Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дружеские беседы о Церковно-славянском языке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Христосъ воскресе, друзья!
Это 10 выпуск рассылки
"Дружеские беседы о Церковнославянском языке".


Для начала небольшая поправка. В восьмой выпуск нашей рассылки вкралась неточность: числительное осьмсотъ (800) обозначается не омегой, а буквой "отъ" с титлом. (Выглядит как закругленная греческая "w" с расположенной над ней "Т", сжатой по вертикали. К сожалению, я привел таблицу соответствия из книги Т.Мироновой, не потрудившись перепроверить. (Спасибо Алекрандру за найденную ошибку).

И теперь еще пара слов по поводу этой книги. Часто задают вопросы "где ее можно приобрести?" Скажу сразу, что не знаю. В интернете встречаются положительные отзывы о ней, но нигде еще мне не встретилось предложение ее купить или скачать в электронном виде. Мне она попалась чисто случайно лет 10-15 назад в одном из книжных магазинов, причем в единственном экземпляре. Больше я ее нигде не видел. Поэтому дождитесь окончания публикации в рассылке, и потом я ее выложу на сайт - уже не в упрощенном виде, а с полным набором всех необходимых символов.

Второе, что хотелось бы сказать на тему книги, - Пожалуйста, не пытайтесь отнестись к ней как к серьезному лингвистическому исследованию. Это всего лишь художественное произведение для детей, призванное вызвать интерес у юного читателя к родному языку, к нашим корням и в какой-то степени прояснить некоторые вопросы церковнославянского языка и Православной веры. И с этой задачей автор книги справляется блестяще!

А сегодня мы поговорим о несложном вопросе, о различии в написании и о значении слов миръ, мiръ и мvро.

Звучат эти слова одинаково, но значение их разное. Чтобы не путать, о чем идет речь, эти слова имели разное написание. К сожалению, в современной орфографии эта разница была утрачена. Это произошло из-за того, что реформа орфографии 1917 года отменила некоторые буквы в алфавите, которые авторы реформы посчитали "лишними". В "черный список" попали такие буквы как "i", "v" (ижица), "ять" и некоторые другие, о чем мы в свое время поговорим более подробно.

И слово "мир" стало писаться только через "и", тем самым утратились другие формы и значения этого слова. Вернее, значения-то никуда не делись, но вот различить их при чтении и понять, о чем идет речь, стало почти невозможно. Можно было лишь догадываться по смыслу. Например, для меня в детстве долгое время было загадкой, что значит лозунг "Миру-мир" :)

Так что означали формы этого слова? Давайте вспомним, примеры употребления слова "мир" в разных значениях.

Как известно, название романа Л.Н.Толстого "Война и мир" в свое время вызывал немало споров, какой "мир" имел в виду Толстой и через какую букву это слово было написано? Вопрос об этом даже задавали в передаче "Что? Где? Когда?" А дело вот в чем. Написание "миръ" через "и" имеет значение "не война", состояние противоположное войне и ссоре, а также "покой". Написание же "мiръ" через "i" имело значение "окружающая природа, вселенная", и "общество людей" (часто имелось в виду не просто общество, а именно светское, суетное общество в противоположность монастырскому). Отсюда затруднения в понимании некоторых мест Писания и Отеческих преданий.

Как, например, можно понять современный текст Евангелия от Иоанна (Ин 14:27) "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам"? Но все сразу встает на свои места, если взглянуть на этот текст, напечатанный по-славянски: "Миръ wставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ: не якоже мiръ даетъ, Азъ даю вамъ..."

А вот пример из "Отечника". Современное написание: "Обольстив брата, диавол возвратил его в мир; он проводил его до города и тут оставил". Что, дьявол возвратил монаху мир душевный? Разумеется, нет. Речь здесь идет о том, что враг хитростью выманил подвизающегося брата из келии, где он безмолствовал, и обманом привел его в мiрское общество, в город, где и совратил.

Вспоминается еще пример из современного предания (привожу по памяти). Один юродивый как-то раз увидел Ангела, идущего по улице и входящего в благочестивые дома. Когда же юродивый увидел, что ангел обошел стороной один дом, в котором жили внешне благочестивые люди, то он спросил ангела: Почему ты не вошел к ним? На что Ангел ответил: "Не войду к ним, у них дома - мiр"...

А дело было в том, что в этом доме был включен телевизор. Его-то и назвал Ангел мiром. И теперь понятно, что Ангел говорил не о мире (покое и согласии) в доме, а о другом мiре (о том, который вносит суету и раздор).

Как видим, разница иногда бывает принципиальная.

Нам осталось разобраться с еще одним значением (и, соответственно, написанием) этого слова. Когда мы, (часто не задумываясь) говорим про кого-то "Мазаны одним миром", то что здесь имеется в виду? Каким "миром" можно помазать, "покоем" (миръ) или "обществом" (мiръ)? Разумеется, ни тем и ни другим. Здесь говорится о третьем значении слова: Мvро (слово пишется через ижицу) - представляет собой церковное масло для священнодействия. Быть "помазанным одним мvром" означает особую близость тех, о ком идет речь.

Кстати, не надо думать, что путаница в понимании значений этих слов возникла недавно. В том же романе Льва Толстого Наташа Ростова смешивает два понятия ("все вместе" и "без вражды"), когда для себя объясняет, что имеет в виду дьякон, взывая с амвона: "Мiром господу помолимся": "Мiром, - все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью - будем молиться", - думала Наташа"...

А имеется в виду мiръ - прихожане.

Ну что ж, теперь нас снова ждут герои книги Т.Мироновой.


НЕОБЫЧАЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ


Выйдя на луг, они расположились в тени невысокой надвратной церковки.

- А отець Сергiй есть учитель вашь? - медленно, боясь, что натворит ошибок, выговаривал Вася.

- Отець Сергiй есть чернець, наставляеть насъ ученью книжьному, сказаеть намъ, откуда есть пошьла русьская земля, и како русьская земля стала есть, и кто первее нача на Руси княжити, - принялся разъяснять Онфим.

На крыльцо вышел отец Сергий и махнул рукой ученикам: пора! Ребята поднялись с травы и охотно побежали в свой "класс".

- Ныне, - отец Сергий поднял вверх указательный палец, - реку вамъ, чадьци мои, како книжьная словеса отъ некнижьныих различают ся. Книжьная словеса суть - глава, страна, власть, градъ, храмъ, а по - русьску нарекуться - голова, сторона, волость, городъ, хоромъ. Розумеете ли? - остро взглянул он на своих малолетних слушателей. Те дружно кивнули.

- По-книжьному мы речемъ: "Князь Ондреи прiя власть въ граде семъ", а по-русьску: "Князь Ондреи приялъ есть волость во городе семъ". По-книжьну сказають: "Отьци и деди наши взяша въ пленъ пълкы половецькыя", а по-русьску: "Отьци и деди наши взяли суть въ полонъ полкы половецькыя".

"Так вот что означают так удивившие его в повестях отца Сергия, странно звучавшие слова, - думалось Васе. - "Поплениша", "прiя", "постави", "съкрушиша". Так, оказывается, о прошедшем времени в книгах говорится. В жизни русичи говорят:

"пришелъ", "прiишли", а в книгах пишут совсем по-другому: "Приде", "придоша". Как бы это получше запомнить... "

- Василько, - услышал Вася шепот Онфима, - держи!

Он протянул Васе клочок бересты, на котором была выцарапана подсказка. Вася стал разбирать два ряда слов, а разобрав, подписал к ним еще один ряд - то, как переводились эти слова на его русский язык:

Книжное:

Древнерусское:

Русское:

азъ поставихъ

поставилъ есмъ

я поставил

ты постави

поставилъ еси

ты поставил

онъ постави

поставилъ есть

он поставил

мы поставихомъ

поставили есмъ

мы поставили

вы постависте

поставили есте

вы поставили

они поставиша

поставили суть

они поставили

С такой подсказкой в кармане Васе зажилось веселее. Он вновь прислушался к словам учителя, который, хитро прищурившись, задал вопрос Онфиму:

- Глаголи, сыне мои, како руська словеса: полонъ, воронъ, воробьи, корова, шеломъ, молоко - напишеши въ книзе.

Онфим вскочил и бойко выпалил:

- Та словеса пременена будуть яко: пленъ, вранъ, врабiи, крава, шлемъ, млеко.

- Добро, - вымолвил отец Сергий. - А ты, сыну, - обратился он к впитывавшему каждое слово Ване, - реци ми, како словеса книжьная по-русьску пременена будуть: врагъ, брань, срамъ, злато?

Ваня вздрогнул и, напрягшись как струна, выговорил:

- Ворогъ, боронь, соромъ, золото.

При каждом Ванином слове Вася обмирал и, как только Ваня закончил говорить, облегченно вздохнул. Вдруг отец Сергий, ласково погладив Ваню по голове, повернулся к нему:

- А ты рьци ми, чадо, како будеть книжьными словесы: "Ходили суть князи наши воевати городъ Царьградъ".

- "Ходиша, - вспоминая шпаргалку-подсказку Онфима, неуверенно начал Вася, - князи наши воевати градъ Царьградъ".

Поняв, что справился, он откинулся к стене и прикрыл глаза. Постепенно рассеивался страх выдать себя нечаянной оговоркой.

Отец Сергий согласно покивал головой, он медленно прохаживался между лавками. Ученики провожали его почтительными взглядами.

- А ныне, - продолжил урок монах, - реку вамъ, чадьци мои, книжьная словеса: дощи, свеща, одежда, нощь, виждь, даждь. Помьните ли, како та книжьная словеса по-русьску нарекуться? - И он погладил по голове рослого увальня Тимошку, сидевшего на передней лавке.

Тимошка растерянно заморгал и забубнил, подбадриваемый доброй улыбкой отца Сергия:

- По-русьску словеса пременена будуть: дочи, свеча, одежа, ночь, вижь, дажь.

- А ты, - потряс отец Сергий за плечо соседа Тимошки - Степку, осоловело уронившего голову на грудь, видно, разморило его долгое сидение в учебной горнице, - рьци, отроче, како напишеши въ книгахъ русьска словеса: язъ, ягня, осень, озеро.

Степка испуганно встряхнулся, с минуту таращился на учителя, но ответил правильно:

- Напишю, отче, в книгах тако: азъ, агнець, есень, езеро.

"Так, значит, - старательно раскладывал услышанное по полочкам в голове Вася. - В книгах некоторые слова пишутся иначе, чем произносятся. Говорят: одежа, вижю, ворогь, золото, озеро, ягня, а пишут - по-книжному: одежда, вижду, врагъ, злато, езеро, агнецъ. По зачем говорить так, а писать по-другому? Эх, Митю бы сюда, он бы все объяснил! "

Урок закончился, и мальчики за отцом Сергием гуськом потекли к знакомому уже Ване и Васе высокому крыльцу игуменопых палат, где довелось им вчера выдержать строгие расспросы отца Арсения. Здесь располагались поварня и трапезная.

Через открытую дверь ребята увидели в трапезной обедавших монахов. Мальчиков же повели в поварню, где на огромной печи кипели котлы с варевом, а на столе, накрытые чистым рядном, стояли уже готовые пышные караваи хлеба. Дети, помолившись перед едой, уселись с краю длинного дощатого стола, на котором дымилась одна широкая и глубокая миска с густыми щами. Онфим раздал каждому по ломтю душистого ржаного хлеба и по деревянной ложке. Хоть и проголодались ученики, а черпали щи из миски не торопясь, степенно, никто не норовил опередить соседа, как никто не следил ревностно, не большой ли кусок достался другому. Потом Онфим поставил на стол глиняную расписную кружку и, наливая в нее желтое топленое молоко из коричневой с блестящими боками кринки, попеременно протягивал каждому.

Сытная еда разморила ребят, хотелось спать. Но в дверях поварни уже стоял отец Феодосий.

- Сено посечено, надобе сушити, - строго распорядился он.

Ребятишки сонно поплелись из поварни во двор и через Воскобойную башню, в ней монахи делали воск, вышли за монастырские ворота на луг, где под летним июльским солнцем млела скошенная трава. Деревянными грабельками подкидывали, теребили, тормошили, трясли мальчишки легкое подвяленное душистое сенцо. Куда и сонливость делась. Веселыми звоночками звенели их голоса. Не упускали случая подтолкнуть зазевавшегося товарища в копешку сена. Отец Феодосии ребят не одергивал. Работали они справно. Уже с десяток ладных копен стояли на лугу. А что до шуток, то какая без них работа, тягло, а не работа.

- Вась, - окликнул Ваня, когда вокруг никого не было, - надо бы нам Митю с Прохором отыскать, тогда не пропадем. А здесь я слово боюсь выговорить.

- Где их сейчас найдешь? - тоскливо отозвался Вася. - А отсюда уходить никак нельзя. Кругом татары, шведы, помнишь, что Прохор рассказывал. Да и русичи слободские не лучше, поймают, опять в поруб посадят. А за язык ты не бойся. Вон как бойко на уроке отвечал. Скоро совсем освоимся... - и осекся Вася. Рядом стоял неслышно подошедший Онфим и сочувственно слушал чудные в его понимании Васины слова. Онфим пришел помочь "чудиновским погорельцам" грести сено, заметил, что дело подвигается у них не так споро, как у других.

Стараясь отвлечь сироток от их печалей, Онфим стал рассказывать:

- Скоро имуть рожь жати, ныне будеть хлеба много. А въ то лето бысть голодъ хлебьныи. Той осени много зла cтворило ся. Побилъ морозъ обилье по волости, и рожь не роди ся. И бысть голодъ великъ, кадь рьжи купляли по 10 гривенъ, а овса по 3 гривьне, а репе возъ по 2 гривьнъ, яли люди сосновую кору, и листъ липовъ, и мохъ. О горе, по търгу трупiе, по улицам трупiе, по полю трупiе, не могли пьси изъедати чловекъ. Туга, беда на всехъ. Отець мене дасть в монастырь, да бы не умрети ми голодомь.

Онфим замолчал. Былое лихо так и встало у него перед глазами, но, встряхнувшись, он грустно улыбнулся, махнув рукой:

- Поидемъ дому. - И, по-хозяйски оглядев аккуратно сложенные копны сена, поторопил ребят догонять уже двинувшихся с луга других мальчиков.

И вновь покойно зажурчала речь отца Сергия в горнице:

- Добро, чадьца мои, и зело полезно розумети Божественныхъ писанiи ученiе. А реку вамъ, чадьци и сынове, слово о Iисусе Христе, Сыне Божiи. Iисусъ Христосъ приде на землю и учи люди истине и благодати, цели недужьныя, слепыя, глухыя, разслабленыя. Слово истины изрече Iисусъ:

"Възлюби Господа Бога своего всемь сьрдцьмь твоимь, и всею душею твоею, и всею крепостiю твоею, и всемь розуменiемь твоимь, възлюби ближьняго твоего, яко самого себе."

Въ время оно присла за Iисусъмь Марiя рече тако: "Умерлъ есть брать мои Лазорь, приди. Господи, попечалуи ся съ мною". И приде Iисусъ въ домъ ея и уведа, яко умерлъ есть Лазорь, и рече:

"Въстани, Лазоре". И въста Лазорь, оживе, и сверши ся чюдо великое. И много народа увероваша, яко Iисусъ есть Сынъ Божiй. И тако Iисусъ твори чудеса. Жрьци и старейшины жидовьскыя исполниша ся зависти и искаху убити Iисуса. И упросиша Iуду Искариотьскаго, ученика Iисусова, да бы предалъ имъ Сына Божiя, и дата ему тридесяте съребрьникъ за предание Iисуса. И преда Iуда Iисуса стареишинамь жидовьскыимь.

И распяша жиды Iисуса Христа на кресте въкупъ съ двема разбоиникома. Бысть тогда тьма по всеи земли отъ шестаго часа и до девятаго, и при девятомъ часе испусти духъ Iисусъ. И егда умре, бысть знаменiе великое на земли, удари громъ и мълния, и земля трепета. И положиша люди жидовьстiи тело Христово въ гробъ и привалиша камень великъ дверьмъ гробу, да быша не украли тело ученици Его. Марiя же Магдалыни и Марiя Iаковля видеста, кде Его полагаху. И утре идяста къ гробу, и видеста двери гроба отворены, и гробницю пусту, и Ангелъ седящь краю гроба. И рече Ангелъ:

"Не ищете рекомаго Iисуса. Iисусъ въскресе изъ мертвыихъ".

И яви ся Iисусъ ученикомъ въскресъ изъ мертвыхъ, и рече: "3аповъди Мои съблюдете и проповедуите ихъ народомъ, идете во вся языкы и научите вся страны, крестяще во имя Отца и Сына и Святаго Духа". И разъидоша ся ученици Его по вселенеи и проповедаша ученiе Христово, учаще и крестяще люди.

И верьнiи Христу люди зовуть ся христiани. И мы зовемъ ся христiани. Iисусу Христу бо служимъ, а не Роду и рожаницамъ, и не Перуну жертвы творимъ. Перунъ бо и Дажебогъ и Мокошь суть поганыхъ бози. А нашь Богъ есть Iисусъ Христосъ. Онъ вси наши грехы Своею смертью искупи, за ны пострада, и намъ путь правьды показа.

Отец Сергий перевел дух и оглядел притихших учеников. Тимошка робко приподнялся со своей лавки:

- Отче, а кто суть поганiи? Отец Сергий сдвинул брови:

- Поганiи суть иже во Iисуса Христа не верують, а верують въ идолы, въ огнь и въ воду. А мы техъ зовемъ окаянiи безбожьници поганiи.

Он открыл сундучок, извлек из него плотные кусочки бересты и раздал ученикам. Ваня и Вася недоуменно рассматривали квадратик, на котором ровными рядами без пробелов между словами выстроились буквы.

Вася заглянул в берестяной квадратик Онфима:

"Отче нашь, иже еси на небесехъ... ", - разобрал он начало молитвы Господней, с которой начался их сегодняшний день. Но Онфим, начавший было переписывать молитву в свою бересту, остановился на полуслове и, лукаво поглядев на ребят, вытягивавших шеи, чтобы увидеть его писание, принялся рисовать. На бересте появилось диковинное чудище с закрученным, как у собаки, хвостом, с разинутой пастью, из которой высовывался похожий на еловую ветку язык. Чтобы у Вани и Васи не оставалось сомнений в достоверности нарисованного, Онфим сбоку приписал: "Зверь".

Ваня на это пожал плечами, Вася хихикнул, а Онфим взял с лавки новый берестяной лоскуток и продолжил свои упражнения в рисовании. Теперь на бересте явился лихой всадник на неуклюжей лошади и с длинным копьем в руке. Он на полном скаку пронзал опрокинутого навзничь врага, который в отчаяньи взмахивал руками.

Онфим торопился закончить рисунок, и потому на руках у всадника и его поверженного врага недоставало пальцев, а ноги росли у них прямо из головы. Отважный всадник на лошади был, конечно, сам Онфим, что и подтверждалось красовавшейся рядом с рисунком надписью: "Онѳимъ".

Услышав сердитое покашливание учителя, мальчики вспомнили о задании. На лавке лежало еще несколько чистых берестяных кусочков. Вася потянул один из них, отдал Ване, взял кусочек себе и, сжав в руках на манер карандаша тонкую костяную палочку, принялся разбирать слова в доставшейся ему бересте: "Господи Iисусе Христе, Сыне Божий, молитвъ ради Пречистыя Твоея Матере и всехъ святыхъ помилуй насъ. Аминь".

Вася весь вспотел, пока вычерчивал угловатые буковки молитвы, однако заметил при этом, как внимательно следит за его рукой отец, Сергий.

Продолжение следует...


Предыдущие выпуски наших "бесед" можно посмотреть Архиве рассылки по адресу: http://subscribe.ru/archive/religion.slav/


Напишите пару слов ведущему рассылки и нажмите кнопку "Отправить"

Подпись:

Если Вам не удобно пользоваться формой для отправки, то просто напишите письмо обычным способом, в почтовой программе на адрес holdfast@yandex.ru. Спасибо за отклик!

Ваш Геннадий из Рассказово


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.slav
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное