Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... смиренный ученик (продолжение..)



[Text 602123 from CIS]

2е первые части читайте в нашей рассылке за 18 янв и 18 фев.

Смиренный ученик

Лекция Шрилы Гурудева по "Шримад-Бхагаватам" 1.1.8,
07-янв-91

веттха твам саумйа тат сарвам таттватас тад-ануграхат
бруйух снигдхасйа шишйасйа гураво гухйам апй ута

веттха - ты знаешь в совершенстве; твам - о достопочтенный;
саумйа - тот, кто чист и скромен; тат - те; сарвам - все; тат-
тватах - истинно; тат - их; ануграхат - милостью; бруйух - по-
ведаешь; снигдхасйа - смиренного; шишйасйа - ученика; гуравах -
духовные учителя; гухйам - тайну; апи ута - одарили.

И поскольку ты смирен, твои духовные учителя даровали тебе
все блага, которые может получить послушный ученик. Поэтому
ты способен раскрыть нам все, что они научно объяснили тебе.

КОMMЕНTАРИЙ: Секрет успеха в духовной жизни заключается
в том, чтобы доставить удовлетворение духовному учителю, и та-
ким образом можно получить его искренние благословения. Шрила
Вишванатха Чакраварти Тхакур воспел духовного учителя в своих
знаменитых восьми строфах: <Я в глубоком почтении склоняюсь к
лотосным стопам моего духовного учителя. Доставить удовольст-
вие Личности Бога можно, только удовлетворив своего духовного
учителя. Если же он недоволен, ученик, идущий путем духовного
осознания, терпит крах>. Следовательно, чрезвычайно важно, что-
бы ученик был послушным и безоговорочно подчинялся истинно-
му духовному учителю. Шрила Сута Госвами как ученик удовле-
творял всем этим требованиям, поэтому его сведущие, осознавшие
себя духовные учителя, среди которых были Шрила Вйасадева и
другие, сполна одарили его своей милостью. Mудрецы Наимиша-
ранйи были уверены, что Шрила Сута Госвами - истинный духов-
ный учитель, и потому жаждали услышать его.
.........

Также в этом стихе упоминается, что Сута Госвами находился под покровительством
и пользовался благосклонностью осознавших себя духовных учителей. Он
внимательно слушал их. Сута Госвами был должным учителем, поскольку был искушен
во всех философиях. У своего учителя он обучился всему. Каждый обучается у
предшествующего учителя, а затем наставляет сам. В этом секрет. Люди читают
книги. Хотя книги читать необходимо, однако нужно понять их посредством
комментариев и объяснений духовного учителя и других вайшнавов. В противном
случае, человек может неверно истолковать написанное в книгах. Он может взять
что-то из контекста и неверно применить, что только собъет с толку.

Шрила Прабхупада говорил что, когда ученик слушает духовного учителя, его ум
должен быть как чистая доска, на которой гуру просто пишет. Ученику лишь
необходимо внимательно воспринимать то, что говорит гуру. Тогда он сможет
понять: "Это то, что сказал гуру", затем он старается осмыслить и по-настоящему
понять его слова. Если по какой-то причине человек не способен понять, у него
"несварение", тогда он должен донести это до духовного учителя через смиренное
вопрошение: "Что это значит? Я не понимаю". Когда все предельно понятно и
ученик все полностью усвоил, тогда он может правильно повторить это другим.

Есть еще один принцип, о котором упоминает Джива Госвами, -- нужно всегда
служить вайшнавам. Следует служить Кришне, служа вайшнавам. Мы уже говорили о
том, насколько вайшнавы дороги Кришне. "Шримад-Бхагаватам" утверждает, что
вайшнавы -- это Его сердце, а Он -- сердце вайшнавов, и что вайшнавы Ему более
дороги, чем Он Сам Себе. Поэтому, Он более доволен, когда служат Его
преданному, чем когда стараются приблизиться к Нему или служить Ему
непосредственно. Служение вайшнавам -- это принцип. Даже Радхарани утверждает,
что, если Она видит, что какая-то другая преданная прекрасно служит Кришне, Она
Сама хочет пойти и послужить ей. Радхарани и гопи соревнуются в служении.
Радхарани подталкивает гопи пойти служить Кришне. Кришна ожидает Радхарани, а
Она вместо Себя посылает служить Лалиту, Вишакху или Индулекху. А они, в свою
очередь, хотят видеть с Кришной Радхарани: "Нет, нет, Ты иди служить Кришне".
Они более счастливы видеть, как Радхарани служит Кришне. Так они соревнуются.
Все самые лучшие вайшнавы служат вайшнавам. Таково правило. И Сам Кришна хочет
служить Свои преданным.

Как-то раз я искал место явления Кришнадасы Кавираджи Госвами и другие места. К
ним не так-то легко добраться, потому что дорог туда нет. Нужно было пересечь
реку, а потом ехать проселочной дорогой. Я отправился в храм Господа Чайтаньи,
построенный Гададхарой дасом в Катве, где Господь Чайтанья получил санньясу.
Главный пуджари очень хорошо относился к ИСККОН. Он кастовый гуру, но
благосклонен к нам. Он вегетарианец и строго придерживается традиций. Я
попросил его послать с нами преданного. Им было известно расположение места
явления Кришнадасы Кавираджи Госвами, храма-самадхи Уддхараны датты Тхакура и
ашрам Ганги Госвамини, а также множества других мест, которых даже не было на
карте, а если даже и были, то найти их было очень сложно. Всю дорогу мы ехали
на джипе, потом джип нужно было переправить через реку. Рядом не было ни одного
моста, и нам пришлось переправлять его на бамбуковой лодке -- мероприятие было
очень рискованным. Я хотел как можно скорей добраться туда, потому что уже был
полдень. Мы очень торопились и я сказал: "Мы проделали такой путь из Маяпура.
Хотя и выехали утром, добрались сюда только к полудню. Мы хотим продолжить и
завершить наше дело. Отправьте, пожалуйста, с нами преданного-проводника".
Главный пуджари как раз закончил предлагать полуденную бхогу.
"Вначале вы должны принять прасад", -- сказал он.
"Мы тут по делам Кришны, -- ответил я, -- у нас нет сейчас времени думать о
себе".
"Хорошо, я пуджари в этом храме и действую от имени Кришны. Вам нужно сделать
что-то Кришны, но Сам Кришна занимается тем, что служит Своим преданным. Если
вы хотите, чтобы я дал вам провожатого, примите вначале прасад, тогда только я
дам вам его. Кришна хочет служить Своим преданным, так примите же это. Иначе -
прошу прощения". Это было уже слишком для нас!

Потом мы обсуждали это соревнование. Преданный хочет служить Кришне, а Кришна
хочет служить Своему преданному. На самом деле, в литературе Госвами, этот
вопрос поднимается неоднократно. Санатана Госвами видел, как Рагхунатха Дас
Госвами каждую ночь ночует под разными деревьями. Как-то раз Санатана Госвами
увидел тигра, направляющегося к реке именно туда, где Рагхунатха Дас брал воду.
Тигр опасен, поэтому Сам Кришна пришел туда, чтобы оградить Рагхунатху Даса от
него. Потом Санатана Госвами сказал Рагхунатхе Даса Госвами: "Смотри, сколько
проблем ты доставляешь Кришне. Он должен все время защищать тебя. Каждую ночь
ты проводишь под разными деревьями, и Кришна всю ночь начеку, не присядет даже,
защишая тебя. Было бы хорошо, если бы ты обзавелся небольшой соломенной
хижиной. Тем самым ты избавишь Кришну от этой тяжести -- необходимости защищать
тебя". Когда Рагхунатха Дас Госвами выслушал это объяснение, он согласился жить
в маленькой хижине.

Еще одна история. Однажды, в предверии Джанмаштами, Рупа Госвами думал, что
неплохо было бы предложить отменный пир Божеству. Госвами просто жили в лесу
безо всяких условий для приготовления хороших явств для Господа, но Рупа
Госвами подумал именно так. За день до Джанмаштами маленькая деревенская
девочка пришла к нему с большой корзиной всякой всячины: сладостей, гура, зерна
и молочных продуктов. Она сказала: "Здесь все, что нужно, чтобы ты предложил
замечательные явства своему Божеству на Джанмаштами", -- и ушла. Он подумал:
"Как здорово", приготовил превосходный пир и предложил его Божеству. Тут пришел
Санатана Госвами и увидел восхитительный пир, предложенный Радха-Говиндаджи. Он
спросил Рупу Госвами: "Где ты все это раздобыл?" Как нищему вроде тебя,
живущему в лесу, под деревом, удалось достать гхи, молоко, йогурт, зерно,
овощи, фрукты и все остальное?"
"Одна деревенская жительница оставила все это", -- ответил Рупа Госвами.
"Правда! И кто же это?" "Да одна маленькая девочка". "И как она выглядела?"
"Она была совсем юной, тонкостанной. Она была..." "А какого цвета было ее
тело?" "Она... она была золотой".
"Так это же Радхарани", -- резко сказал Санатана Госвами. Ты принял служение от
Самой Радхарани! Мы здесь, чтобы служить Радхе и Кришне, а не принимать
служение от Нее. Так или иначе, ты уже сделал это, но в будущем, пожалуйста,
будь внимательней". Преданные стараются предложить служение Господу, а Господь
хочет служить преданным.

Если у преданного появляется такое же желание, как у Рупы Госвами: "Хорошо было
бы приготовить пир", -- Кришна сразу все устроит. Несомненно, это произойдет на
очень высоком уровне преданности. Находясь таком уровне преданности, шестеро
Госвами желали предлагать преданное служение высшей чистоты. С одной стороны,
можно сказать, что ничего плохого в том, что произошло с Рупой Госвами, не
было, поскольку он хотел послужить Кришне и Радхарни. Однако Госвами старались
довести свое служение до такой степени совершенства, чтобы предлагать чистую
любовную преданность Господу Кришне и Радхарани. Они не хотели доставлять Им
никаких беспокойств. Мы не можем представить себе уровень их преданности.

Обычно религиозная практика заключается в том, что люди идут в церковь, храм
или мечеть и молятся: "Дай мне то, дай мне это". Однако преданным стыдно
просить что-нибудь у Господа. Они лишь просят Господа: "Если это доставит Тебе
удовольствие, может тогда сделаешь..." Например, когда гуру болен, преданный
может молиться: "Спаси, пожалуйста, моего духовного учителя. Позволь ему
остаться еще подольше, если это доставит Тебе удовольствие. Но обычно мы ни о
чем не хотим просить Его. Преданный может просить что-нибудь для преданного
служения, но он сделает это должным образом.

У Рамануджачарьи был один ученик, которого ослепил царь-шиваит. Царь хотел
убить Рамануджачарью и послал солдат схватить его, но ученик пришел и
предупредил учителя: "Возьми мою белую одежду грихастхи и спаси свою жизнь, а я
переоденусь в твое шафрановое одеяние и представлюсь тобой. Если произойдет
что-то прохое, то со мной, а не с тобой. Ты важней для проповеди вайшнавского
движения". И они обменялись одеждами. Рамануджа одел белые одежды и тайно
покинул страну, скрывшись в горных лесах. Подручные царя схватили ученика,
приняв его за Рамануджу. Они потребовали, чтобы тот принял Шиву как Верховную
Личность Бога раз и навсегда. Но ученик ответил, что Шива черпает свою силу у
Вишну. Солдаты ответили: "За твою дерзость, за то, что ты не принимаешь
верховного разрушителя Шиву как величайшего, мы ослепим тебя". И они ослепили
преданного, а позднее царь заболел какой-то болезнью и умер.

Прошло очень немного времени и Рамануджа вернулся. Он нашел своего ученика в
храме Вишну Канчи (храм Варадараджи в Канчипурам). Он регулярно пел Божеству
Варадарадже Кришне. Его бхаджаны были настолько сладостны, что Божество было
удовлетворено и спросило: "Чего ты желаешь?" Он ответил: "Мой Господь, прости,
пожалуйста, всех этих людей, причинивших мне страдания". И продолжил свое
преданное служение. И снова Божество спросило его: "Ты можешь получить все, что
пожелаешь". Он был таким великим преданным, что Божество говорило с ним. Тогда
снова Куреша попросил простить каких-то других преданных, кто когда-то
действовали против него. Потом он пошел повидаться с Рамануджачарьей.

И, конечно, пошла молва, что Божество продолжает предлагать Куреше исполнить
все, что тот захочет, но он продолжает просить чего-то для других преданных, и
никогда ничего не хочет для себя. Тогда Рамануджа сказал: "Очень хорошо, что ты
просишь прощения для каждого, но ты уже отдал свое тело в служение гуру. Сейчас
твое тело не полно, поэтому ты не можешь выполнять служение в полной мере. Если
Господь еще раз спросит тебя о желании, ты должен сказать: "Кое-какая
собственность, которую я дал своему гуру не в состоянии служить из-за своего
недостатка. Поэтому, она могло бы вновь стать целой, чтобы выполнять служение
должным образом. Тогда она была бы полезной в служении гуру". Так наставил его
Рамануджа. Потом преданный вновь пел бхаджаны, и Божество вновь сказало: "Ты
можешь обрести все, что пожелаешь". Тогда он поднялся, вознес молитвы и сказал:
"Я отдал своему гуру некоторую свою собственность. Но она лишена целостности.
Это мое тело. Его я отдал моему гуру, но оно утратило способность видеть.
Собственность моего гуру можно было бы восстановить до полной ее способности
служить ему". Получив совет Рамануджачарьи, он просил Господа таким образом.
Он никогда не попросил бы ничего для себя. Но теперь он понял: "Да, мое тело
также является собственностью гуру".

Помню, как-то раз я наступил на ноготь и не смог пойти на харинаму. Каким-то
образом об этом узнал Шрила Прабхупада. Он написал мне письмо, в котором
говорилось: "Ты уже отдал свое тело гуру для преданного служения. Тебе нужно
быть более осторожным и беречь его. Не пренебрегай им, не становись на ногти и
такое прочее, не будь легкомысленным. Заботься о теле. Оно собственность гуру".
Раз приняв посвящение в ученической преемственности, мы предлагаем свое тело
Кришне через всю эту преемственность. Наше тело принадлежит Кришне, оно
собственность Кришны. Нам следует заботиться о нем. Но не так, как иногда
говорят люди: "Это мое тело. Если мне хочется курить и умереть от рака, я могу
это делать. Если мне хочется употреблять наркотики, это моя жизнь". Но в случае
преданного -- его жизнь уже не принадлежит ему. Мы уже отдали наши жизни
Кришне, отдали Ему свое тело. Все принадлежит Кришне, поэтому мы не имеем права
неправильно использовать свое тело. Мы не имеем права на самоубийство. Мы не
имеем права употреблять что-то вредное для тела. Мы несем ответственность за
использование собственности Кришны в служении Ему. Когда человек правильно
делает это, все его существование одухотворяется. Поэтому Сута Госвами славен:
его существование стало духовным. Он понял сокровенную важность сознания
Кришны, и каждый хотел его слушать.

Большое спасибо.

В избранное