Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Страдание святого священномученика Патрикия и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Страдание святого мученика Калуфа египтянина (284-303). Преставление благоверного князя Иоанна Угличского, в иноках Игнатия, вологодского чудотворца (1523). Память преподобного отца нашего Иоанна епископа Готфского (790). Преподобный Корнилий Комельский (1537). Благоверный великий князь Димитрий Донской (1389). Преподобный Корнилий Палеостровский (ок. 1420). Преподобный Сергий Шухтовский, чудотворец, схимонах (1609). В 325 г. созван Никейский Вселенский Собор, определивший основные догматы христианской церкви. В 1125 г. скончался Владимир Мономах (род. в 1053 Великий Князь Киевский 1113-1125) на 73-м году от рождения, близ Киева, у построенного им самим храма на том самом месте, где мученически погиб князь Борис. В 1157 г. в Киев на великое княжение въехал Изяслав Давидович (Великий Князь Киевский 1155, 1157-1158, 1161) после смерти Юрия Долгорукого (Великий Князь Киевс


   
   
   
   
   

Герб Российской Империи
Подпишитесь на наши рассылки на Subscribe.Ru
Этот день в Русской истории и Жития Святых
 

Сайт Жизнь Вечная - Царь - Монархия

Мир вам, уважаемые братья и сестры!

Сегодня, Вторник, 1 Июня 2021 года (19 Мая 2021 по ст. ст.)
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
События Русской истории:
  • В 325 г. созван Никейский Вселенский Собор, определивший основные догматы христианской церкви
  • В 1125 г. скончался Владимир Мономах (род. в 1053 Великий Князь Киевский 1113-1125) на 73-м году от рождения, близ Киева, у построенного им самим храма на том самом месте, где мученически погиб князь Борис
  • В 1157 г. в Киев на великое княжение въехал Изяслав Давидович (Великий Князь Киевский 1155, 1157-1158, 1161) после смерти Юрия Долгорукого (Великий Князь Киевский 1149-1150, 1150, 1155-1157). К этому времени Киев стал терять значение как столицы, а стало возвышаться Владимиро-Суздальское Великое Княжество Андрея Боголюбского (род. в 1111, Великий Князь Владимирский 1157-74)
  • В 1389 г. скончался Великий Князь Димитрий Иоаннович (Донской) на 40-м году жизни
  • В 1682 г. началось совместное царствование братьев Иоанна V и Петра I Алексеевичей. За малолетством царей до 1689 г. правила их сест ра Софья
  • В 1915 г. Русский император Николай II отказался принимать немецкого посланника для обсуждения условий сепаратного мира с Германией
  • В 1606 г. на Красной площади (путем "голосования" - выкрикивания толпой его приверженцев) избран в цари князь Василий Шуйский
  • В 1891 г. Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем во Владивостоке был торжественно заложен Великий Сибирский путь (Транссибирская железная дорога) - железнодорожная линия Челябинск-Омск-Иркутск-Хабаровск-Владивосток (ок. 7 тыс. км), связывает Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Построена в 1891-1916
  • В 1668 г. в Дединове на реке Ока спущен на воду первый русский военный корабль "Орел"
  • В 1328 г. на французский престол вступил первый представитель Валуа Филипп VI, что послужило поводом для начала Столетней войны(1337-1453) между Англией и Францией
  • В 1630 г. род ился Карл II, английский король (1660-85 гг.)
  • В 1660 г. в Англии реставрирована монархия, новым королем стал Карл II, сын казненного Карла I
  • В 1931 г. США заключили контракт с СССР об участии американских инженеров в постройке 90 советских металлургических заводов
  • В 1937 г. в СССР из эмиграции вернулся русский писатель А. Куприн

Завтра, Среда, 2 Июня 2021 года (20 Мая 2021 по ст. ст.)
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
События Русской истории:
  • В 1534 г. в г. Москве от Неглинной вокруг посада, где были купеческие лавки и торги к Москве-реке через Троицкую площадь (место судных поединков) и Васильевский луг начали копать глубокий ров. В июне ров был закончен
  • В 1868 г. совершено таинство крещения святого Царя Николая II. Крещение было совершено в церкви Большого дворца Царского Села. Восприемниками были: Император Александр II, Императрица Мария Александровна, Великая Княгиня Елена Павловна (28.12.1806 – 09.01.1873), Датский наследный принц Фредерик и Датская королева Луиза (1817-1898)
  • В 827 г. родился св. Кирилл, отец славянской письменности
  • В 1736 г. Русская армия фельдмаршала Б. Миниха штурмом захватила турецкие укрепления Перекопа
  • В 1743 г. в сражении при Корпо русская флотилия капитана Кайсарова разбила шведскую эскадру адмирала Фалькенгрена
  • В 1869 г. родился Великий Князь Александр Александрови ч, младш ий брат святого Царя-искупителя Николая II. Он умер во младенчестве, в 1870
  • В 1873 г. всемирную выставку в Вене посетил русский император Александр II
  • В 1594 г. впервые в Персию послано русское посольство во главе с князем А. Звенигородским
  • В 1917 г. в Тифлисе арестован великий князь Николай (дядя Царя Николая II), обвиненный в заговоре против Временного правительства
  • В 1919 г. поляки взяли Тернополь
  • В 1804 г. родился Михаил Глинка, великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") и "Руслан и Людмила"
  • В 1769 г. родился Алексей Горчаков, русский генерал, князь, герой штурма Очакова, военный министр России (1812-15 гг.)
  • В 1831 г. на литературном вечере у П. Плетнева состоялась первая встреча А. Пушкина и Н. Гоголя
  • В 1879 г. насле дный принц Франции Людовик убит в Южной Африке зулусским ассегаем (кинжалом)
  • В 1955 г. Генштаб Вооруженных сил СССР определил структуру создающегося космодрома Байконур






Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны! Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru, либо временно отключать отображение картинок в браузере.

Все замечания, найденные ошибки, отзывы и предложения, пожалуйста, высылайте на адрес автора :    religion.saintshistory-owner@subscribe.ru

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Страдание святого священномученика Патрикия и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена

Страница 1


Страдание святого священномученика Патрикия и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена

Епископский престол святого Патрикия находился в городе Пруссе в Вифинии1. Однажды он начал открыто обличать заблуждения язычников и проповедывать веру Христову; его проповедь обратила ко Христу многих язычников; за это он был взят язычниками вместе с тремя пресвитерами, - Акакием, Менандром и Полиеном, и приведен был на допрос к вифинийскому игемону Юлию, усерднейшему служителю идолов. Сей последний, отправляясь в это время к тёплым источникам2, повелел вести за собою и христианского епископа с его пресвитерами, заключенными в железные вериги. Прибыв на источники и омывшись в них, Юлий принес жертвы своему нечистому богу Асклипию3 и гнусной богине Сотирии4. Затем, сев на судилищном месте и призвав святителя Патрикия с пресвитерами, Юлий сказал ему:

- Безумец, призывающий Христа и верящий пустым басням! Смотри, сколь велико всемогущество богов наших. Смотри, какую целебную силу этим источникам дали они на пользу нашу. И прежде всего уразумей, сколь велико могущество и сколь велика милость отца нашего Асклипия! Если хочешь, избегнуть уз и мучений и спокойно жить в своем отечестве, то, падши, поклонись ему со смиренною мольбою и принеси ему жертву.

Святой же Патрикий отвечал ему на это:

- О, сколь много зла изрек ты в своей краткой речи, игемон!

Игемон же с гневом сказал ему:

- Что же преступного сказал я? В чем ты можешь меня обличить, окаянный! Ты и сам должен признать то, что очевидно само собою без всякого обмана и хитрости: разве ты не своими очами видишь исцеления, даруемые от теплых источников силою всемогущих богов наших?

Отвечал святой Патрикий:

- Пресветлый игемон! если хочешь узнать истину о происхождении, истечении и целебной силе источника теплых вод сих, то я возвещу тебе обо всем этом, если соизволишь выслушать меня с кротостью.

Сказал на это игемон:

- Хотя и ничего другого я не думаю услышать от тебя, кроме басни, наполненной вымыслами, все таки говори, пусть услышу, что ты хочешь сказать.

Отвечал святой:

- Не вымысел, но истину я хочу сказать тебе.

Сказал игемон:

- Какой же иной источник силы теплых вод укажешь ты, кроме силы богов наших?

Святой ответствовал:

- Я христианин, и всякий, кто исповедует сию святыню христианства и покланяется единому истинному Богу, разумом своим может познавать тайны Божии; потому и я, хотя и грешен, но, исповедуя себя рабом Христовым, знаю и могу тебе сказать истину относительно вод сих.

Сказал игемон:

- Неужели ты будешь столь дерзок и безрассуден, чтобы считать себя умнее философов наших?

Отвечал святой:

- "Мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их" (1Кор.3:19). Христос Господь наш, прославляя Отца Своего, сказал: "славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам" (Лк.10:21). И Апостол говорит: не уразумели истины: "ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы" (1Кор. 2:8).

Сказал игемон святому:

- Ты говоришь неудобопонятное. Лучше скажи, по силе и устроению кого текут эти теплые целебные воды? Что касается до меня, то я приписываю это промышлению богов Наших, восхотевших таким образом оказать помощь людям.

Отвечая на это, святитель Христов Патрикий, сказал игемону:

- Прежде чем стану говорить, прикажи, игемон, снять ограду5, дабы все могли слышать мои слова.

По повелению игемона, снята была ограда и народ наполнил всё то место вокруг. Затем святой начал громогласно говорить следующее:

- Огонь и воду создал из ничего Своим Единородным Сыном Тот же всемогущий и вечный Бог, Который есть Творец рода человеческого. Из огня Он словом Своим сотворил свет, солнце и прочие светила и назначил им светить днем и ночью: до той степени простерлась Его всемогущая сила, до какой было угодно Ему. Из воды образовал Он небесную твердь и на воде же утвердил землю. Промыслом Своим, всё предусматривающим Он устроил на небе и на земле всё то, без чего нельзя жить человеку, которого также Он создал. Провидя же, что созданные Им люди прогневают Его, Бога Создателя своего и, оставив почитание Бога истинного, создадут себе бездушных идолов и будут им покланяться, - Он по причине этого уготовал два места, куда переселятся люди после своей земной жизни. Первое место Он просветил вечным светом и преисполнил обильными и несказанными благами, другое же наполнил беспросветною тьмою, неугасимым огнем и вечными муками; в светлое место переселятся те, которые, исполняя Его заповеди, будут благоугождать Ему; в тёмное же место будут ввергнуты те, которые нечестивою своею жизнью прогневают Творца своего и тем заслужат себе наказание. И так те, которые будут поселены в месте светлом, будут жить жизнью бессмертною в непрестанной и бесконечной радости, а находящиеся в тёмном месте будут непрестанно мучиться бесконечные веки. Отделив же огонь от воды и свет от тьмы, Создатель, каждое из них отдельно образовал, и определил каждое к своему месту. Огонь же и вода находятся как над твердью небесною, так и под землей; та вода, которая видима на земле, собранная во вместилища свои, называется морем (Быт.1:10), а та, которая находится под землею, именуется бездною; от этой бездны на пользу людям, живущим на земле, и вообще на пользу всему живущему посылаются воды в высоту сквозь земные недра, как бы посредством водопроводных труб; выходя на поверхность земли, они образуют или источники, или колодцы, или реки. Те из вод, которые в своем течении под землею, проходят около огня, вытекают на поверхность теплыми, а те, которые протекают далеко от огня, выходят на поверхность земли холодными. Потому-то и эти воды тёплы, так как при своем течении они близко подходят к подземному огню; есть же в иных местах воды студенейшие, смерзающиеся в лёд, так как находятся в далеком расстоянии от огня. Итак, подземный огонь назначен на мучение нечестивых душ; вода же преисподней, обратившаяся в лёд, именуется тартаром6, в котором боги ваши и те, кто им поклоняются, получат нескончаемую муку, как и из стихотворцев ваших один воспел, говоря: "пределы (конечные) земли и моря ничто иное, как только крайние пределы, где Иапет и Сатурн7 (таковы имена сих богов ваших) не услаждаются ни блеском светлого солнца, ни прохладными ветрами"; другими словами: богов ваших, обитающих во тьме и в тартаре, не освещает и не согревает свет солнечный, а обитающих в огне не прохлаждает ветер.-Тартар же под землею помещен настолько глубже всех иных бездн, насколько небо выше всех высот земных. А что, под землею уготован огонь для нечестивых, это подтверждают и кипящие источники, которые в Сицилии8 выходят из под земли9.


Страдание святого мученика Калуфа египтянина

Страница 1


Страдание святого мученика Калуфа египтянина

Святой мученик Христов Калуф пострадал в царствование Максимиана1. Он был родом из египетского города Фив2 и за исповедание веры во Христа схвачен был и предан игемону. Последний велел привязать ему на шею большой камень и повесить его вниз головою, после чего палачи стали бить его, но святой мученик говорил им:

- Я желаю блаженства будущей жизни и ради этого терпеливо переношу побои и страдания.

После такого истязания святого сняли с дерева и стали принуждать его принести жертву идолам, но он отказался сделать это. Тогда его бросили в огонь, где он и принял кончину временной жизни.

________________________________________________________________________

1 Здесь разумеется Максимиан Геркул, соправитель Диоклитиана, с титулом августа управлявший Италиею и Африкою с 284 до 305 года.

2 Город Фивы находился в верхнем Египте и расположен был на обоих берегах реки Нила.

 

 


Преставление благоверного князя Иоанна Угличского, в иноках Игнатия, вологодского чудотворца

Страница 1


Преставление благоверного князя Иоанна Угличского, в иноках Игнатия, вологодского чудотворца

Святой благоверный князь Иоанн был сыном благоверного и христолюбивого князя Андрея Васильевича Угличского1 и благоверной княгини Елены. Святое крещение он принял в городе Великих Луках2 и, достигши возраста, скоро научился грамоте. Он обладал кротким и мирным характером, не любил детских игр и, соблюдая во всем умеренность, прожил в доме отца своего до тридцати лет. В это время ненавидящий добро враг рода человеческого внушил великому князю Иоанну Васильевичу Московскому3 ненависть к родному брату его, благоверному князю Андрею Васильевичу Угличскому и его сыновьям, сему Иоанну и Димитрию, и он повелел схватить их, наложить на них тяжелые оковы, свезти в город Переяславль4 и заключить в темницу. После сего они были переведены сперва на Белоозеро5, а потом в город Вологду6, где, заключенные в оковах в темницу, под крепкой охраной прожили много лет. Блаженный князь Иоанн Андреевич, отличаясь мудростью, утешал брата своего, князя Димитрия, и говорил ему:

- Брат! не скорби о том, что заключен в темницу и страдаешь от этих оков. Бог внушил дяде нашему, государю великому князю Иоанну Васильевичу, поступить так с нами для того, чтобы доставить пользу душам нашим, ибо чрез это Он сделал для нас невозможным заботиться о суете мира сего. Будем же молиться Господу Богу, чтобы Он послал нам милость Свою с радостью перенести во имя Его страдания наши и избавиться от вечных мучений.

Приобрев таким образом успокоение в страданиях и скорбь о грехах своих, святой князь пробыл в темнице и в оковах тридцать два года и наконец, сильно заболев, почувствовал близость кончины. Он призвал к себе из Спасского монастыря святого Димитрия7, игумена Мисаила и принял от него иноческое пострижение, при чем ему дано былдо имя Игнатия. Радость и веселие наполнили душу блаженного князя, когда он облекся в ангельский чин. Причастившись пречистых Таин Христовых, он осенил себя крестным знамением и преставился в вечные обители. Это произошло в девятнадцатый день месяца мая 1522 года8. После смерти преподобного князя из тела его изошло благоухание, которое и наполнило весь город. Тогда жители города приготовили к погребению тело его, отнесли для погребения в монастырь преподобного отца Димитрия Прилуцкаго, в храм Всемилостивейшего Спаса и похоронили под алтарем близ Димитрия Чудотворца, на этом месте преподобные и до настоящего времени подают исцеление тем, кто приходит к ним с верою.

________________________________________________________________________

1 Город Углич, ныне уездный город Ярославской губ., расположен на реке Волге.

2 Город Великие Луки, до XV века называвшийся просто Луки, без прилагательного "Великие", принадлежит к числу древнейших русских городов: о нем упоминается в Новгородской летописи под 1166 годом. Ныне - это уездной город Псковской губернии, расположенный по обоим берегам реки Ловати и на острове Дятловке.

3 Великий князь Иоанн III Васильевич княжил в Москве с 1462 до 1505 года. Он заподозрил брата своего Андрея в измене по поводу того, что последний не выслал войска в помощь ему против татар, и за это заключил его с семейством в темницу.

4 Во времена святого князя Иоанна в северо-восточной Руси было два города с именем Переяславля. Один находился в нынешней Владимирской губернии и назывался Переяславлем Залесским, а другой - в нынешней Рязанской губернии и в 1778 году при образовании Рязанского наместничества переименован в Рязань и сделан, губернским городом. Последний основан около 1095 года Муромским князем Константином Ярославом Святославичем, а Переяславль Залесский на нынешнем его месте основан в 1162 году Суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким. Можно думать, что местом заключения князя Андрея и его семейства был Переяславль Рязанский, так как в нем около 1513 года упоминается острог, который был окружен деревянною стеною.

5 Бело-озеро - ныне Белозерск, уездный город Новгородской губернии. Князья-братья были переведены на Бело-озеро после смерти их отца, последовавшей 7 октября 1443 года. Мать их, княгиня Елена, скончалась еще раньше, в 1442 году.

6 Вологда, ныне губернский город, расположен на реке Сухоне, притоке реки Северной Двины.

7 Здесь разумеется Спасо-Прилуцкий монастырь, основанной в 1371 году в 5 верстах от Вологды преподобным Димитрием, которой первый ввел в Вологодском крае общежитие. Память преподобного Димитрия празднуется 11 февраля.

8 Преподобный князь скончался 45 лет от рождения.

 

 


Память преподобного отца нашего Иоанна епископа Готфского

Страница 1


Память преподобного отца нашего Иоанна епископа Готфского

Святой отец наш Иоанн жил в стране Готфской1 в царствование императора Константина2. Он родился по молитве своих родителей, как в древности пророк Самуил (1Цар1:9-20), и, с юных лет предавшись иноческим подвигам, стал жилищем Христа. Он совершил путешествие в Иерусалим и, обошедши в течение трех лет все святые места, возвратился в отечество. В то время император Константин перевел тамошнего епископа в Ираклию Фракийскую3, и православные христиане готфские усиленно стали просить святого Иоанна быть у них епископом. Они препроводили его в Иверию4, где он принял епископское рукоположение и после этого снова возвратился в родную страну. Когда в его стране произошли неустройства, произведенные каганом5, который истребил мечем много невинного народа, то он едва нашел возможность бежать и прибыл в Амастриду6, где и прожил четыре года. Услышав о смерти кагана, он сказал бывшим при нем:

- Чрез сорок дней я пойду судиться с ним пред Христом.

Так действительно и случилось. Спустя сорок дней после этого святой Иоанн поучал народ, наставляя его к душевному спасению, и в это время предал дух свой Господу7. Тотчас же согласно его предсказанию к пристани прибыл корабль, и тогда святейший епископ амастридский Георгий, положив тело его во гроб, со свечами и каждением в сопровождении всех жителей города проводил на корабль. На корабле тело святого было доставлено в монастырь его Парфенит8 и погребено здесь на месте погребения иноков монастыря. На сем месте после погребения святого Иоанна совершалось и даже до настоящего времени совершается много чудес. Преподобный совершал много чудес и при жизни своей.

 

В тот же день память преподобного Корнилия Комельского, Вологодского чудотворца, скончавшегося в 1537 году в основанной им Комельской обители (в 5 верстах от г. Грязовца), где и почивают его святые мощи.

________________________________________________________________________

1 Под именем Готфской страны разумеется здесь подвластная тогда Готам область на южном берегу крымского полуострова, известная под названием Тавроскифии. Местом жительства святого Иоанна был Парфенитский порт при подошве горы Аюдага.

2 Это был император Константин Копроним, известный в истории гонением на иконы; царствовал с 741 до 775 года.

3 Город Ираклия Фракийская, иначе Перинф, находился на берегу Пропонтиды, или Мраморного моря. Готфокий епископ в 754 году подписал определение иконоборческого собора и за это Константин Копроним поставил его митрополитом Ираклийским.

4 Иверия - нынешняя Грузия. В то время она не была заражена иконоборческою ересью, чем я объясняется то обстоятельство, что святой Иоанн препровожден был для епископского посвящения в эту страну.

5 Хазары заняли своим гарнизоном Дори, главный город епархии святого Иоанна, и он убедил властителя Готфии выгнать Хазар, но каган Хазарокий вновь овладел городом, многих казнил, а Иоанна отдал под стражу, от которой при помощи готфских христиан он бежал за море, в Амастриду.

6 Город Амастрида находился в древней римской малоазийской провинции Пафлагонии на берегу Евксинского или Черного моря.

7 Святой Иоанн скончался 26 июня в конце VIII века, около 790 года.

8 В прологе местом погребения святого Иоанна ошибочно назван Парфенон. Последний находился близ Херсонеса крымского, а тот монастырь, где было погребено тело святого, расположен был у подошвы горы Аюдага. Здесь святой Иоанн жил и здесь же построил большой храм во имя святых Апостолов Петра и Павла, возобновленный в 1425 году митрополитом всей Готфии Дамианом и ныне не существующий.

 

 


Преподобный Корнилий Комельский (1537)

Страница 1


Преподобный Корнилий Комельский (1537)

Преподобный Корнилий Комельский происходил из боярского рода Крюковых. Его брат Лукиан служил при московском великокняжеском дворе. Когда Лукиан, достигнув преклонных лет, решил удалиться в монастырь преподобного Кирилла Белозерского, за ним последовал и Корнилий, с раннего возраста стремившийся к отшельнической жизни. Приняв пострижение, юный Корнилий начал свои иноческие подвиги с тяжелого послушания - в хлебне, носил тяжелые вериги, а в редкие часы отдыха занимался списыванием церковных книг. Позднее из любви к уединению преподобный Корнилий оставил Белозерскую обитель, посетил Ростов. В Новгороде святитель Геннадий (память 4 декабря) пытался удержать его при себе, но подвижник поселился в пустынном месте недалеко от Новгорода. Когда и здесь его стали посещать люди, стремившиеся к иноческому житию, он перешел в Тверскую Савватиеву пустынь, а позже, в 1497 году, поселился в Комельском лесу, неподалеку от Вологды, где устроил себе келлию. К месту подвигов преподобного Корнилия стали собираться иноки, и он в 1501 году построил на этом месте деревянный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В том же году митрополит Симон посвятил преподобного Корнилия в сан иеромонаха. В 1512 году, когда число братии возросло, преподобный построил каменный храм и написал для братии Устав, составленный на основе Уставов преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Это был третий Устав, написанный русским святым для монашествующих. Преподобный Корнилий Комельский отличался щедростью к бедным, во время голода им был устроен приют для детей на монастырском дворе. За любовь к бедным и сиротам преподобный Корнилий много раз удостаивался благодатного видения преподобного Антония Великого (память 17 января), к которому питал особое благоговение и воздвиг в честь великого подвижника храм в своей обители. Строгость жизни святого возбудила ропот некоторых из братии, и преподобный Корнилий вынужден был оставить обитель и поселиться на Сурском озере, в 70 верстах от своего монастыря. Некоторое время он подвизался и в Троице-Сергиевой Лавре. По ходатайству иноков Корнилиевой обители великий князь Василий Иванович убеждал преподобного вернуться в свою обитель. Подвижник повиновался и, возвратившись в свой монастырь, передал настоятельство своему ученику Лаврентию и затворился в своей келлии.

Во время нападения татар на Вологодскую землю преподобный Корнилий, оберегая братию, вместе с ними удалился в Белозерскии край. Скончался преподобный в возрасте 82 лет 19 мая 1537 года. Многие ученики преподобного Корнилия также прославились святостью жизни: преподобные Геннадий Любимоградский (память 23 января), Кирилл Новоезерский (память 4 февраля), Иродион Илозерский (память 28 сентября), Адриан Пошехонский (память 5 марта), Лаврентий и Кассиан Комельские (память 16 мая).

Общецерковное празднование преподобному Корнилию (19 мая) установлено 25 января 1600 года патриархом Иовом и собором епископов. Житие преподобного составлено учеником его Нафанаилом в 1589 году. Имеются служба и похвала святому, сохранился Устав, написанный преподобным Корнилием.

 

 

 


Благоверный великий князь Димитрий Донской (1389)

Страница 1


Благоверный великий князь Димитрий Донской (1389)

Святой Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским. Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

 

 


Преподобный Корнилий Палеостровский (ок. 1420)

Страница 1


Преподобный Корнилий Палеостровский (ок. 1420)

Преподобный Корнилий Палеостровский, Олонецкий, родился в Пскове, был основателем иноческого жития на острове Палий Онежского озера в конце XIV века. Несмотря на уединенность острова, к нему вскоре собрались братия, для которых он построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и трапезный храм в честь святого пророка Илии. Последние годы жизни преподобный проводил в пещере, в полуверсте от обители, пребывая в постоянной молитве. Свой подвиг подвижник усугублял ношением тяжелых вериг. Блаженное преставление преподобного совершилось около 1420 года, мощи его были перенесены в храм обители его учеником, преподобным Авраамием Палеостровским (память 21 августа), который также прославился подвижнической жизнью и был позже погребен рядом со своим духовным наставником в Палеостровской обители.

 


Преподобный Сергий Шухтовский, чудотворец, схимонах (1609)

Страница 1


Преподобный Сергий Шухтовский, чудотворец, схимонах (1609)

В миру Стефан, был родом из Казани. С детства отличался строгим постничеством, еще в младенчестве вместо молока матери питался «ячменным и неквасным суслом». Придя в возраст и желая познать жизнь иноческую, пошел пешком в Палестину и Константинополь, был на Афоне, а вернувшись на родину был в Великом Новгороде и Соловецком монастыре. Весь свой путь проповедовал слово Божие и учил жизни праведной. В 1603 г. пришел в Шухтовскую волость (ныне Вологодская), принял постриг в Череповецком Воскресенском монастыре от руки игумена Исаии и ушел в иночество в Шухтовский монастырь-обитель (в селе Покров в 30 км от Череповца) и стал проводить строгую аскетическую жизнь. Еще при жизни преподобный Сергий прославился многочисленными чудотворениями и имел дар пророчества. Почил святой 19 мая/1 июня 1609 г.


   
   
   
   
   


В избранное