Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Балак


Шабат шалом, дорогие друзья!
Мир субботе! И пусть Божий Шалом будет в наших серцах и разуме не только в субботу,
но каждый день. Господи! Укрепи нашу веру, дай нам жажду по Тебе, дай страх перед Твоим Судом.
Дай нам силу свыше в любви - любить не только друзей, но и врагов. Помоги нам в этом, помоги достигать Твоего Царства здесь на земле. Амен.
Наш сайт "Исход 2. Возвращение к Источнику" http://tikvaisrael.com  Подписаться на эту рассылку вы можете по адресу нашего сайта  и через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael

Иудаизм  о Торе и душе человека. 
Итак  мы узнали, что есть две части души у человека -  Первая - часть облекается в кровь человека и оживляет тело.
Вторая душа - частица Безграничной Сущности Б-га свыше. Вторая душа появляется только тогда,
когда человек обращается к Всевышнему и рождается свыше. 
Мы видим людей вокруг, у которых нет связи с Творцом, а значит они мертвы духовно и вторая часть души
у них просто в зародыше ожидает пробуждения.

Божественная душа каждого человека обладает тремя одеяниями : мыслью, речью и действием, проявимшимися в 613 заповедях Торы. Эти одеяния являются проявлениями сил души - разума и чувства.

Когда человек исполняет все позитивные заповеди - он в состоянии постижения Торы в ПАРДЕСЕ.
Пардес ("САД")- означает различные уровни толкования ТОРЫ. 
(Напоминаю, что Торой называются первые 5 книг Библии или Танаха. Тора была дана Моше на Синае в праздник Шавуот или Пятидесятницы. Была дана Письменная и Устная Тора.)
ПАРДЕС состоит из 4 уровней познания Торы. 
- пшат - смысл, 
- ремез - намек, 
- друш - толкование, 
- сод-тайна или каббала.
Очень часто мы в Торе видим только первый уровень - СМЫСЛ!

Все 613 членов души человека облекаются в 613 заповедей Торы.
В теле человека 248 членов и 365 кровеносных сосудов соответствуют 613 заповедям Торы.
Душа также подобным образом разделяется на 613 частей.
ЛЮБОВЬ - корень всех 248 заповедей, от нее они исходят и без нее невозможно их истинное исполнение.
СТРАХ - корень всех 365 запретов Торы, ибо человек боится восстать против Царя царей.

Всевышний ограничил Свою Волю и Мудрость в 613 заповедях Торы, в сочетаниях букв Танаха и в толкованиях мудрецов,чтобы каждая ступень души могла постичь их своим разумением и исполнить все, что можно исполнить действием, речью и мыслью.
И поэтому Тору сравнивают с водой, спустившейся с места славы ее - Воли и Мудрости Б-га, а "Тора и Всевышний едины".
И так как Тора и заповеди, выраженные в ней, облекают все 10 сил души и все ее 613 членов сверху донизу, все они соединены с Б-гом непосредственной жизненной связью.
 
И Божественный свет кругом обьемлет их и облекает с головы до ног, как написано:"Скала моя, в Нем найду убежище" и написано:"Как броней окружишь его благоволением" и это Его, благословенного, Воля и Мудрость, облеченные в Тору и заповеди.
Поэтому сказано:"Один час в этом мире, проведенный в покаянии и добрых делах, лучше всей жизни грядущего мира", ибо блажненство грядущего мира заключается в НАСЛАЖДЕНИИ СИЯНИЕМ ШЕХИНЫ, то есть в наслаждении познания Творца.

Однако никто не способен постичь более чем ОТБЛЕСК Божественного Света, который и называется "сиянием Шехины", но самого Б-га мысль не способна постичь иначе чем ОБЛЕКАЯСЬ В ТОРУ И ЗАПОВЕДИ.
Только тогда мысль постигает и облекается в самого Б-га, ибо Тора и Всевышний едины.
Езра

ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ 
Недельная глава Торы: "Балак".
Бэмидбар 22:2-25:9 (Числа). 
Допол. чтение: Миха 5:6-6:8, 
I Коринфянам 1:20-31
«Скор на слушание, медлен на слова…»

Бамидбар (22:2-6) И видел Валак, сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аммореям; (22:3) И весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочисленен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых. (22:4) И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поядает теперь все вокруг нас, как вол поядает траву полевую. Валак же сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время. (22:5) И послал он послов к Валааму, сыну Верооову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать, вот, народ вышел из Египта, и покрыл лице земли, и живет он подле меня. (22:6)  Итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли. Я знаю, что, кого Ты благословишь, тот благословен, и кого Ты проклянешь, тот проклят.
 
Вы знаете, иногда восприятие чего-либо  не соответствует действительности. Сыны Исраэйля все еще странствовали, когда достигли равнины Moaв. Сражения,  в которых они участвовали вплоть до этого места, не были для завоевания Ханаана. Ханаан был к западу от Иордании, а  сыны Израиля, находились в этом месте к востоку от Иордана. Сражения, в которых они боролись, были лишь  потому, что ни один  из царей не  позволил им пройти через свою землю. В каждом случае Израиль  не был агрессором. Правда вопроса в том, что, если бы Аммореи позволили  Израилю пройти через их землю, то они получили бы плату  за это право, и в результате  они могли остаться в выигрыше. Вместо этого они решили атаковать Израиль, что закончилось их собственным разрушением, и Израиль  завладел их землей.
В этой недельной главе мы читаем что, сыны Исраэйля разбили лагерь на равнине  Moaв. Помните, что они - все еще на восточной стороне Иордана. 
Moaв не являлся их целью, они все еще были на их длинном пути в Ханаан. 
Валак, царь Моавитян, мог бы отправить посланника, чтобы говорить с Моше и Аароном о получении прибыли от Израиля, проходящего через их землю. Израиль не представлял никакой угрозы Моавитянам. Однако они были восприняты Валаком именно так, и вместо отправки посланцев к Моше и  Аарону с сообщением мира, Валак послал гонцов к Валааму с сообщением войны. 
Вспомним, стих второй и третий главы двадцать два, в которых говорится, что это произошло из-за того, что Валак увидел, что Израиль сделал Аммореям, и это напугало и  обеспокоило его. Однако он не знал  всех обстоятельств сражения. Если бы он потратил время на исследование причин, он мог  бы спасти и себя и свой народ от множества бед. Угроза, над которой он думал, не была для него реальной, угрозой вообще - являлся его недостаток дипломатии, принесший ему беду. Валак не был хорошим лидером: он должным образом не представлял интересы своего народа.
Иногда восприятие  не соответствует действительности. Иногда мы воспринимаем вещи не такими, какие они есть на самом деле. Мы изучили этот урок в прошлый Шаббат, когда мы изучали hафтару (Писания Пророков), Шофтим (Книгу Судей), главу одиннадцать. Я предполагаю, что Ха Шем  хотел, чтобы я преподал этот предмет снова, возможно потому, что вам нужно было услышать это снова, или возможно я сам нуждаюсь в этом. Во всяком случае, это важный урок для каждого из нас. 
Никто из нас не должен когда-либо делать скоропалительных выводов. Мы не должны быть подобными Валаку, и делать предположения, думая о худшем и находясь в невежестве, без знания, принимать скоропалительные и, возможно, пагубные решения.

Прежде чем Вы примите какое-либо решение,  либо прежде чем  предпримите какое-либо  действие, вы должны узнать все обстоятельства и факты  относительно ситуации или предмета. Поспешные решения, основанные на восприятии или опасении, могут, в конечном счете, привести к вашему разрушению. Этот совет особенно важен для тех, кто является лидером, но также это важно и для каждого из нас. Иногда просто, задавая вопрос, Вы можете выяснить информацию и понять обстоятельства, которые в конце могут спасти Вас от принятия неправильного решения. Валак воспринял Израиль как врага, что явилось мотивом для того, чтобы нанять Валаама, однако в действительности, Израиль не был угрозой для  Моава. 

Сколько раз Вы действовали из опасения, без простого выяснения всех фактов? Сколько раз ваше восприятие не совпало с действительностью и из-за вашего решения, основанного просто на вашем нежелании спросить, потратить время на выяснение, все закончилось просчетом?
Это напоминает мне историю, которую я когда-то слышал об официантке. Она обслуживала группу голодных клиентов и, может, потому, что она была забывчива и не принесла им все, что они заказали, или потому, что она была медлительна и, по-видимому,  не заинтересована своей работой, они были раздражены и  возмущались, отчитывая ее за плохое обслуживание. Когда они ушли, их недовольство, конечно, отразилось  на чаевых. Однако один человек из этой группы взял на себя инициативу, в то время как другие разъезжались, он подошел  к официантке и спросил ее, все ли у нее в порядке. Официантка разревелась. Ее дочь убежала из дома прошлой ночью, и она очень волновалась за нее. Она взяла бы свободный день, но т.к. она уже пропустила работу несколько раз по личным проблемам, ее работа, в которой она сильно нуждалась, была уже в опасности. С большой неохотой она пришла на работу. Она принесла извинения этому человеку, он помолился за нее и за безопасное возвращение ее дочери. 
Это уверенно подводит меня к выводу, который я хочу сделать!
Яаков / Иаков (1:19) Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев.
Раввин Яков Фарбер

ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ комментарии
Недельная глава «Балак»
Новоизбранный царь Моава, Балак, опасается евреев и призывает к себе на помощь величайшего
колдуна и пророка того времени, специалиста по благословениям и проклятиям, бывшего
советника фараона и «по совместительству» ярого антисемита – Билама (Валаама), чтобы
последний проклял еврейский народ. Ввиду ряда личных причин Билам вначале отнекивается, но
затем соглашается. Однако, вместо проклятий у него вырываются благословения. 

На прощание Билам дает Балаку дельный совет по окончательному решению еврейского вопроса
– соблазнить евреев развратом с прекраснейшими представительницами слабого пола народов
Мидьяна и Моава. План удается на славу. Среди евреев вспыхивает эпидемия, унесшая жизни 24
000 из них, и только решительное вмешательство внука покойного Аарона, Пинхаса, спасает
положение и останавливает разврат, а с ним и эпидемию.

У тех, кто поверхностно-бегло ознакомится с текстом текущей недельной главы (особенно в
переводе) личность Билама вряд ли вызовет особые симпатии, но и особой неприязни не
спровоцирует. Так, малость слабохарактерен (пойти-не пойти?), корыстолюбив (но ведь за это
предлагают хорошие деньги!), за деньги готов на разные мелкие подлости (проклясть слабого и
беззащитного, например), а так – ничего особенно страшного, слегка туповат (вон, даже его
знаменитая ослица оказалась прозорливее его и увидела на дороге препятствия,
о которых он и не подозревал), даже достаточно б-гобоязнен (так прямо и заявляет
делигации Балака, ничего, дескать, поделать не могу – как Б-г захочет, так и будет). 

Какого же будет их изумление, узнав, что основываясь на более глубоком и вникнутом прочтении текста
и комментариев, еврейская традиция говорит о Биламе как об отъявленном негодяе, не
погнушившимся ни одним преступлением на свете, познавшим всю существующую в мире грязь и как
о злейшем враге еврейского народа! Что даже все его вынужденные благословения
скрывают под собой лютую ненависть к потомкам Авраама, Ицхака и Яакова! 

Что его дружеский совет Балаку был лишь последним в веренице подобного рода различных предложений и
нововведений, преследовавших одну единственную цель - уничтожение евреев - начиная с
науськивания фараона топить всех еврейских мальчиков-младенцев в водах Нила! Что при всем
этом он был не наивным глупцом, а мудрейшим человеком своего поколения, чей пророческий дар
едва ли не превсходил уровень самого Моше-рабейну!

Но почему же Тора не пишет все это прямым текстом? Почему о злодейской сущности Билама мы
должны учить только из подтекста? Почему бы открыто не поставить Биламу в самом начале
повествования яркий ярлык – «подлец», и все сразу станет на свои места? Но в том-то и дело,
что явное зло редко является к нам в своем истинном облачении. Оно может рядиться в
безобидные, мелкие пакости, разного рода вредные привычки, склонности и отговорки,
легкомысленные идеи и шаловливые мысли, а порой и вовсе в одежды добра.

Зло надо уметь разглядеть! Разглядеть всю его нагую правду под всеми внешне приличными
покровами и личинами! Чтобы проникнуть в злодейскую суть Билама, недостаточно тех
характеристик, что лежат наповерхности - необходимо гораздо глубже вчитываться в тект! Чтобы
уберечь себя от зла, недостаточно смотреть на ярлыки и этикетки, надо искренне желать «во
всем дойти до самой сути»! 
Ну а как же насчет Биламовской б-гобоязненности? Мы уже подчеркнули, что Билам был
негодяем, но отнюдь не дураком. И то, что нам кажется б-гобоязненностью, для него было
всего-навсего осознанием реальности. Он мог всеми силами пытаться бороться с ней, но
отвергать ее? 

Жемчужины еврейского комментария
«(Балак) послал посланников к Биламу... позвать его, сказав: Вот вышел народ из Египта...»
(Бамидбар 22:5)
«Сказал Билам Б-гу: Балак сын Ципора, царь Моава, послал ко мне (делегацию со словами):
Вот народ выходящий из Египта...» (Бамидбар 22:11)

Комментарий Кли-Якар обращает внимание на такую, казалось бы, мелочь, как изменение
глагола прошедшего времени «вышел» в речи посланников Балака на причастие настоящего
времени «выходящий» в речи Билама. Необходимо иметь в виду, что Билам идеально подобирал и
выверял каждое свое слово. Еще бы! Ведь его основным оружием была речь (= его всеизвестная
сила проклятия и благословения), и пользовался он им поистине виртуозно!

Так что же подразумевал этот гнусный злодей под тонкой грамматической заменой «вышел» на
«выходящий»? Выход из Египта для еврейской традиции является важнейшей точкой. Это - не
просто историческое событие, не просто первая волна эмиграции, а выход из рабства на
свободу. Причем не только из рабства физического. А для того, чтобы обрести свободу в полном
плане, недостаточно улучить удобный момент, чтобы сбежать от хозяина, а надо изменить всю
свою рабскую психологию и почувствовать себя свободным. 

Свободным от прихотей не только постоянных, внешних поработителей, но и от собственных в том числе. Не
быть рабом желудка, чувственных порывов, сиюминутных соблазнов окружающего мира и своего
эго. Порвать связь с комфортным, привычным «египетским укладом жизни». Стать по-настоящему
свободным и физически, и духовно. 
И Билам это знал. Знал, что выход из Египта был не самоцелью.
 Знал, что намного легче выйти из Египта, чем изгнать философию Египта из себя.

И как же профессионально, ловко и элегантно этот антисемит обвиняет еврейский народ:
«Народ, который вышел из Египта?! Куда там! Народ только-только выходящий из Египта! Чуть
что - и сразу начинаются воспоминания о вкусной египетской рыбке, да кастрюле с мясом для
надсмотрщиков, вокруг которых подобострастно крутились, принюхиваясь, еврейские рабы. И даже
новое поколение, вырасшее в пустыне и все свои знания о мощной египетской державе,
получившее понаслышке, заразилось родительской ностальгией и упрекает Моше-рабейну
за то, что тот лишил их любимой отчизны....»!

Недельная глава от "Полученной мудрости"
Самое еврейское свойство! "Месирут нефеш" (самоотверженность, готовность отдать жизнь за веру)

Глава Торы "Балак" названа именем моавского царя, который нанял пророка Билъама, чтобы тот проклял еврейский народ. Всевышний же вкладывает в его уста благословения. Среди этих благословений Билъама мы находим следующее: "Я вижу его (Израиль) с вершин, вглядываюсь в него с высот; вот народ, живущий отдельно, на иные народы не похожий и среди них не числящийся."
Какова связь между двумя частями стиха?

Раши, комментируя первую половину стиха ("Я вижу его с вершин, вглядываюсь в него с высот"), говорит: "Я вглядываюсь в их начало, смотрю на их корни, и вижу, как сильны они и стойки – как горы и высоты их праотцы и праматери".
Когда мы сталкиваемся с глубокой идеей, настолько глубокой, что она тяжела для восприятия, мы прибегаем к аллегориям. Почему Билъам считает необходимым прибегнуть к аллегории здесь, почему он уподобил родоначальников Израиля скалам и горам? Он говорит о необыкновенной жизненной стойкости и непоколебимости наших корней. На деле же, еврейство крепче скал и гор, ведь за то время, что мы живем на земле многие горы обратились в прах.

Что же это за таинственная еврейская сила?
Истинную силу еврея, разумеется, следует искать не в физической сфере, но в его духовном наследии нашего народа. Эта сила называется "месирут нефеш" (самоотверженность, готовность отдать жизнь за веру). Понятно, что это высокое свойство души, но настолько ли оно высоко, чтобы называть его "вершиной", иными словами, выше ли оно, чем все остальные похвальные качества души.

О чем мы говорим? Вера в Б-га столь сильна в самоотверженном еврее, что отказаться от жизни ему куда легче, чем отказаться от Б-га. Это свойство не вмещается в рамки человеческой природы, оно явно нарушает самые первичные устои индивидуальности, в том числе – инстинкт самосохранения.
Жизнь всего живого есть самоукрепление, саморазвитие, самореализация. 
Самоотверженность – казалось бы, самоуничтожение. Но это не так. Человек – не животное. 
В нем жива душа – часть Б-га живого. 

А потому именно отказ от Б-га и является самоуничтожением. А жертвенность, самоотверженность – есть спасение божественной сущности души.
Эта готовность – проявление надприродной сути еврея. Здесь мы и находим связь между двумя полустихами: "Я вижу его с вершин, вглядываюсь в него с высот, – они крепче скалы в своей готовности к самопожертвованию, – вот народ, живущий отдельно, на иные народы не похожий и среди них не числящийся, – и в этом их уникальность.
Из трудов Ребе

В избранное