Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русские православные праздники


Служба Рассылок Subscribe.Ru


     Спасибо за ваши письма. Я надеюсь вы и впредь будете обращаться ко мне с вашими пожеланиями, так я смогу делать выпуски более интересными. Напишите что вам не нравится в моей рассылке. И еще хочу попросить прощения, за то что не все что обещала будет опубликовано в этом номере. В феврале, надеюсь , все свои обещания снова буду выполнять. Пишите мне на e-mail либо через форму, (там можно не оставлять ваш обратный адрес, но в таком случае я не смогу Вам ответить лично, а только через рассылку). Большая просьба присылать мне рецепты постной кухни и известные Вам приметы и обряды. Могу сделать ссылку на ваш сайт. Теперь продолжим.
 


Русские народные праздники, традиции, обычаи.Именины. Православный календарь.

Январь

Православный календарь.
Числа в скобках по новому стилю.

Двунадесятые праздники.

25 декабря(7 января) - Рождество Христово
6 (19) января - Богоявление господне Крещение господне

Великий праздник

1 (14) января - Обрезание господне

Чтимые и любимые народом дни памяти и праздника:

19декабря(1 января) - мч Внифатия
20 декабря(2 января) - прав. Иоана Крондштатского
24 декабря (6 января) - Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
1(14) января свт. Василия Великого(Васильев день), архиепископа)Кессарии Каппадокийской
5(18) января Навечерие Богоявления(Крещенский Сочельник)
7(20) января - Собор Предтечи и Крестителя Господа Иоана(Предзимье)
8 (22) января - свт. Филлипа, митр. Московского и всея России чудотворца
11 (24)января - прп. Феодосия Великого (Федосей - весняк), общих житий начальника
17(30) января - прп Антония Великого (Антоний-перезимник)

Богоявление господне Крещение господне

     СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 6 (19) января

     Большой двунадесятый праздник Богоявле-ния, или Крещения Господня, подводит черту под 12-дневными святочными вечерами. Оба названия праздника отражают одно событие - Крещение Иисуса Христа, которое он принял от Иоанна Предтечи и во время которого Дух Святый снизошел на Богочеловека в виде голубя и был глас Бога-Отца с небес. О событии этом повествуют Евангелия от св. Марка, св. Матфея и св. Луки. Особенно подробно описано оно в Евангелии от Матфея (3:13-17). "Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну - креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение". То есть внутри одного события - Крещения Иисуса Христа - совершилось другое, еще более важное событие - явление всех трех лиц Божества.
     "Церковь веками как бы всматривается в снисшествие Того, в Кого она верит как в Спасителя и Бога, в смысл атого снисшествия для мира, для человека, для каждого из нас, - пишет о. А. Шмеман. - Почему захотел, почему потребовал от Иоанна крещения Иисус? Вот ответ Церкви: принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет себя со всеми людьми, всеми - без единого исключения - грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении. Своим крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, не для того, чтобы извне, с высоты своего совершенства и Божества, дать нам закон и правила, а для того чтобы соединиться с нами, чтобы, став одним из нас, сделать нас участниками своей совершенной и безгрешной жизни. "Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи мира", - говорит про Него Иоанн Креститель. Но есть и второй смысл, еще более глубокий, еще более радостный в крещении нашего Господа. "Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой". В этом мире все, включая саму материю, самое вещество его, становится снова путем к Богу, общением с Ним, возрастанием в этой живой и вечной жизни. Пришествие Бога к своему творению празднуем мы в радостный и светлый день Богоявления. "И се, отверзлись Ему небеса ..."
     Народное восприятие христианского праздника Богоявления - широкое и многослойное. В народе этот праздник называли еще и Водокрещи. Праздник Богоявления трудно отделить от дня, ему предшествующего - 5 (18) января - Навечерия Богоявления, или Богоявленского вечера. Благочестивые люди, как и в Рождественский сочельник, обычно постились до появления вечерней звезды. Но трапеза, следовавшая после этого, была много скромнее, нежели перед Рождеством. Ее называли Голодною кутьею, или голодным Святым вечером, так как в Навечерие Богоявления, по церковной традиции, установлен пост. Трапезе всегда предшествовало присутствие православных христиан на праздничной церковной службе, из храма приносилась освященная в церкви вода. Ею окропляли жилые помещения, людей, хлева домашних животных, все хозяйственные службы и постройки, погреба, ульи и т.д. Все они до этого окропления уже были тщательно вымыты, выметен сор, грязь из углов. Считалось, что канун Богоявления - время особого разгула нечистой силы. Мало того, чтобы уберечься от нее, на всех дверях в доме и важных для хозяйства и жизни предметах мелом или углем ставились кресты. Считалось, что после этого никакая нечистая сила в дом проникнуть не сможет.
     Действенным средством против нечистой силы считался также крещенский снег. В Навечерие Богоявления его специально соби-рали, а затем бросали в колодцы, подмешивали в корм скоту и птице, клали на печной шесток.
     С верой в нечистую силу связаны и традиционные, из глубин язычества идущие гадания. Они почти ничем не отличаются от рождественских, может быть, лишь большею верою в их истинность,
     Навечерие Богоявления означало конец колядованиям, ряжениям. Так как в народе хорошо знали, что церковь неодобрительно относится к этим бесовским игрищам, стремились снять с себя грех общения с силами нечистыми, а заодно освободиться и от всех других грехов, накопившихся за одни только святочные празднества. Веря в очистительную силу воды, шли к водоемам и, несмотря на иногда сильные морозы, благочестивые, но грешные люди окунались в проруби.
     В Богоявление исстари существовала традиция освящения воды, речной или озерной. Для этого пробивалась широкая прорубь, ее называли, Иорданью. Священники вместе с жителями деревни совершали вокруг нее торжвенный крестный ход, затем служился молебен и происходило освящение воды. Считалось, что и сама прорубь, и место вокруг нее обладают чудодейственной силой, а вода этой Иордани - целебная. После освящения селяне, зачерпывая воду вёдрами, кувшинами, несли в дома, хранили ее целый год, как и святую воду из храма, которую приносили они домой в Навечерие Богоявления. Святой богоявленской водой окропляли не только помещения - дома и хозяйственные постройки, но промывали вымя коровам, - нездоровым или перед отелом, давали пить ребенку или больному члену семьи. Верили, что богоявленская святая вода изгоняет злых духов, противостоит "дурному глазу". Больные приходили к Иордани излечиться.
     По древним русским верованиям, в продолжение всех 12 святочных дней по земле странствует новорожденный Бог. Всякий труд в эти дни считался грехом. Святочные дни наши предки считали временем духовного общения земли и неба, людей и Бога, а значит, нельзя отвлекаться от этого высокого духовного союза мирскими заботами. Не случайна поэтому вера, что явление Бога сопровождается чудесными знамениями, в силу вступают - и человеку это дано видеть и знать - самые мощные стихии. Особенно в ночи Рождества и Крещения. Наши предки верили, что вода в крещенскую ночь приходит в движение - в память о Крещении Иисуса Христа. Отсюда и чудодейственная сила воды. На Богоявление, как на Пасху, Ивана Купалу, Рождество, играет солнце, а в крещенскую ночь открывается небо, считали они. При этом говорили: о чем в богоявленскую ночь - перед утреней - попросишь Бога, то сбудется, так как в эту ночь открытое небо представляет собой как бы врата к Господу.
     ВЕЛИКОЕ ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ
     Праздник Крещения носит другое название - Богоявление, потому что в момент крещения Иисуса Христа в Иордане "Бог Отец свидетельствовал и Бог Дух Святой сошел в виде голубя". В праздник Крещения Господня в церквах совершают Великое освящение воды в память того, что воды Иордана освятились, когда в них крестился Христос. Православные христиане приносят домой святую Богоявленскую воду и бережно сохраняют ее в течение всего года. Богоявленская, или крещенская, вода всегда остается свежей. Эту воду пьют и окропляют ею жилища. Святая вода обязательно должна быть в доме, где есть маленький ребенок. Существовало поверье, что человек, крестившийся в этот день, будет счастлив всю жизнь.
     Безусловно, Богоявление было тем праздником, от которого вели счет до предстоящего сельскохозяйственного года. Поэтому русский крестьянин исстари присматривался ко всем явлениям в природе, к жизни растений и животных, и оставил потомкам множество примет, поговорок, присловий: "Коли силен мороз на Водокрещи, на хлеба не ропщи",
     * "Снегу на Крещение надует, хлеба прибудет",
     *"На Богоявленье снег хлопьями - к урожаю, ясный день - к неурожаю",
     * "Если на Крещение подымаются сильные вихри - к хорошему роению пчел",
     * "Звездная ночь на Богоявленье - урожай на горох и ягоды",
     * "Коли на Крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи",
     * "Если небо всюду будет пасмурным, то всякому хлебу будет род", и т.д.

Чтимые и любимые народом дни памяти и праздника:

Рождественские святки (ВАСИЛЬЕВ ВЕЧЕР):

13 января

     Этот день получил в народе название Васильев вечер. Ведь завтра, 14 января, отмечается не только Обрезание Господне, но и день святого Василия, вселенского отца и учителя Церкви.
     В этот день вечером крестьяне садились за обильный стол. "Свинку да боровка для Васильева вечерка", - говорили на Руси. Продолжались святки. Считалось, что гадания на Васильев вечер всегда сбываются. Но кто же такой был святой Василий?
     Василий Великий родился в 329 г. в Малой Азии в богатой и благочестивой семье. Его дед был лишен жизни в эпоху гонений на христиан. Отец его, Василий Старший, был женат на знатной девушке Эммилии. От их брака родились пять дочерей и пять сыновей, из которых три стали епископами и были причислены к лику святых.
     На 18-м году жизни Василий отправился в Константинополь, потом в Афины, где познакомился с Григорием Богословом и принял святое крещение. Затем, посетив знаменитых подвижников Египта, Палестины и Месопотамии, удалился в пустыню. Слава о подвигах и святой жизни Василия многих привлекла к нему. Он основал несколько монастырей в Понтийской области и сам установил для них правила монашеской жизни. В 864 г. был посвящен в пресвитеры. Василий создал множество убежищ для бедных, заступался за угнетенных и гонимых. Слава его и влияние в народе были огромны. В 370 г. он был избран в архиепископы.
     Василий Великий разработал свой вариант литургии. Она совершается в храмах 10 раз в году,в том числе и в день памяти святого - 14 января

Великий праздник

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ

     На восьмой день после рождения Христа над новорожденным был совершен древнеиудейский обряд обрезания. Ему дали имя - Иисус. В христианстве этот обряд заменен таинством крещения - "духов-ным обрезанием", освобождением от грехов.
     Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с "обрезанием сердца", когда отсекаются страсти и пехотные расположения. "Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и все, в чем пре-жде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое".

Православная кухня

Морковно-яблочные котлеты.

     1 морковь, 1 яблоко, 1 ч. ложка манной крупы, 1/2 ложки сахара, 2 ч. ложки масла.

     Морковь очистить, промыть и натереть на терке, положить в кастрюлю, влить 1/4 стакана воды и тушить до полуготовности. После этого в кастрюлю с морковью положить очищенные, нашинкованные яблоки и продолжать тушить, пока они не станут мягкими. Затем всыпать манную крупу, добавить соль, сахар по вкусу и проварить в течение 5 минут, все время помешивая, чтобы избежать образования комков. Полученную массу охладить, разделить на котлеты, обвалять в сухарях и поджарить с маслом.

Кралатое выражение

     Что делаешь, делай скорее — Сказано Христом Иуде, чьи мысли о предательстве были известны Спасителю. Это евангельское выражение используется, когда хотят сказать, что чьи-то мысли уже известны

Интересные странички

Новогодние и рождественские праздники. Приметы. Обычаи.Как украсить дом или офис. Рецепты. Гороскоп на 2002 год - год Черной или Водяной лошади. Приметы о том, что можно и что нельзя делать под Новый год.
C Новым годом! Анимашки: С Новым годом! -новогодние анимашки - gif - файлы
Московский Свято-Данилов монастырь - маленькая страничка с фотографиями, русская и английская версии
Рождество
- Cочельник, Рождество, Святки, Святочные гадания, Крещенский сочельник
Гадания - разные гадания, не только новогодние
Все праздники января - кратко обо всех праздниках на январь. Народный календарь.Традиции. Приметы. Гадания

У нас уже стало традиционным отмечать новый год несколько раз в году: Новый Новый год, Старый Новый год, теперь и еще Новый год по восточному календарю. Мне пришло письмо рассказать о праздновании Нового года по восточному календарю, но тема моей рассылки" Русские народные праздники", но я все же решила написать о праздновании китайского нового года, это очень интересная церемония, крому того я расскажу рецепт традиционного блюда к новому году. Материалы об этом появятся на моем сайте. У кого есть что-нибудь на эту тему присылайте


Жду ваших отзывов и предложений!Напишите пожалуйста, что бы Вы хотели увидеть в следующих номерах.Напишите , пожалуйста какой раздел вам больше интересен. Может быть у вас есть какие то вопросы.
Ведущая рассылки Ольга - пишите мне , с пометкой "podp"


В этом номере были использованы материалы: Пословицы и поговорки взяты из работ этнографов и историков - А.С.Ермолова, И.П.Сахарова, И.М. Снегирева, Н.В.Румянцева. Также взяты материалы из книги Отца Иннокентия " О великих Господских и Богородичных праздниках"( М., 1990).

Если Вам понравился этот выпуск перешлите его друзьям.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное