еще одно великое и дивное знамение: семь ангелов с семью последними напастями – последними, потому что ими завершался гнев Божий.

Я увидел нечто похожее на море из стекла, смешанного с огнем. И стоя́т у этого стеклянного мо́ря победители зверя, его изображения и числа его имени. Они стоя́т с арфами Божьими (3) и поют песнь Моисея, служителя Божьего, и песнь Ягненка:

– Велики и дивны дела Твои,
   Господь Бог Вседержитель!
Верны и правы пути Твои,
   Царь народов!
Кто не устрашится, Господь,
   и не прославит имя Твое?!
Потому что один Ты свят!
Потому что придут все народы
   и ниц падут пред Тобою!
Потому что суды Твои явлены ныне!

И потом я увидел: в небе отворился Храм – Шатер Свидетельства, (6) и вышли семь ангелов с семью напастями. Они одеты в чистый блестящий лен и опоясаны по груди золотыми поясами. (7) Одно из четырех существ вручило семи ангелам семь золотых сосудов, полных гнева Бога, живущего во веки веков. (8) И Храм наполнился дымом от Славы Бога и Силы Его, и никто не мог войти в Храм, пока не завершатся семь напастей семи ангелов.

16 Потом я услышал громкий голос из Храма, говоривший семи ангелам:

    – Ступайте и вылейте семь сосудов гнева Божьего на землю!  

Вышел первый и вылил свой сосуд на землю  – и ужасные и мучительные язвы напали на людей с клеймом зверя, поклоняющихся его изображению.

Второй вылил свой сосуд на море, и стало оно как кровь мертвеца, и всё живое в море погибло.

Третий вылил свой сосуд на реки и водные источники, и они превратились в кровь. (5) И услышал я, как говорил ангел вод:

– Ты прав, о Сущий и Бывший, Святой,
   что так рассудил:
они пролили кровь святых и пророков,
    и Ты дал им напиться крови –
они заслужили!

И я услышал, как жертвенник говорил:

– Да, Господь Бог Вседержитель,
   верны и правы Твои приговоры!

Четвертый вылил свой сосуд на солнце, и солнцу было дано сжигать людей своим огнем. (9) Люди сгорали от сильного жара и проклинали имя Бога, повелевавшего такими напастями. Но они не раскаялись и не воздали Ему славы.

10 Пятый вылил свой сосуд на престол зверя, и его царство погрузилось во тьму. Люди грызли себе языки от боли (11) и проклинали Небесного Бога за боль и язвы. Но они не раскаялись в своих делах.

12 Шестой вылил свой сосуд на великую реку Евфрат, и высохла вода в ней, чтобы открыть путь царям Востока. (13) Я увидел, что из пасти дракона, из пасти зверя и изо рта лжепророка выходят три нечистых духа, похожие на жаб. (14) Это духи бесов, творящих знамения; они идут к царям всей вселенной, чтобы собрать их на войну в великий День Бога Вседержителя.

15 “Вот, Я приду внезапно, как вор. Счастлив тот, кто бодрствует и хранит свои одежды, он не будет ходить нагим и никто не увидит его срамоты!"

16 И он собрал царей в место, которое по-еврейски называется Армагеддон.

17 И седьмой ангел вылил свой сосуд в воздух. Из Храма раздался громкий голос, который шел от престола:

    – Сделано!

18 И были молнии, клики, громы и землетрясение. Такого землетрясения еще не бывало с тех пор, как появился на земле человек. (19) Великий город раскололся на три части, города́ язычников рухнули. Бог вспомнил о великой столице Вавилоне и дал ей чашу с вином Своего ярого гнева. (20) И обратились в бегство все острова, и гор больше не найти! (21) С неба на людей пал град с градинами в четыре пуда. И люди проклинали Бога за напасть с градом, потому что уж очень велика была та напасть!

 


14.1 См. прим. к 7.4. [сто сорок четыре тысячи — число, состоящее из двенадцати (символ полноты), возведенное в квадрат и умноженное на тысячу, т.е. это не конкретное число, а символ совершенной полноты.]
14.3 новую песнь — в некоторых рукописях: "как бы новую песнь".
14.4 Так как тенденция превозносить девственность появляется в Церкви довольно рано (Маркион основал церковь только для девственников, Ориген оскопил себя и т. д.), возможно, что Иоанн выделял 144 тысячи как особую группу среди святых. Но более вероятно понимание этих слов в символическом смысле (ср.: в ВЗ Израиль часто описывался как дева (4Цар 19.21; Иер 18.13; Ам 5.2), а отступничество — как блуд (Ам 2.4-21; Иер 2.2-6); Новозаветная Церковь также изображается как девственная невеста Христа (2Кор 1.2; Откр 21.9), хранящая себя в верности Христу и отвергающая языческие соблазны Великой Шлюхи — символа Римской империи). Начаток — так некогда называлась часть урожая, которую приносили Богу в жертву; здесь в переносном смысле.
14.6 
Радостная Весть — это весть о том, что Бог воцарится и будет судить людей.
14.8 Вавилон — древняя столица Месопотамии, ярого врага Израиля в ВЗ. В НЗ под Вавилоном понимается новый враг народа Божьего, Церкви — Римская империя и ее столица Рим (ср. 1Петр 5.13). Яростным вином своего разврата — слова "яростное вино" могут пониматься двояко: как крепкое, пьянящее вино или же как вино ярости Бога за развратное и развращающее поведение Вавилона.
14.10 чистое, неразбавленное — в древности обычно пили вино, сильно разбавленное водой.
14.14 Некто — т. е. Христос, которому предстоит судить людей.
14.15 жатва — традиционный символ суда в Библии (Мф 13.30,40-42).
14.18 
ангел, который заведовал огнем — в еврейской традиции ангелы ведали земными стихиями; в 1 Книге Еноха говорится об ангелах грома, моря, снега, дождя и т. д. Огонь — символ суда (см. Мф 18.8; Лк 9.54; 2Фес 1.8). Сбор винограда — образ суда над грешниками.
14.20 на триста верст — дословно: "на тысячу шестьсот стадиев", примерная протяженность Палестины, но, вероятно, это символическое число, означающее всю землю (оно делится на четыре, символизируя четыре стороны света), или сорок в квадрате (сорок — традиционное число наказания (Числ 14.33; Втор 25.3).
15.3 песнь Моисея и песнь Ягненка — это не две песни, а одна, прославляющая Божье спасение, которое началось с Моисея и завершилось Христом. Царь народов — в рукописях много разночтений: "Царь всех", "Царь святых", "Царь веков".
15.5 Шатер Свидетельства, или Скиния Завета — небесный прототип земного святилища, в котором Израиль поклонялся Богу во время скитания в пустыне.
15.6 Ангелы изображены в виде небесных священников (ср. 1.13).
16.2-19 Первая напасть напоминает шестое египетское наказание (Исх 9.10-11), вторая и третья — первое (Исх 7.20-21), пятая — девятое (Исх 10.22).
16.5 ангел вод — см. прим. к 14.18 [ — в еврейской традиции ангелы ведали земными стихиями; в 1 Книге Еноха говорится об ангелах грома, моря, снега, дождя и т. д.]. Но здесь, возможно, имеется в виду третий ангел.
16.6 Ср. Ис 49.26; Прем 11.17.
16.12 Евфрат — см. прим. к 9.14. [Река Евфрат была естественной границей Римской империи, отделявшей ее от воинственных парфян, несших угрозу всему цивилизованному миру тех времен. В 1 Книге Еноха злые ангелы подстрекают парфян и мидян уничтожить Палестину.]
16.13 Жабы и лягушки считались нечистыми животными (см. Лев 11.10). Ср. также Исх 8.2.
16.14 творящих знамения — см. прим. к 13.13-15. [О появлении в последние времена лжепророков, которые будут совершать чудеса и знамения, говорится в Мф 24.24.] О том, что в последние дни враги народа Божьего соберутся на войну против него, говорится в Иез 38 — 39; Зах 14, 1Енох 56.5-8; 90.13-19.
16.16 Армагедон (точнее: "Хар-Магедон") — в переводе значит "гора Магедон"; в других рукописях: "Армагеддон" — т. е. город Магедон, который обычно понимают как город Мегиддо. Существует также ряд других толкований.
16.19 
Великий город — здесь имеется в виду Рим, который дальше будет назван Вавилоном.
16.20 Наступление Суда Божьего сопровождается распадом физического мира, за которым последует новое творение (см. также прим. к 20.11: ["И уже не найти их" — эти слова могут указывать на уничтожение старой вселенной и начало творения Богом "нового неба и новой земли" (21.1), но могут быть и поэтической метафорой, говорящей о благоговейном ужасе, который испытывает всё творение, встречаясь лицом к лицу с Творцом]).
16.21 в четыре пуда — буквально: "в талант", это мера веса от 26 до 60 кг.

14.1 Иез 9.4; Откр 7.3     14.5 Соф 3.13 14.8 Ис 21.9; Иер 51.8; Откр 18.2     14.10 Быт 19.24; Ис 51.17; Иез 38.22
14.11 Ис 34.10     14.14 Дан 7.13     14.15 Иоиль 3.13    14.20 Ис 63.3; Плач 1.15; Откр 19.15
15.3 Исх 15.1     15.4 Пс 86 (85).9; Иер 10.7    15.8 Исх 40.34; 3Цар 8.10-11; 2Пар 5.13-14; Ис 6.4
16.2 Исх 9.9-10     16.4 Исх 7.17-21; Пс 78 (77).44      16.10 Исх 10.21-22      16.12 Ис 11.15 
16.15 Мф 24.43-44; Лк 12.39-40; Откр 3.3      16.16 4Цар 23.29; Зах 12.11      16.18 Откр 8.5; 11.13,19 
16.19 Ис 51.17      16.20 Откр 6.14      16.21 Исх 9.23; Откр 11.19  

 

(Источник примечаний:
Евангелист Иоанн. РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ. ПИСЬМА. ОТКРОВЕНИЕ. // М.: ОПУОПАМ, 1999)

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Откровение, 17.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" –> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное