Не ожидайте радости жатвы если вы не готовы сеять со слезами.
В Сахеле, в саванне которая безбрежно растянулась вдоль пустыни Сахара шириной на 6 тысяч километров, с климатом примерно таким же как в землях о которых говорит Библия. Влага доступна земле в этом районе только в течении четырех месяцев: в мае, июне, июле и августе. После этого сезона там не выпадает ни капли дождя в течении восьми месяцев. В земле образуются трещины от засухи, но не только
в земле, но и на руках и ногах. Ветры из Сахары поднимают пыль на тысячи метров в воздух. Эта пыль медленно передвигается вдоль Западной Африки в виде мелкого песка. Этот песок вы постоянно ощущаете у себя во рту. Он же попадает в ваши часы и они останавливаются.
Продукты питания на весь год, конечно же, должны быть выращены в течение этих четырех месяцев. Люди выращивают сорго или мило (хлебные злаки) на очень маленьких наделах земли. Их орудия труда – короткая мотыга и крепкая спина. Там нет тракторов. Средний годовой заработок 85-100 долларов на человека в год.
Октябрь и ноябрь – великолепные месяцы. Время сбора урожая, амбары заполнены. Люди поют и танцуют. В это время они едят два раза в день. Из перемолотого между двумя камнями сорго они получают муку из которой готовят месиво. Это месиво они едят горячим: катают между пальцами в маленькие шарики, обмакивают в соус и кладут в рот. Эта еда хорошо наполняет их желудки и они могут спокойно спать.
С приходом декабря зерно в амбарах начинает убывать. Многие семьи отказываются от утренней еды. И , конечно же, к январю хорошо если одна семья из пятидесяти может позволить себе есть два раза в день.
К февралю количество и вечерней еды уменьшается. Люди опять чувствуют себя в тисках голода. В марте они едят еще меньше, дети в это время подвержены всяческим болезням. Трудно оставаться здоровым если ешь так мало.
В апреле вечера в Африке очень тихие, не услышишь шума двигателя, никакого дорожного движения, ничто не нарушает безмолвия. В апреле по ночам вы слышите плачущих детей чаще чем обычно, то в одной деревне раздастся плачь, то в другой. У их мам нет больше молока.
В это время года родители идут в соседнюю страну добывать кору из определенных сортов деревьев. Они также собирают листья, выкапывают корни, перемалывают все это и делают жидкую кашицу. Для того, чтобы купить еще немного зерна у тех «богатых» людей, у кого оно еще осталось, они готовы заложить стулья, кастрюли, шины для велосипеда, но как правило в эти дни они могут себе позволить чашку этой
жидкой кашицы и только вечером.
Дети просят еды, а родители им говорят что зерно кончилось. «Но у нас же есть!» - настаивает мальчик. «Там, в сарае, где мы держим коз, я там видел кожаный мешок весящий на стене, я дотянулся до него и просунул туда руку, - папа, там есть зерно! Дай его маме и она сможет сделать муку и мы сможем сегодня уснуть не на голодный желудок!»
Отец замерев слушает.
«Сынок, мы не можем так поступить», - говорит мягко отец. «Это зерно для посева. Мы должны сохранить его чтобы не голодать в следующем году.»
Наконец-то в мае приходят первые дожди. Маленький мальчик наблюдает за своим отцом, как тот снимает со стены кожаный мешок и... трудно себе представить более безрассудную сцену... Вместо того, чтобы накормить свою совсем обессилившую от голода семью, он идет на поле и... со слезами стекающими по лицу начинает разбрасывать драгоценные семена. Он бросает их в грязь. Зачем и почему? Потому что верит
в жатву.
Не ожидайте радости жатвы если вы не готовы сеять со слезами.