Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Древняя религия славян

  Все выпуски  

Магия и вопросы исторической реконструкции одежды


Информационный Канал Subscribe.Ru

2 ноября 2004г. Выпуск 20

Древняя религия славян

XXXXXXXX

Тема выпуска: Магия и вопросы исторической реконструкции одежды


Рассказывая об элементах магии и реконструкции одежды, восславим государыню-матушку Макошь, богиню судьбы, покровительницу женского рукоделия, домашнего очага и домохозяйства.

   

СЛАВА МАКОШИ-БОГИНЕ И НАШИМ ЖЕНЩИНАМ-МАСТЕРИЦАМ!

   

Здоровы будете!
В эти дни был последний этап обработки женщинами собранного льна, когда отмоченные снопы высушивают и выбивают кострицу. И в последнюю пятницу, по окончании этих работ, когда вся последующая работа переносится уже в дом, проводился обряд в честь богини Макоши, известной в народе, как Параскева Пятница. А дальше из этого льна делают пряжу и ткут одежду, перемежая труд посиделками и домашними играми. Здесь предлагаю вам заметки по вопросам магии одежды, полезные ссылки, где можно сыскать информацию по традиционному крою, а также выдержки из дискуссии по вопросам исторической реконструкции одежды.

 

Первая очень интересная заметка подготовлена Иггельдом (Д.Гавриловым) как развитие некоторых идей, изложенных в работе: И.Я. Фроянов, Ю.И. Юдин, Былинная история, Санкт-Петербургсский университет, 1997 г. СС.125-127

 

МАГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОДЕЖДЫ В БЫЛИНАХ

Характерной чертой всенародного престижного княжеского пира было известное по историческим свидетельствам одаривание на пиру, наделение пирующих имуществом и богатством. Князь Владимир одаривает, в том числе шубой и цветным платьем. Илью Муромца, как водится, Владимир, одарить чем-то более значительным (города да приселки) забывает, а когда Епраксия напоминает ему об этом, он дарит ему именно шубу. Иногда эта шуба снята с татарина или татарами подарена. Бывает и так, что Владимир не забывает подарить шубу, но эта шуба осталась от погибшего Дуная, и на ней - отпечаток смерти...

Илья неизменно оказывается недоволен и оскорблен таким подарком, потому что в этом случае шуба оказывается для него магическим воплощением носившего ее. Это видно из того, что после расправы над чудовищем в былине об Илье Муромце и Идолище Илья пинает шубу и шапку, приговаривая, что так же он пинал бы и само чудовище.

Здесь, видимо, забыто, что шуба принадлежит Идолищу. В других случаях шуба оказывается действительно с плеча бахвальщика, напоминающего чудовище ("на него страшно глядеть"). После победы над ним Ильи Владимир дарит ему шубу нахвальщика, а когда богатырь выражает недовольство, сажает его в погреб.

В соответствии с языческими магическими представлениями на одежду, которую носят, переходят свойства того, кто ее надевал. Воздействуя на одежду, можно воздействовать на ее хозяина. Шуба, по мнению Ильи, - подходящий подарок для татарского посла. Расправляясь над шубою, топча ее, таская по полу и лугу, заливая вином, Илья произносит наговор на гибель татарского царя: "Уливайся, моя шуба, зеленым вином. Судит ли мне бог волочить собаку царя Калина да по этому лужечку зеленому, а ему от моих белых рук плакать".

В архаическом слое эпоса князя Владимира не всегда радует победа богатыря над чудовищем. Подарив Илье шубу, Владимир как бы намеренно провоцирует и испытывает.

Волочение Ильей шубы с княжеского плеча в былине о голе перекатной и Илье и бунте Ильи, есть враждебный акт, направленный против дарителя, между которым и подаренной им шубой тоже существует магическая связь.

Иными словами, шуба в некотором роде - часть самого Владимира. И когда целовальники, бояре или кто-то еще доносят ему, что, таская и топча шубу, Илья угрожал то же сделать с "собакою" князем Владимиром, тот сразу и охотно верит в это.

По понятиям людей Древней Руси, волочение - это посрамление врага и утверждение победы над ним.


Иггельд (Дмитрий Гаврилов),
волхв "Круга Бера", сопредседатель Круга Языческой Традиции
=========

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ И СОВЕТЫ ПО ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЕ

Вот страница, на которой есть кое-какие выкройки, но сначала прочтите ВСЕ оговорки. http://www.paraskeva.sp.ru/Russian/Book/your_cloth.htm

Ну, во-первых, там выкройки детские, и надо все размеры рассчитать с человеком, умеющим шить. Но принципиальный крой виден.

Во-вторых, рубашка мальчика построена НЕПРАВИЛЬНО. Ткань НЕ КРОИЛИ, принципиально, нить не обрывали, а делали из цельнотканых кусков или хотя бы вырезанных из полотнища, с обережной тесьмой понизу. Поэтому крой со скосом делать нельзя. Горловину вырезают с ЗАГОВОРОМ и протягиванием вырезанного куска вовнутрь. Также и рукава кроятся из цельных кусков. Естественно, что и рукава и ворот, как "отверстия", тоже обшиваются оберегом.

А так крой очень простой. Единственно, что для традиционности полотнища РЕЖУТ пополам, реконструируя оригинальный крой из ЧЕТЫРЕХ кусков, без понятия, что это нарушение главного принципа ЦЕЛОСТНОСТИ ткани. Просто ручной станок ограничивает ширину полотнища, вот и приходилось брать 4 узких куска.


Дополнительно в статье Татьяны Блиновой (Пятницы) "Рушники Центральной России - наше языческое настоящее" вы можете познакомится с магическим значением традиционной вышивки наших рушников - http://slavya.ru/trad/pyatn/rushnik.htm

 

Светлана Зобнина (Верея), ведунья Содружества Природной Веры "Славия"
===========

"Одежда и текстиль" №1 (13)
http://www.oteks.ru/html/Text/text_13_11.html

Сайт СЛАВЯНСТВО
http://slavjanstvo.org
Славянская одежда
http://slavjanstvo.org/odezhda/


Владимир, Содружество Природной Веры "Славия"
===========


НА КАКУЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ ГЛУБИНУ ВОЗМОЖНА РЕКОНСТРУКЦИЯ ОДЕЖДЫ НАШИХ ПРЕДКОВ

Часто между современными язычниками и мастерами исторической реконструкции одежды возникает спор: как же одевались наши предки на обрядах. Точка зрения реконструкторов заключается в том, что современные язычники на праздники должны одеваться строго в одежды, которые достоверно отражают историческую глубину IX-XIII вв. верований наших предков, или одеваться в обычную современную одежду. А вот делать какую-либо стилизацию под древнюю одежду наших предков или совмещение элементов традиционной и современной одежды они считают недопустимым. Далее я привожу отредактированную выдержку из моего ответа по этому вопросу на форуме "Братина" "Кольца Славии" - http://slavya.ru/rings , где прошла одна из подобных дискуссий.
-----

Иногда современных молодых язычников реконструкторы упрекают, что они одевают в качестве стилизации на языческие праздники косухи-кожанки или другую цивильную одежду вместо исконной.
Но способен ли кто-либо из реконструкторов привести, к примеру, доказательства, что наши предки не носили кожаные косухи современного покроя или ту цивильную одежду, которую носим мы сейчас? Для доказательства этого факта необходимо предъявить абсолютно все множество костюмов языческой эпохи и сравнить это множество с тем, что мы носим сейчас. Очевидно, такое доказательство невозможно.

Более того, те исторические образцы, которые нам доступны из IX-X вв. и ранее, это одежды из захоронений. Уже только поэтому невозможно все детали досконально воспроизвести, многие элементы костюма истлевают, а то, что музейщики выставляют как реконструкцию одежды - несет зачастую на себе определенный отпечаток художественного синтеза из многих раскопов и воображения музейных работников. В подтверждение этого цитирую академика Б.А.Рыбакова "Язычество Древней Руси" ч.3, гл.11 "Народные обереги" (Изд,"Наука", 1988г., стр. 520-521)(см. http://www.esoserver.narod.ru/pagan.htm): "Украшение предплечий и бедер известно только по этнографическим данным... Подол. Орнаментика подола известно только по этнографическим данным..." :
Итак, существенная часть вышивки на языческих рубахах - перенос-экстраполяция сведений об этнографии народной одежды XIX-XX века на глубокое прошлое в предположении, что традиция орнаментальных украшений оставалась практически неизменной.
Нельзя утверждать на этом основании, что наши предки носили только то, что извлечено из раскопов. Нельзя утверждать, что они не предпринимали поисков в украшениях, вышивке и других элементах одежды, способах ее изготовления. Образцы одежды язычников-славян IX века - это, вероятно, специально сшитая одежда покойников. Еще надо показать, в каких элементах эта одежда идентична той, которую они носили повседневно или одевали на праздники.

А может быть наши знатоки исторической реконструкции одежды могут точно сказать: в таком-то музее России выставлена достоверно восстановленная обрядовая одежда язычника-славянина IX века со всеми вышивками, одежда не из могилы и не с поля боя? Будет неправильно предъявлять к современным язычникам требование, чтобы мы одевались в одежды, в которые положено было одевать только покойников. Так в описании арабского путешественника по Руси тех времен Ибн Фадлана (с дополнениями Рази) можно прочитать о русах:: "Итак, они положили его в могилу, покрыли ее настилом на десять дней, пока не закончат его одежд и их сшивания.": Так и в наше время сохраняется, что покойника одевают все же особым образом.

Другой вопрос. А можем ли мы судить хотя бы о том масштабе вариаций и новшеств, которые наши предки-язычники считали допустимыми?

Наши предки были способны к новациям и заморским заимствованиям не в меньшей степени, чем мы. Пример этому можно найти в том же труде Б.А. Рыбакова: стр. 521- 523, - где он рассказывает о височных кольцах вятичах: "В VIII-IX веках в Восточную и Центральную Европу откуда-то, очевидно из ближневосточной зоны торговых связей. к славянам проникли два типа восточных подвесок." И, как известно, это заморское заимствование становится одним из отличительных признаков племенной принадлежности у восточных славян! Догадываюсь, что найдутся "чисто конкретные славяне в натуре", которые на этом основании предъявят нашим предкам обвинение, что не блюли они традиции, что нарушили "расовую чистоту славянских украшений", что поддались заморским соблазнам арабов и евреев. Скажут, что все проблемы славян начались именно с этого ближневосточного заимствования в женском украшении! Дескать, подложили иноземцы нашим предкам свинью, а теперь приходится расхлебывать за всю историю. Между прочим, анализ магического аспекта одежды, приведенный выше в краткой заметке Иггельда, показывает, что они могут быть правы в некотором отношении. А именно, бездумное заимствование одежды с "чужого плеча", а тем более с вражеского или с плеча покойника, может быть проводником вредоносной магии.
Ответ о возможном в Древней Руси масштабе вариаций в изготовлении украшений можно найти, например, на. рис.87-89 из цитируемой книги А.Б.Рыбакова, где показано, как сильно мастера могли видоизменить традиционный узор и форму височного кольца за полвека.


Выводы.
1) Наши предки-язычники были весьма способны к творчеству, к новациям, ценили Красоту и Пригожесть, ничуть не меньше нас. И мы имеем на право на новацию в традиции, также как и они. Возможно, именно христианизация привела к усиленному формированию на Руси православно-патриархальной ориентации на традиционные "древние образцы" поведения, в качестве которых брали жития пророков и святых, отступление от которых считалось ересью. Именно с этой "дурной привязанностью" к прошлому боролся впоследствии Петр (и не всегда правильно).
2) Принимая дух творческого поиска предков и его направленность будем помнить о том содержании, которое необходимо сохранить при изменении формы, но не допуская проникновения вредоносной магии при заимствовании. При этом не забывая о том, что часть содержания также устаревает, как и форма.
3) Реконструкторы древней одежды должны понимать, что в их руках всего лишь единичные образцы огромной и многоликой материальной культуры прошлого. Опираясь на данные археологии, они должны помнить, что за археологическими реконструкциями часто стоит воображение археологов, художественное воссоздание элементов одежды глубокого прошлого на основании данных этнографии XIX-XX века.

Наконец, я буду благодарен специалистам этнографам, историкам и археологам, полагаю таковые иногда заглядывают к нам, если они смогут ответить на ряд вопросов о достоверности реконструкции исторической одежды, которые здесь поставлены. В частности, прав ли академик Б.А.Рыбаков, утверждая о проникновении височных колец к нам из ближневосточного региона?

 

Любомир
[dionysos@online.ru]
Содружество Природной Веры "Славия"

(Круг Языческой Традиции)


Архив рассылки


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.paganism
Отписаться

В избранное