Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Экев - Следствие


 Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю толкования недельной главы Торы - "Экев"- Следствие
в исполнении мессианских евреев из Израиля и ортодоксальных евреев.
Будьте благословенны!
Подписаться на эту рассылку можно по адресу нашего сайта Исход-2 http://tikvaisrael.com 
 


 Изучаем иудаизм.
Об основах мироздания, книга Дерех Ашем - Путь Творца
Часть 2
О провидении Творца
Глава 4
Об Израиле и народах мира
[1] Одна из глубоких концепций в Его управлении миром - это концепция статуса Израиля и народов мира. Со стороны человеческой природы они кажутся совершенно одинаковыми, но со стороны Торы они весьма отличаются, и отделены друг от друга, как два совершенно разных вида. Сейчас мы разъясним этот вопрос в достаточной мере и объясним, в чем они схожи, и в чем различны.

[2] Первый человек до греха находился в необычайно вознесенном состоянии по сравнению с тем, что есть человек сегодня, и этот вопрос мы уже объяснили в части 1, гл. 3. В этом состоянии человечество занимало очень почетную ступень, подобающую его возвышенному вечному достоинству. И если бы Первый человек не согрешил, то совершенствовался бы и возвышался, переходя с уровня на уровень.
И в том благом состоянии надлежало ему породить определенное число потомков. Это число отмерено Мудростью Творца, согласно истинности того, что подобает для совершенства наслаждающихся Его благом. И все эти будущие поколения наслаждались бы вместе с Адамом тем благом.

Всевышний постановил также, что все поколения, которые должен был Адам породить, разделяются на отдельные уровни. То есть, что будут среди них главные и второстепенные, «корни» и «ответвления», происходящие один из другого в определенном порядке, как деревья и их ветви; и количество «деревьев», и число «ветвей» отмерено с предельной точностью.
Но, согрешив, Первый человек опустился на очень низкую ступень, и вошла в него большая мера тьмы и мути, как мы уже упомянули, и весь человеческий род низвергся со своей ступени и занял очень низкую ступень, не подобающую возвышенному и вечному уровню, предназначавшемуся для него изначально. Человек стал соответствовать лишь много более низкой ступени, и в этом качестве породил потомство в мире, все - на упомянутой низменной ступени.

Однако, несмотря на все это, со стороны своего истинного корня человеческий род не потерял высшего аспекта из тех аспектов, которыми обладал к моменту совершения греха. Первый человек не был отвергнут насовсем, настолько, что не сможет вернуться на высшую ступень, но актуально он находится на низшей ступени, обладая потенцией подняться до ступени высшей.
Господин всего предоставил порождениям Первого человека, существовавшим в то время, выбор: [возможность] укрепиться и постараться поднять себя с низменной ступени и вознести себя на высшую ступень. Он положил им для этого время, которое Высшая Мудрость сочла подобающим для этого усилия таким же образом, как полагает нам сейчас время достигнуть совершенства и ступени в собрании обладателей Будущего мира, как мы упомянули выше. Ибо всякому старанию должен быть положен предел.

[3] И посчитала Высшая Мудрость подобающим разделить это старание для «корней» и для «ветвей». То есть, чтобы сначала было время старания для «корневых» порождений Адама, а потом - для относящихся к «ветвям». Ибо тогда весь человеческий род имел еще шанс возвратиться в первоначальное положение и исправить испорченности, которые в нем появились. А по порядку управления следовало, чтобы сначала «корни» и главы порождений человека укрепились на исправленной ступени, и тогда бы на ней находились и они, и их «ответвления», ибо ветви всегда тянутся за корнем.
Время этого старания для «корней» было ограничено, и тот из живших в ту эпоху людей, кто удостоился раскрытия ворот и кто смог достичь этого - подготовить себя как следует, мог стать одним из благих и драгоценных «корней». Тогда он был бы подготовлен к возвышенному уровню, который подобает человеку в хорошем, а не в испорченном состоянии. Он бы достиг также и того, что ему было бы дано произвести подобающих ему потомков, то есть, уже занимающих ту ступень и то положение, которых он уже достиг в бытности «корнем».

Эта эпоха простиралась от Первого человека до времени Разделения (строительства Вавилонской башни). И все то время не переводились праведники, всенародно изрекающие правду, например, Ханох, Мэтушелах, Шем и Эвер, и предупреждающие всех о необходимости исправления.
И поскольку во время Разделения «переполнилась чаша» людских грехов, Праведный Судия постановил, что следует закончить время «коренного» старания, и что конец всех вещей будет установлен в соответствии с тем, что подобает им как «корневым» объектам на основании того, что уже произошло до этого момента. Тогда воззрел Он на всех людей, определил все ступени, которые нужно установить для этих людей согласно их деяниям, и установил эти ступени в их «коренном» качестве, как мы упомянули.
И вот по тому, как они были расположены, было постановлено, что они произведут потомство, обладающее качествами, которые были сочтены подобающими данному «корню» (- праотцу). И все они оказались установленными видами в мире, каждый - со своими законами и природой, как все другие виды творений, и было дано им производить потомство согласно их природе и их аспектам, как и всем другим видам.

И вот согласно Высшему Суду оказалось, что все они достойны оставаться на низменной ступени человечества, на которую опустились Первый человек и его потомство из-за греха, но отнюдь не на более высокой [ступени].
Один только Авраам был избран в своих деяниях, возвысился и удостоился стать отмеченным и драгоценным Древом, соответствующим высшей ступени человечества, и было дано ему произвести «ответвления» в соответствии со своей природой. Тогда-то и разделился мир на семьдесят народов: каждый - на известной ступени, но все вместе - в аспекте их человеческой сути - в низменном состоянии; а Израиль (порождение Авраама) - в его в возвышенном состоянии.

И после этого были закрыты Врата «корней»-праотцев и начались обращение и управление в «ветвях»-потомках, в каждой «ветви» - по ее природе. Выходит, что, хотя на первый взгляд мы кажемся себе равными предкам, на самом деле это не так: до Разделения было время «корней»-праотцев человечества и все события происходили в этом качестве, а когда этому времени пришел конец, все было установлено по закону, и началось другое время -время «ветвей», в котором мы до сих пор находимся.

[4] Но по Своей великой доброте и благоволению постановил Творец и позволил даже «ветвям» других народов при желании своим выбором и своими деяниями выкорчевать себя из своего «корня» и войти в общность «ветвей» нашего отца Авраама, мир ему. То есть, Всевышний сделал Авраама отцом всех переходящих в еврейство (герим) и сказал ему (Берешит 12: 3): «И благословятся тобой все племена земли». Но если они не постараются достигнуть этого, то останутся под своим «коренным» деревом, соответствующим их природе.

[5] И необходимо знать, что, как все человечество разделяется на «коренные древа» и их «ответвления», как мы упомянули, так же и в каждом «дереве» самом по себе различимы главные ветви, от которых происходят и разделяются все остальные детали.
Древо Авраама содержит 600 000 главных ветвей. Это те, кто вышли из Египта и составили народ Израиля; по ним же была разделена Земля Израиля. А все пришедшие после них считаются деталями и порождениями этих главных ветвей. Именно им (600 000) была дана Тора, и тогда это дерево стало называться созревшим.
Святой, благословен Он, содеял великое благо всем народам тем, что задержал суд над ними до времени дарования Торы и обошел с Торой всех, дабы приняли ее. И если бы они приняли ее тогда, за ними еще сохранялась бы возможность подняться с низменной ступени. Но поскольку не захотели, их суд свершился тогда до конца, и закрылись перед ними врата на засов, который невозможно открыть; и только одно осталось каждому человеку из этих «ветвей»: самому перейти в еврейство и по своему выбору войти под древо нашего отца Авраама.

[6] Приговор заключался не в том, чтобы уничтожить все эти народы, но оставить их на той низменной ступени, о которой мы упомянули. Этому виду человечества не подобало бы существовать, если бы не грех Первого человека; он-то своим грехом и повлек его существование. Но, поскольку есть в них человеческий аспект, хотя и низменный, пожелал Святой, благословен Он, чтобы было у них нечто похожее на то, что подобает истинному человечеству, а именно: чтобы была у них душа, похожая на души сынов Израиля, хотя ее уровень много ниже уровня душ сынов Израиля, и чтобы и у них были заповеди, с помощью которых они добивались телесного и духовного успехов, также согласно тому, что соответствует их природе. И это - заповеди потомков Ноаха. Все эти вещи были приготовлены с начала творения на случай, если человек согрешит, так же как были созданы условно (т.е. «на случай») все другие виды вреда и наказания, как сказали наши благословенной памяти Мудрецы.

[7] Но в Будущем мире не будет никаких других народов, кроме Израиля. А душам праведников народов мира будет дано существование в качестве добавочного и прилагаемого к Израилю, и они будут вторичны по отношению к нему, как одежда вторична по отношению к человеку. И в этом качестве они получат то, что полагается им из блага, и по своей природе они не смогут достичь большего (совершенства).

[8] В час, когда мир разделился таким образом, поставил Святой, благословен Он, семьдесят служителей из рода ангелов, чтобы они были назначены над этими народами, смотрели бы за ними и надзирали бы над их делами.
Таким образом, Всевышний осуществляет над этими народами только общий надзор. Ангел же, назначенный над народом, будет осуществлять над ним частный (детальный) надзор силой, которую передал ему Господин, благословен Он, для этого. И об этом сказано (Амос3:2): «Только вас Я признал из всех народов Земли».
Однако, из-за этого не исчезнет, упаси Б-г от подобной мысли, знание Им этих деталей, ибо перед Творцом все известно заранее и открыто с самого начала. Но дело в том, что Он не надзирает и не воздействует (напрямую) на их детали. И это станет понятным, с Б-жьей помощью, из дальнейших объяснений.

[9] Как мы упомянули, Господин, благословен Он, поставил исправление всего творения и его возвышение в зависимость от деяний Израиля. Он как бы подчинил Свое управление их действиям: освещать и воздействовать или скрыться и спрятаться, не дай Б-г, согласно их деяниям. Деяния же народов мира не прибавят и не убавят в сущности творения и в раскрытии или сокрытии Всевышнего, но лишь повлекут самим себе пользу или убыток для тела или для души и прибавят силы своему ангелу или ослабят его.
И хотя Святой, благословен Он, не надзирает детально над народами, все же существует возможность того, что Он осуществляет детальный надзор над ними для нужд одного или многих из Израиля. Это имеет место в качестве «промежуточных» случаев, которые мы объяснили в предыдущей главе.


От Мессианских евреев из Израиля
Недельная глава Торы "Экев - Следствие"
Второзаконие 7:12-11:25
Допол. чтение - Автара:
Йешайягу 49:14-51:3 (Исайя),
Деяния 6-7, Рим.8:13-39
 
И если (экев – следствие) вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе;
(Втор.7:12,13)
  
Актуальны ли эти слова..
Все это очень сильные слова и сильные обетования.
«И есть ли какой народ, какому бы Господь давал такие обетования».
Но проблема заключается в тех, кому были сказаны эти слова.
Они требуют ответной реакции, они требуют понимания, запоминания, и исполнения.
 
Все то, что дал Моше на горе Синай, в отличии от обычно приемлемой версии входит в разряд вещей, которые можно исполнить.
Там и здесь в различных христианских толкованиях Торы, доктринах и пояснениях делается заявление, что Тору исполнить не возможно. Именно по этому, она устарела, и дан Новый порядок, Новый договор – Новый Завет.

Это не верное утверждение. Тору можно и нужно исполнять.
Если бы Тору не возможно было бы исполнить, то Бог, давший Тору, походил бы на отца, у которого сын просит хлеба, а он дает ему камень!!!!
На тот период времени, Тора была откровением Господа и повелением Господа, и исполняющий ее был благословен.
 
Новый Завет начинается с описания людей, которые были праведны на основании Торы:
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.(Лук.1:5,6)
Именно исполняющие Тору, жаждущие правды Господней, искренне подходящие к ней во времена до прихода Мошиаха, были теми, которые в Мошиахе Иешуа узнали обетованного посланника Божьего. Остальные, не слушавшиеся Моше, не слушали и Его, и об этом Иешуа говорит:
 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.(Иоан.5:46)
 
Вместе с высоким уровнем внешней набожности в Израиле во времена второго храма, для многих это было лишь удобная форма жизни, привычная и дающая привилегии.
Во многом и сегодня, многих религиозных людей, номинальных иудеев и христиан, не только в Израиле, но и в др. странах объединяет не жажда по Богу, а удобство и спокойствие и принятость. Но Иешуа поощряет нас искать, даже если мы имеем определенные знания и понимания:
 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. (Матф.7:7,8)
 
Всякий истинно верующий не может «заморозится» на достигнутом, т.к. Бог бездна богатсва и премудрости и дает вкушать знающим и ищущим Его больше и больше.
 О не преходящей ценности Торы сказал Иешуа:
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 
(Матф.5:17-19)
 
Я уже писал в отношении значения слов «Ветхий Завет», и повторю сейчас лишь вкратце.
 
Ветхий – очень не корректное слово. Во времена первых учеников, когда еще Новый Завет не был написан, Павел называл Танах Боговдохновенной книгой, актуальной и годной для всякого!!! изучения.
 
После написания Нового Завета, Танах не потерял своей актуальности, но люди, крайне не желавшие видеть Израиль на страницах истории, начали постепенно вводить это выражение – ветхий, старый, дряхлый, не нужный….Они разумеется, ссылались на выражение в послании к Евреям:
 
Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
 
И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
 (Евр.8:10-13)
Но данное место говорит об образе жертвоприношений и только. Мораль, история, национальные признаки евреев, все это осталось неизменным, и именно это и называется Тора. Что же касается священства, то да, по словам Нового Завета, оно было изменено, т.к восстал новый первосвященник не из сынов Аарона, а по чину Мелхиседека и стал совершенным священником и жертвой в одном лице. И это абсолютная Истина.
 
Не вноси…
Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего; и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое.  
(Втор.7:25,26)
Немного старомодно. Сегодня все бегут за антиквариатом. Не плохо иметь дома заманчивые погремушки, как у соседа или как в том фильме….
 
К сожалению, многие верующие сегодня достаточно поверхностно относятся к повелению Моше «не вноси заклятого в свой дом». Многие наивно понимают, что сегодня все делается исключительно с материальной заинтересованности, и посему «модная старина» не опасна, не несет духовной подоплеки. Многие наполняют свои дома амулетами или скульптурами, являющимися «рекламой идолов». На майках многих верующих есть очень странные надписи?! Чтиво, компьютерные игры или фильмы, которые многие позволяют смотреть детям и с удовольствием смотрят сами, порой наполнены оккультом, но сегодня это названо модным словом «фэнтези».
 
Я не хотел бы выглядеть «ветхим ворчуном», но многие проблемы приходят в дома и жизни верующих братьев и сестер, из - за нашей поверхностности в вопросах «не вноси заклятого в свои дома». Это совершенно не значит, что мы должны уйти в «монастырь», нет, но мы должны фильтровать!!!! То, что проходит через нас, оседает на наших столах, стенах, шеях, экранах телевизоров или компьютерных мониторах.
 
Вспомним из Деяний Апостолов, что «восстание в Еффесе», из за происков Димитрия, было только на основе материальных претензий к Павлу, что де Павел разрушает их бизнес – делание модных изваяний Артемиды Еффеской.
 
Ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль,собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше;
 (Деян.19:24,25)
 Эти люди, из за денег, сделали гонение на верующих в Еффесе. Но было ли это лишь «финансовой революцией». Думаю нет. Действительно демонические силы стояли за Димитрием, и они сделали зло верующим.
 Подумайте, и попробуйте определить логику в том, что ваших детей мучают кошмарные сны, или у вас все валится из рук, или у вас «дырявый кошелек».
 
Заклятое, рекламирующее божков тех или иных религий. Изображения, говорящие об оккультизме. Ими пользуются многие группы людей, музыканты, клубы и т.п. Возможно это очень хорошие люди, возможно, они ничего не знают о том, чьи изображения они ставят на своих майках или постерах. Но мы должны знать и не давать злому быть в наших домах. Наши дома – это не только наши дома, но и Святого Духа, который живет в нас. Будем внимательны к данному вопросу.
 
Иешуа сказал:
 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
(Матф.6:24)
 
Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей,чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.(Втор.10:12,13)
 
Леон Мазин. "Шавей Цион"—"Возвращенные на Сион",
Хайфа, Израиль.


От ортодоксальных евреев.
Недельная глава Экев («Вследствие»)
 
Глава Экев описывает евреям Землю Израиля и предупреждает еврейский народ о возможных проблемах слишком хорошей жизни. 
Каждая недельная глава – цельный и гармоничный отрывок Торы. Как правило, ее начало и конец объединены каким-либо общим смыслом. Эта связь особенно остро ощущается в последней книги Пятикнижия, Дварим. Возьмем для примера сегодняшнюю главу. 
Начинается она примерно со следующих слов - 'Вследствие того, что вы будете изучать и соблюдать законы Торы и действовать согласно им, Б-г будет сохранять с вами союз'.
  
Почему примерно? Да потому что мы в очередной раз сталкиваемся с невозможностью точного перевода Торы, в котором каждое слово и даже каждая буква несут настолко многогранную смысловую нагрузку, на любой иностранный язык. Так первое слово «экев» одновременно переводится и «если, вследствии», и «пятка».
 
Меня, как лингвиста по профессии, заинтересовало,когда это слово впервые появляется в Торе. Практически в самом начале. О будущих взаимоотношениях Человека и Змея Тора высказывается так: «Он (человек) будет поражать твою голову, а ты (змей) будешь поражать его в пятку.»
   
Конечно, трудно представить себе, что максимально сжатый, законспектированный текст Торы будет настолько глубоко вдаваться в подробности «антропо-рептильных» отношений. Так постараемся немного углубиться в бездну комментариев и понять, что за аллегории стоят за всем этим, а для этого обратимся к нашим источникам. Итак, змей, внесший в человека яд сомнений – это наше так называемое «дурное начало», все наши дурные привычки, иллюзии и прихоти, мешающие нам порой посмотреть правде прямо в глаза.
 
И как бы человек не пытался «поразить их в голову», обращаясь к логике, здравому смыслу и голосу рассудка, у него все равно остается одно особо слабое место, своеобразная «ахилесова пята», и это место Тора называет пяткой. Пятка. Самая низшая точка человеческого тела, соприкасающаяся с землей. Обобщая, мы придем к выводу, что пятка – символ всего самого низменного, самого грубого, самого анти-духовного и анти-возвышенного.
   
А теперь давайте все-таки вернемся к текущей недельной главе. Итак, она начинается с той самой «пятки», со слова «экев». Но почему в данном контексте Тора выбирает именно это слово? Все дело в том, что те законы Торы, о которых здесь идет речь, это те самые законы, которые в повседневной жизни мы, образно выражаясь, «топчем ногами, идя на поводу у своего собственного змея». Далее, нам подробно описывается, на что именно мы можем рассчитывать, изменив подобную политику по отношению к законам Творца.
 
В частности и на то, чем заключается глава: «Каждое место, куда ступит ваша ступня, будет ваше, от пустыни и Ливана, от реки Ефрат и до Средиземного моря будут ваши границы». Если наша «пятка» перестанет «втаптывать в грязь» все святое и тем самым изменит свою низменную сущность, та же самая «пятка» обретет такую духовную силу, что даже земля, куда она ступит, станет обладать святостью, достойной Святой Земли.
   
Жемчужины еврейского комментария
«Соблюдайте все заповеди, которые Я тебе заповедаю сегодня ... потому, что земля, в которую ты входишь туда, чтобы унаследовать ее, не похожа на землю Египта, откуда вы вышли, где ты сеял и поливал посевы как зеленый сад...Если вы будете соблюдать заповеди.. Я дам вам дожди в свое время..» Дварим 11:8-14
 
Рамбам обращает наше внимание на характерную особенность Земли Израиля – она не орошается водными источниками, подобно каналам Египта, ответвляющимся от его центральной водной артерии – Нила. Она всецело зависит от дождей, иными словами – от воли небес. Поэтому-то эта земля несравненно хороша, в том случае, если евреи живут по-еврейски и несравненно губительна в противоположном случае.

  Женский уголок
 
В нашей недельной главе в очередной раз Земля Израиль описывается как «земля, текущая молоком и медом». Так как по выражению одного хасидского лидера, евреи обязаны жить в духе времени – в духе недельной главы Торы, давайте внесем этот дух и на наш семейный стол!
 
Медово-молочный коктейль
На одну порцию: смешиваем 2 чайные ложки меда с тремя столовыми ложками молока, сырым желтком и столовой ложкой рома. Добавляем кубик льда и украшаем взбитыми сливками, посыпав рубленными орехами.
 
Мюсли
2 чайные ложки меда смешиваем с двумя столовыми ложками кипяченного молока. Добавляем 3 столовые ложки овсянных хлопьев и 2 столовые ложки рубленных орехов. Мелко режем как минимум три вида сезонных фруктов (яблоки, бананы, клубника, груши, апельсины, мандарины, киви, хурма и т.п. ), сбрызгиваем лимонным соком. Добавляем в хлопья и заливаем 2 стаканами молока. Даем настояться как минимум час.
 


В избранное