Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, чтобы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в Царствие Небесное.
Предыдущий отрывок из евангелия от Фомы, где сказано о распространяющемся по земле Царстве Отца, выглядит красивым финалом книги. Поэтому не исключено, что это речение – позднейшая вставка, не имеющая отношение к действительным словам Иисуса. На первый взгляд кажется, что Иисус называет женщин неполноценными существами – а это серьезно противоречит всему, что мы знаем об Иисусе. Но не будем торопиться отметать эти слова с порога. Если мы будем автоматически называть ложным все, что не укладывается
в рамки нашего мышления, мы будем ничуть не лучше религиозных фанатиков, которых сурово упрекает Иисус.
Кем была Мария Магдалина? Достоверно известно лишь одно – это женщина принадлежала к близкому кругу учеников Иисуса. Канонические евангелия отводят ее на второй план – но многочисленные апокрифы, дошедшие до наших дней, говорят об особых отношениях между Иисусом и Марией – а также об антагонизме между Марией и Петром. Вряд ли стоит удивляться тому, что группировка Петра, которой со временем удалось занять господствующее положение среди христиан, попыталась отчасти вычеркнуть Марию Магдалину
из истории, а отчасти оклеветать ее, представив “блудницей”.
Многие помнят нашумевший роман Дэна Брауна “Код да Винчи”, где утверждалось что Мария Магдалина была женой Иисуса, и у них были дети. Некоторые верующие сочли эту идею оскорбительной. Но она не столь уж невероятна – если мы вспомним, что даже Мартин Лютер, отец протестантизма, считал Марию супругой Иисуса. По крайней мере, протестантам стоит с большей терпимостью отнестись к такой возможности. Но у нас нет убедительных фактов ни за, ни против подобной гипотезы.
Важнее прислушаться к тональности Иисуса в этом отрывке. Унижает ли он женщин – или, напротив, возвышает женщин, которые с точки зрения ортодоксального иудаизма были существами второго сорта?
На мой взгляд, мы не поймем слов Иисуса без обращения к другому отрывку из евангелия от Фомы, где сказано: «Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной... тогда вы войдете в Царствие».
Итак, Иисус не противопоставляет мужское и женское начала. Напротив, он учит, что путь в Царство включает в себя взаимное признание и гармоничное соединение этих начал.
Возможно, Иисус ведет речь о том, что женщина должна возвысить свою самооценку до уровня мужчины, признать за собой полное право на духовную жизнь и на познание Бога – и это откроет для нее дверь к духовной реальности. Мария Магдалина прошла этот путь и заслужила особое место рядом с Иисусом.