НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "НОАХ" - ПРЕЖДЕ ВСЕГО
В главе Торы, читаемой на этой неделе, рассказывается, что Hoax взял в свой
ковчег по паре животных каждого вида и, кроме того, разных кошерных животных
и птиц, чтобы принести их в жертву Б-гу. По окончании потопа Hoax вышел из ковчега
и исполнил свое намерение. Как сказано в Торе: "И построил Hoax жертвенник Б-гу
... и принес на нем жертвы всесожжения".
В предыдущей недельной главе (Берейшит) мы находим наводящий на размышления
эпизод, касающийся карбанот - жертвоприношений. Тора рассказывает, как Каин
и Авель принесли жертвы Б-гу. Авель, пастух, принес в жертву лучших животных
из своего стала, а Каин, земледелец, - обычные плоды. Всевышний принял жертву
Авеля, но отверг жертву Каина.
Обратите внимание на то, что Каин хоть и добровольно принес плоды своего труда
в жертву, Б-г эт жертву не принял, поскольку Каин принес в жертву не лучшие
плоды! В связи с этим Маймонид пишет: "Когда человек дает пищу нуждающимся,
он должен отдать самое лучшее, самое вкусное из того, что находится у него на
столе; одежду нагому он должен отдать тоже самую лучшую, а отделка синагоги,
которую он строит, должна быть красивее отделки его собственного дома, ибо сказано:
все самое лучшее - Б-гу".
Лучшая часть дня - утренние часы, когда человек отдохнул и восстановил силы.
Именно эти часы и нужно посвятить молитве и изучению Торы. Проснувшись, еврей
произносит сначала молитву Модэ Ани, в которой благодарит Создателя, а затем
- утренние молитвы. После этого он занимается изучением Торы (пусть даже совсем
недолго) и только затем - будничными делами.
Когда в Америке создавались первые дневные еврейские школы, возник вопрос: какую
часть учебного дня посвятить занятиям Торой, а какую - обычным школьным предметам.
Предыдущий Любавичский Ребе настоял, чтобы первая половина дня была посвящена
изучению Торы, ибо "все самое лучшее принадлежит Б-гу".
Эта идея применима и к жизни человека. Б-гу следует посвятить лучшие годы своей
жизни, а не откладывать, как это делают некоторые, изучение Торы и посещение
синагоги до старости. В детстве и юности человек еще не несет бремени ответственности
и забот, порождаемых семейными и социальными обязанностями, - и именно эти беззаботные
годы молодости надо посвятить изучению Торы и Заповедей, данных нам Б-гом.