Житие и чудеса святого пророка Елиссея. Житие святого отца нашего Мефодия, патриарха Константинопольского. В 1619 г. вернулся из польского плена Филарет Романов, отец Русского Царя Михаила Федоровича. В 1899 г. родилась святая новомученица Царевна и Великая Княжна Мария Николаевна, третья дочь Царя-искупителя Николая II. В 1771 г. Русская армия генерала В. Долгорукого приступом взяла турецкие укрепления Перекопа. В 1794 г. в связи с революцией во Франции Екатерина II запретила продажу в России французских товаров. В 313 г. византийский Император Константин объявил свободу вероисповедания и повелел вернуть христианам конфискованную у них собственность. В 1472 г. татарский хан Ахмат неожиданно отступил от Москвы, что было объяснено действием Владимирской иконы Богородицы. В 1480 г. в Москву перенесена Владимирская икона Божьей матери. В 1755 г. родилась Великая Княгиня Наталья Алексеевна, первая супруга Императора Павла I, в Дармштадте, до перехода в православие – Августа-В
В 1619 г. вернулся из польского плена Филарет Романов, отец Русского Царя Михаила Федоровича
В 1899 г. родилась святая новомученица Царевна и Великая Княжна Мария Николаевна, третья дочь Царя-искупителя Николая II
В 1771 г. Русская армия генерала В. Долгорукого приступом взяла турецкие укрепления Перекопа
В 1794 г. в связи с революцией во Франции Екатерина II запретила продажу в России французских товаров
В 313
г. византийский Император Константин объявил свободу вероисповедания и повелел вернуть христианам конфискованную у них собственность
В 1472 г. татарский хан Ахмат неожиданно отступил от Москвы, что было объяснено действием Владимирской иконы Богородицы
В 1480 г. в Москву перенесена Владимирская икона Божьей матери
В 1755 г. родилась Великая Княгиня Наталья Алексеевна, первая супруга Императора Павла I, в
Дармштадте, до перехода в православие – Августа-Вильгельмина, принцесса Гессен-Дармштадская
В 1910 г. в России началась столыпинская аграрная реформа
В 1610 г. в битве у села Клушино (у Вязьмы) Русские войска Дмитрия Шуйского потерпели сокрушительное поражение от польского гетмана Станислава Жолкевского
В 1762 г. Российский Император Петр III уравнял в правах православную и лютеранскую церкви
В 1829 г. А. Пушкин, прибыв в действующую
армию на Кавказ, принял участие в сражении с турками
В 1936 г. в СССР запрещены аборты
В 1991 г. в Югославии началась гражданская война
В 1730 г. польский король Август II организовал самый большой в мировой истории банкет (на 30 тысяч человек)
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и чудеса святого пророка Елиссея
Страница 1
Житие и чудеса святого пророка Елиссея
Святой пророк Елисей был сын Сафата из
колена Рувимова1. Он родился в городе
Авел-Мехоле2 (3Цар.19:16) и был великим
чудотворцем. Самое рождение его сопровождалось чудесными явлениями: в городе
Силоме, отстоявшем далеко от Иерусалима, стояла золотая телица, которой
совратившиеся в идолопоклонство израильтяне поклонялись, как Богу, и приносили
жертвы. В самый час рождения Елиссея эта бездушная телица так громко закричала,
что рев ее был слышен даже в Иерусалиме. Когда все весьма дивились этому, некий
священник, исполненный Святого Духа, сказал: "Великий пророк Божий родился
ныне, и он должен будет разрушить истуканов и сокрушить сильных!"
Когда же Елиссей достиг совершенного возраста, проводя жизнь
свою для большего угождения Богу в девственной чистоте, Бог призвал его на
пророческое служение. Призвание это совершилось так. Однажды Елиссей
двенадцатью парами волов пахал землю. Святой пророк Илия, находившийся в то
время на горе Хориве3 в собеседовании с
Богом, получил повеление от Бога помазать Елиссея вместо себя в пророка. И вот,
когда Елиссей был в поле, святой пророк Илия приблизился к нему, возложил на
него свою милоть4, и, передав ему волю
Господню, нарек его в пророка, и повелел ему следовать за собой. Елиссей тотчас
все оставил и готов был со всем усердием следовать за святым пророком Божиим
Илиею, и только испросил у него позволения на короткое время отлучиться домой,
чтобы проститься с отцом и матерью. Дома он взял ту пару волов, на которой сам
пахал, заколол их, а плуг рассек на дрова, возложил их на огонь и, зажарив на
нем мясо, сделал угощение прилучившимся людям и соседям; после этого, поцеловал
отца и мать, Елиссей немедленно последовал за Илиею и служил ему, поучаясь у
него ведению тайн Божиих; по благодати Божией он сделался пророком, неменьшим
учителя и наставника своего - святого Илии. Когда же Богу угодно было взять
раба Своего Илию в вихре на огненной колеснице на небо (4Цар.2:1-15) и
переселить его в рай, то Илия спросил у Елиссея, какого дара он желает от Бога,
который бы он, Илия, исходатайствовал ему молитвой своей.
"Проси, - сказал он, - что сделать тебе, прежде чем я
буду взят от тебя".
Елиссей не просил себе чего-либо земного временного, ибо для
него, оставившего все ради Бога и нищего духом, почитавшего все за ничто, не
требовалось ничего на земле; он не просил у Илии ни здоровья для тела, ни
долготы дней жизни своей, ибо, в чаянии наследия жизни вечной, не желал
продолжительного пребывания в этой временной жизни, но испросил себе благодати
Духа Святого, сугубой по сравнению с почивавшей на святом Илии.
"Пусть будет, - сказал он, - тот дар пророчества, и дар
чудотворения, какой в тебе, вдвое более во мне! Дабы я мог заблуждшихся людей,
уклонившихся в служение Ваалу, словом пророческим научить, подтверждая
наставления свои чудотворениями, и через сие обратить их опять к единому
истинному Богу".
Илия согласился на просимое Елиссеем, но под условием,
сказав ему: "Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе
так". И вот, когда они продолжали путь и беседовали, появилась огненная
колесница и огненные кони, которые разделили их друг от друга, и Илия в вихре
понесся на небо. Елиссей смотрел и взывал: "Отец мой, отец мой! Колесница
Израилева и конница его!"5
Наконец, когда Елиссей перестал уже видеть огненную колесницу,
далеко скрывшуюся от него вместе с Илиею в высоте, то начал плакать по нем, как
об отце, разодрав одежду свою пополам. Но вот он увидел спущенную с высоты
Илиею милоть, которая и покрыла его, и он принял ее, как знак полученного
сугубого духа Илии, и получил утешение в своей печали о нем. Он хранил ее у
себя, как великое сокровище, или как драгоценную царскую порфиру, - и этой
милотию сотворил такое же чудо, как ранее Илия. Желая перейти реку Иордан, он
милотию ударил по воде, - вода расступилась, и Елиссей перешел посуху. Видевшие
это чудо ученики пророческие, жившие в Иерихоне, убедились, что Дух Илии почил
на Елиссее и, придя к нему, поклонились ему.
Святой же Елиссей пришел в Иерихон и остановился в нем,
чтобы пробыть здесь некоторое время. Жители города пришли к нему и сказали:
"Вот местоположение города нашего хорошо, как и сам ты видишь; но вода
нехороша, и от нее и земля бесплодна!"
Елиссей потребовал, чтобы принесли ему новый водонос и
всыпали в него соли. Когда это исполнили, он взял водонос и пошел к тому месту,
где были ключи и, высыпав там соль сказал:
- Так говорит Господь: "Я сделал эту воду здоровой: она
не будет уже теперь причиной смерти и бесплодия.
После сего из Иерихона Елиссей отправился в город Вефил,
жители которого - израильтяне, отступив от Бога, поклонялись идолам. Когда он
приближался к городу, то маленькие дети, игравшие здесь на дороге, встретив его
и видя его плешивую голову, начали смеяться над ним и кричать: "Ступай,
плешивый! Ступай, плешивый!"
Елиссей, проходя мимо, осмотрелся и видя, что они следуют за
ним, продолжая насмехаться и кричать, проклял их именем Божиим. И вот выбежали
из лесу две медведицы и растерзали из них сорок двух отроков, остальные едва
спаслись бегством в город. Этой казнью пророк Божий по праведному суду наказал
тех детей за поругание и пресек им жизнь, дабы, придя в мужественный возраст,
они не явились более злыми людьми; родители же их были наказаны этим за свое
идолопоклонство и вместе получили горькое поучение воспитывать детей в страхе
Божием и наставлять их благоговейному почитанию слуг Божиих. Из Вефила Елиссей
пошел на гору Кармил6 и оттуда возвратился
в Самарию.
Житие святого отца нашего Мефодия, патриарха Константинопольского
Страница 1
Житие святого отца нашего Мефодия, патриарха Константинопольского
Уроженец Сицилии1,
святитель Христов Мефодий в юных летах воспринял иноческий образ, преуспевая в
добродетельной жизни. В царствование Льва Армянина2,
иконоборца, он занимал при святейшем Никифоре, патриархе Цареградском3, должность апокрисиария4.
Патриарх Никифор послал святого Мефодия к папе в Рим5
с одним поручением, касающимся церковных дел; здесь, в Риме, он намеренно
задержался на довольно продолжительное время, потому что нечестивый Лев,
свергнув с патриаршего престола святейшего Никифора, возвел на него еретика
иконоборца Феодота Милиссийского, по прозванию Касситера6.
По кончине царя Льва и лжепатриарха Феодота святой Мефодий возвратился из
Ветхого Рима в Новый7. В сане пресвитера
он служил Господу в правде и преподобии, неустанно борясь с иконоборческой
ересью, особенно усилившейся в то время: по Льве Армянине на царский престол
вступил, тоже еретик иконоборец, Михаил Валвос или Травлос8;
патриархами во дни его были люди неблагочестивые. И великий подвиг взял на себя
блаженный Мефодий, препираясь с еретиками и постыжая их. За такую деятельность
нечестивый царь томил в муках и темнице святого Мефодия, как сообщает об этом
грек Зонара9: он передает, что Михаил
Травлос в начале царствования своего показал себя милостивым правителем: многих
святых отцов, заточенных Львом Армянином за почитание икон, он освободил от уз
и заключения, но затем, по прошествии уже довольно значительного времени,
Михаил отменил это, внушенное лицемерием, доброе дело и, не скрывая своего
злобного нечестия, воздвиг гонение на православных. С гневом он ополчился на
святого Мефодия и на Евфимия, Сардийского епископа, - о многих других, много
пострадавших от него, уже не говорим. Евфимия он отправил за почитание икон в
изгнание, а святого Мефодия заключил в темнице в Акрите10.
Тот же Зонара следующим образом описывает нечестие Михаила Травлоса: он
подражал во всем, по его словам, царю Копрониму11;
благоволя иудеям, он приказал поститься в субботу; не веря воскресению мертвых,
Михаил осмеивал надежду на блаженную жизнь за гробом; подвергал насмешкам и
предсказания святых пророков, утверждал, что бесов не существует и не почитал
за грех скверных плотских деяний: почитая Иуду предателя за святого, Михаил
думал, что последний будет спасен. Он ненавидел учение книжное и препятствовал
родителям отдавать детей в православные школы, чтобы, изучив священное Писание,
они не обличили его безумия, но, пребывая невеждами и бескнижными следовали его
еретическому заблуждению. Так говорит Зонара. Святой Мефодий мужественно
противился зловерному царю, как пастырь мудрый, сведущий в Божественном
Писании, православных догматах и преданиях святых отцов; за это он, как
исповедник истины, переносил не только узы и темницы, но даже раны.
По смерти Михаила Травлоса воцарился сын его Феофил12 - наследник не только престола, но и
зловерия своего отца, Феофил многих замучил за честное почитания святых икон,
однако, любя учение книжное, он обновил запустевшие было школы Царьграда,
приказал снова начать в них занятия. Он же освободил из заточения и святого
Мефодия, как передает об этом греческий историк Михаил Гликос: небывалым, -
говорит он, - и чудесным образом извел Бог Мефодия из мрачного узилища: Феофил
из любви к знаниям часто проводил время за чтением книг; однажды царю попалась
в руки книга, содержание которой ему было малопонятно; кто-то из приближенных
заметил Феофилу, что Мефодий, заключенный в темнице в Акрите, известен своим
уменьем изъяснять трудные для уразумения места в книгах. Тотчас же царь послал
приказ привести к нему из узилища святого Мефодия; увидевшись с ним, он после
беседы понял, что святой Мефодий муж мудрый, и освободил его из уважения к
нему.
Получив свободу, святой Мефодий снова вступил в словесную
борьбу с еретиками, уча воздавать святым иконам достойные их честь и
поклонение; этим он опять навлекал на себя гнев иконоборцев: деятельность
святого Мефодия на защиту православия стала известна царю, который сильно
гневался на угодника Божия, скрывая свое недовольство до более удобного
времени. В эти дни греки вели войну с сарацинами13,
и была необходимость самому царю присутствовать при войске. Отправляясь к
полкам, царь взял с собой и святого Мефодия, частью как бы ради молитвы, частью
для бесед от писания и решения недоуменных вопросов, которые, как убедился
царь, святой Мефодий искусен был разъяснять. В действительности же царь взял с
собой угодника Божия из боязни, как бы в столице, если в ней останется святой
Мефодий, не возникло народное возмущение против иконоборцев: народ любил
преподобного, как мужа святого и учительного, прекрасно сведущего не только в
области управления духовного, но и гражданского; поэтому-то царь и не оставил
его в столице на время своего отсутствия, а взял с собой. Но вот, по Божию
попущению, измаильтяне одолели греков, уничтожив почти все войско царя, так что
последний едва спасся бегством с малыми остатками от своих полков; тогда
нечестивый царь обнаружил на святого Мефодия свой гнев, который доселе таил в
сердце:
- Потому Бог и даровал врагам нашим победу, - говорил
Феофил, - что среди нас находятся идолопоклонники.
На это святой Мефодий возразил:
- Господь, поругаемый христианами в Своей святой иконе,
прогневался на них и попустил врагам одержать над нами победу.