Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Sola Scriptura

  Все выпуски  

Sola Scriptura # 1a


Служба Рассылок Городского Кота

Внимание!
Материал в данной рассылке предназначен для специалистов. Он может оказать воздействие на Ваши религиозные взгляды.
Ознакомление с материалами данной рассылки подразумевает, что Вы прочитали данное предупреждение, осознаете и принимаете на себя ответственность за возможные последствия.
Использование, публикация, размножение, копирование в любом виде материалов данной рассылки осуществляется только с разрешения автора рассылки и автора публикуемого материала.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Сегодня выходит первый выпуск Sola Scriptura. Я рассчитываю, что рассылка будет не только информационной. Она предназначена, скорее, для дискуссии. Вы можете присылать Ваши комментарии, размышления, идеи, пожелания. В случае, если Вы хотите опубликовать их, четко выделяйте текст, предназначенный для публикации и желание публикации. Не забывайте указывать Ваше имя и e-mail. Без имени, включенного в отрывок, предназначенный для публикации, текст будет опубликован как анонимный. Если Вы хотите довести до общественности свои исследования в области Библии, - присылайте.
Я оставляю за собой право не публиковать материал без объяснения причин, в случае, если он противоречит нормам действующего законодательства, морали и нравственности. Какие нормы я имею ввиду? Обыкновенные. Это - выпады против отдельных религиозных конфессий, разжигание национальной розни, ущемление прав меньшинств (национальных, религиозных, сексуальных и прочия, прочия, прочия. Я также на буду публиковать материал, проповедующий сексизм или направленный против отдельных личностей.
Большая просьба к Вам, чтобы материал не противоречил характеру рассылки и отвечал академическим требованиям.

Михаил Носов
SolaScriptura@mailru.com



Эта и ряд следующих публикаций будут посвящены исследованию социальной и политической ситуации в Иудее в период после изгнания. Мы начнем с общей характеристики исторической обстановки и обстоятельств издания Киром указа об освобождении. Затем мы перейдем к выяснению вопроса о том, кто были противники общины, которые угрожали ей. С этой целью мы перечислим всех возможных противников и проанализируем возможность конфликта с ними с точки зрения того, как он описан в Трито-Исаии. Мы предложим трактовку социально-исторической ситуации в Иудее и возможные объяснения природы конфликта между общиной и ее противниками, что отражено в Трито-Исаии.

Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись. (Исаия 45:1)
В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно:
Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее.
(Ездра 1:1-2)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ

В 536 г. до н.э. Кир Великий издал указ, по которому боги и их народы, которые находились в изгнании в Вавилоне, получили разрешение отправиться домой. Представленный во Второ-Исаии как Божий промысел, этот акт Кира имел достаточно прагматические политические и экономические основания.

1. Этим пропагандистским мероприятием Кир подтвердил свою репутацию освободителя народов, репутацию, которая однажды помогла ему покорить Вавилон.[1]

2. Отправляя домой божества и идолов, Кир отнюдь не имел ввиду их "поправку" после лет пленения или дарование им свободы. Скорее он подразумевал их служение ему и тяжелый труд на него путем исполнения их прямых обязанностей - молитвы Белу и Небо за него, Кира, прошение за него перед Мардуком.[2]

3. Декрет предусматривал восстановление храмов и святилищ как мест пребывания божеств. Данные культовые учреждения имели чрезвычайно важное экономическое значение на Древнем Ближнем Востоке (ДБВ). Накапливая богатства, будь то драгоценности, деньги или запасы продовольствия, они служили центрами экономической жизни целых регионов.[3]

Можно легко предположить, что жестокость, сопровождавшая ассирийские завоевания,[4] а также решительность в подавлении восстаний в колониях сменялись наложением тяжелых налогов на местное население.[5] Мы можем предположить, что после того, как Кир унаследовал Ассирийско-Вавилонскую империю, он мог принять во внимание печальный опыт, который население колоний вынесло из общения с бывшими властями.[6] Прежде налоги взимались непосредственно ассирийцами (или назначенными ими лицами), а затем вавилонянами, разжигая национально-освободительные настроения. Со стороны Кира было естественным сделать храмы и святилища основными сборщиками налогов[7] с возможным частичным облегчением прямого налогообложения местного населения в пользу царского двора.[8] Данной акцией он отвратил недовольство налогоплательщиков в колониях от властей метрополии. Одновременно это давало жрецам определенную свободу в оправлении их культов и накоплении богатств храмов и святилищ.

Кир учитывал, что вавилонские жрецы были среди тех, кто способствовал падению Набонида[9] и его, Кира, триумфальному въезду в Вавилон. Он наверняка осознавал опасность конфликтов со жрецами, будь то в колониях или в метрополии. Эти конфликты должны были неизбежно разразиться по вопросу о доли царского двора в распределении собранных храмами налогах. В разрешении возможных конфликтов Кир полагался на большую военную мощь персидской империи, а также на личную преданность жрецов за их освобождение из вавилонского плена.[10]

4. Освобождая народы, уведенные в плен вавилонянами, Кир укрепил имперские границы. Люди, освобожденные указом, чувствовали личную преданность Киру. Не исключено, что он обеспечил некоторые привилегии освобожденным людям. Последние представляли собой элиту (или прямых потомков элиты) своих стран. Киру не представляло труда восстановить их привилегии (или их часть) за счет интересов населения, которое не было уведено в изгнание. Конкретный пример Иудеи показывает, что на стратегически важном плацдарме нападения на Египет (или, наоборот, на рубеже обороны от атак Египта)[11] Кир заполучил общину людей, которые считали его мессией xy$m (Ис 45:1).


Чтобы вернуться к тексту, нажмите на ссылку

[1] Ahlstrom, Gosta W. "The History of Ancient Palestine from the Palaeolithic Period to Alexander's Conquest," JSOT SS 146 (1993). Sheffield: Sheffield Academic Press, p. 836 (="History").
[2] Так "Цилиндр Кира" содержит следующую надпись, - "Пусть все боги, которых Я [Кир] вновь поселил в их священных городах, каждодневно просят Бела и Небо долгой жизни мне, и пусть они просят за меня (перед ним); Мардуку, моему господину, пусть они говорят: "Кир, царь, который поклоняется тебе, и Камбуз, его сын, ..." ... их всех я поселил в мирное место... утки и голуби,...я постарался укрепить/починить их места пребывания..." - ANET , p. 316.
[3] Гелб приводит впечатляющий список обслуживающего персонала храма Лагаша, который может проиллюстрировать размеры и спектр экономической активности храмов на ДБВ (цифры перед профессиями и занятиями означают количество людей, занятых в данной области хозяйства): 1 священник или 1 "храмовый управляющий", 1 "учетчик", 1 "блюститель полей", 1 "блюститель запасов зерна"", 1 "надзиратеь за работниками/солдатами", 1 "учетчик пахотных животных", 4-100 "начальников пахотных бригад", 8-450 "работников/солдат", другие работники. - Gelb, Ignace J. "Household and family in Early Mesopotamia," State and Temple Economy in the Ancient Near East , Edward Lipinski, (ed.), Vol. 1. Leuven: Departement Orientalistiek, 1979, p. 14.
[4] Soggin, J. Alberto An Introduction of the History of Israel and Judah , ET by John Bowden. London: SCM Press LTD, 1993, p. 235 (= Introduction ).
[5] Приведем несколько иллюстрирующих отрывков из хроники Ашур-Дана II Ассирийского. Цитируется в соответствии с: Grayson, Albert Kirk Assyrian Royal Inscriptions , Part 2. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1976 (= Inscriptions ). "Я захватил их запасы в городе Екалпи-Нари [(...) к ...] (и) нанес [им решающее поражение]. Тех, кто остался в живых, я вырезал. [Я увел] их [ животных ] (и) стада без числа. [Я] сжег их [ города ] (с) их жителями. Я захватил у арамеев [ ценную добычу ]" (стр. 75).
"Город Шара [...... я разрушил], опустошил (и) сжег. Я захватил Кундабхале, [царя страны Кадмуху], [ я увел (и) в городе] Арбаил я содрал (с него) кожу и повесил его кожу [ на стене города ...]наша (стр. 76). (Курсив сохранен согласно Грейсону.)
[6] "Цилиндр Кира" следующим образом осуждает налоговые аппетиты Набонида, - "Он [мучил] его [т.е. Вавилона] [жителе]й принудительным трудом (лит.: игом) без облегчения, он всех их разорил." - ANET ., p. 315.
[7] Дандамаев отмечает, что "неовавилонские цари редко интересовались делами храмов, и вклад храмов в доход государства был незначительный. Однако при Ахеменидах храмы были обязаны платить государству значительные налоги натурой - быками и овцами, ячменем, фигами, шерстью и т.д., а также обеспечивать государственных служащих продовольствием и поставлять фураж для царского скота. В дополнение храмы несли повинность, направляя своих рабов (крестьян, садовников, плотников и т.д.) на работы в царские поместья в Вавилоне и других городах." - Dandamayev, M. "Babylonia in the Persian Age," The Cambridge History of Judaism , W.D. Davies and L. Finkelstein, (eds.), Vol. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 1984, pp. 334f (="Babylonia"). Данное обстоятельство может служить иллюстрацией экономических предпосылок эдикта Кира о направлении богов по домам.
[8] "Цилиндр Кира" гласит, - "Что же касается жителей Вавилона [они увидели свои] сердца удовлет[воренными], потому что [я [т.е. Кир] отменил принудительный труд (лит.: иго), который был против их (общественных) правил. Я принес облегчение их пришедшим в упадок хозяйствам, положив (таким образом) конец их (основным) жалобам." - ANET, p. 316. "Измеренный счет Набониду" обвиняет Набонида в том, что "[ он погубил простых людей н]уждою, знатных он убил на войне, [... для] торговца он затворил дорогу. [... для крестьянина] он сделал редким куруппу (термин неясен. - М.Н.)." - ANET , p. 312.
[9] Gottwald, Norman K. The Hebrew Bible - A Socio-Literary Introduction . Philadelphia: Fortress Press, 1985, p. 428 (= Bible ).
Среди других злодеяний "Цилиндр Кира" обвиняет Набонида в следующем, - "... [Правильные изображения богов он удалил с их тронов, под]обия он приказал водрузить на них. Точную копию храма Есагилы он ... для Ура и других священных городов неуместные ритуалы ..., ежедневно он бормотал [неправильные молитвы]. Он (далее) прекратил резким образом регулярные пожертвования, он делал ..., он установил внутри священных городов. Поклонение Мардуку, царю богов, он [смен]ил на мерзость, ежедневно он творил зло против его (т.е. Мардука) города...." - ANET , p. 315. Куликан отмечает, что данный отрывок осуждает "неприемлемые ритуалы, установленные в Уре, городе, который с самых ранних шумерских времен ассоциировался с богом луны Наннаром, а позднее - с его вавилонским эквивалентом Сином." - Culican, William The Medes and Persians . London: Thames and Hudson, 1965, p. 56 (= Medes ).
"Измеренный счет Набониду" сообщает, что "[... против воли б]огов он совершил безбожное деяние, [...] он выдумал нечто пустое: [он сделал изображение божества], которого никто (никогда) не видел в (этой) стране. [Он водрузил его в храме], он поставил (его) на пьедестал; [...] он назвал его именем Нанна, [...оно украшено ... лапис]лазурью, короновано тиарой, [...] его внешность - луны в затмении..." - ANET , p. 313. Дандамаев отмечает, что Набонид покровительствовал культу бога луны, однако это был "не традиционный бог Син, а тот, чьи символы и формы больше напоминали арамейские божества." - "Babylonia," p. 326. Дандамаев отмечает, что "влиятельные жреческие группировки были ... недовольны Набонидом." - Ibid ..
Куликан отмечает, что Набонид был "встревожен оппозицией дома его религиозной политике и недовольством иностранных пленных и деловых людей в столице." - Medes , p. 54.
[10] Об ассирийской политике в отношении покоренных народов см: Soggin, Introduction , pp. 235f. Со ссылкой на Доннера (Donner, H. Geschichte des Volkes Israel und seiner Nachbarn . Gottingen: n.p. 1986 2, p. 297ff (=Geschichte); and Donner, H. in: Israelite and Judaean History, J.H. Hayes and J.M. Miller (eds.). Philadelphia and London, 1977, p. 418). Соджин отмечает депортацию высших классов покоренной страны как последнюю стадию включения страны в состав ассирийской империи. - Introduction , p. 236. Мы полагаем, что практика депортации сливок общества, к которым принадлежали и жрецы, применялась ассирийцами, а затем и вавилонянами, повсеместно. Депортация элиты (включающей жрецов) Иерусалима и Иуды является одним из примеров тому.
[11] "Поскольку Палестина находилась близко к египетской границе, царю было на пользу иметь там ядро верных подданных, и это могло повлиять на его решение [издать указ]." - Bright, John A History of Israel . London: SCM Press, 19722, p. 362 (=History).

Продолжение следует

Михаил Носов



На сегодня - все. Привет...


Архив рассылки
http://subscribe.ru/archive/religion.solascriptura/

solascriptura@mailru.com


Эта рассылка лучше всего смотрится в HTML-формате, 1024х768, True Color (32 bit), IE 5.5
В текстовом формате еврейский и греческий шрифты не читаются.


Рассылки Subscribe.Ru
Sola Scriptura


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное