Ветви этого дерева простираются вниз и вверх, питаемые тремя гунами материальной природы. Веточки - объекты чувств. Это дерево также имеет корни, идущие вниз, и они связаны с плодотворными действиями человеческого общества.
(Бхагавад-Гита 15.2)
Здесь Кришна продолжает описывать бессмертное дерево материальной природы. Дерево баньян. Ветви его идут во всех направлениях. Вверху находятся высшие формы существ: полубоги, гандхарвы и другие, внизу - люди, животные и более низшие формы жизни.
Это дерево питаемо гунами материальной природы подобно тому, как обычное дерево питаемо водой. Иногда можно видеть, что участок земли бесплоден из-за недостатка воды, но когда вода в достатке, там все очень хорошо произрастает. Точно так же при пропорциональном увеличении гун материальной природы различные формы жизни проявляются в большем изобилии.
Маленькие ветки - это объекты чувств: звук, объекты осязания, форма, объекты вкуса, обоняния. В предыдущем стихе Кришна говорил о том, что корни этого бессмертного дерева идут вверх, а здесь Он указывает, что есть и другие, идущие вниз. Это определено устройством дерева: испытав райские наслаждения на планетах полубогов, живое существо опускается снова на эту планету людей, которая считается полем деятельности.