Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дружеские беседы о Церковно-славянском языке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Христосъ воскресе, друзья!
Это 9 выпуск рассылки
"Дружеские беседы о Церковнославянском языке".


В течение сорока дней продолжается Пасхальное торжество, и, думаю, стоит в эти дни поговорить на тему Пасхи. Что означает это слово, почему Пасха отмечается именно в это время, а не в другое. Скажем пару слов и о календаре, об отличиях "старого" и "нового" стилей.

Слово "Пасха" - еврейского происхождения - "пэсах" означает и сам пpаздник ветхозаветной Пасхи, и пасхальную жеpтву, агнца. Слово происходит от глагола "хpомать", "пеpескакивать", "миновать" -вспомним, как Ангел Господень поразил египтских пеpвенцев, минуя дома израильтян, помеченных кровью агнца (Исх 12:7)

Новозаветная Пасха. Иисус умеp 14 нисана, в канун ветхозаветной Пасхи, а за день до этого, 13 нисана он в последний pаз ужинал со Своими учениками. Эта трапеза называется Тайная Вечеря. Слово "вечерять" означает "ужинать", а тайной Вечеря называется не только потому, что она проходила втайне, скрытно от иудеев, но и потому, что на ней Христос совершил таинство первой Евхаристии, причастия Своих учеников).

Но в евангелиях от Матфея, Марка и Луки (так называемые "синоптические" евангелия - от греческого "син-оптис" = "схожие, согласные во взглядах"), днем Тайной Вечери почему-то называется "пеpвый день опpесноков", т.е. 14 нисана. Стало быть, день смеpти Христа должен приходиться на 15 нисана, субботу? Нет, не может быть. Мы же знаем, что Христос умер в пятницу. Да и в евангелиях читаем, что иудеи имели пpи себе колья, а Иосиф Аpимафейский вечеpом покупал полотно. Этого не могло быть в субботу, так как иудеи строго соблюдали правило о субботнем покое. (Ведь даже до сих пор иудеям по субботам строго запрещено что-либо делать. Рассказывают, что в Израиле по субботам даже лифт останавливается на каждом этаже, чтобы правоверные иудеи не утруждали себя нажатием кнопки(!)

А дело вот в чем. Тайная вечеря действительно происходила 13 нисана, но после 6 часов вечера, и по канонам относилась уже к следующему дню, 14 нисана. И сейчас в Церковной жизни отсчет нового дня начинается в 18.00. Поэтому, когда в евангелии сказано: "От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого", то это значит, что тьма наступила не вечером, а началась в самый полдень и продолжалась до трех часов дня, когда Христос "в девятом часу... возгласив громко, испустил дух".

Итак мы видим, мучения Христа происходили во время ветхозаветной пасхи, а Его Воскресение стало новой Пасхой. Не иудейской, ветхозаветной, а новозаветной, христианской. Поэтому так важно соблюдение канонов, согласно которым Христианская Пасха не может празноваться ни в одно время с иудейской, ни до нее.

Постановлениями Вселенских Соборов установлены следующие правила, когда должна совершаться Пасха:

1. Совершать Пасху только в воскресный день.
2. Совершать Пасху только после весеннего равноденствия.
3. Совершать Пасху только в воскресенье, которое следует за полнолунием, наступающим после весеннего равноденствия.
4. Святая Пасха не должна быть раньше и не должна совпадать с еврейскою пасхой.

В нынешнем же году католики отметили свою пасху не только на целый месяц раньше православных, но и раньше иудеев, что является явным нарушением канонов. А стало быть, ересью. Мне приходилось слышать, что Папа Иоанн Павел II - святой, потому что он, якобы, умер на пасхальной неделе (католической). И обиднее всего слышать это от людей, считающих себя православными. Но нельзя хвалить чужую веру, не понося свою. Один Господь, одно Воскресение и одна Пасха. Чудо Благодатного Огня свершается только на православную - единственную! - Пасху. Ни какой католической пасхи быть не может.

Но почему же такое произошло? Сейчас мы не будем вдаваться в подробности канонических нарушений католичества, коснемся лишь так называемого нового стиля. Речь идет о замене Юлианского календаря Григорианским.

Юлианская система времяисчисления изначально была ориентирована по солнечному году (принимавшемуся равным 365+1/4 дней). На Никейскм соборе в него была внесена поправка, учитывающая движение луны. Знаменитое "соотношение Метона", греческого астронома, согласно которому "19 лунных лет Метона = 235 лунным месяцам Метона = 6940 суткам = 19 юлианским годам. Это значит, что через каждые 6940 суток фазы Луны будут падать на те же числа Юлианского солнечного календаря. Кроме того, была учтена "поправка Калиппа" (учитывающая набегание одного дня за 76 лет цикла), в результате чего фазы Луны попадали точно на те же числа Юлианского календаря.

Основываясь на этих принципах, были составлены пасхалии, в точности удовлетворяющие канонам.

Однако абсолютной точности и совпадения с астрономическим годом юлианский календарь не имеет (да и не должен иметь), ведь в силу объективных астрономических причин достижение абсолютной точности невозможно. Так как невозможно длину лунного месяца точно совместить с продолжительностью солнечного года. Кстати и еврейская пасха имеет неточность (смещение достигает одного дня за 210 лет). В результате юлианский календарь, точно соответствуя канонам, имеет определенную неточность по отношению к астрономическому году, а именно: год по юлианскому календарю длиннее астрономического (тропического) года на 11 минут и 14 секунд. В результате астрономическая точка весеннего равноденствия, изначально приходившаяся на 21 марта, к XVI веку сместилась примерно на 10 дней.

Велика ли беда? Но, недовольный этим обстоятельством, Папа Григорий XIII в 1582 году вводит новый календарь, получивший название "григорианский" (по имени Папы). При переходе от юлианского календаря к григорианскому были выброшены 10 дней, т. е. после 4 октября шло сразу 15 октября. Разумеется, такое грубое вмешательство не могло не отразиться на церковной жизни. При этом, несмотря на то, что "новый"стиль имеет большую точность по отношению к астрономическому году, он нарушает гораздо более важную гармонию соотношений между солнечным и лунным циклами, внося хаос в пасхалию и дальше увлекая по цепной реакции весь круг переходящих церковных праздников.

Мало того, что католическая пасхалия из-за "нового" стиля получилась крайне сложной, она к тому же еще и приводит к таким грубым нарушениям постановлений Соборов Церкви, о которых было сказано упомянули выше.

Все это вызывало бы не более, чем сожаление о заблуждающихся католиках, но ведь и у нас слышны недоуменные голоса по поводу того, что мы отстаем от всего мира и у нас нет единства с западными церквями. Раздаются призывы о переходе на новый стиль в церковной жизни. Вот это уже совершенно недопустимо. Юлианский календарь пришёл на Русь вместе с христианством из Византии, по другому он еще назывался "Церковный круг", "Великий индиктион". И сохранение старого стиля богослужения в неизменности не менее важно, чем сохранение самого церковнославянского языка и чистоты Православной веры.

"Новый", григорианский стиль был введен в Росии в 1918 года. 25 января, Лениным был подписан декрет о введении в Советской России нового календаря "для единения со всеми культурными странами мира". После среды 31 января вместо 1 февраля сразу наступило 14 февраля. 1918 год укоротился на 13 дней.

О том, какие последствия повлекло за собой требование гражданской власти от Церкви последовать ее примеру и перейти на новый стиль богослужения, мы поговорим на страницах другой рассылки, "Акты Патриарха Тихона и Трагедия Русской Церкви XX века".

В заключение же скажем о том, как считается разница между двумя календарями. Календарное различие между юлианским и григорианским стилями состоит в правиле счета високосных лет. В юлианском календаре каждый четвертый год (номер которого делится без остатка на 4) считается високосным и содержит день 29 февраля. А в григорианском календаре есть небольшое дополнение: если високосный год приходится на вековой год, оканчивающий столетие (1700, 1800, 1900, 2000 год и т.д.), то он считается високосным только в том случае, когда в нем число столетий делится на 4. Поэтому 2000 год был високосным в обоих календарях, а вот три последних "вековых" года - 1700, 1800 и 1900 - в григорианском календаре високосными не были (но были в юлианском). Поэтому в этих годах разница между "старым" и "новым" стилями увеличивалась еще на один день. Весь XX век разница между григорианским и юлианским календарями составляла 13 дней. Не изменилось она и после 2000 года. Но в 2100 году (а именно 14 марта 2100 года по "новому" стилю) ситуация вновь изменится за счет того, что по "старому" стилю в этот день будет не 1 марта, а 29 февраля. И разница между календарями с этого дня составит уже 14 дней за счет того, что по юлианскому календарю этот год будет, как обычно, високосным, а по григорианскому - нет.


НЕОБЫЧАЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ


УРОКИ ОТЦА СЕРГИЯ

Мальчиков разбудил протяжный настойчивый звон колокола. Ваня вскочил первым. В узко прорубленное окошко кельи пробивался тусклый свет. Было еще очень рано. Но во дворе, куда любопытствующий Ваня постарался скосить глаза из окошка, толпились люди в длинных темных одеждах - рясах. Ваня затормошил друга, открывшего было глаза, но тотчас же отвернувшегося к стене и натянувшего для верности на голову рогожку, которой укрывался.

- Все во двор спускаются, айда и мы. Они скатились с высокого крыльца на лужайку, где их окликнул вчерашний монах отец Феодосии и сделал им знак присоединиться к стайке мальчишек в таких же, как у наших ребят, полотняных одеждах.

Ваня и Вася встали позади всех. Семеро мальчиков, с интересом на них оглядываясь, заподталкивали друг друга:

- Чудиновьское слободы кузнеца сыны... Изгорела есть слобода, а отрочата уцелела, да умомъ помрачила ся и речета гугниво... отець Феодосiи тако сказаеть...

Услышанное обрадовало Ваню.

- Пусть так и думают, - шепнул он другу. - Подозрений меньше - кто, да чьи, да почему так плохо по-древнерусски говорим.

Кудрявый, дочерна смуглый мальчик продолжил, верно, прерванный появлением Вани и Васи рассказ:

- Не ведаете, яко же въ Резани было, егда татарове напали суть на Русь. Резаньци въбегли въ церкъвь и затворили ся въ полаге, погании же татарове отъбивъше двери, зажьгли церкъвь, и вси людiе изгорели. Беда была, яко не мочно мне вамъ всего и сказати.

Ребята наши замерли, вспомнили Прохоровы слова о страшном Батыевом нашествии, дохнуло на них жаром близкого рязанского пожарища. "Не уцелеем, пропадем... " - подумалось обоим сразу, и они крепко взялись за руки, сознавая друг в друге надежду на спасение.

Неожиданно Ваню дернул за рукав беловолосый мальчик, чуть пониже его ростом, с задиристым вздернутым носом, сплошь покрытым веснушками:

- Ты еси Иванко?

Ваня кивнул, не зная, что отвечать.

- А тотъ Василько есть? - продолжал интересоваться мальчик. Вася застенчиво пожал плечами, как бы подтверждая, что именно он и есть тот самый "Василько".

- Зовуть мя Онѳимъ, - мальчик дружески похлопал Васю по плечу. - Не боита ся. Никто сде васъ не приобидить. Отець Сергiи васъ грамоте научить. Будита грамоту добре сведити. Отець Сергiи есть ученъ и премудръ мужь, книгы пишеть. Отьци наши даяли суть насъ ему на ученье книжьное.

Онфим помолчал, не дождавшись ответа от робевших вымолвить слово мальчишек, добавил:

- А отець Феодосiи научить насъ, како люди исцеляти. Оже кто въпадеть въ недугъ, отець Феодосiи целить его отъ немочи. Отець Феодосiи целебьны травы съведаеть, събираеть ихъ: и беленъ, и ковылу, и кропиву, и куколь сверепицю, и лебеду, и осотъ, и напороть. Да зелiе варить. Оже кто въпадеть въ черную кручину, али въ гортаньную печаль, али въ трясцю, али в сухоту, зелiе се тому человеку цельбы творить.

Снова не получив ответа от дичившихся "погорельцев", Онфим решил и отступиться от них, да вспомнил про азбуку, которую отец Сергий наказывал передать новичкам. Онфим встряхнул холщовый мешочек и, мотнув белобрысыми вихрами, протянул Ване золотистую, правильной формы липовую дощечку. На дощечке с обеих сторон были аккуратно вырезаны буквицы азбуки.

Из церкви выглянул маленький белобородый старичок, это и был отец Сергий, и махнул рукой сбившимся на поляне ребятишкам, те привычно и спешно двинулись на его зов. У входа мальчики чинно перекрестились, низко поклонились иконе, висевшей над дверью. Ваня и Вася, запоминающе приглядываясь, старательно повторили их движения, осенили себя крестным знамением, метнув "двоеперстие" правой руки - сложенные вместе указательный и средний пальцы - со лба на живот и с правого плеча на левое.

В церкви было светло и празднично от зажженных возле икон свечей, от яркими светляками горящих лампад. Монахи стояли лицом к небольшому возвышению, как потом узнают ребята, место это в восточной части церкви называется алтарем. Алтарь был отгорожен от средней части храма иконостасом - выстроенными в несколько ярусов рядами икон.

Уже знакомый ребятам игумен Арсений, непонятно, но красиво выпевая слова, читал лежавшую на столе в алтаре книгу. И что стол этот называется "престол", а книга, лежавшая перед Арсением, - Евангелие, и что игумен Арсений потому и зовется игуменом, что старший в монастыре, глава его, настоятель, - и это Вася и Ваня узнают потом, на уроках отца Сергия. А сейчас глаза торопились разглядеть и запомнить все вокруг.

- Служьба церковьная ведеть ся тако, - подсказал ребятам Онфим, вставая рядом с ними у северной стены храма, сбоку от алтаря, сюда привел своих учеников отец Сергий. Вася и Ваня запрокинули головы. Стены церкви были расписаны фресками, с них строго и тревожно глядели лики святых, их темные фигуры были облачены в ниспадающие мягкими складками одеяния. Казалось, что добрые, высокие люди с фресок со всех сторон обступают молящихся, ограждая их от напастей сомкнутым надежным кругом.

- Красота! - похвалился Онфим "погорельцам", робко стоявшим в стороне от остальных мальчиков. - Христолюбивый князь украсилъ есть церкъвь всякыми красотами, добре церкъвь украсилъ и иконы на золоте добрымь писаниемь устроилъ, яко же подобаеть церкъви на красоту.

Ни Ване не доводилось прежде бывать на церковной службе, ни Васе, но обоим представлялась она чем-то темным, давящим, тревожным, где грустные лица у всех и покорно опущенные головы. Здесь же оказалось все не так. И радостно - праздничный свет свечей и лампад, и добрые лики святых на фресках, и лица у всех осветленные, и покойные напевные голоса, и общий хор такой теплый, такой искренний, что все тревожившее ребят, пугавшее неизвестностью вдруг освободило их. Впервые на древнерусской земле им стало покойно, и подумалось вдруг, что все будет ладно, все будет хорошо. Не заметили ребята, как служба прошла, как произнесено было последнее "аминь".

Выступил вперед игумен Арсений. Каждое его слово старались понять ребята, не все разобрали, но в главное вникли.

- Многу печаль в сердьци своемь вижю васъ ради, чада, - говорил игумен Арсений. - Не тако скорбить мати, видящи чада своя боляща, яко же язъ, грешьныи отець вашь, видя вы боляща безаконьными делы. Молю васъ, братье и сынове, премените ся на лучьшее, обновите ся добрымь обновленiем! ". Страшьно есть, чада, въпасти въ гневъ Божiй. Какие казни отъ Бога не воспрiяхомъ? Не пленена ли бысть земля наша? Не взяти ли быша гради наши? Не вскоре ли падоша отьци и братья наша трупiемь на земли? Не ведены ли быша жены и чада наша въ пленъ? Не порабощени ли быхомъ оставшеи горкою си работою отъ иноплеменникъ? Се уже колико летъ продолжаеть ся томленiе, и мука, и голоди, морове животъ нашихъ, и въ сласть хлеба своего изъести не можемъ, и въздыханiе наше и печаль сушать кости наша. Кто же ны до сего доведе? Наше безаконье, наши греси, наше непослушанье, наше непокаянье. Доколе не отступимъ отъ грехъ нашихъ? Пощадимъ себе и чадъ своихъ. Азъ бо, грешьныи вашь пастухъ, повеленое Господомь творю, слово Его вамъ предаю. Убоите ся, въстрепещите отъ зла, сътворите добро! Послышались возгласы:

- Господи, вижь смиренiе наше, отпусти вся грехы наша, възврати ярость Свою отъ насъ!

Горькие слова проповеди отца Арсения заставили задуматься Ваню с Васей. Ведь им отныне здесь жить, видеть, как терзают Русь иноплеменники - татары, шведы и немцы, а быть может, и погибнуть под их мечом.

Монахи в смиренном поклоне подходили к игумену под благословение. Он возлагал им на головы свои руки и отпускал с благодатными словами молитвы.

Ваня заметил вдруг, что Онфим, прислонясь к стене, тонким металлическим стерженьком старательно выцарапывает на голубом поле фрески какие-то буквы. Делал он это украдкой, постоянно оглядываясь. Присмотревшись, Ваня сложил написанные буквы в слова, получилось странное заклинание: "Господи, помози рабу Твоему Онфиму! "

- Ты зачем стены портишь?! - Ваня возмущенно дернул Онфима за рукав и даже забыл подумать, что Онфим по-русски не понимает.

В ответ Онфим покачал белобрысой головой и протянул стерженек Ване:

- И ты тако напиши!

Ваня, сам не зная почему, послушно взял стерженек, мягко, как карандаш, легший в его ладонь, и тоже склонился над фреской.

Нижнее, свободное от росписей лазурное поле фрески оказалось почти сплошь исчерчено надписями. Здесь на разные голоса жалобно взывали к Богу чужие беды, горести, страхи:

... "Семенъ писалъ въ беде"... "Охъ душе грешенои"... "О Пресвятая Богородице, избави мя отъ беды"... "Охъ, охъ, тъшьно, Владыко, нету поряда"...

"А что, если это поможет спастись? " - с надеждой подумалось Ване, и, минуту помедлив, он процарапал на еще не исписанном голубом пятачке:

"Господи, помози... " Больше слов сюда не уместилось, но и этой коротенькой молитвой Ваня немного укрепился, отпустил давивший сердце неутолимый страх.

После службы отец Сергий повел своих подопечных через монастырский двор в низенькое бревенчатое здание, в просторной горнице которого стояли лавки. Мальчики быстро заняли свои места. Новеньких усадили на последнюю, стоявшую у стены скамью, здесь же примостился опекавший их Онфим, привычно разложив на коленях кусочки бересты.

Урок начался с молитвы. Стоя, мальчики хором повторяли за отцом Сергием знакомые Ване по бабушкиным чтениям слова молитвы Господней:

ОТЧЕ НАШЪ, ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХЪ, ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ:ДА ПРIИДЕТЪ ЦАРСТВIЕ ТВОЕ: ДА БУДЕТЪ ВОЛЯ ТВОЯ ЯКО НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ: ХЛЕБЪ НАШЪ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМЪ ДНЕСЬ: И ОСТАВИ НАМЪ ДОЛГИ НАШЯ, ЯКО И МЫ ОСТАВЛЯЕМЪ ДОЛЖНИКОМЪ НАШЫМЪ: И НЕ ВВЕДИ НАСЪ ВЪ НАПАСТЬ, НО ИЗБАВИ НАСЪ ОТ ЛУКАВАГО: ЯКО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВIЕ И СИЛА И СЛАВА ВО ВЕКИ. АМИНЬ.

Ваня и Вася шевелили губами, делали вид, что повторяют молитвенные слова, но губы боялись непонятных слов. Это не ускользнуло от внимательного взгляда отца Сергия, который, решив, что погорельцы еще не оправились от пережитого горя, не поставил им этого в укор.

После молитвы начался урок истории, как поняли мальчишки, прислушавшись к размеренному чтению толстой в обтянутых кожей досках книги:

- Володимеръ же князь седяше въ Кыеве и служьбы деяше идоломъ Перуну, Хорсу, Дажебогу, Мокоши. В лето 6496 иде Володимеръ съ вои на Корсунь градъ гречьскыи. И затвориша ся корсуняне во граде. Людье изнемогоша водною жажею и предаша ся. Въниде Володимеръ въ градъ и дружина его. И посла Володимеръ къ царю гречьску и рече: "Сеи градъ славьныи възяхъ, даи же сестру твою за мя, аще ли не даси, сътворю граду вашему, яко же и сему сътворихъ". Царь же гречьскъ глагола: "Не достоить хрестiяномъ за поганыя даяти. Аще ся крестиши, то и се получиши, и царство небесьное прiимеши, и съ нами единоверьникъ будеши". Рече же Володимеръ: "Прiиди съ сестрою и крести мя". Сестра же не хотяше ити: "Яко въ полонъ, рече, иду, луче бы ми сьде умьрети". И едва принудиша царицю ту. Она же седъши в кубару, целовавъши ужикы своя с плачемь, приде чрезъ море. И приде она къ Корсуню, и изъидоша корсуняне съ поклономь, и въведоша царицю въ градъ, и посадиша въ полате. В се время разболе ся Володимеръ очима и не видяше ничтоже. И рече къ нему царица: "Аще хощеши избыти болеъзни сiя, то въскоре крести ся". И Володимеръ повелъ крестити ся. И егда крести ся, ту и прозре. И приде Кыеву, повелъ идолы огневи предати. По семь же посла по всему граду, глаголя: "Аще не обрящеть кто заутра на реце богатъ ли, убогъ или нищь ли работьникъ, противенъ мне да будеть". Наутрiя же сниде ся безъ числа людiи крестити ся на Днепре. Вълезоша въ воду и стояху инiи до шеи, а друзiи до персiи, друзiи же младенци держаша, попове же молитвы твориша. И нача Володимеръ ставити по градомъ церкви и люди приводите на крещенье, и нача поимати у нарочитыя чади дети и даяти на ученье книжьное".

Отец Сергий замолк и, поглаживая белую бороду, добро глянул на притихших мальчиков. С минуту в горнице стояла удивительная тишина. Потом Онфим нерешительно спросил:

- Отче, а кто повесть сiю написалъ есть?

- Чернець написалъ книгы сия, именемь Несторъ, - неспешно ответил отец Сергий. - И книгы сiя именують ся: "Повесть временьныхъ летъ".

Он закрыл книгу и бережно положил ее в небольшой сундучок, стоявший позади него у стены. Начался опрос, и, пока отец Сергий укорял за незнание вихрастого мальчишку: "Леность всему мати, еже отрокъ умееть, то забудеть, а его же не умъеть, тому не учить ся", Ваня наклонился к задумавшемуся Васе:

- Ты все понял, что он читал?

- Не-е, - помотал головой Вася. - Идолам каким-то князь Владимир поклонялся, а потом их огню предал. А что за идолы и к чему им кланяться?

- Это славянские языческие боги, - зашептал Ваня. - Перун - бог-громовержец, Даждьбог - бог солнца, Мокошь - богиня земли. Мне мама про них читала, - Ваня судорожно вздохнул, но объяснения продолжил: - А после принятия христианства, после крещения, этих старых богов Владимир приказал сжечь.

- Слушай, Вань, - обрадовался подсказке Вася, - а чего это греческий царь отдал Владимиру свою сестру в плен?

- Да не в плен, - охотно отвечал ему Ваня, - а в жены. "Дай за мя сестру". Это и у нас в русском языке сохранилось: отдать невесту замуж, за мужа, значит, а если жених невесту просит, то он говорит:

"Отдайте за меня невесту". Понял?

Вася кивнул.

Увлеченные беседой, они не замечали, как Онфим удивленно слушает непонятный ему разговор, и, идя вслед за Ваней и Васей во двор после урока, Онфим все качал головой, дивясь услышанным словам...

Продолжение следует...


Предыдущие выпуски наших "бесед" можно посмотреть Архиве рассылки по адресу: http://subscribe.ru/archive/religion.slav/


Напишите пару слов ведущему рассылки и нажмите кнопку "Отправить"

Подпись:

Если Вам не удобно пользоваться формой для отправки, то просто напишите письмо обычным способом, в почтовой программе на адрес holdfast@yandex.ru. Спасибо за отклик!

Ваш Геннадий из Рассказово


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.slav
Отписаться

В избранное