Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православный Пост

  Все выпуски  

Православный Пост [62] - Отношение к пище


Православный Пост


С православной точки зрения, людей питает Бог, подавая им на каждый день самое необходимое - "хлеб насущный". Поэтому принятие пищи для православных христиан сопряжено с благодарностью Богу, так и называемому "Питатель", и само становится некой формой благодарения. К этому призывает апостол Павел, "Едите ли, пьете ли, или [иное] что делаете, все делайте в славу Божию" (1 Кор., 10:31). Совместное питание, таким образом, духовно объединяет людей; возвышенное отношение к нему отражается даже на лексике: в церковной литературе употребляют слова "трапеза", "вкушать". Трапеза по-гречески означает стол, на котором предложена пища, и саму пишу.

Отношение к пище

С точки зрения Ветхого Завета

Как повествует Ветхий Завет, сначала Бог предназначил людям питаться только растительной пищей, но после Потопа разрешил и продукты животного происхождения. При этом запрещалось употреблять удавленину (мясо с неистекшей кровью), кровь, идоложертвенную пищу. Данные требования в силе и сейчас: христианину не положено есть блюда из крови, например, кровяную колбасу.

Позднее, на основании заповедей, данных пророку Моисею, у древних иудеев возникла целая система деления пищи на "чистую" и "нечистую", которая имела множество пищевых ограничений. Иными словами, акцент ставился на том, что ест человек.

С точки зрения Нового Завета

Христос изменил отношение к пище: "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его... Исходящее из человека оскверняет человека; ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы..." (Мк., 7:15, 20-21). Акцент, таким образом, ставится на то, как ест (думает, говорит, поступает) человек. Так что ошибочно мнение, будто мясная, молочная пища, яйца, исключаются во время поста, потому что "нечистые". В православии нет ветхозаветного разделения пищи. А перечисленные выше продукты называются скоромными от древнерусского слова "скором" - "жир", "масло". Исходя из православной точки зрения, оскоромиться во время поста (нарушить его) можно и постной пищей, если употреблять её неумеренно или с желанием насладиться вкусом.

Правильное отношение к пище заключается в умеренности. Заботы о питании не должны поглощать мысли человека настолько, чтобы он забыл о небесном, о том, что и "хлеб насущный" в конечном итоге даётся Богом.

По учению Церкви, зло не пища, а чревоугодие. Незаметными признаками чревоугодия являются желание есть прежде положенного времени, желание наслаждаться пищей (а не просто принимать её для поддержания сил), жадное и торопливое поглощение пищи без благодарности Богу. Опасность чревоугодия в том, что человек с "сытой утробой", по мысли Святых отцов, теряет веру и становится бесчувственным к молитве.

"Практический справочник по православию"


Как всегда, приглашаем Вас на наши "Похудалки". С 15 по 31 июля планируем бесплатную презентацию наших курсов, о чем мы напишем более подробно в анонсе одного из выпусков рассылки.



Ведущая рассылки – Екатерина.


Сайт рассылки – AngelHranitel.Ru.

Наш форум – Forum.AngelHranitel.Ru.

Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес admin@angelhranitel.ru


В избранное