Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля от мессиан и ортодокс евреев: Ваэра - Я показался


Шалом убраха! Мир и благословение!
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы. Эта недельная глава «Ваэра» («Я показался») 
Наш сайт "Исход-2. Возвращение к Источнику" www.tikvaisrael.com 
Подписаться на эту рассылку в тексте вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Езра

Параша ХаШавуот от мессианских евреев
Список Чтений Этой Недели: 
 Ваэра / Исход 6:2-9:35 
 Йешаягу / Исайя 66:1-24 
 Ромим / Римлянам 9:14-25

Ваэра 6:2 И говорил Б-г Моше и сказал ему: Я Господь. 
3. И Я явил Себя Аврааму, Ицхаку и Йаакову как Б-г Всемогущий, но (под) Именем Моим Г-сподь - Предвечный Я не был познан ими. 
4. И Я также установил Мой завет с ними, чтобы дать им землю Кенаан, землю их проживания, на которой они жили (пришельцами).
5. И также Я услышал стенание сынов Исраэля, которых мицрим порабощают, и вспомнил Я Мой завет. 
6. Потому скажи сынам Исраэля: Я Г-сподь, и Я выведу вас из-под тягот (тяжких трудов на) Мицраима, и спасу вас от порабощения их, и избавлю вас раменницей простертою и великими судами. 
7. И возьму вас Мне народом, и буду вам Б-гом, и узнаете, что Я Г-сподь, Б-г ваш, Который выводит вас из-под тягот Мицраима. 
8. И приведу вас на землю, о которой Я (в клятве) поднял руку Мою, чтобы дать ее Аврааму, Ицхаку и Йаакову; и Я дам ее вам в наследие, — Я Г-сподь. 
9. И говорил Моше так сынам Исраэля, но не послушали они Моше из-за короткого духа и из-за тяжелой работы.

Я уверен, что вы слышали выражение «Из-за деревьев леса не разглядеть». Думаю, эта поговорка подходит к тому, что случилось с бней Израэль. Их короткий дух так боялся попасть в сети рабства. Долго находясь под гнетом египтян, они не могли поверить, что есть Б-г, и что Он способен их освободить! Так что когда Моше пришел с вестью о надежде на освобождение от рабства, израильтяне не видели картины леса, они плутали в трех соснах рабства. Но ХаШем видел картину целиком – время освобождения пришло!
Нам легко читать эти строки и критиковать бней Исраэль за неверие Моше. В конце концов, как они не поверили Б-гу? Как они не приняли весть об освобождении? Нам легко задавать подобные вопросы, ведь мы знаем, чем закончилась эта история. Мы знаем, но они-то нет. Они жили в страхе, с болью, со страданиями.  Они не знали другой реальности, кроме как эта. Однако  была и другая реальность, жизнь для них.

Красота данной истории в том, что неверие евреев Меше не изменило плана ХаШема. Для Него было не важно, верят бней Исраэль в освобождение или нет. Он слышал их стенания и пришел к ним на выручку. Б-г собирался сделать это во что бы то ни стало!
И в наше время бней Исраэль находятся в опасности! Их притесняют отовсюду, они пытаются найти верные ответы на поставленные вопросы, дилеммы, которые их терзают. Со стороны видно, что они загнаны в туже ловушку, блуждая в трех соснах. Из Израиля только и доносится: «Мир, мир, мир.» Словно они живут во времена пророка Иеремии:
Иеремия 6:13-14 Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!» а мира нет.

Мой школьный учитель любил повторять: «Если вы не вынесите урок из истории, она повторится снова». Этот отрывок лучше всего подходит к сегодняшнему положению Израиля. История повторяет себя. То, о чем Иеремия предупреждал израильтян относительно вавилонян, повторяется с нынешними врагами Израиля.
 
Йешуа так описал сердца бней Исраэль:
Ури (Лука) 16:31 Но Он им ответил: «Если они не хотят слушать Моше и Пророков, их не убедит даже воскресший из мертвых!»
Прелесть сей истории в том, что ХаШем освободил Свой народ несмотря на то, что они не поверили Моше. Радость в том, что и в будущем ХаШем сделает их свободными от их врагов через принятие того, что Йешуа - ХаМашиах (Мессия), независимо от того, верят они в это или нет. 
ХаШем слышит их стенания и освободит их во чтобы то ни стало!
Барух ХаШем 
Рабби Яков Фарбер

Недельная глава «Ваэра» («Я показался») от ортодоксальных евреев.
Недельная глава открывает двухнедельную тему десяти казней и упрямому сопротивлению фараона «отпустить народ Мой, чтобы служили Мне».
Нам часто приходят письма как раз в отношении данной недельной главы. Ведь темы, затронутые в ней, являются актуальными для нас и по сей день. Во-первых, разве нельзя было вывести евреев по-доброму, по-хорошему? Разве десять казней, полностью разрушивших мощнейшую империю того времени – Египет - были совершенно необходимы? Что этим требовалось доказать? Что еврейский Б-г – самый сильный и точка? И, наконец, как быть со свободой выбора фараона, о которой сказано «Я ужесточу сердце фараона»?

Попробуем разобраться. 
О том, что требовалось доказать Тора говорит прямым текстом: 
ТАК УЗНАЕШЬ ТЫ, ЧТО Я – Б-Г. ДАБЫ ЗНАЛ ТЫ, ЧТО Я – Б-Г, ВЛАДЫКА ЗЕМЛИ! ДАБЫ УЗНАЛ ТЫ, ЧТО НЕТ ПОДОБНОГО МНЕ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ! 
Другими словами, целью десяти казней было доказать
А) что Б-г существует («Что Я – Б-г»)
Б) что Он – не «бог Декарта», сотворивший мир и отправившийся на заслуженный отдых, а Тот, кто ежесекундно управляет всем, что твориться в мире («Что Я - Б-г , владыка земли»)
В) что Он – един («нет подобного Мне»).

Все это было доказано наглядным образом, но все-таки разве нельзя было доказать это как-нибудь по-другому, по-доброму? И тут мы в очередной раз подходим к больной теме взаимоотношения добра и зла. Мы воспитаны на системе, «что такое хорошо и что такое плохо», однозначно поделившей все на «плюс» и «минус», на «добро» и «зло» и т.д. и т.п. Следовательно, все существующее на свете, все мысли, качества и поступки изначально могут принадлежать только к одной из этих категорий. Точно также рассуждал и фараон,по-дружески предупреждая Моше-рабейну о зловещей, кровавой звезде ожидающей евреев впереди: ведь если Б-г олицетворяет собой только качество силы, то сегодня эта сила оборачивается против египтян, а завтра она же бумерангом направится против самих евреев.

Иудаизм утверждает, «нет»! Не существует плохих качеств, все зависит от того (и только от того!), как мы используем их в той или иной ситуации. Не существует абсолютно плохих действий, все зависит от обстоятельств, в которых эти действия совершаются. Так, та самая кровавая звезда обернулась для евреев только новыми (точнее наполовину обновленными) заповедями – обрезанием и празднованием Песаха. А вот «добрый» путь на деле не всегда так добр: милосердие считается прекрасным качеством, но решение пощадить злодея подчас оборачивается страшнейшим злом, которое мы только можем себе представить. Таким образом, оставить египтян безнаказанными за все то зло, которое они причинили, означало бы подорвать все устои справедливости.
 
Итак, способ доказательства был выбран самый гуманный, ибо с еврейской точки зрения, нет ничего гуманней доказательства того, что зло, в конце концов, наказуемо, что у каждого преступления, в конце концов, есть свое наказание, и что у мира есть Справедливый Судья, которому, в конце концов, нам всем придется дать отчет за все свои поступки и проступки. 
Но так ли уж были виновны египтяне? Что ж, посудите сами. В следующей главе мы читаем о том, как фараон во главе 250 колесниц бросается в погоню за евреями. Но, позвольте, откуда у египтян остались лошади? Разве их всех не побил град? Побил, но не всех. Дело в том, что самые богобоязненные и праведные египтяне все-таки прислушались к голосу Творца, и их скот за это остался нетронутым. И вот из этих-то, самых-самых «богобоязненных и праведных» египтян была создана удалая конница фараона в его последнем марш-броске!
Что же можно говорить об остальных?
 
Теперь перейдем к вопросу о свободе выбора фараона. Свобода выбора априори не может осуществляться из-под палки. Десять казней, необходимых для вышеупомянутого курса обучения, по существу являли собой ту самую «палку», противоречащую самому понятию свободы выбора. Поэтом для того, чтобы «урегулировать баланс» исконной свободы выбора фараона (чье направление он продемонстрировал с самого начала) и влиянием «палки», на определенном этапе (не раньше чем после казни) его сердце было «ужесточено», т.е получило необходимую дозу поддержки для настоящей, осознанной свободы воли!

Недельная глава "Ваэра" от ортодоксов каббалистов
Седьмой из десяти казней, посланных Б-гом на Египет, был град. Огромные градины падали с небес, уничтожая урожаи египтян и портя их поля. 
Однако Тора добавляет одну необычную деталь, которая несколько озадачивает. Она говорит, что каждая градина заключала в себе огонь, горевший внутри льда. 
Зачем был нужен этот огонь?
Книга Зогар объясняет, что десять казней были посланы не только для того, чтобы разрушить инфраструктуру Египта. Они также представляли собой мощнейшие силы, намечавшие евреям пути духовной реабилитации. Каждая казнь несла в себе важный урок в плане личностного роста и обретения истинной свободы.

Холодный, ледяной град символизирует нечувствительность и безразличие к другим людям и их нуждам. "Холодный" человек – это человек, у которого с виду есть недостаток заботы, сострадания и любви. Это человек, который выглядит совершенно холодным и неспособным заботиться о ком-то или о чем-то. Безнадежен ли такой человек? 
Может ли в нем вспыхнуть искра любви?

Описывая казнь градом, Тора заявляет, что даже каменное сердце может пробудится. У каждого человека внутри есть пламя любви и сострадания. 
Но у некоторых это - пламя любви к самому себе, руководимое самолюбием и направленное вовнутрь, а не на окружающих. 
Это приводит к эгоизму, заботе только о самом себе и совершенному безразличию по отношению к другим людям. Огонь пылает, но он спрятан внутри льда.
Все что нужно – это чтобы лед растаял, а пламя любви и сострадания стало видно окружающим. 

Чтобы добиться этого, человек, подобный "граду", должен сделать две вещи: 
а) Постепенно разрушить свой эгоизм, развивая в себе скромность. 
б) Начать совершать добрые поступки, даже при отсутствии мотивации. Поступки сами по себе смогут разжечь огонь.
Огонь горит всегда. И только от человека зависит, будет ли он скрыт льдом или будет гореть в открытую.
(Основано на записках Ребе.)

В избранное