Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева" N 37


Информационный Канал Subscribe.Ru

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 37
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
ноябрь 2005 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Юлия Есакова

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

Полная версия газеты с изображениями находится здесь. Информация для тех, кто смотрит архив газеты на каналах рассылки.

22 октября (4 ноября) - Празднование Казанской иконе Божией Матери.
(В память избавления Москвы и России от Поляков в 1612г.)

Казанская икона

Тропарь, глас 4-й

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененых грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8-й

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источат бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящиеся рабы Своя.

Читайте в номере:

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ.
Димиртриевская родительская суббота.
Память святителя Иоанна Златоустого.

Святая мученица Параскева-Пятница.

СВЯТЫЕ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ.
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета.
АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК НАШЕГО ПРИХОДА.
Память Кирилла,
митрополита Казанского.
Годы советские - годы гонений.

Книжное обозрение.

НАШ КРОССВОРД.

 

 


КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

Казанская икона    22 октября / 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, празднуются события, которые известны в нашей истории как окончание Смутного времени в России. Именно в этот день по заступничеству Божией Матери в нашей стране завершился в 1612 году один из самых страшных периодов.
    Казанская икона Божией Матери была обретена в 1579 году в Казани, в один из самых тяжелых периодов для Руси – последнее время царствования Иоанна Грозного. До 1612 года чудотворную икону широко почитали только в Казани и праздновали ее день 8/21 июля, в день обретения.
    Но вот пришел 1612 год – одно из самых страшных времен для страны и народа. Род Рюриковичей был пресечен, а страна ввергнута в тяжкие бедствия. Всюду совершались преступления, безнаказанные грабежи и убийства, многими городами овладели враги. Захватившие Новгород шведы учинили там сильное разорение, не осталось ни одного не оскверненного храма, любая вещь, имеющая ценность, была вывезена, в храмах устраивались конюшни. После ухода шведов в Новгороде осталось в живых около 700 жителей.
    Вся Русь была в пожарах. Это было страшное время безначалия, когда многие думали только о себе, о своей выгоде, а не о спасении Родины. Ужас объял народ. Но вот уже высшая степень поругания – Лжедмитрий и поляки в Москве. В Москве поляки надругались над общерусскими святынями, храмами, над всем русским.
    В это тяжелейшее для Святой Руси время Патриархом был Ермоген, первый описатель явления иконы, чудес от нее и автор службы ей. Был он священником Никольской церкви, где поместили явленную Казанскую икону. Овдовев, он принял постриг, стал митрополитом Казанским и, наконец, Патриархом. Он был одним из немногих деятелей на Руси, который твердо держался своих убеждений и проводил линию, спасительную для страны и народа. Патриарх отказался подписать изготовленную боярами грамоту о согласии на избрание польского короля Сигизмунда русским царем и о сдаче Смоленска полякам, хотя боярин Салтыков угрожал ему ножом. С этого момента Патриарх стал рассылать грамоты по всей Руси, увещевая народ встать на защиту своей Родины, ведь регулярного войска к тому времени практически не существовало.
    И вот из разных концов России стало стекаться к Москве народное ополчение. Выступила и Казанская дружина, взяв как благословение Божией Матери Ее Казанский образ. Центром сбора сил Русской земли стал Нижний Новгород. «Станем за Святую Русь, за дом Пречистой Богородицы!» - обратился на Нижегородской площади к народу Кузьма Минин.
    Когда в Москве получили сведения о сборах Минина и Пожарского, бояре и политики потребовали от Патриарха Ермогена, чтобы он отговорил нижегородцев. Патриарх отказался, за это его уморили голодом. 17 февраля 1612г. он скончался мученически в Чудовом монастыре, в заточении.
    Казанская икона Божией Матери сопровождала ополчение под предводительством гражданина Минина и князя Пожарского, именно это ополчение сыграло решающую роль при освобождении Москвы и России от поляков-католиков. Перед решающим последним штурмом все воинство и народ наложили на себя трехдневный пост и начали торжественные моления перед Казанской иконой.
    В это время в осажденной Москве томился среди врагов в тяжелой болезни и ослепший архиепископ Фессалоникийский Арсений. Во время молитвы ночью ему явился прп.Сергий Радонежский и сказал, что предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве нашем переложен на милость и Россия будет спасена. При этом к старцу вернулось зрение и он исцелился от тяжелой болезни. Это видение стало известно всем воинам и подняло дух защитникам. Дальнейшие события были предрешены. 22 октября/4 ноября после ожесточенного штурма был взят Китай-город, а затем и Кремль.
    В воскресный день 25 октября 1612г. в Москве весь народ совершил торжественный молебный Крестный ход с Казанской иконой в благодарность за избавление от врага. На Лобном месте Крестный ход встретил вышедший из Кремля архиепископ Арсений, шедший во главе Кремлевского духовенства, он нес сохраненную чудотворную Владимирскую икону Божией Матери.Все воины, весь собравшийся народ пел тропарь Казанской иконе, творение св.Патриарха Ермогена, у него даже ритм походный: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…»
    В скором времени захватчики были изгнаны за пределы нашей страны. В благодарность за заступничество Царицы Небесной князем Пожарским был построен Казанский собор на Красной площади, дабы не исчезла память в русском народе о тех событиях.
    После избрания на престол молодой Царь Михаил Феодорович Романов установил празднование иконы 22 октября/4 ноября – в память избавления России от поляков и великого разорения, а также в июле – в день явления.

Ю.А.Есакова


СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ.

Архистратиг Михаил    Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимаю-щий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует вели-кий духовный мир, населенный разумными, добрыми сущест-вами, именуемыми ангелами. Слово “ангел” на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка “архи” к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.
    Имя Михаил — на еврейском значит “Кто, как Бог”. Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: “Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго” (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.
    Архангел Михаил в Писании именуется “князем”, “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование “архистратиг”, т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. “И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною”. Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).
    В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).
    Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник “Собора” (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8/21 ноября.

И.В.Потапова

 


Димиртриевская родительская суббота.

    Димитриевская родительская суббота – это суббота перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского. Этот день поминовения павших воинов уже издавна является традиционным для нашей Церкви, и в наше время в этот день поминаются уже все умершие, а не только близкие, погибшие во время войны.
    Димитриевская родительская суббота была установлена после Куликовской битвы благоверным князем Димитрием Донским, чьим небесным покровителем является вмч.Димитрий Солунский. Тела погибших в Куликовской битве воинов, скорее всего, привезли на родину в Московское, Тверское, Белозерское, Можайское или иные княжества, чтобы похоронить в родных местах, и так как погибших было великое множество, то хлопоты с погребением могли быть окончены не ранее, чем за месяц – полтора. Нынешняя Тульская область, где происходила судьбоносная битва, в конце XIV в. находилась на самом краю обитаемых русских земель. Погибших везли на телегах не особенно торопливо – вначале по тем же дорогам прошло войско, затем провезли раненых и лишь после этого – павших.
    Итак, установлен этот родительский день давно, но он не был забыт последующими поколениями наших предков – Россия всегда много воевала – два года из каждых трех за весь период своего существования, как подсчитали современные историки. Конечно, огромная равнинная страна с несметными богатствами и не имеющая оборонительных рубежей, как, например, Англия или Италия, многим казалась лакомым кусочком. И шли завоеватели, и начинались войны, и гибли защитники России, и праздновались родительские субботы. (Между прочим, целью многих походов, особенно из Азии, было не завоевание новых земель, их на Востоке было и без того много, а захват пленных и их последующая продажа на невольничьих рынках. До времен отца Петра I – царя Алексея Михайловича существовал особый «полонянничий налог», который платило все население Руси и который собирало государство для выкупа русских пленников и рабов. При Петре Великом, очевидно, необходимость в этом налоге отпала.)
    Утешение в потери близких молитва, дабы улучшить их посмертную участь и единение с близкими умершими за богослужением – цель поминовения усопших во все времена, в годы военных испытаний к этому прибегали часто, особенно когда погибших было очень много. Иногда погибали все молодые мужчины в большой семье (а семьи в основном были большие). Так, во время Бородинской битвы из четырех генералов братьев Тучковых – трое погибших и один попал в плен. Когда известие об этом дошло до их матери, графиня склонила колени перед иконами, черпая утешение в своем безмерном горе в молитве, а когда поднялась, окружающие поняли, что она ослепла. «Не надо врачей, мне не на кого больше смотреть». Ее младшая невестка Маргарита Михайловна Тучкова, вдова Тучкова IV, основала на месте гибели мужа монастырь, в котором сама стала игуменьей.
    Неисчислимое количество погибших в войнах XX века сделали празднование Димитриевской родительской субботы одним из самых почитаемых богослужебных дней. К тому же, он завершает календарный год, следующие родительские субботы будут праздноваться только в преддверии Великого поста.

 


13 / 26 ноября - память святителя Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского.

Иоанн Златоустый    Святой Иоанн Златоустый, светильник миру, столп и утверждение церкви, проповедник покаяния происходил из Антиохии Сирийской и родился около 347 года. Первые уроки в христианских истинах и благочестии свт.Иоанн получил от матери. Она утвердила его в христианской вере и отдала учителям для изучения красноречия и философии. Вскоре он стал мудрым философом и красноречивым оратором. Через некоторое время блаженный Иоанн поселился в монастыре и стал иноком, в больших трудах и подвигах работая для Господа день и ночь.
    Святой Иоанн имел от Господа дар учительства и благодать Святаго Духа, что было открыто одному иноку. Он видел, как к свт.Иоанну явились апостолы Петр и Иоанн Богослов и дали ему свиток и ключи и сказали, что Господь дарует ему знание всей глубины премудрости, чтобы он проповедовал учение Христово и заграждал своими устами уста еретиков и иудеев, произносящих хулу на Бога.
    В сане пресвитера свт.Иоанн с еще большею ревностью заботился о спасении душ человеческих. Раз или два в неделю он поучал народ в церкви, с амвона произнося проповеди. По смерти Константинопольского патриарха Нектария долго не могли найти такого человека, который был бы достоин патриаршего престола. Тогда сообщили императору Аркадию об Иоанне. Он послал к Флавиану грамоту с повелением отпустить святого в Константинополь. Был созван собор, по постановленю которого 26 февраля 398 года блаженный был возведен на патриарший престол. Во время своего правления свт.Иоанн Златоуст был любим всем народом. Он много помогал бедным, убогим и построил больницы для немощных. В то же время он прилежно заботился о церковном управлении, с любовью утверждая добрых и наказывая и обличая злых. У такого светильника Божия не могло не быть завистников и недоброжелателей. Среди них была и царица Евдоксия, которая ненавидела угодника Божия за то, что он обличал ее в сребролюбии. Среди духовенства тоже были завистники святого. Соединившись вместе, они созвали собор, на котором осудили ни в чем не повинного свт. Иоанна Златоустого, низвергли из сана и лишили его кафедры. Святой Иоанн Златоуст был сослан в Препет. В это время в Константинополе случилось сильное землетрясение. Царь убоялся Божьего наказания и народного мятежа и вернул свт.Иоанна. Но не прошло и двух месяцев, как снова созвали собор, на котором святой был вторично низложен, это произошло в святой праздник Пасхи. С наступлением Пятидесятницы свт.Иоанн был изгнан в Кукуз, а в последствии в Пафиунт. По дороге он претерпел много страданий, но не доехав до места назначения, скончался. Незадолго до смерти к блаженному приходили святые апостолы Петр и Иоанн Богослов и возвестили о его близкой кончине.
    За Богом данное ему искусство глубоко проникать в сокровенный смысл слова Божия и говорить о непостижимом простыми, доходящими до сердца словами, свт.Иоанн был прозван народом Златоустом. Творения свт.Иоанна Златоуста еще в IV и V веках приобрели большую известность во всем христианском мире.
    Известный своими творениями, свт.Иоанн Златоуст славен еще тем, что составил чин литургии, который используется и по сей день.

Е.Бутина

 


Святая мученица Параскева-Пятница.

Св. Параскева    Святая мученица Параскева жила в III веке в Иконии, сейчас это территория Турции. Ее благочестивые родители особо почитали день крестных страданий Господних; а так как долгожданная дочь родилась именно в этот день, то и назвали ее Пятница, по-гречески Параскева. После смерти родителей Параскева приняла обет девства.
    Святая жила во время правления императора Диоклетиана, когда особенно жестокими были гонения на христиан. События обычно развивались по одному сценарию. Вначале язычники пытались уговорить христиан принести жертву идолам, обещая взамен мирские блага. Разумеется, христианин отказывался и пытался объяснить, что язычники поклоняются ложным богам, и есть только один истинный Бог – Иисус Христос. Не добившись своего уговорами, язычники переходили к угрозам и мучениям. Хотя иногда и были случаи, когда народ и даже правители внимали словам исповедников, отказывались от языческой религии и принимали святое крещение. Но в большинстве случаев стойкость христиан приводила мучителей в бешенство, мучения христиан усиливались и дело кончалось смертью мучеников. И даже похороны замученных часто не дозволялись.
    Так же произошло и с мученицей Параскевой. Когда ее привели к правителю Иконии, он был поражен красотой девицы и пытался уговорить принести жертву идолам, обещая взамен взять ее в жены.
    – Я имею жениха на небе, Иисуса Христа; позаботься лучше о себе, ибо тебя ожидает вечное мучение, – ответила исповедница.
    После этих слов правитель разгневался и приказал подвергнуть ее мучениям. Когда она уже еле дышала, ее бросили в темницу. Там ей явился Ангел, укрепил духовно и исцелил раны. На утро все были поражены, что мученица не имеет ни единой раны, а лицо ее стало еще более прекрасным.
    – Параскева, ты видишь, как наши боги пощадили твою красоту и даровали тебе жизнь, – обратился к ней правитель.
    – Покажи даровавших мне жизнь, – попросила святая.
Ее повели в языческий храм, думая, что она хочет поклониться их богам. В храме, по молитвам святой мученицы, идолы рассыпались в прах. Тогда народ стал восклицать: «Велик Бог христианский!», и многие уверовали в Иисуса Христа. Правитель, испугавшись народных волнений, приказал отсечь мученице голову.
    В России мученица Параскева, нареченная Пятницей, пользуется особым почитанием. В честь нее освящены многие храмы и часовни. Особым чудом являются многочисленные источники мц.Параскевы. Появление этих источников во многих случаях сопровождалось нахождением иконы святой в водах источника. В нашей местности так же имеется подобный источник, который находится в лесу недалеко от Старой Письмянки.
    Память мученицы Параскевы-Пятницы празднуется 28 октября / 10 ноября.

В.И.Токарев

 


СВЯТЫЕ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ.
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета.

Великая княгиня Елисавета    Великая княгиня Елисавета родилась 1 ноября 1864 года. Она была дочерью великого герцога Гессен–Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории.
    У герцогской семьи было семеро детей. Когда Елисавете было 9 лет, ее мать, принцесса Алиса, умерла. После этого Елисавета, с детства получившая религиозное воспитание, стала искать утешения в Боге. Принадлежав протестантской церкви, она широко занималась благотворительностью и много молилась. Считаясь самой красивой венценосной невестой Европы, она не знала недостатков в женихах. К ней сватался и будущий кайзер Вильгельм, но она выбрала великого князя Сергея Александровича Романова, брата русского императора Александра III, за его доброту и религиозность.
    Став русской великой княгиней, она была очарована своей новой Родиной, за непритязательной внешностью русского народа, она все больше и больше видела и понимала русскую душу, искренне полюбив русский народ и православную веру. Что и привело ее через семь лет замужества к принятию православия, несмотря на ожесточенное сопротивление родных в Германии, главным образом отца.
    Она была очень счастлива в своем браке, но тем тяжелее был постигший ее удар: от руки террориста погиб горячо любимый муж великий князь Сергей Александрович. Он был одним из многих погибших в те годы в России от рук террористов, но для Елисаветы Федоровны он был единственным.
    После его смерти, приняв тайный постриг, она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, сестры которой занимались благотворительностью. После революции она была арестована, и недолго пробыв под домашним арестом, была убита вместе с другими родственниками последнего императора. Она была заживо брошена в шахту близ города Алапаевска, где и умерла. Мощи ее были вывезены с белой армией и после долгого путешествия нашли последний приют в Гефсиманской обители в Иерусалиме.
    В прошлом году мощи святой преподобномученицы Елисаветы путешествовали по крупным городам России. Частица мощей святой преподобномученицы Елисаветы есть и в нашем храме. Желающие могут поклониться им.

Анастасия Антипова

 

 

Предыдущие статьи:

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга.

Святой равноапостольный великий князь Владимир.

Святой благоверный князь Даниил.

Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.

Святой благоверный великий князь Димитрий.

Святой благоверный царевич Димитрий Углический


АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.
ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ, ИЛИ ЕВХАРИСТИЯ.

Фото    Второй частью Литургии является Литургия оглашенных. Самое название этой Литургии возвращает нас к временам, когда основная часть верующих крестилась, будучи взрослыми людьми, когда людей, уверовавших, но не крещенных в течение довольно длительного времени готовили к принятию Крещения. О их желании креститься оглашали с амвона, поэтому и сами готовящиеся получили наименование «оглашенных».
    В древности оглашенные могли присутствовать на первой части Литургии, которая не содержит самого приношения Евхаристической Жертвы, а только подготовительные действия, в значительной степени необходимые для самих оглашенных.
    Хотя в наше время Литургия оглашенных и потеряла свое первоначальное значение как Литургия, за которой еще позволялось присутствовать некрещенным, но тем ни менее, в отличие от Литургии верных, она представляет собой службу более учительную, тогда как Литургия верных – служба чисто сакраментальная. Кроме того, Литургия оглашенных отличается большей сравнительно с Литургией верных изменяемостью. Все изменяемые части богослужения включены именно в Литургию оглашенных, тогда как Литургия верных остается всегда неизменной, несмотря ни на какие календарные или иные особенности, за исключением пения задостойника.
    Литургия оглашенных начинается торжественным возгласом священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», который указывает, что именно Святое Причастие открывает вход в Царство Отца и Сына и Святого Духа. Начало Литургии оглашенных состоит из чередующихся трех ектений с тремя молитвами и трех антифонов. Ектении и молитвы всегда и на всех Литургиях (как свт.Иоанна Златоуста, так и свт.Василия Великого) неизменны, тогда как антифоны представляют собой изменяемую часть службы. Антифоны положено петь попеременно двумя клиросами.
    В воскресные дни, Богородичные и двунадесятые праздники поются так называемые «изобразительные»:
    1 антифон из псалма 102 «Благослови, душе моя, Господа…»
    2 антифон из псалма 145 «Хвали, душе моя, Господа…» и после Слава и ныне     «Единородный Сыне»
    3 антифон – Блаженства с тропарями канона из Октоиха, Минеи или Триоди.
    На Пасху или на двунадесятые Господские праздники (Рождество, Крещение, Преображение, Вербное воскресенье, Вознесение, Троицу и Воздвижение) поются праздничные антифоны:
    1) Стихи соответствующих псалмов или пророчеств с припевами «Молитвами Богородицы…»
    2) Стихи с припевами «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы… или преобразивыйся… и т.д., поющия Ти: Аллилуия» и после Слава и ныне «Единородный Сыне»
    3) Стихи, чередующиеся с тропарями праздника.
    Таким образом, эта первая часть Литургии оглашенных представляется в таком виде:
    «Благословенно Царство…»
    Великая ектения «Миром Господу помолимся…», молитва и возглас
    Первый антифон
    Малая ектения, молитва и возглас
    Второй Антифон
    По окончании второго антифона поется песнь «Единородный Сыне». В этом песнопении изложено все учение Церкви об Иисусе Христе: Единородный Сыне и Слове Божий, Бессмертен Сый, и Изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертью смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, Спрославляемый Отцу и Святому Духу, Спаси нас.
    Далее опять малая ектения, молитва и возглас.
    После чего хор поет третий антифон и Царские врата открываются для Малого входа.
    В конце пения священник с напрестольным Евангелием в руках (если нет диакона, а у нас его пока нет) выходит на амвон, перед ним идет алтарник со свечей. Иерей останавливается в Царских вратах и, подняв вверх Евангелие, провозглашает: «Премудрость, прости», то есть напоминает верующим, что скоро они услышат евангельское чтение, поэтому должны стоять прямо и со вниманием («прости» означает прямо).

Протоиерей Иоанн Антипов

 

 

Предыдущие статьи:
АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.

Первая статья. Причащение больных.

Вторая статья.
Троицкая родительская суббота..

Третья статья.
Как вести себя близким умирающего человека.

Четвертая статья.
О православных традициях погребения умерших.

Пятая статья.
О поминовении усопших.


ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК НАШЕГО ПРИХОДА.

    Память святого великомученика Димитрия Солунского 26 октября / 8 ноября является престольным праздником нашего прихода, причем с очень давних времен. Известно, что наш город вырос на месте села Новая Письмянка. Именно села, а не деревни, так как селом именовалось сельское поселение, в котором имелся храм, если же храма не было, то тогда – деревня. Так вот, в Новой Письмянке храм был, была и церковно-приходская школа, на базе которой выросла средняя школа № 1.
    Когда в нашем городе на Пасху 1989 года вновь открылся храм, то от старого почти ничего не осталось, но остались живы люди, которые еще помнили 30-е годы, когда храм существовал. Эти уроженцы Новой Письмянки приходили в храм и в разговорах с батюшкой вспоминали, что раньше в селе праздновали два праздника – Троицу и «Дмитриев день». После многих уточнений удалось установить, что «Дмитриев день» – это день памяти святого великомученика Димитрия Солунского.
    Известно, что если в каком-то приходе особенным образом почитается память какого-либо святого, то этот святой является небесным покровителем тех мест. Например, всем известно, что небесным покровителем нашей столицы Москвы является вмч. Георгий Победоносец, покровителями Петербурга – св.апостол Петр и благоверный князь Александр Невский. Покровительство вмч.Димитрия Солунского нашему городу нашло отражение в следующем чудесном событии.
    В конце 80-х годов, когда собирались открывать наш приход, это сопровождалось, как правило, множеством бюрократических проволочек и требовалось немало времени и сил, чтобы их пройти. Возглавить процесс хождения по кабинетам попросили ветерана войны, пенсионера, который согласился на это, правда, ему предстояло обследование в военном госпитале в Казани, но военный пенсионер надеялся, что это не займет много времени, осмотр был плановый, обычный.
    По рассказу его супруги, однажды утром муж рассказал, что видел во сне «молодого военного»,который объяснил ему, что он собирается начать дело, хоть и богоугодное, но трудное, причем посоветовал обязательно побыстрее причаститься. Жена предложила сделать это немедленно в Казани перед тем, как лечь в госпиталь, но он отложил… и вскоре умер в госпитале, так и не вернувшись обратно в Лениногорск.
    Потрясенная такими событиями вдова покойного рассказала все церковной «десятке», причем особенно подчеркнула, что прав оказался тот «молодой военный» и о трудностях и немедленном причащении.
    Когда же храм, наконец, был открыт и стало известно о почитании в Новой Письмянке вмч. Димитрия Солунского, сразу вспомнилось определение «молодой военный». Действительно, святой великомученик был очень молод – ему не исполнилось и двадцати пяти и он был военным губернатором г.Солуни и, таким образом, полностью соответствовал тому, кто явился во сне.
    Как же отзывчив святой на добрые дела! Едва лишь человек выразил свое желание похлопотать о возрождении храма в нашем городе, как святой покровитель, невзирая на поругание храма, где ему молились многие десятилетия, сразу проявляет свою заботу и старается помочь.
    Воистину, Господь часто судит не по делам, а по намерениям. Очень хочется надеяться, что и в дальнейшем святой великомученик не забудет в своих молитвах наш возрожденный приход и далее будет охранять его от напастей.

Л.П.Антипова

 


7/20 ноября - память священномученика Кирилла,
митрополита Казанского.

Митрополит Кирилл    Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский, в миру Смирнов Константин Илларионович, родился в семье псаломщика 26 апреля 1863г. в Кронштадте Санкт-Петербургской губернии. В 1887г. Константин окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, был рукоположен в священника и определен к Воскресенской церкви Общества трезвости в С.- Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елизаветопольской гимназии. С 1900г. о.Константин был назначен настоятелем Кронштадтского Свято-Троицкого кладбищенского храма. 15 лет батюшка прослужил в священническом сане. Но неожиданная смерть маленькой дочери Ольги, мучительно умиравшей от проглоченной иглы, а вслед за тем и жены, не пережившей горя, подвигла 38-летнего отца Константина в 1902-м году принять монашество. Вскоре он назначается на должность начальника Урийской Духовной Миссии в Персии с возведением в сан архимандрита. И уже 6 августа 1904 года состоялась хиротония архимандрита Кирилла во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии.
    Владыка Кирилл был глубоко любим православным народом и желая, чтобы именно народ полнее участвовал в Богослужении, Владыка ввел всенародное пение за Богослужением в Александро-Невской Лавре. Духовная деятельность владыки Кирилла в Кронштадте была очень известна многим. Ею восхищались и брали в основу. Именно поэтому святой праведный Иоанн Кронштадтский перед смертью просил, чтобы его отпевал молодой епископ Кирилл, которого он знал по его служению в городе Кронштадте.
    С 1908 по 1928 годы Владыка управляет Тамбовской и Шацкой епархией. Он стремился как можно чаще совершать поездки в самые отдаленные места своей епархии ради общения с паствой. В 1913г. он возводится в сан архиепископа. В 1914г. трудами Владыки Кирилла состоялось прославление Святителя Питирима Тамбовского (память 28 июля).
    Твердость веры Владыки поражала всех. Однажды, по распоряжению санитарной комиссии в связи с эпидемией холеры в 1909г. было дано распоряжение освящать на Богоявление (Крещение Господне) только кипяченую воду. Но Владыка Кирилл отказался это делать и освящал речную воду, сказав: «Все, что не от веры – грех».
    Во время войны по инициативе Владыки Кирилла организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам.
    На Поместном Соборе Владыка был выдвинут вторым в числе первоначально избранных 25-ти кандидатов на Патриаршество. Так же, он был избран членом Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне. С этого времени начинается путь истинности веры Владыки Кирилла. В дальнейшем вся жизнь будет наполнена постоянными гонениями и испытаниями. В 1919г. его арестовали в Москве по обвинению «в контрреволюционной агитации путем рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным» и заключили в тюрьму ВЧК. В 1920г. после освобождения он назначается на Казанскую и Свияжскую кафедру, но через месяц вновь был арестован в Казани по обвинению, что «выехал из Москвы в Казань без разрешения ВЧК». Владыка был приговорен к заключению в лагере на 5 лет. В Таганской тюрьме он находится в одной камере со священномучениками архиепископом Феодором (Поздеевским) и епископом Гурием (Степановым). В 1921г. его освобождают по амнистии и Владыка возвращается в Казань, но в 1922г. его вновь арестовывают и после заключения в Московской тюрьме ссылают в Сыктывкар. В 1924г. священномученник Кирилл возвращается из ссылки в Москву, но вскоре переезжает под Ельск, затем в Перерву. Вскоре последовала волна новых арестов. Почти вся Россия являлась местом ссылок сщмч.Кирилла: Туруханский край, Южно-Казахстанская область, г.Гжатск, г.Чимкент, а также многие другие области и города.
    7 июля 1937г. Владыка был вновь арестован и заключен в тюрьму г.Чимкент. На допросе, где он обвинялся в том, что «возглавлял все контрреволюционное духовенство», Владыка держался очень мужественно и всю ответственность по обвинению следствия взял на себя. 6 ноября он был осужден тройкой УНКВД и приговорен к расстрелу, и уже 7 ноября Владыка был расстрелян в Лисьем овраге под Чимкентом вместе со священномучениками митрополитом Иосифом (Петровым) и епископом Евгением (Кобрановым).
    Митрополит Кирилл – один из самых выдающихся иерархов в истории Русской Православной Церкви. Этот особой духовной силы архипастырь был послан Господом в эпоху неслыханных гонений как образец твердости в исповедании веры. Он был Святитель безупречный, соединивший молитвенный подвиг с активной архипастырской деятельностью, достоинство высокого сана с истинной простотой, смирением и любовью. Сщмч.Кирилл причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских Русской Православной Церковью за рубежом в 1981г., а в августе 2000г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви – в самой России.

 

Годы советские - годы гонений.
Статья восьмая.


    Мы продолжаем рассказ о гражданской войне.
Гражданская война оставила шрамы в народной душе. Много было погибших и пропавших без вести – как мужчин, так и женщин, т.к. учета толкового в неразберихе и безвластии не было. Предлагаем несколько зарисовок того времени.
    Вот что нам стало известно из рассказов ныне покойной Медведевой Матроны Арсеньевны – большинство из наших прихожан знает ее как тетю Матрену. Ее брат был в гражданскую на войне, воевал за красных. От него долго не было писем. Мать молилась, чтобы Бог его как-нибудь сохранил. С их села, Михайловки, по делам мужики поехали на подводах в Бугуруслан. Окончив дела, зашли на железнодорожный вокзал. Вдруг один из них говорит: «Вроде бы это нашенский мужик лежит под диваном (имеется в виду вокзальное кресло)?». Лежавший был без памяти, только стонал. Они убедились, что это действительно их односельчанин. Вытащили его из-под лавки и на возу привезли домой. Вероятно, он был болен тифом. Он был демобилизован по болезни, но немного не доехал до родной деревни и свалился в бреду. В селе тогда первое лечение была баня. Его стали парить, отпаивать травами. Брат Матроны выздоровел, прожил еще много лет и погиб уже в Отечественную войну.
    Нашей местности коснулось и восстание белочехов. Вот какое событие осталось в памяти Анисимова Василия Григорьевича (в будущем иерея Василия). Дело происходило в окрестности села Старое Борискино, ныне в Оренбургской области. Василию было тогда лет 18. Он был сиротой – отец умер год назад – жил с матерью. Василий пошел рано утром искать отпущенных на ночь пастись лошадей. Найдя их в общественном лесу, или как его еще называли – в участках, он собрался ехать домой. Вдруг он услышал разговор. Сразу поняв, что говорят не по-русски, он притаился – боялся, прежде всего, за своих лошадей. Выглянув из-за кустов, он увидел двух солдат верхом - одного поближе, другого подальше. Когда дальний подъехал, то сказал что-то ближнему. Хотя язык был чужой, Василий понял смысл разговора: «Брат, я немного хлеба достал». Поделивши между собой полхлеба, они уехали. Когда Василий понял, что это не красные, то успокоился, так как последние отличались большей жестокостью, чем белые.

Михайлов И.П.

 

Оглавление

Книжное обозрение.

    Мы рады сообщить нашим читателям, что вновь в книжную лавку и библиотеку поступило много новых книг. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Книга "Катакомбы"    Повесть о первых христианах «Катакомбы» Евгении Тур – это одна из первых художественных книг, написанных из христианской истории. Несмотря на то, что произведение довольно известное, думается, не все наши читатели знакомы с ним. Мы бы рекомендовали эту повесть молодым людям. Книга написана интересно, сюжет занимательный и очень хороший язык. В наше время, когда язык подростков, да и более старшего поколения, очень трудно назвать литературным русским языком (чего стоит хотя бы словосочетание «как бы», которое присутствует в самых неожиданных местах и повторяется совершенно бессмысленно то ли в качестве междометия, то ли для украшения речи), полезно прочитать книгу, написанную на хорошем русском языке, хотя, повторюсь, она может порадовать интересным сюжетом и замечательными героями, среди которых вместе с литературными персонажами мы можем увидеть мучеников, которых почитает Церковь. О том, как жили и как умирали за веру первые христиане, рассказывает эта повесть.
Книга "Саровские торжества"    Альбом «Саровские торжества» перенесет читателей в 1903 год на праздник прославления святого преподобного Серафима Саровского. Не смотря на небольшой формат, этот прекрасно изданный альбом на хорошей бумаге со множеством интересных фотографий может быть отличным подарком на День Ангела или по какому-то другому поводу; интересен этот альбом и любителям истории, так как наряду с фотографиями содержит множество воспоминаний современников торжеств 1903 года, а также документы давно ушедшей эпохи великой Российской империи.
Книга "Босоногая команда"    Сборник рассказов и маленькая повесть «Босоногая команда» Клавдии Владимировны Лукашевич познакомят наших читателей с этой, некогда очень известной писательницей, чьи произведения входили некогда во все школьные хрестоматии. Книга рассказывает о добрых и хороших людях, помогавших в горе и нужде детям. Сами небогатые герои книги всегда находят слова для утешения и умеют делать подарки, от которых становится светло и радостно на душе. Тепло и доброту души, в которых так нуждаются и современные дети, ничем заменить нельзя.
Много несчастья и бед терпят герои книги Лукашевич, но все несчастья помогает преодолевать им их горячие сердца да помощь добрых людей, которые всегда находятся среди их окружения.
Книга "Богатырь Илья Муромец"    Среди книжных новинок появилась книга для самых маленьких «Богатырь Илья Муромец», изданная как комикс – множество картинок и краткие повествования. Книгу завершает краткое житие православного святого – преподобного Ильи Муромца. Надеемся, что эта небольшая по объему оригинальная книга понравится нашим самым маленьким читателям.

Л.П.Антипова

 

 

Оглавление

НАШ КРОССВОРД.

Кроссворд составила ученица 6 класса Воскресной школы при Троицком приходе
Портнова Анастасия

По горизонтали:
1. Имя девочки, которой трижды являлась Богородица.
4. Как звали архиепископа в Смутное время?
5. Священник ближайшего Никольского храма, будущий Московский Патриарх.
7. Какой город захватили шведы в 1612 году?
8. Какой царь после избрания на престол установил празднование иконы 22 октября/4 ноября?
11. Перед какой битвой в 1709 году Петр I со своим воинством молился о даровании победы перед Казанской иконой Божией Матери?
13. Фамилия графа, которому подарили икону.
14. Город, в котором хранится икона графа.

По вертикали:
2. Имя царя, который правил с 1533 по 1584 год?
3. Сколько лет было девочке, когда явилась Пресвятая Богородица?
6. В каком городе было обретение Казанской иконы Божией Матери?
9. Кто построил Казанский собор на Красной площади?
10. Кто взял икону у свт. Митрофана Воронежского, чтобы она помогла победить злого врага и воздвигнуть новую столицу?
12. В каком селе была обретена чудотворная икона при Петре I ?
15. Кто в 1812г. перед отъездом в армию молился в Казанском соборе на коленях перед Казанской иконой Божией Матери слушая молебствие?

Ответы на кроссворд, опубликованный в № 35:
По вертикали: 1. Протептик. 2. Василид. 3. Строматы. 5. Маркионизм. 8. Абракас. 9. Параклет. 13. Климент. 15. Пастырь. 17. Афиганор. 19. Монтанизм. 22. Демиург. 23. Лион. 24. Фока.
По горизонтали: 4. Плакида. 6. Педагог. 7. Карфаген. 8. Аникита. 10. Поликарп. 11. София. 12. Фекла. 14. Иустин. 15. Порфин. 16. Антитеза. 18. Тетрулиан. 20. Феофил. 21. Гностицизм.


ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

hotlog_js="1.0"; hotlog_r=""+Math.random()+"&s=132175&im=4&r="+escape(document.referrer)+"&pg="+ escape(window.location.href); document.cookie="hotlog=1; path=/"; hotlog_r+="&c="+(document.cookie?"Y":"N"); hotlog_js="1.1";hotlog_r+="&j="+(navigator.javaEnabled()?"Y":"N") hotlog_js="1.2"; hotlog_r+="&wh="+screen.width+'x'+screen.height+"&px="+ (((navigator.appName.substring(0,3)=="Mic"))? screen.colorDepth:screen.pixelDepth) hotlog_js="1.3" hotlog_r+="&js="+hotlog_js; document.write("HotLog") Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 - 2004год

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.paraskeva
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное