С православной точки зрения, людей питает Бог, подавая им на каждый
день самое необходимое - "хлеб насущный". Поэтому принятие пищи для
православных христиан сопряжено с благодарностью Богу, так и называемому
"Питатель", и само становится некой формой благодарения. К этому призывает
апостол Павел, "Едите ли, пьете ли, или [иное] что делаете, все делайте в
славу Божию" (1 Кор., 10:31). Совместное питание, таким образом, духовно
объединяет людей; возвышенное отношение к нему отражается даже на лексике:
в церковной литературе употребляют слова "трапеза", "вкушать". Трапеза
по-гречески означает стол, на котором предложена пища, и саму пишу.
Отношение к пище
С точки зрения Ветхого Завета
Как повествует Ветхий Завет, сначала Бог предназначил людям питаться
только растительной пищей, но после Потопа разрешил и продукты животного
происхождения. При этом запрещалось употреблять удавленину (мясо с
неистекшей кровью), кровь, идоложертвенную пищу. Данные требования в силе и
сейчас: христианину не положено есть блюда из крови, например, кровяную
колбасу.
Позднее, на основании заповедей, данных пророку Моисею, у древних
иудеев возникла целая система деления пищи на "чистую" и "нечистую",
которая имела множество пищевых ограничений. Иными словами, акцент ставился
на том, что ест человек.
С точки зрения Нового Завета
Христос изменил отношение к пище: "Ничто, входящее в человека извне, не
может осквернить его... Исходящее из человека оскверняет человека; ибо
извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы..." (Мк., 7:15,
20-21). Акцент, таким образом, ставится на то, как ест (думает, говорит,
поступает) человек. Так что ошибочно мнение, будто мясная, молочная пища,
яйца, исключаются во время поста, потому что "нечистые". В православии нет
ветхозаветного разделения пищи. А перечисленные выше продукты называются
скоромными от древнерусского слова "скором" - "жир", "масло". Исходя из
православной точки зрения, оскоромиться во время поста (нарушить его) можно
и постной пищей, если употреблять её неумеренно или с желанием насладиться
вкусом.
Правильное отношение к пище заключается в умеренности. Заботы о питании
не должны поглощать мысли человека настолько, чтобы он забыл о небесном, о
том, что и "хлеб насущный" в конечном итоге даётся Богом.
По учению Церкви, зло не пища, а чревоугодие. Незаметными признаками
чревоугодия являются желание есть прежде положенного времени, желание
наслаждаться пищей (а не просто принимать её для поддержания сил), жадное и
торопливое поглощение пищи без благодарности Богу. Опасность чревоугодия в
том, что человек с "сытой утробой", по мысли Святых отцов, теряет веру и
становится бесчувственным к молитве.
"Практический справочник по православию"
Как всегда, приглашаем Вас на наши "Похудалки".
С 15 по 31 июля планируем бесплатную презентацию наших курсов, о чем мы напишем более
подробно в анонсе одного из выпусков рассылки.