Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ислам - религия истины

  Все выпуски  

Ислам - религия истины


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 


ИСЛАМ - РЕЛИГИЯ ИСТИНЫ N 82

23 мухаррама 1425 года хиджры (14.03.04)

Айдын Али-заде
Общие сведения об основных доктринах и классиках суфизма (часть 1)

Ибн Араби (560/1165-638/1240) – известный мусульманский философ и мистик-пантеист.
Полное имя Мухйи ад-Дин Абу Абдулла Мухаммад ибн Али аль-Хатими ат-Таи. Родился в
испанском городе Мурсия в арабской семье. Первоначально обучался мусульманским наукам,
но затем объектом его интересов стал суфизм. После посвящения в суфии, он отправился в
путешествие по Испании и Северной Африке. Ибн Араби достаточно рано (к тридцати годам)
приобрел уважение и популярность среди суфиев, благодаря своим глубоким познаниям,
широкому кругозору и благочестию. С 598/1200 года Ибн Араби поселился в Мекке, где
написал несколько своих сочинений, в том числе поэтический сборник «Тарджуман
аль-Ашвак». Здесь же он начал писать самое свое известное многотомное сочинение
«Футухат аль-Маккийа». Несколько лет своей жизни Ибн Араби провел в Конье и Малатье,
где у него было много учеников. Наиболее известным из них был Садр ад-Дин аль-Коневи,
который много сделал для популяризации идей своего учителя в Малой Азии и Иране. В
621/1223 году Ибн Араби переезал в Дамаск, где жил до самой своей смерти. Здесь он
написал одно из самых известных своих сочинений «Фусус аль-Хикам» и завершил работу
над «Футухат аль-Маккийа». В своих воззрениях Ибн Араби был сторонником внеопытного,
иррационального знания и методов. Он аллегорически толковал Коран и Сунну для
обоснования своих идей, использовал в своей философии теоретические положения античной
философии, а также учения других религий. Поэтому ему был свойственен синкретизм. Он
развил пантеистические доктрины о «совершенном человеке» (См. Инсан аль-камил),
«единстве бытия» (См. Вахдат аль-Вуджуд), богоявлении (таджалли). Он также значительно
развил суфийские доктрины о стоянках (макам), состояниях (хал), полюсе (кутб) иерархии
святых-авлия. Наследие Ибн Араби составляет около 300 различных сочинений. Он сыграль
исключительную роль в создании теоретических основ мусульманского мистицизма. Многие
его идеи и мистические теории в той или иной степени противоречили положениям
ортодоксального суннитского Ислама. По этой причине еще при жизни он подвергался
ожесточенным нападкам ортодоксов. В дальнейшем его наследие также было воспринято
неоднозначно. Против него открыто выступали Ас-Субки, ибн Теймия, Ибн Халдун,
ат-Тафтазани.

Вахдат аль-вуджуд – единство бытия, суфийская пантеистическая доктрина. Суть доктрины
«единства бытия» сводится к тому, что существует только одно бытие и им является Бог.
Помимо Него никаких сущностей не существует. Все они являются Его проявлениями и
зависят от Его существования. То есть сущности материального мира находятся с Богом в
таких же отношениях, как сущий объект и его тень. Без наличия объекта не может
существовать его тени. Согласно доктрине «единства бытия» немыслимо существования
какого-либо объекта без осознания существования в нем Божественных проявлений. Каждый
суфийский «путник» (салик), в соответствии с этой доктриной убежден в том, что помимо
Истинного (аль-Хакк) ничто не обладает истинным бытием. Причем знание об этом он может
получить исключительно иррациональным, внеопытным путем, постоянно совершенствуя свой
духовный потенциал посредством аскетической жизни, совершая большое количество
богослужений и зикров. Духовная практика и ощущение бесконечно любви к Создателю
приводят «путника» к осознанию единственно сущего бытия, проявления которого
пронизывают всю вселенную, в том числе его самого. В этом состоянии озарения он
говорит: «Я – Бог» (Ана’ль Хакк). В этом состоянии «путник» осознает то, что все его
слова, действия, поступки являются исполненными самим Богом. Состояния самы, джама
приоткрывают ему завесу этой сокровенной тайны. Это происходит в состоянии
опьяненности от безмерной любви к Истинному (сукра) и религиозного экстаза (ваджда). В
этом состоянии суфии утверждают о своей божественности. Естественно, что эта практика
противоречит Шариату и исламскому мировоззрению, которые сами суфии-пантеисты называют
лишь внешними, видимыми проявлениями веры. По этой причине они подвергались и
подвергаются ожесточенным нападкам со стороны представителей ортодоксального Ислама,
которые обвиняют их в ереси боговоплощения, отрицаемой Исламом. По причине заявления о
своей божественности был казнен мистик Халладж, который впервые озвучил выражение
«Ана’ль Хакк» (Я – Бог).

Считается, что доктрина «единства бытия» была впервые введена со стороны Ибн Араби
(ум. в 638/1240), хотя он ее так не называл. Ибн Араби считал, что все сущности и
объекты бытия являются знанием Аллаха и на самом деле все это небытием, «праобразами»
(айан ас-сабита). Далее Ибн Араби разделял состояние всех вещей на три стадии, из
которых состоит Божественный процесс сотворения:

а) Тааййун аль-авваль. Все вещи в целом состоянии находятся в знании Аллаха и не
отличаются друг от друга;
б) Тааййун ас-сани. Вещи находятся в состоянии «праобразов» (айан ас-сабита) в знании
Аллаха. При этом они разделены и являются собой.
в) Тааййун аль-хариджи. Вещи проявляются и появляются во внешнем мире. Однако они
проявления Бога и не являются самостоятельным бытием. Поэтому во всех объектах
материального мира присутствует сам Бог.

Истинное единое бытие в философии Ибн Араби проявляется на различных ступенях. Первой
ступенью является лахут. Здесь нет сущностных и личностных, понятий. Тут пребывает
только извечный Абсолют – Аллах. Следующей ступенью является джабарут. Здесь
существует только единое бытие, не разделенное на отдельные объекты и субъекты. После
этого происходит распад единого бытия на различные объекты, появляется сущностный мир
творений, ангелов. Все эти ступени относятся только к сущности Аллаха. Наконец
последней ступенью является появление «совершенного человека» (инсан аль-камил),
который является завершением всех этих ступеней. Именно человек содержит в себе все
качества предыдущих творений. Он является носителем Божественных атрибутов. Согласно
Ибн Араби, именно поэтому Пророк Мухаммад сказал, что Аллах создал Адама по своему
подобию [этот хадис приводится у Бухари (Истизан, 1), Муслима (Бирр, 115) и Ибн Ханбаля
(II, 224, 251)]. Именно по по этой причине человек стал халифом (наместником) Бога на
земле.

После Ибн Араби идеи пантеистической доктрины вахдат аль-вуджуд распространились во
многих регионах мусульманского мира. В Анатолии известным приверженцем этого учения
был Садр ад-Дин Коневи (ум. в 623/1224), в Палестине и Египте - Ибн аль-Фарид (ум. в
632/1234). Юнус Эмре выразил эти идеи в турецком суфизме. Идеи вахдат аль-вуджуда
нашли отражение и в «Маснави» Джалал ад-Дина Руми (ум. в 672/1273). Есть мнение, что
доктрина вахдат аль-вуджуд и вообще вся философия Ибн Араби была использована в
дальнейшем европейскими пантеистами, ярким представителем которых был Барух Спиноза.

Ведущий рассылки: Айдын Али-заде
Сайт рассылки: Ислам как он есть




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное