Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Святые Апостолы (из семидесяти) Прохора, Никанора, Тимона и Пармена. Память святого мученика Евстафия. Память святого мученика Акакия. Страдание святого мученика Иулиана. Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия" (1046). Святитель Питирим Тамбовский, чудотворец (1698). Преподобный Моисей Печерский (XIII-XIV). Гребневская икона Божией Матери (1380). Икона Божией Матери Одигитрия Костромская (1672). Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская (1885). Устюженская икона Божией Матери (1290). Икона Божией Матери Одигитрия Выдропусская (XV). Святая икона Богоматери Воронинская (1524). Святая икона Богоматери Одигитрии, именуемая Христофоровская (XVI). Святая икона Божией Матери, именуемая Супрасльская (XVI). Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Югская (1615). Святая икона Богоматери, именуемая Игрицкая (1624). Святая икона Смоленской Божией Матери (Сергиевская) (1730). В 1922 г. окончился Приамурский Земский Собор во Владивостоке, избравший ген. М.К.Дитерих


   
   
   
   
   

Герб Российской Империи
Подпишитесь на наши рассылки на Subscribe.Ru
Новости портала "Жизнь Вечная" Monar.Ru
Этот день в Русской истории и Жития Святых
 

Портал Жизнь Вечная - Царь - Монархия

Мир вам, уважаемые братья и сестры!

Сегодня, Вторник, 10 Августа 2010 года (28 Июля 2010 по ст. ст.)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
События Русской истории:
  • В 1922 г. окончился Приамурский Земский Собор во Владивостоке, избравший ген. М.К.Дитерихса правителем последней свободной от большевизма части русской земли

Завтра, Среда, 11 Августа 2010 года (29 Июля 2010 по ст. ст.)
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
События Русской истории:
  • Рождение Ея Императорского Высочества Великой Княжны Александры Павловны
  • В 1514 г. Вел. Князем Василием III гор. Смоленск был отвоеван у литовцев и возвращен в состав Русского государства
  • В 1566 состоялось посвящение игумена Соловецкого монастыря Филиппа в митрополита Московского и Всея Руси. Будущий святитель обещал, что отныне духовенство не будет вмешиваться в дела опричнины и мешать ей. Митрополит Филипп дал также свое пастырское благословение Царю Ивану IV Грозному на продолжение начатого дела и дал ему право именоваться игуменом опричных земель. Этим своим указом митрополит сразу нажил себе очень много смертельных врагов среди духовенства. Прошло чуть более 2 лет, когда заговорщикам все-таки удалось его низложить

Смотрите также: События Русской Истории и Жития Святых на следующие 30 дней и на прошедшие 30 дней


Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны! Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru, либо временно отключать отображение картинок в браузере.

Все замечания, найденные ошибки, отзывы и предложения, пожалуйста, высылайте на адрес автора :    religion.saintshistory-owner@subscribe.ru

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Святые Апостолы (из семидесяти) Прохора, Никанора, Тимона и Пармена

Страница 1


Святые Апостолы (из семидесяти) Прохора, Никанора, Тимона и Пармена

После Вознесения Господня и по ниспослания Святого Духа на Апостолов, число верующих в Иерусалиме значительно увеличилось; посему, по совету Апостолов, пребывавших в то время в Иерусалиме, избраны были семь мужей, исполненных Духа Святого и премудрости (Деян.6:5), на служение диаконское. Имена сих мужей были следующие: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай антиохиянин. О самом избрании их книга Деяний апостольских повествует так:

"В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.  Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме" (Деян.6:1-7).

Из числа всех сих избранных память святого первомученика Стефана почитается в двадцать седьмой день декабря месяца; память святого Филиппа чтится в одиннадцатый день месяца октября; память же прочих диаконов, за исключением Николая, – не причтенного к лику святых1, святая Церковь почитает одновременно в нынешний день, несмотря на то, что они скончались в разные времена и в разных местах, проповедуя имя Христово и запечатлев свою проповедь мученическою смертью.

Святой Прохор первоначально сопутствовал святому верховному Апостолу Петру2 (еще до Успения Матери Божией) вместе с прочими учениками; сим же Апостолом Петром святой Прохор был поставлен в епископы вифинского города Никомидии, как об этом повествует блаженный Симеон Метафраст3 в сказании о житии и подвигах святого Апостола Петра (под 29 июня). После же Успения Матери Божией Прохор был спутником и сотрудником святого Апостола Иоанна Богослова4; вместе с ним Прохор прошел по многим странам, принимая везде страдания от язычников за благовествование имени Христова; вместе с Иоанном Богословом Прохор был заточен на остров Патмос; здесь он записывал всё, что слышал от святого Иоанна Богослова, изрекавшего по откровению Божию5; после сего святой Прохор опять потрудился в Никомидии, где он был первым епископом; здесь он обращал ко Христу язычников, умножая новособранную церковь. Скончался святой Прохор мученически, будучи убит язычниками за благовествование имени Христова в городе Антиохии6.

Святой Никанор пострадал в тот же день, когда был побит камнями святой первомученик Стефан; в это время было поднято жестокое гонение на церковь иерусалимскую; святой Никанор, как и первомученик Стефан, был умерщвлен вместе с двумя тысячами людей, уверовавших во Христа. Об образе убиения его упоминается в каноне, что он был как ягненок, принесен в жертву Богу7.

Святой Тимон был поставлен святыми Апостолами епископом города Бостории, находившегося в Аравии; за проповедь имени Христова он много пострадал как от иудеев, так и от язычников; наконец был брошен в сильно разожженную печь, но нисколько не пострадал от огня и вышел из печи невредимым. Предание римской церкви прибавляет, что святой Тимон, выйдя из печи невредимым, был предан крестной смерти8.

Святой Пармен со усердием совершал служение, порученное ему святыми Апостолами; на их глазах он умер и их руками был похоронен и ими же оплакан. Однако, некоторые утверждаю, что он пострадал пред смертию и был украшен венцом мученическим9.

 

Кондак, глас 1:

Диакони честнии и самовидцы Слова, и сосуди избраннии явистеся веры, Никанор, Прохор, Пармен и Тимон, славнии: темже днесь священную память вашу празднуем, в веселии сердца вас ублажающе.

__________________________________________________

1 Некоторые из церковных писателей (св. Ириней Лионский, Епифаний Кипрский, блаж. Иероним и др.) считают диакона Николая основателем и начальником секты николаитов, коих обличает св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в Апокалипсисе (2:6,15). Предполагают, что диакон Николай неправильно понял учение Христа о любви и свободе христианской и был проповедником несдержанной плотской любви. Впрочем Климент Александрийский свидетельствует, что диакон Николай проводил строгую и благочестивую жизнь, имел жену и детей, и его дочери состарились в девстве. Его слова: "Надобно плоть употреблять на зло", т.е. пренебрегать плотью, не дорожить ею, – обуздывать ее, – были ложно поняты сектантами; сам же Николай был, как строгий аскет, чужд таких заблуждений".


Память святого мученика Евстафия

Страница 1


Память святого мученика Евстафия

Святой мученик Христов Евстафий служил в войске. Так как он был христианином, то был схвачен и приведен к правителю города Анкиры1 Корнилию. На допросе он смело исповедал Христа, и за это его сперва без пощады избили, потом просверлили ему пяты, затем, привязав к нему веревку, влачили от города Анкиры до реки Сагки2, причем правитель шел вслед за ним и смотрел, и, наконец, положили его в ящик и бросили в реку. Но в это время по изволению Божия явился ангел Господень и вынес ящик из реки на сухое место. Святой оказался живым и, находясь в ящике, пел: "Живущий под кровом Всевышнего" (Пс.90:1) и прочее. Увидев это, правитель почувствовал себя посрамленным и, вынув меч свой, сам убил себя. Между тем святой мученик помолился Богу, из рук явившегося ангела причастился Божественных Таин, принесенных ему с неба голубем, и после этого предал дух свой в руки Господа3. Честные мощи его были погребены в городе Анкире.

______________________________________________________

1 Город Анкира находится в малоазийской римской провинции Галатии.

2 Под названием Сакги здесь разумеется река Сангари. Она берет свое начало в сопредельной с Галатией провинции Фригии, протекает чрез Галатию и Вифинию и впадает в Евксинский Понт, ныне Черное море.

3 Святой мученик Евстафий скончался около 316 г.

 

 


Память святого мученика Акакия

Страница 1


Память святого мученика Акакия

Святой Христов мученик Акакий пострадал в царствование Ликиния1, которому и предан был для суда. За исповедание Христа Ликиний повелел повесить его и строгать по телу, а потом отослал к епарху2 Терентию. Последний приказал бросить его в котел, наполненный смолою и салом, но он остался совершенно невредимым. Когда епарху надо было отправиться в Апамею и Аполлонию3, то он велел святому Акакию следовать за собою. В одном из этих городов его ввели в языческий храм, и он силою молитвы ниспроверг всех бывших в этом храме идолов. После сего епарх отдал его для суда трибуну4, по повелению которого он был сперва сильно избит, потом боролся со зверями и, наконец, был брошен в печь, но остался невредимым. Трибун, думая, что печь холодна, подошел к ней, желая удостовериться в этом, но сам сгорел и тело его обратилось в прах. После смерти трибуна святой отдан был на суд Посидонию, который повелел наложить на него тяжелые оковы и отвести в Милет5, где он снова ниспроверг идолов. За это ему отсекли голову6, при чем из раны истекла кровь и молоко. Некий пресвитер Леонтий похоронил тело его в городе Синнаде7.                                                                  

________________________________________________________

1 Ликиний, управлявший с 311 года восточною частью римской империи, был преемником жестокого гонителя христиан Максимиана Галерия. В 311 году он вместе с Константином Великим издал закон в пользу христиан, но впоследствии, когда между ним и Константином возникли неприятные отношения, в основе которых лежал вопрос, двум или одному государю быть в империи, он, подозревая христиан в сочувствии к Константину, стал сперва притеснять, а потом и преследовать их. Это продолжалось до 323 года; на войне с Константином Ликиний был убит.

2 Епархами в греко-римской области назывались правители областей.

3 Города Апамея и Апполония находились в малоазийской римской провинции Фригии близ юго-восточной границы ее с Писидией.

4 Трибунами назывались в римской империи разные должностные лица, в особенности же – военные начальники над тысячью солдат.

5 Милет – приморский город в малоазийской римской провинции Карии.

6 Святой мученик Акакий скончался около 321 года.

7 Город Синнада находился в Малой Азии, в римской провинции Фригии.

 

 


Страдание святого мученика Иулиана

Страница 1


Страдание святого мученика Иулиана

В царствование императора Антонина1 язычники принуждали христиан приносить жертвы богам; в противном случае язычники угрожали христианам лютыми муками и самою смертью. В провинции Кампании2 тогда игемоном был некто Флавиан, человек весьма жестокий; сей игемон ненавидел имя Христово.

Игемон Флавиан послал по всей провинции Кампании своих нечестивых слуг, приказав им забирать всех христиан, каких они встретят, и привести их в город Атину, в коем он сам находился в то время.

В это время в Кампанию прибыл из Далмации3 некоторый муж, юный летами, но старый по поведению и мудрости христианской; прекрасный и самым телом, но еще более прекраснейший благодатию и святостью; честный по происхождению, но еще более честнейший по вере. Имя мужу тому было Иулиан. В то время как Иулиан проходил около города Анагния, случайно натолкнулся он на воинов игемоновых. Иулиан воздал им христианское приветствие, сказав:

– Мир вам, братия!

Воины же, догадавшись по этим словам и по всему кроткому поведению святого, что это был христианин, начали спрашивать его, – кто он и откуда? каково его имя и какую веру он исповедовал.

Раб же Божий Иулиан, желая пострадать и умереть за имя Христово, бесстрашно отвечал:

– Я христианин; имя мое – Иулиан; происхожу я из Далмации; направляюсь же в эти страны, всюду увещевая людей отвергнуть поклонение идолам и уверовать в единого истинного Бога, и Сына Его Господа Иисуса Христа; я увещеваю людей почтить Того, о Котором я проповедую и ради Которого я готов положить жизнь свою.

Воины весьма удивились столь мужественному ответу святого, однако взяли его, крепко связали и повели, ударяя палками и оружием и говоря:

Посмотрим, насколько справедливы будут слова твои о том, что ты желаешь умереть за Распятого!

Перенося побои, святой молился Богу, прося дать ему силу до конца претерпеть страдания за святое имя Его. И молитва святого Иулиана была услышана Богом, ибо нисшел голос, укрепивший святого и говоривший:

– Не бойся, Иулиан! Я буду с тобою и дам тебе силы и мужество.

Тогда святой юноша принес благодарение милосердому Богу, после чего был отведен к игемону и по повелению его был заключен в страшной темнице, называвшейся "Холодным рвом". В этой темнице святого содержали семь дней без пищи и пития, думая погубить его голодом и жаждою.

Но Бог не оставил раба Своего, ибо послал к нему святого ангела. Узник Христов наслаждался лицезрением и беседою с сим ангелом, принимая небесную пищу из рук его.

Спустя семь дней игемон вышел на публичное судилище (здесь потом была построена церковь во имя Пречистой Богородицы) и воссел на судилищном месте в присутствии множества собравшегося народа; потом приказал представить себе мученика для допроса. Когда святой был приведен к игемону, то сей последний спросил его:

– Не стыдно ли тебе, столь красивому и честному юноше, поклоняться малоизвестному назарянину, распятому на кресте? разве не лучше было бы, если бы ты отрекся от этой дурной веры? Поклонись богам нашим, тогда царь будет милостив к тебе.

Мученик отвечал:

– Моя слава и похвала – распятый Христос, Бог мой; и я не желаю сам ничем иным хвалиться кроме креста Господа моего; и я не желаю сам ничем иным хвалиться кроме креста Господа моего; а за святую веру, которую ты называешь дурною, я готов умереть. Но твои боги поистине мерзки; ибо они бесы; пусть стыдятся их все те, кто поклоняется им.

После этих слов святого, игемон пришел в ярость, и повелел бить святого по устам, а также мучить его, растянув на мучилищном дереве.

Святой же, принимая побои, молился Богу, говоря так.

– На Тебя, я, Господи, уповаю; силою Твоею спаси меня. Ты мой Бог, помощник мой, прибежище и избавитель мой; пусть устыдятся все, поклоняющиеся идолам и замыслившие сделать мне зло. К Тебе, Господи, взываю я: не отдай меня во власть врагов моих.

И снова послан был святому голос с нема, укрепивший святого и говоривший:

– Не бойся! Подвизайся мужественно!

Тогда мученик Христов, обратившись к народу, сказал:

– Внимайте, окаянные! Не надейтесь на богов, коих вы сделали сами себе своими руками; познайте Того Бога, Который создал из ничего небо и землю.

Увещевая народ в таковых словах, святой Иулиан обратил ко Христу более тридцати мужей; потом снова был отведен в темницу.

Утром следующего дня святой снова был выведен на судилище. Игемон сказал ему такие слова:

– Я хотел бы пощадить тебя, не щадящего самого себя и не хотящего поклониться богам непобедимым.

На эти слова святой мученик отвечал:

– Напрасно ты говоришь мне это; ты уже не изменишь моих мыслей. Я поклоняюсь Тому Богу, Которому должны все поклоняться. Этот Бог сотворил небо и землю.

Игемон Флавиан пришел в гнев от этих слов святого и приказал повесить Иулиана на мучилищном дереве и терзать святого побоями и строганием железом. Но по силе Бога, дивного во святых Своих, руки мучителей ослабели и разболелись, так что они не только не могли коснуться святого, но даже не могли держать в руках орудий мучения, и вообще не могли ничего делать.


Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия (1046)

Страница 1


Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия" (1046)

Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия", что значит "Путеводительница", по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, - 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"

 


Святитель Питирим Тамбовский, чудотворец (1698)

Страница 1


Святитель Питирим Тамбовский, чудотворец (1698)

Святитель Питирим, просветитель Тамбовского края, родился в 1645 году в городе Вязьме (Смоленской епархии), население которого отличалось особенной набожностью, твердостью в православной вере и благочестием. При крещении он был наречен в честь преподобного Прокопия Декаполита, и в течение всей своей жизни будущий святитель глубоко чтил святого Прокопия (кондак 5). Кто были родители Прокопия, неизвестно, но, несомненно, они, подобно большинству вязьмичей, были людьми весьма благочестивыми.

С детских лет и Прокопий, и сестра его, в будущем монахиня Екатерина, стремились всецело посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни (кондак 2). Отрок Прокопий успешно проходил учение, посещал церковные службы (имея хороший голос, участвовал в клиросном пении и чтении и считался лучшим чтецом в Вязьме);читая книги духовного содержания, приобретал навык к молит-ве. Особенно же любил Прокопий посещать Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором сохранялся строгий устав; старцы же монастыря славились своей истинно подвижнической жизнью. Беседы с ними, монастырские богослужения окончательно определили желание Прокопия принять иночество, которое он и исполнил, по окончании учения став послушником Иоанно-Предтеченского монастыря. Строгое постничество, точное исполнение послушаний, высокие духовные качества быстро стяжали Прокопию признание братии, и на двадцать первом году жизни, в 1665 году, Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим в честь великого подвижника преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого, его преемника и второго игумена знаменитой Фиваиды (икос 2). В XV столетии известен был святостью жизни и ревностной миссионерской деятельностью епископ Великопермский Питирим; по-видимому, живой пример Пермского святителя послужил причиной избрания монашеского имени для Прокопия. В этом избрании нельзя не видеть указания на схожесть последующего миссионерского подвига епископа Тамбовского со своим северным соименником.

Питирим со смирением принял ангельский образ как естественный и вожделенный итог всей своей прежней жизни. Молитва стала в это время естественным состоянием его души. К строгому посту, всяческому воздержанию, трудам, послушанию, бдениям он привык с детства. Стремление души Питирима к Богу и единению с Ним составляло основу всех его монашеских подвигов, смысл его жизни, освящало все его деяния (кондак 3).

Инок Питирим быстро возрастал духовно. Умственная зрелость, а более всего воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним, скоро возвысили его пред всеми, даже пред монастырскими старцами, и инок Питирим в свои 32 года, в 1677 году, был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита (икос 3).

Архимандрит Питирим многое сделал для благоустройства обители: Иоанно-Предтеченский монастырь достиг благодаря его трудам наивысшей степени своего процветания. Он украсил великолепный и оригинальный по форме трапезный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери — Одигитрии. В редкостной гармонии с внешним благолепием находилось и внутреннее, духовное состояние вверенной архимандриту Питириму обители. Являя собою пример для братии, разделяя с ней монашеские подвиги и труды, молодой архимандрит более кротостью и духовным горением своим, нежели строгостью, увлекал всех к святой, подвижнической жизни.

В 1682 году, 21 мая, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери и святых Константина и Елены совершался, по местному обычаю, крестный ход из Вяземского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь. Архимандрит Питирим заметил в крестном ходе икону преподобного Аркадия Вяземского, новоторжского чудотворца, которого горячо почитают издревле вязьмичи, напи-санную странно и даже соблазнительно. Известно, что в юности святой внешним юродством прикрывал свои действительные и очень высокие добродетели, но неумелый иконописец изобразил лишь внешнее юродство Аркадия, придавая святому самый безумный вид. Архимандрит Питирим проявил духовную твердость и ревность о достойном почитании святых угодников Божиих и изъял икону (кондак 4). Поступок его вызвал ропот, брань и недовольство несших ее, в Вязьме началось брожение. На следующий год, когда недовольные успели возбудить значительное число людей против архимандрита, толпа окружила его, требуя возвращения иконы, и ему едва удалось спастись из рук невежественной толпы.

Этому знаменательному случаю суждено было изменить жизнь архимандрита Питирима. Дело об иконе преподобного Аркадия стало известно Патриарху Иоакиму, также признавшему ее «недоброписанной». Действия архимандрита были одобрены. Ревность по вере и решительность молодого настоятеля пон-равились Патриарху, он вызвал его в Москву, с тем, чтобы уготовить ему новое, высшее, служение. 1 сентября 1684 года, в день церковного новолетия, архимандрит Питирим ступил на новую стезю служения Церкви. Состоялось его избрание на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля 1685 года он был рукоположен во епископа (икос 4).

Состояние церковных дел этой епархии было самое плачевное. Имеющиеся храмы и монастыри были неблагоустроенны, ощущалась острая нужда в пастырях, проповеди произносились очень редко. Нравы населения были самые распущенные. Край нуждался в особом архипастыре, обладавшем такими дарованиями, которые позволили бы ему иметь несомненное духовное влияние на все это край-не разнородное во всех отношениях население.


Преподобный Моисей Печерский (XIII-XIV)

Страница 1


Преподобный Моисей Печерский (XIII-XIV)

Жил и подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. Постоянным и любимым подвигом преподобного было псалмопение и бесчисленные коленопреклонения, за что удостоился он дара чудотворения. Мощи святого почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.


Гребневская икона Божией Матери (1380)

Страница 1


Гребневская икона Божией Матери (1380)

Гребневская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями и находившаяся в храме города Гребня (на реке Чири, впадающей в Дон), была поднесена жителями города великому князю Димитрию Донскому по возвращении его с Куликовской битвы в 1380 году.

В ХV веке, после удачного похода на Новгород, великий князь Иоанн Васильевич по обету построил церковь Успения в Москве на Лубянке и в ней поставил Гребневский образ Божией Матери, который он брал с собою в поход. В 1687 году, когда церковь сгорела, икона чудесно сохранилась.

 


Икона Божией Матери Одигитрия Костромская (1672)

Страница 1


Икона Божией Матери Одигитрия Костромская (1672)

Икона Божией Матери Одигитрия Костромская была написана в 1672 году на стене юго-западной башни Костромского Богоявленского монастыря. В 1779 году в монастыре случился большой пожар, башня была вся охвачена пламенем, но святая икона Богородицы не пострадала от огня. В 1824 году в башне была устроена церковь.


Икона Божией Матери Умиление Серафимо-Дивеевская (1885)

Страница 1


Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская (1885)

Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону "Умиление" - "Всех радостей Радость", и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима Саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону "Всех радостей Радость" сестрам Дивеевской Серафимовской обители.


Устюженская икона Божией Матери (1290)

Страница 1


Устюженская икона Божией Матери (1290)

Устюженская икона Божией Матери (1290), прославленная многими чудесами, находилась в городе Устюжне Новгородской губернии (ныне Вологодская область). В начале ХVII века жители Устюжны, молившиеся о спасении перед этой святой иконой, были избавлены от нашествия шведов и поляков заступлением Царицы Небесной.


Икона Божией Матери Одигитрия Выдропусская (XV)

Страница 1


Икона Божией Матери Одигитрия Выдропусская (XV)

Икона Божией Матери Одигитрии Выдропусской в ХV веке находилась в храме великомученика Георгия в селе Выдропусске Новгородской губернии. Во время случившегося в храме пожара эта святая икона осталась неповрежденной. После взятия Новгорода великим князем Московским Иваном III войско его возвращалось в Москву. Один из ратников, муромский уроженец, войдя в храм, взял из него икону Божией Матери, унес ее в свою вотчину и поставил в храме святителя Николая. Когда перед похищенной святой иконой служили первый молебен, то после чтения слов Евангелия "... и возвратися в дом Свой" (Лк. 1, 56) внезапно налетел вихрь, свод храма открылся, икона Богоматери поднялась на воздух и чудесно перенеслась в церковь села Выдропусска.

Виновник похищения святой иконы раскаялся и пришел пешком в Выдропусск, умоляя Божию Матерь простить его. В ХVI веке эта святая икона была взята в Москву, с нее сделан точный список для церкви села Выдропусска, а подлинная икона поставлена в храме Преображения города Торжка.

 


Святая икона Богоматери Воронинская (1524)

Страница 1


Святая икона Богоматери Воронинская (1524)

Святая икона Богоматери Воронинская находилась в Воронинской Успенской Богородичной пустыни Череповецкого уезда Новгородской губернии. Явление ее произошло в 1524 году.


Святая икона Богоматери Одигитрии, именуемая Христофоровская (XVI)

Страница 1


Святая икона Богоматери Одигитрии, именуемая Христофоровская (XVI)

Святая икона Богоматери Одигитрии, именуемая Христофоровская, была поставлена в 1555 году в храме обители, основанной преподобным Христофором, учеником преподобного Лонгина Коряжемского († 1540). Икона эта прославилась многими чудесами, около обители истек из земли целебный источник.


Святая икона Божией Матери, именуемая Супрасльская (XVI)

Страница 1


Святая икона Божией Матери, именуемая Супрасльская (XVI)

Святая икона Божией Матери, именуемая Супрасльская, находилась в Благовещенском мужском монастыре Гродненской губернии в начале ХVI века. Она прославилась многими чудесами и благоговейно почиталась как православными, так и католиками.


Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Югская (1615)

Страница 1


Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Югская (1615)

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Югская, явилась в начале ХVII века старцу схимонаху Псково-Печерского монастыря преподобному Дорофею. Богородица, во время нашествия шведов, повелела ему взять Ее образ в указанном Ею месте, отнести образ в пределы Ярославской епархии и там основать обитель. Игумену монастыря, не соглашавшемуся отпустить явленную икону Божией Матери, Она в сонном видении явилась и повелела исполнить Ее волю и отпустить старца Дорофея с Ее иконой. Старец Дорофей, приближаясь к указанному ему в видении месту, остановился отдохнуть, а святую икону поставил на дереве. Когда он хотел продолжать путь, то никакими силами не смог снять с дерева икону Богоматери. Старец Дорофей понял, что Царица Небесная в этом месте хочет остаться. Тогда он построил небольшую хижину и сам остался жить у этой святыни. Весть о приходе старца стала быстро распространяться по окрестным селам. К нему стали стекаться богомольцы для поклонения святой иконе, от которой стали совершаться исцеления. Усердием местных жителей были собраны средства и положено начало постройки новой обители.

Преподобный Дорофей скончался в 1622 году. Патриарху Филарету духовенство представило данные о совершавшихся чудесах. В ответ они получили благословение на основание на реке Юг обители с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель стала именоваться Югской. В 1654 году заступлением Богоматери в тех местах прекратилась распространившаяся моровая язва.

 


Святая икона Богоматери, именуемая Игрицкая (1624)

Страница 1


Святая икона Богоматери, именуемая Игрицкая (1624)

Святая икона Богоматери, именуемая Игрицкая, явилась в 1624 году в местности Игрица у реки Песочни недалеко от города Костромы. Местные крестьяне нашли икону в старой полуразрушенной церкви, бывшей в течение 50 лет в полном запустении после моровой язвы. Икона стояла на престоле и блистала светлыми красками, как вновь написанная. После первого молебна, отслуженного пред этой святой иконой, прозрел ослепший боярский сын Емилиан. Тогда четыре благочестивых христианина остались жить около запустелой церкви и приняли иноческий постриг. Впоследствии на месте явления иконы Богоматери была выстроена новая церковь и возникла иноческая обитель.


Святая икона Смоленской Божией Матери (Сергиевская) (1730)

Страница 1


Святая икона Смоленской Божией Матери (Сергиевская) (1730)

Святая икона Смоленской Божией Матери находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Смоленской церкви по левую сторону Царских врат. От этой иконы в 1730 году получил исцеление псаломщик, у которого руки были скрючены и пригнуты к спине. Ему в видении явилась Божия Матерь и исцелила его. Это событие было засвидетельствовано врачами.


   
   
   
   
   


В избранное