Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информация Межвузовской Ассоциации "Покров" СПб


Новости и анонсы

          Межвузовской ассоциации "Покров"
          Славянского Молодежного Союза
          Александро-Невского союза молодежи
           
    www.pokrov-forum.ru   www.c-m-c.ru   www.trilistnik.ru



_____________________________________________________________________


   ОТКЛИКИ УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЯ "РУССКОЕ ЦАРСТВО"
  
-  Мария Жулей (Кравчая боярыня)
   "Русское Царство" глазами участника

-  Андрей Каплиев (Воевода)
   РУССКОЕ ЦАРСТВО, ВОССТАНИТЕ!

-  Татьяна Жамалтдинова
   Впечатления светличной боярыни и крестьянки

-  Евгений Чепкасов (Лесник, стряпчий, посол)
   Как я побывал в русском царстве

-  Сергей Шаров (Стряпчий)
   О Крестном ходе "Царский путь"

_____________________________________________________________________


   ОТКЛИКИ УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЯ "РУССКОЕ ЦАРСТВО"
   (полные тексты можно прочитать на сайтах и на форумах
   www.trilistnik.ru и www.c-m-c.ru)


   

   Мария Жулей (Кравчая боярыня)
   "Русское Царство" глазами участника

   Меня зовут Мария. Я студентка и живу заботами повседневной жизни
нашего времени. Но мне удалось на несколько дней стать кравчей (первой
боярыней) русской царицы Анастасии XVI века. Это произошло благодаря
фестивалю "Русское царство", который проходил 20-23 июля в Федоровском
городке Царского села.    
   Все началось еще зимой. На штаб-квартире молодежного православного
клуба "Трилистник" собралась небольшая группа людей, захваченных идеей
воссоздать образ Руси XVI - XVII веков, той Руси, которой еще не
коснулись Петровские реформы. Каждый из нас видел в этом времени
что-то свое.    
   Мною владело, скорее, любопытство: а как люди жили тогда? Это было
странное и сложное время, когда каждый человек был зажат в рамках
своего сословия и должен был вести себя "по чину".
   Самой очевидной и трудновыполнимой частью этикета оказались
поклоны. Существовала строгая иерархия - кто, кому, сколько и как
кланялся. Это задавало определенный тон в отношениях и растягивало
время, но с нашим привычным темпом жизни хотелось укоротить все эти
поклоны и добраться до сути дела. А суть и была в этих поклонах,
длинных формах речи, в распорядке жизни, за которым скрывалась
внутренняя сосредоточенность и тишина. Эту тишину мы пытались уловить
на всем протяжении игры. Но давалась она с трудом, открываясь только в
моменты большой напряженности.
   Так было при избрании царя. Для начала действия мы выбрали тот
момент, когда прервался род Рюриковичей и Земский Собор должен был
установить новую династию. Поскольку жесткого сценария не было, исход
игры зависел от действий всех участников, царя могли не избрать вовсе.
Собор постановил тянуть жребий среди лучших боярских родов и по
внутренней подготовке участников это действительно стало центральным
событием.
   Все действие длилось три дня. На это время Русское Царство
разместилось в стенах Федоровского городка - архитектурного ансамбля в
стиле XVI - XVII веков, построенного по воле императора Николая II в
Царском селе. Городок сравнительно недавно получил статус Патриаршего
подворья и требует серьезной реставрации. При Подворье планируется
открыть Русский культурный центр.
   Ну а пока мы вышли из стен Городка, чувствуя себя порядком
"обрусевшими". Переходить на современную одежду оказалось неожиданно
трудно, я так и уехала домой в сарафане. И еще несколько дней в речи
проскальзывали "ибо", "зело" и подобные им слова. Но это, конечно, не
главное. Я думаю, у каждого осталось что-то свое "главное". У меня
появилось желание как-то упорядочить свою жизнь и не торопиться в ней.


   Андрей Каплиев (Воевода)
   РУССКОЕ ЦАРСТВО, ВОССТАНИТЕ!

   Русское царство, восстаните! - трижды зычно возгласил ранним
субботним утром воевода царской дружины боярин Андрей Измаилов.
День этот был совершенно особенным не только для него, но и для всех
верноподданных Русского Царства. Исторический эксперимент, ролевая
игра, лабораторная работа, по истории XVI века?
   Факт остается фактом. Более полусотни молодых людей собралось в
Царском Селе для того, чтобы хотя бы несколько дней пожить в условиях
приближенным к жизни на Руси XVI века. Некоторые историки называют это
время духовным "золотым веком", расцветом Святой Руси.
   Собственно, стремление к подобному образу жизни свойственно
русскому человеку, искренне влюбленному в историю и самобытную
культуру своей страны. Именно таким человеком и был царь Николай II.
Именно поэтому он всемерно поддерживал создание архитектурного
ансамбля "Государева Федоровского городка" в древнерусском стиле.
   Об этом было рассказано на выставке "Государев град-Китеж",
проходившей с 15 по 23 июля в Розовом корпусе городка. Две экспозиции,
посвященные истории Федоровского городка и Российского царства
середины XVI века стали добрым плодом подвижнического труда боярыни
Марии Жулей.  И их очень хорошо приняли и наместник подворья
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Нектарий, и многие другие
посетители выставки.
   Главным результатом эксперимента стало избрание на Земском Соборе
наместника царя, которым стал думный боярин - князь Сергей Ладожский.
В пятницу весь народ царства принял на себя подвиги строгого поста и
чтения старинной Псалтири на церковно-славянском языке. И вот, когда
творение величайшего царя и пророка Давида было прочитано, в рушник
(заменяющий оклад) Владимирской иконы Божией Матери были вложены
жребии с именами родовитых бояр и даже один пустой жребий. Дабы не
ограничить Волю Божию недостоинством кандидатов. Именно так счел
возможным поступить Земской Собор.
   Было решено продолжить деятельность приказов Русского Царства,
участвовать в целом ряде общественно значимых мероприятий. Благодаря
наместнику царя многие представители сословий решили принять участие в
трехдневном крестном ходе "Царский путь", посвященном памяти
Царственных Мучеников. Проходил он по местам жизни Царской Семьи в
Пушкине, Красном Селе, Петергофе, Ломоносове и завершился в
Кронштадте.
   Напутствием Крестному ходу стали слова святого праведного Иоанна
Кронштадтского: "Я предвижу восстановление мощной России, еще более
сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте,
будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верою
во Христа Бога и во Святую Троицу!".


   Татьяна Жамалтдинова
   Впечатления светличной боярыни и крестьянки

   В прошлые выходные в Федоровском городке состоялся фестиваль
"Русское Царство". Полгода подготовки, волнений, шитья костюмов,
подбора литературы. Очень хотелось, чтобы все состоялось, несмотря на
все препоны.
   Когда я приехала на фестиваль народу было около 40 человек. Все без
исключения были в костюмах, соответствующих сословию. Возникло
впечатление, что попала в уже сложившуюся среду со своими правилами,
порядками.
   Сразу ощутился контраст между миром за крепостными стенами и
маленьким мирком внутри городка. Было совершенно невозможно находиться
там без костюма. Невозможно по той причине, что возникало ощущение
параллельности происходящему, выключенности из общей жизни.
   События, происходившие в городке, конечно, были игровыми, но
складывалось ощущение значимости происходящего.
   Затем был праздник в деревне. Ребята из театра "Свеча" очень
расположили к себе своей искренностью. Было очень весело поиграть в
народные игры.
   Крестный ход в конце дня вдоль стен городка cоединил все, что не
соединялось в моем восприятии.
   На следующий день было очень непривычно входить в иное
пространство, жить по его законам. Постепенно смысл прояснялся,
возникло понимание, зачем мы здесь собрались. Очень запомнилось
вечернее правило по старому чину в субботу вечером.
   Возникло ощущение, что это одна из тех минут, которые бывают раз в
жизни. Несмотря на усталость, уходить не хотелось, было желание
вобрать в себя происходящее, впитать, запомнить на всю жизнь.
   В воскресенье - все вместе ходили в храм на Литургию в народных
костюмах, потом прогулка по парку. Совместная трапеза после службы,
потом круглый стол с обсуждением и подведением итогов, все говорило о
том, что фестиваль подходит к концу и скоро надо будет возвращаться
домой в привычную, но ставшую такой чуждой обстановку.
   Исторический эксперимент все же состоялся. Все познается в
сравнении. Человек, живущий в серой среде, не понимает ее серости.
Эксперимент контрастировал обстановку, показал всю разницу между
современной жизнью и укладом. Хочется надеется, что следующий
фестиваль состоится через год.


   Евгений Чепкасов (Лесник, стряпчий, посол)
   Как я побывал в русском царстве

   Фестиваль "Русское царство" сочетал в себе элементы исторической
реконструкции и ролевой игры.
   У нас было два основных участка - Москва и деревня. По идее, мог бы
быть еще лес с разбойниками и вражеский стан татар-литовцев, но
приехал единственный лихой человек, который  впоследствии
переквалифицировался в юродивые.
   Деревня получилась работящая и молящаяся, а медовуху из
царского терема, потребляла только в сочетании с чаем.
   В Москве было два терема - царский и царицын, или мужской и
женский. В царицыном тереме пытались воссоздать чин шестнадцатого века
(насколько успешно - не знаю, ибо не бывал ни в том тереме, ни в
шестнадцатом веке). Я был в царском тереме в качестве лесника,
стряпчего, аглицкого посла.
   Достаточно хорошо обстояли дела в деревне, которая не играла, а
жила. Крестьяне готовили еду для Москвы, кланялась боярам и стряпчим,
и тем их контакты с властью ограничивались. В остальном же деревня
была самозамкнутым мирком с благочестиво-патриархальными отношениями,
работой, песнями и играми.
   Само же избрание царя было очень серьезным. Я был на земском соборе
как один из выборных (в роли лесника) и могу засвидетельствовать, что
способ избрания (избрание по жребию после молитвы среди трех
достойнейших с одним пустым жребием) был принят после выслушивания
всех участников собора и именно соборно. Демократия при избрании царя
оказалась бессильной, и это очень важный вывод, полученный опытным
путем.
   Кстати, во время собора и последующего жребия ощущения игры не было
- была жизнь. И перед избранием была по очереди полностью прочитана
Псалтирь, жребии были вложены в рушник перед иконой Богородицы, после
чего были прочитаны молитвы о даровании царя, а молитва, как мы и
договаривались перед экспериментом, в игровое пространство не входит.
Следовательно, избрание царя было не игровым, хотя, разумеется, и не
легитимным.
   Очень любопытно было наблюдать за избранным после оглашения жребия:
было видно, какая ноша на его плечи пала, как он посерьезнел.
"Положение обязывает" в полном смысле, тут уж не до игрушек!
   Совместные молитвенные правила и акафисты по старопечатным книгам с
многочисленными земными поклонами и участием настоятеля из
единоверческой церкви тоже очень дисциплинировали и вводили в
историческую атмосферу шестнадцатого века.
   И еще один момент оставил очень приятное впечатление - это простое
человеческое общение между участниками эксперимента, т.е. общение не
как между игроками.


   Сергей Шаров (Стряпчий)
   О Крестном ходе "Царский путь"

   Ощущение, что произошло что-то очень важное и значительное, чего мы
еще сами не можем осознать. Это невозможно сравнить с ощущениями после
какого то обычного фестиваля. Как будто бы здесь было положено начало
возрождения Русского царства.
   Но самым ярким для меня событием был Крестный ход. Кажется, что сам
Государь шел с нами и именно перед ним а не перед нами настежь
раскрывались ворота Екатерининского и Петергофского парков, куда
обычно пускают только по билетам. Ведь не могли же Государю предложить
купить билет для входа в парки по которым он любил гулять.
   Он шел рядом с нами по Дудергофским высотам, где любил гулять
вечерами.
   Именно его встречал звучным колокольным звоном Никольский Морской
собор Кронштадта, массивные колокола которого еще звонят пока очень
редко. А колоколам Морского собора вторили колокола Собора
Владимирской иконы Божией Матери, предвозвещая возрождение России,
согласно пророчеству Святого праведного Иоанна Кронштадского.


В избранное