Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Страдание святого великомученика Феодора Стратилата. Память святого пророка Захарии Серповидца.


   
   
   
   
   

Герб Российской Империи
Подпишитесь на наши рассылки на Subscribe.Ru
Новости портала "Жизнь Вечная" Monar.Ru
Этот день в Русской истории и Жития Святых
 

Портал Жизнь Вечная - Царь - Монархия

Мир вам, уважаемые братья и сестры!

Сегодня, Суббота, 21 Февраля 2009 года (8 Февраля 2009 по ст. ст.)
В этот день:
Российская Православная Церковь отмечает память святых:
События Русской истории:

    Смотрите также: События Русской Истории и Жития Святых на следующие 30 дней и на прошедшие 30 дней

    Все замечания, найденные ошибки, отзывы и предложения, пожалуйста, высылайте на адрес автора :    religion.saintshistory-owner@subscribe.ru

    Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

    Страдание святого великомученика Феодора Стратилата

    Страница 1


    Страдание святого великомученика Феодора Стратилата

    Нечестивый царь Ликиний1, приняв скипетр после нечестивого Максимиана и подражая ему во всем, тотчас же воздвиг великое гонение на тех, которые отличались благочестием; указ об этом нечестивом повелении он разослал по всем городам и странам. В это время было убито множество храбрых воинов Христовых: Ликиний умертвил сорок мучеников Севастийских2, также семьдесят славных воинов и князей палаты своей, и наконец убил триста мужей из Македонии.

    Когда же нечестивой Ликиний увидел, что почти все христиане, презирая его повеление, предают себя за святую веру на смерть, тогда он приказал отыскивать только знаменитейших и благороднейших из них, т. е. только тех, кто находился в его войске, или жил в городах, и только их повелел (не обращая при этом внимания на множество простого народа) принуждать к идолопоклонению; он надеялся страхом убедить всех нахо­дившихся под его властью оставаться верными идолопоклонству.

    В то время, как повсюду с великим тщанием стали искать знаменитейших из христиан, Ликиний, находившийся тогда в Никомидии, узнал, что в Гераклее3, близ Черного моря, живет некий святой муж, по имени Феодор Стратилат, что он христианин и многих обращает ко Христу.

    Святой Феодор был родом из Евхаит4, находившихся недалеко от города Гераклей; он был человеком храбрым и мужественным, по наруж­ности - весьма красивым; кроме того он отличался своею мудростью и большим красноречием, так что его на­зывали "вриоритором", т. е. - искуснейшим витиею5. По царскому повелению, он был поставлен стратилатом, т. е. воеводою, и под его управление был отдан город Гераклея; этим он был награжден за свою храбрость, которая всем стала известна после того, как он убил змия в Евхаитах.

    Недалеко от города Евхаит, на север от него, было пустынное поле, а в нем большая пропасть, внутри которой жил громадный змий. Когда он выходил из этой пропасти, земля на том месте тряслась; вышедши же, он пожирал всё, что только ему ни попадалось, и человека, и зверя.

    Услышав об этом, храброй воин Христов, святой Феодор, находившийся тогда еще среди войска, никому ничего не говоря о своем намерении, вышел один на того лютого змея.

    Он взял с собою только обычное свое оружие, на груди же своей имел многоценный крест. Он сказал сам себе:

    - Пойду и избавлю отечество мое силою Христовою от этого лютого змия.

    Когда он пришел на то поле, то увидел высокую траву, сошел с коня и лег отдохнуть. В стране же этой жила некая благочестивая жена, по имени Евсевия. Это была женщина летами престарелая; за несколько лет перед этим, она, испросив честное тело святого Феодора Тирона6, пострадавшего в царствование Максимиана и Максимина, погребла его с ароматами в дому своем в Евхаитах и каждой год праздновала память его. Женщина эта, увидев сего второго Феодора, воина Христова, именуемого стратилатом, спящим на этом поле, с великою боязнью подошла к нему, и, взяв его за руку, разбудила его, говоря:

    - Встань, брат, и поскорее отойди от этого места: ведь ты не знаешь, что на этом месте многие претерпевали лютую смерть; итак, встав скорее, иди в путь свой.

    Честный же мученик Христов Феодор, встав, сказал ей:

    - Про какой же страх и ужас ты говоришь, матерь?

    Раба Божия Евсевия ответила ему:

    - Чадо, на месте этом завёлся громадный змий, и потому сюда никому нельзя придти: каждой день змий этот, выходя из логовища своего, кого-нибудь да находит, -человека или зверя, и тотчас же умерщвляет его и пожирает.

    Мужественный воин Христов Феодор сказал на это:

    - Отойди и встань подальше от места сего,и ты узришь силу Христа моего.

    Женщина отойдя от этого места, поверглась на землю, плача и произнося:

    - Боже христиан, помоги ему в час сей!

    Тогда святой мученик Феодор, сотворив крестное знамение, ударил себя в перси и, воззрев на небо, стал так молиться:

    - Господи Иисусе Христе, воссиявший от Отчего Существа, помогавший мне в битвах и дававший победу на сопротивных, - Ты и ныне Тот же есть, Господи Христе Боже: итак пошли мне одоление с высоты Твоей святой, да поборю я врага этого - змия.

    Потом беседуя с своим конём как бы с человеком, он сказал:

    - Мы знаем, что Божия власть и сила существуют во всех, и в людях и в скоте, итак помогай мне, при по­мощи Христа, да одолею я врага.

    Конь, выслушав слова господина своего, остановился, ожидая появления змия. Тогда мученик Христов, приблизившись к пропасти, воззвал громогласно к змию:

    - Тебе говорю и повелеваю именем Господа нашего Иисуса Христа, распявшегося добровольно за род человеческий, выйди из логовища своего и приползи ко мне.

    Змий, услышав голос святого, зашевелился, и тотчас земля на том месте потряслась. Святой же Феодор, назнаменовав себя крестным знамением, сел на коня, которой, терзая и попирая вышедшего змия, встал на него всеми четырьмя копытами.

    Тогда воин Христов Феодор поразил змия мечем и, убив его, произнес:

    - Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты услышал меня в час сей и даровал мне победу над змием!

    После этого он благополучно возвратился к полку своему, радуясь и славя Бога. Граждане Евхаит и окрестные жители, услышав об этом, вышли на то поле и, увидев змия убитым святым Феодором, удивлялись и взывали:


    Память святого пророка Захарии Серповидца

    Страница 1


    Память святого пророка Захарии Серповидца

    Как радостный благовест раздался для иудеев, находившихся в плену вавилонском, указ персидского царя Кира об освобождении1; и те из них, которые томились в неволе на чужбине, как "во тьме и тени смертной, окованные скорбью" (Пс.106:10), поспешили в землю отцов своих. Взяв с собою священные сосуды, захваченные Навуходоносором при разрушении Иерусалима (1Ездр.1:7-8), переселенцы, под предводительством князя Зоровавеля, происходившего из царского дома Давидова (1Ездр.1:8; 2:2; 1Пар.3:19; 9-17), возвратились на родину. В седьмой месяц по возвращении они возобновили из груды развалин жертвенник (1Ездр.3:1-6), а затем приступили к восстановлению разрушенного храма. Во второй месяц второго года была произведена по уставу Давида закладка нового храма, и весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня (1Ездр.3:11); многие же старцы, видевшие прежний храм, не могли удержаться от слёз, зная, что при бедности возвратившихся, второй храм далеко не может быть так великолепен; они плакали громко, примешивая рыдания к восклицаниям радости (1Ездр.3:12-13). Но самая постройка храма, несмотря на щедрый приток пожертвований в первое время, шла чрезвы­чайно медленно. Страна была неспокойна; всюду рыскали разбой­ники, и невозможно было вести правильных посевов и уборки хлеба; тяжелое бремя правления персидских чиновников (Неем.9:36-37), частая засухи, голод (Агг.1:6, 10-11) истощили народ. К этому присоединилась вражда с самарянами2. Имея свое святилище на горе Гаризим и считая Палестину уже своим владением, они крайне враждебно относились к евреям, особенно после того как последние отвергли их предложение об участии в постройке храма; раз­ными наветами перед персидским правительством самаряне доби­лись остановки работ почти на пятнадцать лет3.

    Эти препятствия ослабили благочестивую ревность иудеев к восстановлению народный святыни; для поднятия религиозного чув­ства избранного народа нужны были особенно сильные духом мужи; таких мужей Господь и воздвиг в лице Своих пророков Аггея4 и Захарии, о котором нам предстоит слово.

    Святой пророк Захария5, серповидец6, происходил из колена Левиина; он был сын Варахии и внук Адды или Иддо7; последний возвратился вместе с Зоровавелем из вавилонского плена и в книге Неемии называется главою священнической фамилии8. Свя­щенное Писание не сохранило подробных и определенных сведений о жизни пророка Захарии; оно лишь изредка приподнимает завесу, чтобы сообщить то или иное отрывочное известие о жизни пророка Божия. Так оно умалчивает о времени и месте рождения пророка Захарии, начиная свое повествование о его жизни со времени выступления его на пророческое служение. На пророче­скую деятельность он был призван Богом еще в юношеском возрасте (Зах.2:4) во второй месяц второго года царствования Дария Гистаспа (Зах.1:1), - только двумя месяцами позднее пророка Аггея (Агг.1:1). Совместною пророческою деятельностью святые Аггей и Захария достигли того, что евреи перестали думать о своих нуждах и с усердием принялись строить храм. Пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, - свидетелъствует о сем Ездра, говорили иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их (1Ездр.5:1-2). И ста­рейшины иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды (1Ездр.6:14).

     Служение пророка Захарии вероятно продолжалось и после построения храма; в последних речах его, составляющих содержание его книги с 9 гл. до конца, нет уже увещаний к неленостному окончанию постройки храма, и можно думать, что во время произнесения этих речей последний был уже готов9. Предание говорит, что святой пророк Захария дожил до глубокой старости и похоронен близ Иерусалима, рядом с пророком Аггеем.

    После пророка Захарии осталось драгоценное наследие - книга, содержащая его пророческие видения и речи. Отличительная черта содержания книги пророка Захарии - обилие мессианских пророчеств: ни у одного пророка не встречаем такого множества подробностей о последних днях жизни нашего Спасителя, как у пророка Захарии. Книга пророка Захарии может быть разделена по своему содержанию на две части: в первой (с 1-ой гл. по 6 гл.) находятся видения, и во второй (с 7-ой гл. до конца) - речи. Всех видений восемь; большая часть их объясняется пророку Ангелом Божиим; цель их - уверить народ еврейский в покровительстве Божием. В первом видении всадников объехавших всю землю и нашедших ее в покое, Бог открывает, что благоденствующие народы - угнетатели евреев будут пора­жены Его гневом, а Иерусалим будет восстановлен и города Иуды возвеличатся (1:7-17). Какова будет участь язычников разъясняет второе видение четырех кузнецов, которые идут сбить роги - символ народов, рассеявших иудеев и разрушивших Иерусалим (1:18-21). После сокрушения притеснителей иудеев, мешавших постройке города и храма, Иерусалим снова будет заселен; это открывается в третьем видении Ангела Господня, которой идет с землемерный веревкой размерить Иерусалим, так как последний расселится от мно­жества людей, и Сам Господь будет ему огненною стеною (гл. 2:1-13). Грехи народа уже не будут препятствовать поселению Господа на Сионе, потому что они будут прощены, как показывает четвертое видение: пророк видит первосвя­щенника Иисуса в запятнанных одеждах, - символ греховный нечистоты, причем его обвинял сатана; но Бог оправдывает его, и с первосвященника, представителя народа, снимаются запятнанные одежды и заменяются чистыми, чем предуказывалось на будущее великое дело милости Божией, - изглаждение грехов всей земли в один день Отраслью-Мессиею (гл. 3). В пятом видении пророку показан золотой светильник (символ Церкви,- Откр. 1:13, 20, с семью лампадами, наполняемой маслом от двух стоящих по сторонам его маслин; это означало, что Сам Бог бодрствует над храмом и народом, а две маслины - Зоровавель и Иисус - орудия Его промысла (гл. 4). Но народ еврейский недолго будет пользоваться милостями Божиими, о которых говорят предыдущие пять видений: он снова развра­тится и опять понесет наказание; эта мысль раскрывается в шестом видении свитка с проклятием воров и клятвопреступников (гл. 5:1-4), и-в седьмом видении ефы (мера жид­кости) с сидящей в ней женщиною, - образ нечестия, -унесен­ную двумя другими в Сеннаар или Вавилон (гл. 5:5-10).


       
       
       
       
       


    В избранное