Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru

Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Предлагаемая Вашему вниманию статья не новая и появлялась в нашей рассылке как минимум один раз, года три назад.
Но, как говорится, повторение - мать учения...


Kol Nidrey

Предоставлено: © 1998 Швут Ами

рабби Йосеф Соловейчик

ЕВРЕИ НА МОЛИТВЕ

Молитва в иудаизме всегда была "Б-гослужением сердца", сердца трепещущего и мятущегося, переполненного стремлением к Б-жественному, жаждой и восхищением; сердца такого "сумасшедшего", такого "дикого", такого "примитивного", что оно почти боится переступить порог "Храма", где все так упорядочено, цивилизованно и рационально.

С музыкальной точки зрения формы молитвы не обладают совершенной структурой. Еврейская формула мелодии характерна отсутствием строго определенной формы и внезапными перепадами. Того, кто ищет гармонии и благозвучия в мелодии еврейской молитвы, ждет разочарование. Это надежда и предвидение в "Увехен тен пах' деха", спокойная радость и устремленность в "Акоханим ее Аам", отчаяние и сожаление в "Ашамну" или "Анна Ашем", меланхолия и подъем в Кадиш Неила, торжественность и напряженность в Коль Нидрей. Ни одна из этих мелодий не является многотональным пением, скорее это озвученный поток искренних переживаний во всей их душевной полноте. Это музыка Б-гослужения сердца, где форма поглощена содержанием, где сердце и истина - взаимодействуют.

Я вижу ночь Коль Нидрей в Бейт Мидраше Баал Шем Това или Баал Тания. Там не употребляли "музыки", хоров и помпезного пения, там не было устланной коврами сцены, цветов или "Рабба' ним", обученных ораторскому искусству и этикету; скромнейшие из евреев молились там. Не эстеты Яффы, а потомки древнего рода, необходимые звенья в цепи поколений, в душе которых горел огонь веры: "Любовь, сильная как смерть". Форма полностью отсутствовала, там неистовствовала буря веры, любви и страсти к Создателю. Молящиеся должны качаться подобно деревьям в лесу, сметаемым ураганом.

Я, наверное, имею право описать сцену из моего собственного детства, сцену, наполовину окутанную дымкой времени, наполовину романтизированную - я все еще вижу, как раскачивается наш хасидский Бейт Мидраш в первую ночь Рош Ашана - "ночь коронации" (как называли ее старые хасиды), когда человек, который сегодня здесь, а завтра в могиле, предлагает королевскую корону Патриарху Дней, Бесконечному, Бессмертному, называя Его Святым Царем. Я все еще слышу слившиеся в единое целое низкие голоса вдохновленных людей, когда хазан заканчивает Кадиш и собравшиеся начинают Амиду, я слышу возвышенный, величественный, пылающий и живой звук чего-то, что не нуждается в Канторе или хоре и театрализации, чтобы достичь Небесных Врат.

Нуждается ли поток, бьющий из земли со всей своей первозданной силой, в искусственном обрамлении для придания ему величественности и выразительности?

Должна ли лава, извергаемая горящим вулканом, двигаться в определенное время по правилам пустой благопристойности? Очевидно, красота их в естественности, в стихийности. Не является ли человек, пытающийся молиться, бьющим потоком или изрыгающей огонь горой?

Молитва противоположна обряду с точки зрения связи формы и содержания, чувства и его выражения. Эстетические ухищрения не углубляют переживание, а лишают его содержания и души. Другие особенности обрядности также чужды служению сердца. Если правда, что молитва находит место в сердце, то нет необходимости в вершителе обрядов для посредничества между верующим и Творцом. Иудаизм учит, что каждый человек обладает сердцем, полным любви к Б-гу, сознательной или бессознательной; сердце простого человека может быть ближе к Вратам Небес, чем сердце "священника". Нет необходимости в стоящем на кафедре и совершающем молитву "рабби", украшенном "священническим облачением". Он и простой еврей в одинаковом положении перед Б-гом. Оба они молятся на одном полу в синагоге. Я не намерен вдаваться в алахические подробности, касающиеся запрета стояния на возвышении во время молитвы: одну вещь я знаю - стояние на месте более возвышенном, чем то, где стоят остальные люди, противоречит "молитве сердца", которая является выражением "выхода из глубин". Фальшивая роль "рабби" в молитве - это следствие ложной концепции обрядности, которая пронизывает наше представление о молитве.

Человек не может отделить молитву сердца от жизни. Когда человек стоит перед своим Творцом, он должен дать отчет о своей ежедневной деятельности вне синагоги. Молитва - это зеркало человеческого бытия, а не сила, дающая человеку возможность уйти от себя и своих моральных обязательств. В отличие от церкви, еврейские синагоги никогда не пользовались архитектурными и декоративными средствами, зачаровывающими, могущими привести человека в состояние подъема. Синагоги никогда не создают у человека иллюзии близости к Б-гу, если само сердце не ищет Его, если само сердце в действительности твердо как камень, жестоко и цинично. Синагоги никогда не были во власти полумрака: узкие цветные стекла никогда не скрывали в них света солнца. Там никогда не звучали мощные полифонические мелодии органа и пение хора, скрытого от глаз молящихся и создающего таинственное неземное настроение.

Синагоги никогда не пытались вывести человека из действительности, чтобы направить его к духовному. Наоборот, молитва для них всегда была продолжением жизни, ибо человек в ней должен исповедовать истину. Поэтому католический стиль инсценировки молитвы абсолютно чужд нашему религиозному чувству, и Алаха выступает против так называемой модернизации молитвенных служб, которые сглаживают уникальную оригинальность "молитвы сердца".


High Holidays resources:
Month of Elul What is it? (Russian)
About Teshuvah (Russian)
Fall Holidays (Russian)
Teshuva & Simcha: Can They Coexist? (English)
Why Slichoth? (Russian)
Rosh HaShanah What is it? (Russian)
Traditions (Russian)
Hearing the Shofar (Russian)
Apple in the Honey (Russian)
What is it? (English)
Traditions (English)
Laws of Rosh HaShanah (English)
Rosh HaShanah recipes (English)
Yom Kippur What is it? (Russian)
Preparing to Yom Kippur (Russian)
The Jewish Prayer (Russian)
Elegy about Yom Kippur (Russian)
The book of Yonah (Russian)
What is it? (English)
Preparing to Yom Kippur (English)
Kol Nidrey & Yizkor (English)
Sukkoth What is it? (Russian)
Themes of Kohelleth (Russian)
Shmini Atzereth & Simchath Torah (Russian)
What is it? (English)
Arbah Minnim - 4 species (English)
Ushpizen (English)
Simchas Bais HaShoevah (English)


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.kehilasmy
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное