Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие для "чайников"

  Все выпуски  

Православие для "чайников" [58] - Таинство Елеосвящения


Православие для "чайников"

Таинство Елеосвящения

Это Таинство имеет еще одно название - соборование. Не знаю как у Вас, но у меня это слово тянет за собой цепочку ассоциаций: "подготовка к смерти" и "неизлечимая болезнь". Хотя краешек сознания тихо подпихивает богатырей Пересвета и Осляблю, которые соборовались перед Куликовской битвой. Но пример опять неудачный, поскольку они тоже битву не пережили и явно готовились к смерти, раз вышли на бой без доспехов.

И лишь не так давно я обнаружила для себя, что соборование это Таинство Жизни, а не подготовка к смерти. И поскольку каждый раз, говоря о таинствах, я пытаюсь вспомнить об истории и корнях того или иного церковного действия, то сейчас это просто необходимо, чтобы во всем разобраться.


Елеосвящение, как христианское таинство, ведет начало свое от Самого Иисуса Христа. Когда Господь, избрав 12 апостолов, послал их с проповедью по городам иудейским, они многих недужных помазывали маслом, и те исцелялись (Марк VI, 13). Без сомнения, посланные Господом апостолы, совершали это по данной им власти от Господа, согласно с Его волей, и таким образом елеосвящение представляется здесь как учреждение Господа.

Со всей ясностью и определенностью об этом таинстве говорит Ап. Иаков. "Болит ли кто в вас, - пишет он, - да призовет пресвитеры церковные и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во Имя Господне и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему " (Иак. V, 14-15).


Однако представление о соборовании как подготовке к смерти или обряду, производимому над умирающими, возникла не на пустом месте. Это, собственно говоря, традиция западного христианства. Но мы сейчас говорим о Православии.


Таинство сие, по Апостолу, совершается над больными, над опасно больными, но не над умирающими или такого рода больными, кои находятся уже при самой кончине. Слова апостола не дают такого смысла; и во всех молитвах и священнодействиях Церкви в сем таинстве выражается не молитва на исход души, не напутствие к смерти, а теплое моление Церкви об исцелении больного от обдержащей его телесной немощи и о восстановлении его здравия и прощения грехов. (Составлено по книге "Опыт библейского словаря собственных имен" прот. П. Солярского, т. IV, с. 711-713).


Соборование - это Господне врачевание. И больше ничего не загадывайте. Все упование, конечно, Господь. В Нем и успокойтесь, вопия: помилуй мя!

О елеосвящении священник правду говорит... Для отходящего не столько потребно елеосвящение, сколько исповедь и причащение. Елеосвящение идет больному, чающему выздоровления. Оно не есть напутствие на тот свет, а врачевание для сей жизни, чтобы пожил в покаянии.

Святитель Феофан Затворник


Итак, перед нашим внутренним взором теперь предстает совершенно другое действие, нежели это было в начале. Это уже вполне понятная операция в области физических действий - молитва и помазывание елеем, имеющая в своей основе просьбу к Богу об исцелении от немощей физических и духовных.

Таким образом, мы открываем новую грань духовной жизни. Ведь почти каждый действительно важный аспект человеческого бытия имеет свой аналог в Таинствах: крещению соответствует рождение, миропомазанию - регистрацию нового гражданина страны и выдача ему паспорта, исповеди - справедливый суд, причащение можно сопоставить с дыханием, едой, питьем и всеми другими вещами, без которых мы не можем жить в этом мире. Ну а брак - что это если не аналог земной Любви и незримого соединения сердец. Тогда елеосвящение это врачебная помощь.

И из этой нехитрой аналогии вытекает то, что соборования не настолько важное и незаменимое как Причащение, но стоит оно по важности где-то рядом с Исповедью. Только Исповедь дает возможность сознательно помочь себе, а для соборования достаточно Веры, искренней молитвы и Воли Господа. Ведь от Его всевидящего взора не укроется будущее и планы человеческие, которые часто стремятся все доброе, что было дано Богом обесценить и великий Дар новой жизни израсходовать на суету земную. Но с другой стороны есть вещи и грехи, о которых на Исповеди и не вспомнишь за давность лет или из-за того, что не придавал значения некоторым вещам, которые сейчас могут ужасать. Мы уже не раз говорили, Бог милостив и дает возможность исправить даже то, что человек считает невозможно исправить.

Сейчас это таинство может совещаться и одним священником, но вот в старые времена достаточно внимательно относились к мелочам. А у апостола сказано "призовет пресвитеры", т.е. священников, а не одного священника. Поэтому нужен был "собор", т.е. собрание священников. Встает логичный вопрос о том, сколько священников должны входить в это собрание. А так как число семь, по употреблению его в Писании, - число особенное, священное и таинственное, то издревле положено по чину церковному при совершении этого Таинства быть семи священникам. Вот собственно так и получилось простонародное название этого Таинства - соборование.



Сайт ведущей рассылки - www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.


Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес KatyBaryshnikova@list.ru


В избранное